Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 сентября 2009 года N 507-А

Об утверждении окружной целевой программы "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 2012 годы"

Документ утратил силу:

-постановлением Правительства автономного округа от 18.11.2010 N 383-П

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Администрации автономного округа от 02.12.2009 N 676-А

-постановлением Администрации автономного округа от 25.03.2010 N 162-А

-постановление Администрации автономного округа от 27.05.2010 N 280-А

-постановлением Правительства автономного округа от 05.08.2010 N 172-П

-постановлением Правительства автономного округа от 30.09.2010 N 274-П

-постановлением Правительства автономного округа от 01.11.2010 N 325-П

-постановлением Правительства автономного округа от 18.11.2010 N 378-П

-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 N 501-П

-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 N 516-П

В целях поддержки и развития отрасли строительства жилья, снижения спада объёмов жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе в условиях финансового кризиса Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа).

2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете средства на финансирование Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мискевича Е.В. (с изм. от 27.05.2010 N 280-А) (с изм. от 01.11.2010 N 325-П)

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В. Неёлов

от 24 сентября 2009 г N 507-А

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 25.03.2010 N 162-А)
(с изм. от 05.08.2010 N 172-П)
(с изм. от 30.09.2010 N 274-П)
(с изм. от 01.11.2010 N 325-П)
(с изм. от 18.11.2010 N 378-П)
(с изм. от 23.12.2010 N 501-П)
(с изм. от 23.12.2010 N 516-П)

Окружная целевая программа "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы"

Паспорт Программы


Наименование Программы

целевая программа "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки

http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R200405586.html ;

 федеральная целевая программа "Жилище"
 на 2002 - 2010 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R200101798.html ;

 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа
 от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" ;

 постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2005 года N 278-А "О первоочередных мерах по реализации приоритетных национальных проектов и проведению демографической политики на территории Ямало-Ненецкого автономного округа";

 постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2009 года N 463-А "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ" ;

 решение антикризисного штаба при Губернаторе
 Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению устойчивости экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (протокол от 19 июня 2009 года)

Государственный заказчик-координатор (искл. от 01.11.2010 N 325-П )

департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственный заказчик (в ред. от 01.11.2010 N 325-П )

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчики Программы

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (с изм. от 18.11.2010 N 378-П )

Цели и задачи Программы

Цель Программы:
 - сохранение и развитие отрасли строительства жилья, снижение спада объёмов жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе в условиях финансового кризиса путём поддержки застройщиков, осуществляющих жилищное строительство на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и граждан, желающих принять у частие в долевом строительстве жилья;

 задачи Программы:
 - уменьшение стоимости и увеличение объёмов кредитных средств, получаемых застройщиками, осуществляющими жилищное строительство на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - повышение доступности жилых помещений для граждан, с целью сохранения платёжеспособного спроса на жилье;

 - увеличение объёма внебюджетных средств, привлекаемых в жилищное строительство;

 - сохранение и развитие рынка ипотечного жилищного кредитования

Сроки и этапы реализации Программы

2010 - 2012 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы

показателями выполнения Программы являются:
 - объём кредитных средств, полученных строительными организациями с предоставлением государственной поддержки в виде субсидирования части процентной ставки
 по кредитам, полученным с целью  осуществления жилищного строительства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, - 6 458 млн. рублей;
(с изм. от 18.11.2010 N 378-П ) (с изм. от 23.12.2010 N 501-П )
 - общая площадь жилья, введённая в эксплуатацию за счёт кредитных средств, полученных строительными организациями с предоставлением государственной поддержки в виде субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным с целью осуществления жилищного строительства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, - 224 тыс. м2;
(с изм. от 23.12.2010 N 501-П )
 - объём средств, полученных гражданами в кредитных организациях с целью строительства жилых помещений, - 465 млн. рублей;
(с изм. от 23.12.2010 N 501-П )
 - площадь жилья, приобретённая гражданами за счёт (с привлечением) средств, полученных в кредитных организациях с целью строительства жилых помещений, - 11 620 м2 (с изм. от 30.09.2010 N 274-П ) (с изм. от 23.12.2010 N 501-П )

Основные направления реализации мероприятий

- предоставление субсидий для погашения части процентных ставок по кредитам, получаемым строительными организациями с целью осуществления жилищного строительства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (приложе ние N 1 к настоящей Программе);

 - предоставление социальных выплат гражданам, постоянно проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на компенсацию части расходов по оплате процентов при кредитовании на строительство жилых помещений (приложение N 2 к настоящей Программе)

Объёмы и источники финансирования

в 2010 - 2012 годах общий объём финансирования Программы за счёт средств окружного бюджета составит 742506,6  тыс. рублей, (с изм. от 30.09.2010 N 274-П ) (с изм. от 18.11.2010 N 378-П ) (с изм. от 23.12.2010 N 501-П )
 в том числе по годам:
 2010 год - 96506,6  тыс. рублей;
(с изм. от 30.09.2010 N 274-П ) (с изм. от 18.11.2010 N 378-П ) (с изм. от 23.12.2010 N 501-П )
 2011 год - 323 000 тыс. рублей;

 2012 год - 323 000 тыс. рублей
 источник финансирования - окружной бюджет (в ред. от 05.08.2010 N 172-П )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

в результате реализации Программы планируется достичь следующих показателей:
 - число граждан, улучшивших жилищные условия
 - 166 человек;
(с изм. от 23.12.2010 N 501-П )
 - общая площадь жилья, сданного в эксплуатацию
 - 298,6 тыс. м2

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В условиях финансово-экономического кризиса реальный сектор экономики в целом столкнулся с драматическим падением платёжеспособного спроса, следствием которого также стала нехватка ликвидности во всех базовых отраслях экономики.

