АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 февраля 2009 года N 60-А

Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 2011 годов"

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Администрации автономного округа от 19.03.2009 N 111-А

-постановлением Администрации автономного округа от 23.07.2009 N 408-А

-постановлением Администрации автономного округа от 29.10.2009 N 579-А

-постановлением Администрации автономного округа от 19.11.2009 г. N 620-А

-постановлением Правительства автономного округа от 25.11.2010 N 412-П

-постановлением Правительства автономного округа от 12.12.2011 N 893-П

В целях развития инвестиционной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет(в ред. от 23.07.2009 г. N 408-А)

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов".

2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) в установленном порядке осуществлять финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов" в пределах средств, предусмотренных на эти цели в окружном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кима А.М.

Вице-губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа В.Н. Казарин

от 5 февраля 2009 г. N 60-А

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 23.07.2009 г. N 408-А)
(с изм. от 29.10.2009 N 579-А)
(с изм. от 19.11.2009 г. N 620-А)
(с изм. от 25.11.2010 N 412-П)
(с изм. от 12.12.2011 N 893-П)

Ведомственная целевая программа "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов"

ПАСПОРТ


Наименование субъекта
 бюджетного планирования

департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

Наименование программы

Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов (далее - Программа)

Дата утверждения и
 номер соответствующего
 нормативного акта

постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
 от ___________200___ г. N ____

Номер и дата учёта в
 департаменте экономики
 Ямало-Ненецкого
 автономного округа

Цели и задачи

цель:
 - формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе.
 Задачи:
 - разработка и совершенствование правовой базы, способствующей развитию инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе;

 - использование механизмов государственно-частного партнёрства при реализации инфраструктурных и иных экономически и социально значимых инвестиционных проектов;
 - развитие инфраструктуры рынка инвестиций в Ямало-Ненецком автономном округе;

 - формирование положительного инвестиционного имиджа Ямало-Ненецкого автономного округа

Целевые индикаторы и
 показатели

- объём инвестиций в основной капитал по источникам финансирования и отраслям экономики;
 - кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа

Характеристика
 программных мероприятий

разработка и совершенствование правовой базы, направленной на развитие инвестиционной деятельности;

 разработка и экспертиза инвестиционных проектов (предложений, бизнес-планов), приобретение и обновление программных продуктов в области инвестиционного проектирования;

 оценка внешнего и внутреннего кредитного рейтинга Ямало-Ненецкого автономного округа независимыми, рейтинговыми агентствами;

 изготовление и распространение типографской и рекламной продукции об инвестиционных возможностях Ямало-Ненецкого автономного округа;

 организационное, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение инвестиционной деятельности;

 проведение финансовой ярмарки, организация семинаров и конференций в Ямало-Ненецком автономном округе, посвящённых развитию инвестиционной деятельности;

 участие субъектов инвестиционной деятельности
 Ямало-Ненецкого автономного округа в выставках, форумах и других мероприятиях, в т.ч.
 за

пределами Ямало-Ненецкого автономного округа;

 поддержка механизмов государственного частного партнёрства, в том числе компенсация процентной ставки по коммерческим кредитам, привлечённым организациями для реализации инвестиционных проектов (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900493.doc )

Сроки реализации

2009 - 2011 годы

Объёмы финансирования,
 всего,
 в том числе текущая деятельность

- 150 825 тыс. рублей
 - 150 825 тыс. рублей. (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900127.doc )

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 Программы и показатели
 социально-экономической
 эффективности

1. Формирование актуальной правовой базы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере инвестиционной деят ельности.
 2. Устойчивые темпы роста инвестиций в ненефтегазовые отрасли экономики и формирование условий для технологического обновления основного капитала.
 3. Повышение рейтинга инвестиционной привлекательности Ямало-Ненецкого автономного округа.
 4. Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике субъекта Российской Федерации. Инвестиционная политика, выражаемая прежде всего посредством правовых актов, определяет выбор источников и методов реализации инвестиционных проектов, формирует инвестиционный климат региона, определяет органы и организации, ответственные за реализацию инвестиционной политики и конкретных инвестиционных проектов.

Формирование благоприятного инвестиционного климата обеспечивает поступательное повышение инвестиционной активности и экономический рост в регионе. Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства и предпринимательства, устраняет дефицит инвестиционных ресурсов. Формирование благоприятного инвестиционного климата происходит не только под воздействием эффективной инвестиционной политики, но и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе, в том числе: природно-климатических условий; географического положения; состояния окружающей среды; наличия научного потенциала; экономическое положение региона; правовой базы, в особенности в области бюджетного и налогового законодательства; трудовые ресурсы; развитости транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры; существующих факторов риска: политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, предопределяющих степень риска инвестиций. Поэтому инвестиционная политика определяется с учётом специфических особенностей региона.

На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение субъектов инвестиционной деятельности и региональных органов власти. В ходе реальных экономических, юридических, финансовых и иных отношений между инвесторами и региональными властями конкретизируется характер инвестиционного климата.

В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) инвестиционный климат характеризуется как благоприятный. Международным рейтинговым агентством "Standard & Poor's" автономному округу присвоен кредитный рейтинг "ВВ+стабильный". Ямал входит в пятёрку лидеров по инвестиционному рейтингу.

