• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 марта 2001 года N 111

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

ФАКТИЧЕСКИ УТРАТИЛ СИЛУ - ИСТЕЧЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ

В целях сохранения и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной политики в области здорового питания населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года.

2. Главам администраций улусов и городов Республики Саха (Якутия) при разработке и осуществлении социально-экономической политики учитывать положения Концепции государственной политики в области здорового питания населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года.

3. Министерству сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) (Наумов Д.Ф.), Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) (Алексеева О.И.), Министерству материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи Республики Саха (Якутия) (Членов В.М.), Министерству труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) (Песковская Ю.А.), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Егоров И.Я.), Комитету по санитарно-эпидемиологическому надзору при Правительстве Республики Саха (Якутия) (Протодьяконов А.П.) до 15 апреля 2001 года разработать и утвердить план мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

В.ВЛАСОВ

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 2 марта 2001 г. N 111


Концепция разработана Комитетом по санитарно - эпидемиологическому надзору при Правительстве Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), Министерством экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Министерством материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи Республики Саха (Якутия), Министерством труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия), Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия), Департаментом охраны генофонда народов Республики Саха (Якутия), Якутским государственным университетом им. М.К. Аммосова.

Под государственной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании, с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки.

I. Характеристика современного состояния питания населения


Сбалансированное, рациональное, ориентированное на этнические особенности питание - основа здоровья каждого человека. Правильное, рациональное питание - это прежде всего питание, полностью обеспечивающее потребности человека в энергии и всех основных пищевых веществах: белках, жирах, углеводах, пищевых волокнах, витаминах, минеральных солях, микроэлементах и других биологически активных компонентах пищи. Медицинской наукой давно установлено, что под влиянием климато-географических факторов происходит формирование различных типов обменных (метаболических) процессов. В условиях воздействия низких температур у северян выработался специфический, так называемый "полярный", белково - липидный тип обмена веществ. Это означает, что на Севере питание должно строиться с несколько большим включением белков и жиров при относительно меньшей энергетической значимости углеводов.

Сегодня питание населения республики характеризуется нарастающей тенденцией дисбаланса его структуры, снижением потребления наиболее биологически ценных пищевых продуктов, являющихся источниками незаменимых аминокислот, витаминов и микроэлементов. Анализ данных Комитета Республики Саха (Якутия) по статистике за 1999 год показывает, что потребление мяса составляет 82% от физиологической нормы, рыбы - 39%, молочной продукции - 63%, овощей - менее 50%. Питание населения носит выраженный углеводно-липидный характер, в частности, потребление хлеба пшеничного составляет 146% от рекомендуемого количества, сахара и кондитерских изделий - 492%.

Обследования детей дошкольного возраста в г. Верхоянске и пос. Батагай, проведенные в 1983-1988 годах Институтом питания РАМН, выявили глубокий дефицит витамина С у 27% обследованных детей, витамина А - у 36%, каротиноидов - у 48%, витамина В1 - у 40%, витамина В2 - у 53% обследованных детей.

Сложившаяся ситуация обусловливает рост алиментарно-зависимых заболеваний и общее ухудшение показателей здоровья населения. Так, за последние десять лет существенно возросла заболеваемость ожирением, болезнями эндокринной системы, остается высоким уровень анемий среди детей и беременных женщин.

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 04.01.2000 N 934 "О развитии внутреннего рынка продукции и товаров Республики Саха (Якутия)" позволяет ожидать резкого расширения производства пищевых продуктов из местного продовольственного сырья.

Необходимо отметить, что результаты углубленного изучения качества и безопасности местного продовольственного сырья и пищевых продуктов дают основание утверждать об их экологической чистоте. В 1995-1997 годах Республиканским центром Госсанэпиднадзора исследовано более 3000 проб местных мясных, молочных продуктов, продукции растениеводства на определение показателей безопасности: содержания токсичных элементов (меди, свинца, цинка, кадмия), микотоксинов, пестицидов, радионуклидов. Фактическое содержание указанных веществ существенно ниже допустимых уровней их содержания в пищевой продукции.

Сегодня как никогда уместно обратиться к историческому опыту традиционного питания северян. Многие стороны принципов питания народов Севера: молочнокислая пища, кумыс, бессолевая диета, сыроедение, повышенное потребление высококалорийной пищи (жиров) в условиях низких температур и т.д. признаются гигиенически целесообразными и полезными.