Из-за существенного снижения ликвидности и качественного роста рисков нереализации готовых, в первую очередь жилищных объектов, банки практически полностью остановили кредитование инвестиционно-строительных проектов. Приостановлено финансирование проектов даже по открытым кредитным линиям на согласованных ранее условиях. В массовом порядке банки направляют требования о возврате кредитов. Произошло ужесточение условий предоставления строительных кредитов. Устойчивой тенденцией стал существенный рост процентных ставок, в том числе по уже выданным кредитам, ставки по которым достигли величины 22 - 25%. В уведомительном порядке предприятиям-заёмщикам сообщается о повышении процентных ставок по уже выданным кредитам. При этом разрыв между уведомлением и повышением ставок может составлять несколько банковских дней. Это не даёт компаниям времени скорректировать свои действия: рефинансировать кредит, снизить издержки и т.п.

У банков растут объёмы кредиторской задолженности, в их кредитных портфелях увеличивается доля ненадёжных кредитов. В этой связи, многие банки оказались в состоянии банкротства или приближаются к нему. Налицо взаимный кризис доверия между заёмщиками и кредиторами.

Начиная с третьего квартала 2008 года сформировалась устойчивая тенденция сокращения объемов ипотечного жилищного кредитования.

Почти в 20 раз сократилось количество банков, выдающих ипотечные кредиты. Только около 15 банков сохранили ипотечные программы. При этом 80% объема ипотечного кредитования приходится на долю пяти крупнейших, в основном, государственных банков.

Банки, как и в случае с кредитованием строительства, ужесточили требования к заёмщикам и условия предоставления кредитов, а также существенно повысили размеры ставок (от 20% и выше). Полностью остановились сделки по рефинансированию (секьюритизации) выданных ипотечных кредитов из-за отсутствия долгосрочных внешних источников и недостаточного развития российского фондового рынка.

Кредитование населения на этапе строительства практически полностью прекращено.

В предыдущий, докризисный период многие инвестиционно-строительные компании и банки проводили весьма агрессивную и рискованную политику по наращиванию объёмов жилищного строительства. Рынок жилищного строительства в основном был спекулятивным, когда покупался актив или производились инвестиции без законтрактованного сбыта.

Финансирование основного объёма строительства, особенно осуществляемого крупными девелоперами (девелопер - это инициатор проекта, связанного с созданием нового объекта недвижимости, занимающийся его продвижением, координацией работ, выбором схем финансирования, координацией реализации проекта, эксплуатацией), обеспечивалось банковскими кредитами, возврат которых в свою очередь обеспечивался продажами готового жилья на свободном рынке. Такая схема финансирования в условиях доступности кредитов приводила к быстрому росту цен на жильё т.к. проценты, при относительно длительном сроке кредитования капитализировались. Этому также способствовали ожидания высокой доходности строительного бизнеса, связанные с дисбалансом между спросом на жильё и его предложением в пользу спроса. В результате отрасль оказалась перекредитованной, а рынок жилья - "перегретым".

При недоступности кредитов, инвестиционно-строительная деятельность практически полностью остановилась. Та часть инвестиционно-строительных компаний, у которой имелись значительные объёмы кредиторской задолженности по сравнению с их активами (К/З > 1), уже оказалась в состоянии технического дефолта.

Быстрыми темпами происходит снижение финансовой устойчивости девелоперских компаний, что создаёт реальную угрозу их банкротства. Девелоперы вынуждены "замораживать" значительное количество строительных (не только жилищных) проектов, находящихся на стадии получения исходно-разрешительной документации, а также замедлять темпы начатого строительства, вплоть до его полной остановки, из-за нехватки средств для расчётов с подрядными организациями. Отсутствие у девелоперов средств на продолжение строительства может привести к разорению сотен подрядных организаций. В результате, в 2009 году ожидается реальное сокращение объёмов ввода жилья (не менее 20 - 25%).

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа все вышеописанные проблемы усугубляются отсутствием собственной отрасли производства строительных материалов, сложной транспортной схемой и высокой долей "сезонных" работ, не позволяющими работать "с колес", что требует от строительных организаций вложения значительных средств в приобретение строительных материалов на этапе подготовки строительства и ведет к снижению скорости оборота вкладываемых средств.

