ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2011 года N 798-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОКРУЖНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "БОРЬБА С НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧЕЙ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД 2012 - 2015 ГОДОВ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства ЯНАО от 16.12.2014 N 1021-П, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф - 18.12.2014).
____________________________________________________________________
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 18.05.2012 N 383-П, от 26.06.2012 N 489-П, от 18.10.2012 N 864-П, от 20.11.2012 N 952-П, от 18.12.2012 N 1042-П, от 26.03.2013 N 177-П, от 12.09.2014 N 732-П)
В целях реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны объектов животного мира и водных биологических ресурсов Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Борьба с незаконной добычей объектов животного мира и водных биологических ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2012 - 2015 годов" (далее - Программа).
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 - 2015 годов средства на финансирование Программы.
3. Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (Чеботарева Ю.П.) ежегодно осуществлять корректировку мероприятий и объемов финансирования Программы в соответствии с утвержденными ассигнованиями в окружном бюджете на очередной финансовый год.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2012 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимирова В.В.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "БОРЬБА С НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧЕЙ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД 2012 - 2015 ГОДОВ"
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО
от 18.05.2012 N 383-П, от 26.06.2012 N 489-П,
от 18.10.2012 N 864-П, от 20.11.2012 N 952-П,
от 18.12.2012 N 1042-П, от 26.03.2013 N 177-П,
от 12.09.2014 N 732-П)
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа "Борьба с незаконной добычей объектов животного мира и водных биологических ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2012 - 2015 годов" (далее - Программа) |
Основание для разработки | Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире"; |
Государственный заказчик-координатор | департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
(позиция введена постановлением Правительства ЯНАО от 26.06.2012 N 489-П) | |
Государственные заказчики | департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа; |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 26.06.2012 N 489-П) | |
Разработчик Программы | департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | цель: |
Сроки и этапы реализации | Программа будет реализована в период 2012 - 2015 годов, в один этап |
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы с указанием их целевых значений по годам реализации Программы | - количество проведенных рейдов; |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы | охрана объектов животного мира и водных биологических ресурсов: |
Объемы финансирования | объем финансирования мероприятий Программы составляет 522810 тыс. рублей, в том числе: |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 12.09.2014 N 732-П) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - увеличение плотности ценных объектов животного мира в среднем на 1% и, как следствие, увеличение разрешенных объемов добычи охотничьих видов; |
Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" субъектам Российской Федерации в 2005 году частично переданы полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов.
Процесс реформирования федеральных органов государственной власти, ответственных за охрану объектов животного мира и водных биологических ресурсов, и передачи части полномочий субъектам Российской Федерации, начатый в 2005 году, привел к тому, что за прошедший период на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) браконьерство принимает все большие масштабы.
Недостаточный уровень охраны биоресурсов и среды их обитания, низкий уровень жизни местного населения привел к увеличению случаев незаконной добычи биоресурсов и снижению численности ценных видов.
Согласно Федеральному закону от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации относится разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.
Реализация Программы предусматривает выполнение комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение целевых задач по сохранению объектов животного мира и водных биологических ресурсов в автономном округе.
Автономный округ находится в арктической зоне Западно-Сибирской равнины, в центре Крайнего Севера России и занимает обширную площадь - 769 тысяч кв. км. В связи с суровыми условиями Арктики и Субарктики, в пределах которых располагается большая часть территории автономного округа, животный мир сравнительно беден: из позвоночных животных в фаунистическом списке насчитывается 39 видов млекопитающих, до 200 видов птиц, 1 вид рептилий и 3 вида амфибий. Всего около 243 видов.
Ряд представителей фауны округа имеет ресурсное значение и используется в хозяйственной деятельности населения автономного округа. Из млекопитающих на территории автономного округа наибольшее ресурсное значение имеют лось, дикий северный олень, песец, лисица. Существенное значение могут иметь также соболь, американская норка, куница, ондатра, глухарь, тетерев, куропатка.
Животный мир наряду с другими природными ресурсами охраняется и используется как основа жизни и деятельности населения автономного округа, традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и всех народов Российской Федерации.
В последние годы в использовании охотничьих ресурсов фауны наметился ряд тенденций. Во-первых, возросло незаконное (браконьерское) изъятие копытных видов. Во-вторых, заметно снизилась добыча пушных видов из-за ликвидации государственной системы закупки охотничье-промысловой продукции.
В отрасли занято несколько тысяч человек. Кроме того, лицензируемые виды животных имеют большое значение в традиционном укладе жизни коренных малочисленных народов Севера, в обеспечении необходимой белковой пищей, меховым сырьем для изготовления предметов одежды и быта.
Изменение численности объектов животного мира обусловлено главным образом браконьерством. Невозможно точно установить количественные показатели незаконной добычи лицензионных видов диких животных, несомненно, они очень велики и по расчетам приблизительно в 2 - 3 раза превосходят официальные показатели разрешенной добычи.
