Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2012 года N 977-П

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2013 - 2016 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П

____________________________________________________________________

Документ с изменениями внесенными:

-постановлением Правительства автономного округа от 28.02.2013 N 112-П

-постановлением Правительства автономного округа от 14.02.2014 N 112-П

В целях реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей, повышения эффективности деятельности мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению защиты прав и свобод граждан и организаций, в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 года N 120-ЗАО "О мировых судьях в Ямало-Ненецком автономном округе" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2013 - 2016 годы".

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2013 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Булаева А.И.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 20 ноября 2012 г. N 977-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 28.02.2013 N 112-П)
(с изм. от 14.02.2014 N 112-П)

ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2013 - 2016 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

окружная долгосрочная целевая программа "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2013 - 2016 годы" (далее – Программа)

Основание для разработки

1. Поручение Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010 года N Пр-3645 (часть 2).
 2. Протокол заседания Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июля 2011 года N 14 (пункт 2)

Госзаказчик-координатор

департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции
 Ямало-Ненецкого автономного округа

Госзаказчик

департамент строительства и жилищной политики
 Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчики Программы

департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции
 Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели и задачи Программы

цель:
 обеспечение деятельности судебных участков мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа, доступности и открытости мировой юстиции для населения
 Ямало-Ненецкого автономного округа.
 Задачи:
 - обеспечение судебных участков мировых судей
 Ямало-Ненецкого автономного округа помещениями, соответствующими типовым нормам и требованиям, предъявляемым к помещениям судов общей юрисдикции;

 - материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа;

- информационное обеспечение мировой юстиции и развитие системы электронного правосудия;

 - профессиональная переподготовка и повышение квалификации мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - обеспечение мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа судейской атрибутикой и полиграфической продукцией

Сроки и этапы реализации

2013 - 2016 годы, в один этап

Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы

- обеспеченность судебных участков мировых судей
 Ямало-Ненецкого автономного округа зданиями (помещениями), находящимися в собственности
 Ямало-Ненецкого автономного округа, соответствующими требованиям для размещения судов общей юрисдикции;

 - средняя площадь помещений судебного участка мирового судьи Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - оснащенность судебных участков мировых судей
 Ямало-Ненецкого автономного округа автотранспортными средствами (с учетом списания);

 - оснащенность судебных участков мировых судей
 Ямало-Ненецкого автономного округа оргтехникой;

 - общее количество аттестованных серверов и автоматизированных рабочих мест судебных участков мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - доля мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации;

 - количество выпущенных номеров журнала судейского сообщества "Закон и право"

Основные мероприятия
 Программы

- обеспечение судебных участков мировых судей
 Ямало-Ненецкого автономного округа помещениями;

 - развитие материально-технической базы судебных участков мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - развитие информационных технологий на судебных участках мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - техническое укрепление служебных помещений и обеспечение безопасности деятельности мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа и участников судебных процессов;

- профессиональная переподготовка и повышение квалификации мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа;

- приобретение полиграфической продукции и судейской атрибутики

Объемы
 финансирования
 (в ред. от 14.02.2014 N 112-П )

общий объём средств из окружного бюджета на реализацию Программы составит 96 274 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2013 год - 29 514 тыс . рублей;

 2014 год - 20 087 тыс. рублей;

 2015 год - 14 115 тыс. рублей;

 2016 год - 32 558 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
 - обеспечить оснащение судебных участков мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа согласно нормам, предусмотренным постановлением Администрации
 Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.03.2006
 N 98-А "Об утверждении типовых норм помещений судебного участка мирового судьи Ямало-Ненецкого автономного округа и типовых норм материально-технического обеспечения судебного участка мирового судьи Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.03.2006 N 98-А);

 - внедрить новейшие технологии для повышения э ффективности системы обеспечения безопасности помещений судебных участков мировых судей
 Ямало-Ненецкого автономного округа , мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа, работников их аппаратов и других участников судебного процесса;

 - усовершенствовать систему электронного правосудия;

 - повысить профессиональный уровень мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа в целях минимизации судебных ошибок;

 - повысить авторитет мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа и доверие граждан к судебной власти

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Введение института мировых судей в судебную систему Российской Федерации - это один из важнейших шагов в ходе осуществления судебной реформы. Институт мировых судей призван выполнять стоящие перед ним задачи, заключающиеся в приближении суда к населению и обеспечении доступа граждан к правосудию, создании предпосылки упрощения гражданского и уголовного судопроизводства и его дальнейшей демократизации.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1999 N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) создан 31 судебный участок мировых судей автономного округа, в том числе в муниципальных образованиях в автономном округе:

город Новый Уренгой - 5;

 город Ноябрьск - 5;

 город Лабытнанги - 3;

 город Салехард - 3;

 город Надым и Надымский район - 3;

 Пуровский район
 (г. Тарко-Сале, пос. Уренгой) - 3;

город Губкинский - 2;

 город Муравленко - 2;

 Красноселькупский район - 1;

 Приуральский район - 1;

 Тазовский район - 1;

 Шурышкарский район - 1;

 Ямальский район - 1.