В условиях нестабильной экономической ситуации, в связи с нехваткой оборотных средств при сокращении объёмов кредитования и снижения объёма продаж готового жилья в связи с падением платёжеспособного спроса, строительные организации вынуждены останавливать строительство уже начатых объектов и отказываться от реализации планировавшихся ранее проектов.

На 20 июля 2009 года в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляется строительство 162 объектов жилья, общей жилой площадью 298,6 тысяч квадратных метров, общей сметной стоимостью около 13,95 млрд. рублей. Строительство части из них уже остановлено, часть готовится к остановке. Для окончания строительства данных объектов в течение 2009 - 2010 годов необходимо около 7,8 млрд. рублей. При этом с конца 2008 года не начато строительством ни одного нового объекта, то есть существует реальная опасность того, что в 2011 году не будет сдано ни одного метра жилья.

Данные обстоятельства, в случае непринятия активных мер государственной поддержки строительной отрасли, приведут к резкому спаду объёма жилищного строительства уже в текущем году и практически полной остановке жилищного строительства в 2010 - 2011 годах на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, что в свою очередь не позволит выполнить задачи приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жильё - гражданам России".

Таким образом, существует объективная необходимость реализации программных мероприятий по поддержке и стимулированию жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе с привлечением средств окружного бюджета.

II. Основные цели и задачи Программы


Целью Программы является сохранение и развитие отрасли строительства жилья, снижение спада объёмов жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе в условиях финансового кризиса путём поддержки застройщиков, осуществляющих жилищное строительство на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и граждан, желающих принять участие в долевом строительстве жилья.

Задачи Программы:

- уменьшение стоимости и увеличение объёмов кредитных средств, получаемых застройщиками, осуществляющими жилищное строительство на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

- повышение доступности жилых помещений для граждан, с целью сохранения платёжеспособного спроса на жильё;

- увеличение объёма внебюджетных средств, привлекаемых в жилищное строительство;

- сохранение и развитие рынка ипотечного жилищного кредитования.

Срок реализации Программы: 2010 - 2012 годы.

Перечень важнейших целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации Программы, приведён в таблице приложения N 4 к настоящей Программе.

III. Перечень программных мероприятий


Основные цели и задачи Программы решаются в рамках мероприятий, входящих в состав Программы, в том числе:

- мероприятие "Предоставление субсидий для погашения части процентных ставок по кредитам, получаемым строительными организациями с целью осуществления жилищного строительства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (приложение N 1 к настоящей Программе);

- мероприятие "Предоставление социальных выплат гражданам, постоянно проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на компенсацию части расходов по оплате процентов при кредитовании на строительство жилых помещений" (приложение N 2 к настоящей Программе).

Перечень программных мероприятий с объёмами финансирования представлен в таблице приложения N 3 настоящей Программы.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


Источником финансирования программных мероприятий являются средства окружного бюджета.

В 2010 - 2012 годах общий объём финансирования Программы за счёт средств окружного бюджета составит 742506,6 тыс. рублей, в том числе по годам (абз. в ред. от 05.08.2010 N 172-П) (с изм. от 30.09.2010 N 274-П) (с изм. от 18.11.2010 N 378-П) (с изм. от 23.12.2010 N 501-П):

2010 год - 96506,6 тыс. рублей; (абз. в ред. от 05.08.2010 N 172-П) (с изм. от 30.09.2010 N 274-П) (с изм. от 18.11.2010 N 378-П) (с изм. от 23.12.2010 N 501-П)

2011 год - 323 000 тыс. рублей;

2012 год - 323 000 тыс. рублей;

Ежегодные объёмы финансирования мероприятий Программы могут уточняться, исходя из возможностей окружного бюджета на очередной год.

V. Условия предоставления и методика расчёта межбюджетных субсидий

(утр. силу от 23.12.2010 N 516-П)

Финансирование мероприятий Программы осуществляется путём предоставления муниципальным образованиям в Ямало-Ненецком автономном округе межбюджетных субсидий.

Распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями производится на основании конкурсного отбора, осуществляемого конкурсной комиссией, создаваемой государственными заказчиками Программы.

Конкурсный отбор муниципальных образований для участия в Программе производится на основе условий участия и оценочных критериев.

Условиями участия в конкурсном отборе являются:

- наличие утвержденной муниципальной программы по поддержке и стимулированию жилищного строительства;

- предоставление обязательства муниципального образования в автономном округе по финансированию муниципальной программы (мероприятий) в размере не менее 5% от объёма межбюджетных субсидий, предусмотренного муниципальному образованию на реализацию Программы (мероприятий);

- отсутствие нецелевого использования субсидий, получаемых за счёт средств окружного и федерального бюджетов.

Оценочными критериями для конкурсного отбора муниципальных образований по распределению средств окружного бюджета в виде субсидий между муниципальными образованиями в Ямало-Ненецком автономном округе являются:

- потребность муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе в реализации мероприятий Программы;

- приоритетность поддержки муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе, имеющих в текущем году наименьший уровень расчётной бюджетной обеспеченности после распределения дотаций из окружного бюджета;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»