Одним из основных факторов, оказывающих влияние на состояние животного мира, является крупномасштабная разведка запасов углеводородного сырья в автономном округе в 60 - 70-х годах и последовавшая за ним интенсификация хозяйственного освоения территорий Ямальского, Пуровского, Надымского и Тазовского районов, которые привели к тому, что большая часть видов промысловых животных вынуждена покинуть привычную среду обитания, в том числе наиболее ценные пойменные угодья. При этом у ряда видов животных (северный олень, лось, песец белый) нарушаются традиционные миграционные пути. Значительно изменились условия обитания соколообразных, журавлеобразных, глухаря, тетерева, вызвав сокращение их численности. В результате чего в Красную книгу автономного округа занесены тундровый северный олень, европейская норка, большинство хищных видов птиц и журавлей.
Анализ состояния фауны в автономном округе за последние десятилетия свидетельствует о том, что численность и ареал ни одного вида диких животных не сократились вследствие спортивной охоты. Тем не менее многие животные (заяц, белая куропатка, утки и т.д.) значительно уменьшились количественно, а некоторые (лось, глухарь, тетерев) и вовсе исчезают возле городов и крупных поселков.
Особенностью животного мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдение условий, непосредственно связанных с охраной объектов животного мира. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть (тундровый северный олень, европейская норка, серый журавль, стерх), и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствует их восстановлению и возобновлению.
В современных условиях необходимо создание в автономном округе системы мероприятий, предполагающих как сохранение разнообразия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, так и сохранение естественных мест обитания. Одним из таких мероприятий является выполнение настоящей Программы. Проведение программных мероприятий позволит увеличить плотность ценных объектов животного мира не менее чем на 1% в год и, как следствие, позволит увеличить объемы добычи охотничьих видов животных.
Водный фонд автономного округа включает в себя 7,5 млн. га эстуарных водоемов (губы, заливы), свыше 9,0 тыс. рек и проток протяженностью более 10 км, в том числе 230 рек протяженностью свыше 100 км и свыше, 1,0 тыс. озер площадью 287 тыс. га, пригодных к рыбохозяйственному освоению. Наибольшее значение имеют реки Обь, Таз, Пур, Щучья, Мессояха, Сыня, Собь, Войкар, Надым, а также протоки верховьев Таза и Пура. В водоемах обитает 33 вида рыб, большая часть которых промысловые: нельма, муксун, пелядь, чир, ряпушка, сиг-пыжьян, тугун, омуль, окунь, ерш, налим, корюшка, плотва, елец, лещ, язь, карась, щука.
В силу особенностей гидрологического режима Обского бассейна реке Обь и Обской губе принадлежит решающая роль в формировании запасов полупроходных рыб (осетр, нельма, муксун, пелядь, чир, сиг-пыжьян, ряпушка, налим) всего Обь-Иртышского бассейна. Это означает, что запасы и уловы этих рыб на территории других субъектов Российской Федерации (Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской и Томской областей) в значительной степени зависят от условий обитания рыб и их использования на территории автономного округа.
Рыболовная практика и материалы научных исследований показывают, что состояние рыбных ресурсов на рыбохозяйственных водоемах автономного округа заметно ухудшается. Браконьерство является в настоящее время важнейшей причиной истощения рыбных ресурсов автономного округа.
Незаконная добыча крайне негативно сказалась на популяциях рыб, наиболее ценных в экономическом отношении. Так, в настоящее время обское стадо сибирского осетра оказалось под угрозой уничтожения (занесен в Красную книгу Российской Федерации в 1998 году). Существенно подорваны запасы нельмы и муксуна. Очевидные симптомы перелова можно констатировать в отношении чира, пеляди, пыжьяна. Наиболее интенсивно добыча рыбы происходит в Обской и Тазовской губах, магистрали реки Обь, реки Таз и их притоках.
В настоящее время запасы сиговых рыб находятся в крайне неблагополучном состоянии. С каждым годом выделяемые квоты на промышленный лов ценных сиговых рыб имеют тенденцию к сокращению. Среди факторов, отрицательно влияющих на состояние запасов особо ценных видов рыб (осетр, нельма, муксун), очевидный приоритет принадлежит браконьерству.
Особенно тревожна ситуация с запасами и уловами муксуна. Динамика вылова муксуна рыбодобывающими предприятиями за последние 10 лет ясно показывает снижение промысловых уловов с 1047 тонн в 1998 году до 291 тонн в 2010 году.
На акватории Обской и Тазовской губ, реке Обь с притоками, других водоемах незаконный лов рыбы приобрел большие масштабы и организованный характер.