Законом автономного округа от 25.12.2008 N 120-ЗАО "О мировых судьях в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон автономного округа от 25.12.2008 N 120-ЗАО) определены основы функционирования института мировых судей в автономном округе.

За двенадцать лет своей деятельности институт мировых судей подтвердил право на существование десятками тысяч рассмотренных дел, приблизив правосудие к населению.

Общее количество рассмотренных дел по сравнению с 2001 годом увеличилось в 6 раз, в том числе по уголовным делам - в 1,3 раза, по гражданским делам – в 3,3 раза, по административным делам – в 285,3 раза.

Количество рассматриваемых мировыми судьями автономного округа дел всех категорий неуклонно растет год от года. Начиная с 2001 года, нагрузка на мировых судей автономного округа увеличилась в несколько раз, что говорит о прогрессирующем развитии института мировых судей автономного округа.

В соответствии с подпунктом 40 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта. Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ) и статьей 7 Закона автономного округа от 25.12.2008 N 120-ЗАО конкретизированы данные полномочия.

В соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 27.05.2010 N 104-ПГ "О структуре исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа" и постановлением Правительства автономного округа от 24.06.2010 N 41-П "О департаменте по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - постановление Правительства автономного округа от 24.06.2010 N 41-П) в структуре органов исполнительной власти автономного округа образован департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции автономного округа (далее – департамент). Пунктом 2.4 постановления Правительства автономного округа от 24.06.2010 N 41-П определено, что департамент осуществляет государственные функции в сфере материально-технического, организационного и информационного обеспечения деятельности мировых судей автономного округа.

С первых дней формирования института мировых судей на территории автономного округа со стороны исполнительных органов государственной власти автономного округа по вопросам организации их деятельности уделялось пристальное внимание, что позволило мировой юстиции автономного округа достаточно быстро и успешно пройти этап становления.

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1998 N 188-ФЗ мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации и на них распространяется действие Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1). Однако существующий уровень материально-технической базы мировых судей продолжает уступать уровню материально-технического обеспечения федеральных судей и не соответствует возросшим требованиям к функционированию судебной системы.

Наиболее остро стоит проблема размещения судебных участков мировых судей автономного округа. Состояние занимаемых ими помещений настолько неудовлетворительно, что компрометирует систему правосудия.

В настоящее время мировые судьи автономного округа, как правило, располагаются в зданиях районных (городских) судов либо в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, в жилых домах, не соответствующих требованиям по организации и проведению судебного процесса.

Некоторые судебные участки мировых судей автономного округа расположены в ветхих, деревянных, аварийно-опасных строениях, не приспособленных для отправления правосудия, в которых залы судебных заседаний либо не соответствуют нормам, либо отсутствуют.

Из 31 судебного участка мировых судей автономного округа:

- 19 размещены в зданиях, находящихся в собственности автономного округа, из них только 10 участков обеспечены помещениями в соответствии с нормами, 2 участка размещены в деревянных зданиях;

- 6 размещены в зданиях, находящихся в муниципальной собственности, из них 2 участка - в ветхих деревянных строениях, 1 участок – в жилом помещении (трехкомнатная квартира), при этом 4 участка обеспечены помещениями в соответствии с нормативами;

- 4 размещены в зданиях, находящихся в собственности Российской Федерации, из них 3 участка - в ветхом деревянном строении, 1 участок размещен совместно с городским судом, который также испытывает недостаток помещений, при этом во всех судебных участках наблюдается значительный недостаток площадей для их размещения;

- 2 размещены в арендованных помещениях (размещение судебных участков в помещениях, не находящихся в государственной собственности, приводит к несоблюдению принципа независимости судебной власти).

Средняя площадь на одного мирового судью в 2011 году составила 129 кв. м общей площади при норме 150 кв. м площади.

Такое положение дел ведет к массовому нарушению принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимых площадей процессы из открытых фактически превращаются в закрытые, а доступ к ним вынужденно ограничивается, не позволяет использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает медлительность в осуществлении судопроизводства и влечет за собой нарушение процессуальных сроков при рассмотрения дел.