Исходя из значимости здоровья нации для развития и безопасности общества, важности принятия необходимых мер по повышению уровня самообеспечения республики продуктами питания определены цели, задачи и этапы реализации государственной политики в области здорового питания.

II. Цели, задачи и этапы реализации государственной политики


Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых, восстановление традиционного типа питания северян.

Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, нормативно-правовой и материальной базы, обеспечивающей:

преимущественное обеспечение населения пищевыми продуктами, произведенными из местного продовольственного сырья;

производство пищевых продуктов, обогащенных витаминами, микроэлементами и другими биологически активными компонентами;

доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;

высокое качество и безопасность пищевых продуктов;

постоянный контроль за состоянием питания населения;

пропаганда среди населения принципов рационального, здорового питания.

На первом этапе реализации Концепции (2001 год) предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы в сфере производства и реализации пищевых продуктов, принимаются государственные целевые программы в области питания, разрабатываются республиканские технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие) на производство традиционных продуктов питания народов Якутии, определяется уровень дефицита пищевых веществ, реализуются мероприятия по улучшению качества и безопасности продовольствия. В качестве неотложных мер на данном этапе должна быть разработана система экономического стимулирования местных товаропроизводителей продовольственного сырья и пищевых продуктов и внедрения современных технологий переработки, хранения и транспортирования продовольствия.

На втором этапе реализации Концепции (2002-2004 годы) предусматривается доведение производства пищевых продуктов из местного продовольственного сырья до плановых объемов, организация масштабного обогащения пищевых продуктов витаминами, макро- и микроэлементами, биологически активными добавками за счет использования как готовых витаминных комплексов (премиксов), так и нутриентов из местного растительного, биологического и минерального сырья, широкое внедрение новых технологий производства, переработки, хранения и транспортировки продовольствия, выпуск пищевых продуктов детского и диетического назначения, формирование системы адресной помощи малоимущим слоям населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по питанию для различных возрастных и социальных групп населения, преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья людей, обусловленного алиментарно-зависимыми заболеваниями, совершенствование государственного контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.

На третьем этапе реализации Концепции (2005 год) должны быть стабилизированы производство и реализация продовольствия на внутреннем рынке, реализованы меры по повышению покупательной способности и культуры питания населения; потребление основных видов пищевых продуктов должно достичь физиологических потребностей человека; будут подведены итоги предыдущих этапов реализации Концепции и определены направления государственной политики в области здорового питания на перспективу.

III. Основные принципы государственной политики в области здорового питания


Государственная политика в области здорового питания основывается на следующих принципах:

здоровье человека - важнейший приоритет государства;

питание должно быть организовано с учетом специфического "полярного" типа обмена веществ у людей, проживающих на Севере длительное время;

питание должно не только удовлетворять физиологические потребности человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;

рациональное питание детей должно быть предметом особого внимания государства;

продовольственное сырье и пищевые продукты должны быть безопасными для здоровья человека и соответствовать установленным требованиям качества.

IV. Основные направления государственной политики в области здорового питания


1. В области формирования и совершенствования нормативно - правовой базы предусматривается:

1.1. Разработка нормативных документов по механизму реализации федерального и республиканского законов "О качестве и безопасности пищевых продуктов", регулирующих производство, транспортировку, сбыт, реализацию, качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов.

1.2. Разработка нормативно-технической документации (технических условий, рецептур, технологических инструкций) на производство традиционных национальных пищевых продуктов народов Севера для массового потребителя, а также отдельных категорий населения (детей, спортсменов и других).

1.3. Разработка нормативно-технической документации на производство пищевой продукции, обогащенной пищевыми добавками из местных лекарственных растений.

1.4. Разработка нормативно-технической документации на производство новых видов биологически активных добавок к пище из местных сырьевых ресурсов растительного и животного происхождения.

1.5. Совершенствование рычагов экономического стимулирования местных производителей витаминизированной, обогащенной микронутриентами и биологически активными добавками пищевой продукции, повышающих заинтересованность в увеличении объемов производства и повышении качества продовольствия.

1.6. Создание вертикально-интегрированных юридических структур, объединяющих производителей продовольственного сырья и предприятий по переработке и производству пищевой продукции.

1.7. Формирование инвестиционных фондов и лизинговых компаний для расширения условий льготного кредитования местных товаропроизводителей.

1.8. Изучение и пересмотр существующих норм обеспеченности питанием в учреждениях социального обслуживания, а также малоимущих слоев населения.