Места незаконной добычи водных биоресурсов хорошо известны. По западному побережью Обской губы - это село Новый Порт, село Мыс Каменный, пос. Яптик-Сале, село Се-Яха, по восточному побережью - от пос. Ямбург до мыса Круглый. В Тазовской губе - от Мыса Чугорь до села Антипаюта, район села Находка.
По экспертной оценке браконьерский и неучтенный вылов в губах муксуна, нельмы в зимний период составляет не менее 500 тонн, в то время как квоты на 2011 год, выделенные на автономный округ для промышленного лова, составляют по муксуну 300 тонн. Можно говорить о том, что браконьерский вылов сопоставим, а иногда выше официального промышленного вылова.
Проведение программных мероприятий позволит увеличить общие допустимые уловы добычи (вылова) водных биологических ресурсов в водоемах автономного округа не менее чем на 5% в год и, как следствие, дополнительно создать рабочие места для коренных малочисленных народов Севера.
Цель Программы: сохранение численности и разнообразия объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Для достижения цели необходимо решить основную задачу: усиление борьбы с незаконной добычей объектов животного мира и водных биологических ресурсов на территории автономного округа.
Индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы, приведены в таблице 1.
N п/п | Наименование индикатора/показателя | Единица измерения | Весовое значение индикатора/показателя | Базовое значение индикатора/показателя (2011 г.) | Годы реализации Программы | ||||
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | итого | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Количество проведенных рейдов | 0,25 | 520 | 520 | 560 | 570 | 580 | 2230 | |
(п. 1 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 26.03.2013 N 177-П) | |||||||||
2. | Количество выявленных нарушений | 0,25 | 1030 | 1100 | 1250 | 1250 | 1250 | 4850 | |
(п. 2 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 26.03.2013 N 177-П) | |||||||||
2.1. | В том числе по результатам совместных рейдов | 500 | 620 | 620 | 620 | 2360 | |||
(п. 2.1 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 26.03.2013 N 177-П) | |||||||||
3. | Плотность ценных объектов животного мира в автономном округе (по результатам ежегодно проводимых учетных работ) | особей/тыс. га | 0,25 | ||||||
3.1. | Лось | особей/тыс. га | 0,22 | 0,22 | 0,223 | 0,225 | 0,227 | ||
3.2. | Дикий северный олень | особей/тыс. га | 1,8 | 1,80 | 1,82 | 1,83 | 1,84 | ||
3.3. | Белка | особей/тыс. га | 4,0 | 4,0 | 4,5 | 5,1 | 5,6 | ||
3.4. | Волк | особей/тыс. га | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | ||
3.5. | Бурый медведь | особей/тыс. га | 0,19 | 0,19 | 0,2 | 0,21 | 0,22 | ||
3.6. | Ондатра | особей/тыс. га | 0,5 | 0,5 | 0,55 | 0,6 | 0,65 | ||
3.7. | Заяц-беляк | особей/тыс. га | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | ||
3.8. | Куница | особей/тыс. га | 0,2 | 0,2 | 0,21 | 0,22 | 0,23 | ||
3.9. | Лисица | особей/тыс. га | 0,1 | 0,1 | 0,12 | 0,15 | 0,17 | ||
3.10. | Норка | особей/тыс. га | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||
3.11. | Песец | особей/тыс. га | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
3.12. | Росомаха | особей/тыс. га | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | ||
3.13. | Соболь | особей/тыс. га | 0,21 | 0,21 | 0,22 | 0,23 | 0,24 | ||
3.14. | Белая куропатка | особей/тыс. га | 2,5 | 2,5 | 2,7 | 2,8 | 2,9 | ||
3.15. | Глухарь | особей/тыс. га | 2,1 | 2,1 | 2,15 | 2,2 | 2,25 | ||
3.16. | Рябчик | особей/тыс. га | 10 | 10 | 12 | 14 | 16 | ||
3.17. | Тетерев | особей/тыс. га | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 1,0 | 1,2 | ||
4. | Общие допустимые уловы для осуществления рыболовства на территории автономного округа (по результатам ежегодно утверждаемых объемов добычи) | тонн | 0,25 | ||||||
4.1. | Нельма | тонн | 258 | 261 | 270 | 275 | 280 | ||
4.2. | Пелядь | тонн | 1291 | 1308 | 1350 | 1400 | 1450 | ||
4.3. | Муксун | тонн | 325 | 325 | 340 | 350 | 370 | ||
4.4. | Чир | тонн | 446 | 450 | 470 | 490 | 520 | ||
4.5. | Пыжьян (сиг) | тонн | 965 | 1000 | 1050 | 1100 | 1150 | ||
4.6. | Омуль | тонн | 110 | 110 | 120 | 125 | 130 | ||
4.7. | Тугун | тонн | 1 | 1 | 1,2 | 1,4 | 1,5 | ||
4.8. | Ряпушка | тонн | 1740 | 1740 | 1850 | 1900 | 1950 |