Все это делает невозможным своевременное восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывает их веру в правосудие, порождает нежелание граждан обращаться в суд, тем самым сужается поле правовой защищенности личности. А ведь именно мировые суды призваны удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом и быстром разрешении споров, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений. Однако указанная задача реализуется не в полной мере, что отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка в регионе и оказывает негативное влияние на развитие экономики автономного округа.

При этом поручениями Президента Российской Федерации от 15.12.2010 N Пр-3645 и заместителя председателя Правительства Российской Федерации - руководителя аппарата Правительства Российской Федерации от 20.12.2010 N ВВ-П4-8705 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации дано указание о принятии мер по обеспечению судебных участков мировых судей автономного округа залами судебных заседаний.

Существовавшая ранее система финансирования мировых судей в автономном округе по остаточному принципу была неэффективна. После принятия и реализации окружной целевой программы "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2009 годы" и ведомственной целевой программы "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 – 2012 годы" (далее – программы) ситуация с материально-техническим обеспечением улучшилась, судебные участки мировых судей автономного округа на 85% от установленных норм обеспечены современной оргтехникой. В целом судебные участки мировых судей автономного округа обеспечены локально-вычислительными сетями и подключением к сети Интернет, что позволило значительно сократить количество дел, рассмотренных с нарушением срока, так, за 2011 год процент таких дел составил 0,06% от общего количества.

Реализация программ позволила на 100% обеспечить судебные участки мировых судей автономного округа системами охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения, кнопками тревожного вызова полиции и мобильными кнопками вызова судебного пристава-исполнителя. В результате по итогам 2011 года в судебных участках мировых судей автономного округа не допущены нарушения общественного порядка.

За период 2010 - 2012 годов проведено повышение квалификации 12 мировых судей автономного округа и обучение 66 специалистов.

Оснащение автомобильного транспорта системами GPS-Глонасс мониторинга позволило значительно сократить расход горюче-смазочных материалов, а также упорядочить использование автомобильного транспорта.

При этом существенного сдвига в обеспечении судебных участков мировых судей автономного округа помещениями не происходило. С 2005 по 2010 год для судебных участков мировых судей автономного округа не было приобретено или построено ни одного здания, по четырем объектам подготовлена только проектно-сметная документация. В 2011 году благодаря поддержке Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа приобретено здание для размещения судебного участка мировых судей Ямальского района.

Основным отличием программы от ранее действующих является смещение акцентов с материально-технического обеспечения и технического укрепления судебных участков на обеспечение мировой юстиции необходимыми зданиями и информатизацию судебных участков.

В настоящее время в большинстве судебных участков мировых судей автономного округа транспорт размещается на улице, что приводит к большому количеству поломок, а также значительно увеличивает расход топлива на прогрев.

Необходима плановая замена автомобильного транспорта, приобретенного в 2005 - 2006 годах, требующего значительных финансовых средств на плановые и внеплановые ремонты, так, в 2011 году расходы на обслуживание и ремонт транспорта составили более 350 тыс. рублей.

Кроме того, ежегодно необходимо производить плановую замену старой, выходящей из строя и требующей списания мебели, сейфов и жалюзи, сетевого оборудования, компьютерной и оргтехники. С 2000 года по настоящее время на судебных участках мировых судей автономного округа скопилось значительное количество старой компьютерной и оргтехники, требующей списания и утилизации.

В связи с возникшей проблемой по уничтожению архивных дел с истекшим сроком хранения, закрытием на территории автономного округа котельных на твердом топливе возникла необходимость в установке специальных шредеров.

В целях дальнейшей информатизации судебных участков мировых судей автономного округа необходимо приобретение и продление лицензий программного обеспечения.

Во исполнение федерального законодательства и законодательства автономного округа Программой требуется проведение аттестации информационных систем.

Без комплексного решения проблем организационного, материально-технического обеспечения деятельности мировых судей автономного округа, обеспечения безопасности мировых судей и судебных участков мировых судей автономного округа невозможно достичь качественных сдвигов в осуществлении ими правосудия.

Принимая во внимание масштабность проблем института мировой юстиции, необходим комплексный подход для их решения на основе программно-целевого метода.

Программно-целевой метод позволит выработать и осуществить плановые управленческие решения, основанные на комплексном анализе проблем, разработать и реализовать систему мер и действий, направленных на достижение поставленных целей и задач, более тщательно отследить эффективность использования бюджетных ресурсов, направляемых на решение проблемы.

Отсутствие программно-целевого метода в реализации поставленной цели не позволит внедрить инновационные технологии в систему мировой юстиции, модернизировать ее. В результате могут обостриться отдельные ее проблемы:

- увеличится количество дел, рассмотренных с нарушением сроков;

- снизится доверие граждан к системе правосудия;

- снизится качество отправления правосудия.

II. Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»