1.9. Разработка Единой комплексной программы по реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Республики Саха (Якутия) по следующим направлениям:

"Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности республики";

"Возрождение и популяризация традиционного здорового питания народа саха";

"Пропаганда и организация здорового питания детей в организованных коллективах";

"Долины Великой Лены";

"Внедрение современных технологий водоочистки методами установки локальных автономных систем водоподготовки и фильтрации на объектах общественного питания и пищевой промышленности, развитие производств по бутилированию питьевой воды в Республике Саха (Якутия)";

"Обеспечение продовольственными товарами населения Республики Саха (Якутия) из-за ее пределов на период до 2005 года";

"Профилактика йод-дефицитных состояний у населения Республики Саха (Якутия)";

"Профилактика кариеса у детей Республики Саха (Якутия)" и другие.

В настоящее время требуется ревизия, расширение и пролонгирование отдельных действующих республиканских программ, разработанных по отраслевому принципу без учета всех аспектов здорового питания и здоровья населения республики. Единая комплексная программа должна координировать деятельность всех министерств и ведомств.

2. В области производства продовольственного сырья необходимо осуществить следующие меры:

2.1. Дальнейшее развитие земледелия, создание высопродуктивной и сбалансированной агроэкосистемы в Приленской агроклиматической зоне республики, обеспечивающей значительное повышение производства зерна, картофеля и других сельскохозяйственных культур и продуктивности животных.

2.2. Выведение новых высокоурожайных сортов зерновых культур, картофеля, многолетних трав, рентабельных сортов овощей, плодово - ягодных культур и лекарственных трав.

2.3. Восстановление производственной инфрастуктуры в местах хозяйственной деятельности, создание базовых специализированных хозяйств в условиях развития семейной экономики на селе.

2.4. Повышение производства и увеличение ассортимента сельскохозяйственных культур для удовлетворения потребности населения республики.

2.5. Разработка новых технологий и технических средств для увеличения производства сбалансированных кормов для животных, обогащенных поливитаминными премиксами и микронутриентами, внедрение технологии производства комбикормов-концентратов.

2.6. Выведение новых пород крупного рогатого скота, лошадей, северных оленей зонального якутского типа с высокой устойчивостью к экстремальным условиям Севера, обеспечивающих стабильное производство качественного продовольственного сырья с высокой питательной ценностью молока и мяса.

2.7. Выделение экологически чистых зон, обеспечивающих высококачественным натуральным сырьем из местных ресурсов, в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов.

2.8. Создание специализированных убойных пунктов скота для сохранения гигиенической ценности мяса, сохранения и безотходного использования вторичного сырья.

3. В области производства пищевых продуктов предусматривается:

3.1. Совершенствование технологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья из местных экологически чистых ресурсов, включая:

возрождение производства традиционных продуктов питания народа саха на основе промышленной технологической переработки: кисломолочной продукции (тар, бутугас, кумыс, бырпах и др.), продукция из жеребятины, оленины и др., мясных субпродуктовых наборов ("ис миинэ", "ис уэрэ" и др.);

использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности (пахта, обрат, молочная сыворотка, субпродукты, кровь, ферментное сырье и др.) для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животных.

3.2. Производство пищевой продукции массового потребления, по питательности и гигиенической ценности соответствующей потребностям организма северного человека, в том числе:

получение новых видов продуктов путем обогащения поливитаминными премиксами, микроэлементами и биологически активными веществами;

производство продуктов питания массового потребления, адаптированных для различных контингентов и возрастных групп населения: детское молочное питание для детей до 1-го года, от 7 до 14 лет, детей-спортсменов и т.д.;

производство продуктов лечебно-профилактического, диетического назначения из натурального местного сырья по рецептам традиционных национальных блюд якутской кухни для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия экстремальных факторов среды проживания;

реализация республиканской целевой программы "Обеспечение населения Якутии доброкачественной питьевой водой";

дальнейшее развитие производств по выпуску бутилированной питьевой воды в Республике Саха (Якутия).

3.3. Разработка и производство пищевых добавок, биологически активных добавок к пище из местного растительного и животного сырья, пищевой поваренной йодированной соли в объемах, достаточных для полного обеспечения населения согласно потребности населения, в частности путем обогащения ими пищевых продуктов массового потребления.