Анализ инвестиционной привлекательности региона позволяет сделать вывод о том, насколько благоприятны условия работы бизнеса в регионе. Динамика роста объёмов инвестиций за последние годы показывает уверенные темпы роста инвестиций: 30 - 50 процентов в год. С 2005 года объём инвестирования за счёт всех источников финансирования на развитие экономики и социальной сферы составит 932,7 млрд. рублей. Объём иностранных инвестиций в экономику автономного округа увеличится в 5 раз. Объём инвестиций по отраслям приведён в таблице 1.

Таблица 1

Показатели

2005

2006

2007

2008*

Инвестиции в основной капитал - всего
 (млрд. руб.),
 в том числе по видам экономической деятельности

135,5

172,2

269,5

355,5

агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, рыболовство и пр.)

0,2

0,1

0,1

0,2

добыча полезных ископаемых

73,3

117,7

177,1

230,2

обрабатывающие производства

0,7

0,7

1,8

2,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1,8

3,2

4,0

5,0

строительство

2,8

6,8

7,1

10,1

оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

0,1

0,2

0,3

0,4

гостиницы и рестораны

0,1

0,1

0,3

0,6

транспорт и связь

11,2

20,9

47,9

67,9

прочие виды экономической деятельности

9,9

22,5

30,9

38,8

Иностранные инвестиции (млн.дол. США)

110,0

133,2

389,9

550,0

* - оценка.

Главной особенностью инвестирования в автономном округе является то, что он обладает огромными природными топливно-энергетическими ресурсами: газом, нефтью, газоконденсатом, востребованность которых на рынке возрастает больше чем предложение. Постоянно увеличивающийся спрос на продукцию топливно-энергетического комплекса обеспечивает приток инвестиций в разработку новых месторождений и модернизацию действующих. При этом источником инвестиций являются собственные средства предприятий, обладающих лицензиями на месторождения и привлечённые ими средства кредитных организаций, в том числе иностранных.

В то же время недиверсифицированность экономической среды и слабый внутренний рынок повышают риски осуществления инвестиционной деятельности вне нефтегазового сектора. По прежнему слаборазвитой остаётся среда привлечения инвестиций - финансовая инфраструктура: отсутствуют крупные региональные финансовые организации и инвестиционные посредники, нет устоявшихся связей с отечественными и иностранными инвесторами, слабое развитие бизнес сообщества.

Развитие инвестиционной деятельности вне нефтегазового сектора экономики является основной проблемой, на решение которой направлена настоящая Программа.

Общая потребность автономного округа в инвестиционных ресурсах на среднесрочную перспективу (2009 - 2011 годы) вне нефтегазового сектора составляет сегодня не менее 287,2 млрд.рублей, оптимально необходимо привлечь 352,8 млрд.рублей.

Таблица 2

Показатели

Объём инвестиций

минимальный

оптимальный

Необходимость в инвестициях в основной капитал - всего (млрд. руб.),
 в том числе по видам экономической деятельности

агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, рыболовство и пр.)

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

Перспективы развития инвестиционной деятельности в автономном округе связаны с тремя основными источниками: частный отечественный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, кредитные средства, средства населения), иностранный капитал и бюджетные ресурсы (средства федерального и окружного бюджетов, муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов).

Консолидированный бюджет автономного округа является мощнейшим рычагом развития инвестиционной деятельности. Точное и экономически выверенное его применение может служить толчком и стимулятором для развития инвестиционной деятельности в автономном округе. Для этого необходимо обеспечить переход от прямых бюджетных инвестиций к государственной поддержке инвестиционной деятельности во всех отраслях, где для этого сформировались рыночные условия. Необходимо обеспечить условия, когда инвестиционные проекты будут осуществляться из внебюджетных источников, а средства бюджета использоваться на подготовку инвестиционных предложений, бизнес-планы инвестиционных проектов, экспертизу экономической эффективности инвестиционных проектов, то есть на информацию, призванную привлечь потенциальных инвесторов, а также на подготовку площадок для развития инвестиционной деятельности.

Недостаточно в автономном округе применяется инструментарий государственно-частного партнёрства (далее - ГЧП). В широком понимании любое взаимодействие власти и бизнеса по достижению взаимовыгодных социальных или экономически значимых целей является примером ГЧП. Отечественная практика насчитывает около полутора десятков инструментов ГЧП, которые кроме прочего можно использовать в различных компиляциях, существенно расширяя при этом возможности для реализации инвестиционных планов. Внедрение механизмов ГЧП в деятельность органов исполнительной власти способно существенно улучшить инвестиционный климат на территории автономного округа и служить дальнейшей основой развития инвестиционной деятельности.

II. Цели и задачи Программы


Целью Программы является формирование благоприятного инвестиционного климата в автономном округе и развитие инвестиционной деятельности.

Формирование благоприятного инвестиционного климата требует постоянного приложения усилий для удержания его на достигнутом уровне, подтверждения и дальнейшего улучшения. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов и стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведёт к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

Достижение цели основывается на выработке эффективной инвестиционной политики и целенаправленного воздействия на факторы, определяющие условия инвестиционной деятельности в автономном округе и предопределяющие степень риска инвестиций.

В целях развития инвестиционной деятельности в автономном округе будет вырабатываться и применяться система мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику округа и предупреждение их оттока, в том числе:

- государственная поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот);

- создание упрощённых процедур для осуществления капитальных вложений;

- создание механизма работы с инвестиционными проектами.

Развитие инвестиционной деятельности будет происходить как итог последовательного проведения инвестиционной политики и улучшения инвестиционного климата. Основной целью ставится развитие инвестиционной деятельности вне нефтегазового сектора, требующих мер государственной поддержки и отработки механизмов реализации конкретных инвестиционных проектов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»