3.4. Совершенствование систем хранения продовольствия на всем пути продвижения сырья и готовой продукции от поля или фермы до потребителя, обеспечивающих сохранение качества и снижение потерь полезной продукции, включая:

освоение новых технологий хранения овощей по голландской системе с применением газовой среды;

внедрение технологии быстрой сушки картофеля и других овощей, лекарственных трав, а также скорой заморозки молока, ягод, рыбы и т.д.

4. В области профилактики алиментарно-зависимых состояний и заболеваний, связанных с неправильным питанием, требуется разработка и реализация республиканских целевых программ, обеспечивающих:

4.1. Преодоление дефицита витаминов (группы С, В, А, бета-каротина), макро- и микроэлементов (кальция, магния, фосфора, йода, фтора, селена) у населения республики, эндемичной по ряду заболеваний;

4.2. Профилактику распространенных неинфекционных заболеваний (гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, анемии, заболеваний органов пищеварения, онкологических заболеваний и др.);

4.3. Увеличение объемов производства продовольствия и пищевой продукции, биологически активных добавок к пище из местных сырьевых ресурсов.

5. В области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья необходимо:

максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможность бактериального, химического и физического загрязнения, на основе изучения и оценки мирового рынка технологий производства пищевых продуктов;

совершенствование государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции, в первую очередь разработка реального механизма реализации законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "О качестве и безопасности пищевых продуктов";

ведение мониторинга здоровья и структуры питания населения в рамках республиканской системы социально-гигиенического мониторинга, координируемого санитарно-эпидемиологической службой;

совершенствование контроля качества и безопасности продовольствия органами, осуществляющими надзор, расширение сети производственно-контрольных лабораторий.

6. В области формирования у населения навыков здорового питания предусматриваются следующие меры:

6.1. Ликвидация информационного дефицита в вопросах культуры питания: выпуск специализированной информационно-методической литературы;

6.2. Широкая пропаганда и обучение населения психологии здорового образа жизни и правильного питания ("Школы здоровья", народные университеты, консультации специалистов по месту жительства);

6.3. Системная подготовка высококвалифицированных кадров - специалистов по лечебному и диетическому питанию, гигиене питания (диетологов, нутрицологов, фитотерапевтов, врачей-гигиенистов и др.) для дальнейшего проведения обучающих курсов работникам пищеперерабатывающих предприятий, общественного питания, сферы образования и здравоохранения;

6.4. Расширение учебных программ циклами обучения правильному сбалансированному питанию в пределах учебных планов в общеобразовательных школах, средних специальных и высших заведениях республики.

7. В области рационализации детского питания намечается решение следующих задач:

7.1. Разработка и реализация комплексной программы поддержки грудного вскармливания;

7.2. Расширение производства специализированных продуктов для детей раннего возраста (в том числе витаминизированной молочной продукции), дошкольного и школьного возраста;

7.3. Организация и обеспечение в установленном порядке горячего питания детей в учреждениях общего образования.

8. В области разработки медицинских аспектов здорового питания необходимо предусмотреть следующие меры:

8.1. Осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно - зависимых заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения республики;

8.2. Подготовка кадров в различных областях науки о питании в учебных заведениях медицинского и пищевого профиля.

9. В области обеспечения доступности пищевых продуктов для малоимущих слоев населения важно создать систему выявления нуждающихся в адресной помощи и разработать различные виды этой помощи, а также механизм ее реализации.

V. Механизм реализации государственной политики в области здорового питания


Основными элементами механизма реализации государственной политики в области здорового питания являются:

государственная система поддержки, протекционизма отечественных и зарубежных инвестиций, экономического стимулирования внутреннего производства пищевых продуктов из местного продовольственного сырья и дальнейшего развития семейной экономики;

разработка и реализация целевых программ, направленных на улучшение питания населения;

развитие фундаментальных исследований в области традиционного образа питания северян с разработкой перспективных направлений производства и потребления продовольствия;

государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и сбыта;

ведение социально-гигиенического мониторинга здоровья и питания населения;

проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания на основе современных требований медицинской науки;

развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней в области сельскохозяйственного производства, пищевых технологий и гигиены питания.

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

Название документа: О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

Номер документа: 111

Вид документа: Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)

Принявший орган: Правительство Республики Саха (Якутия)

Статус: Недействующий

Опубликован: Якутские ведомости N 4 от 26.03.2001
Дата принятия: 02 марта 2001

Дата редакции: 02 марта 2001