Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2010 года N 495-П

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программ "Молодёжь Ямала (2011 - 2014 годы)"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П
____________________________________________________________________

Документ с изменениями внесенными:

-постановлением Правительства автономного округа от 12.05.2011 N 263-П

-постановлением Правительства автономного округа от 27.06.2011 N 433-П

-постановлением Правительства автономного округа от 24.11.2011 N 861-П

-постановлением Правительства автономного округа от 16.02.2012 N 112-П

-постановлением Правительства автономного округа от 23.07.2012 N 573-П

-постановлением Правительства автономного округа от 29.11.2012 N 1010-П

-постановлением Правительства автономного округа от 14.02.2013 N 68-П

-постановлением Правительства автономного округа от 29.04.2013 N 301-П

-постановлением Правительства автономного округа от 30.01.2014 N 58-П

В целях реализации статьи 76 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2009 года N 70-ЗАО "О молодёжной политике в Ямало-Ненецком автономном округе" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Молодёжь Ямала (2011 - 2014 годы)".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 20 декабря 2010 N 495-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 27.06.2011 N 433-П)
(с изм. от 16.02.2012 N 112-П)
(с изм. от 14.02.2013 N 68-П)
(с изм. от 29.04.2013 N 301-П)
(с изм. от 30.01.2014 N 58-П)

Окружная долгосрочная целевая программа "Молодёжь Ямала (2011 - 2014 годы)"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

окружная долгосрочная целевая программа "Молодёжь Ямала (2011 - 2014 годы)" (далее – Программа)

Основание для разработки

Конвенция о правах ребёнка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года;

 Семейный кодекс Российской Федерации ;

 Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений" ;

 Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" ;

 Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ;

 Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ);

 Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа;

 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2009 года N 70-ЗАО "О молодёжной политике в Ямало-Ненецком автономном округе";

 распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июля 2010 года N 93-РП "Об утверждении концепции и разработке окружной долгосрочной целевой программы "Молодёжь Ямала (2011 - 2014 годы)"

Государственный заказчик (с изм. от 16.02.2012 N 112-П )

департамент молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчики Программы
 (с изм. от 16.02.2012 N 112-П )

департамент молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели и задачи Программы

цель:
 - содействие успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа;

 задачи:
 1. Формирование и укрепление духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодёжи Ямало-Ненецкого автономного округа.
 2. Развитие потенциала социально значимой активности молодёжи Ямало-Ненецкого автономного округа и его включение в процессы государственного и общественного роста.
 3 . Укрепление системы обеспечения реализации эффективной молодёжной политики в Ямало-Ненецком автономном округе

Сроки и этапы реализации

Программа реализуется в период 2011 - 2014 годов,
 без разделения на этапы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам
 реализации Программы

1. Коэффициент вовлечённости детей и молодёжи
 от 8 до 30 лет в мероприятия социальной, добровольческой и гражданско-патриотической направленности.
 2. Уровень электоральной культуры (доля молодых людей от 18 до 30 лет, участвующих в выборных кампаниях).
 3. Доля детей и молодёжи в возрасте от 6 до 30 лет, охваченных деятельностью общественных объединений.
 4. Количество проектов (мероприятий), направленных на развитие молодёжного предпринимательства, профориентацию и трудоустройство молодёжи.
 5. Число молодых учёных и специалистов, принявших участие в конкурсах (мероприятиях) научно-исследовательской направленности регионального, всероссийского, международного уровня.
 6. Уровень информационной обеспеченности молодёжной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
 7. Количество специалистов сферы работы с молодёжью, повысивших уровень профессиональной подготовки.
 8. Количество учреждений сферы молодёжной политики, получивших ресурсную поддержку для развития системы работы с молодёжью

Основные направления реализации мероприятий

1. Молодёжные приоритеты Ямала.
 2. Молодёжные инициативы Ямала.
 3. Молодёжная сеть Ямала

Объёмы
 Финансирования
 (в ред. от 30.01.2014 N 58-П )

в 2011 - 2014 годах общий объём финансирования Программы составит 147 381,0 тыс. рублей,
 в том числе по годам:
 2011 год - 38 400,0 тыс. рублей;

 2012 год - 48 671,0 тыс. рублей;

 2013 год - 24 445,0 тыс. рублей;

 2014 год - 35 865,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации
 Программы (с изм. от 14.02.2013 N 68-П )

1. Увеличение охвата детей и молодёжи мероприятиями социальной, добровольческой и гражданско-патриотической направленности до 16%.
 2. Повышение уровня гражданской ответственности, патриотизма и политической активности молодёжи, электоральной культуры молодых людей на 2%.
 3. Увеличение доли детей и молодёжи, охваченных деятельностью общественных объединений, до 9,2%.
 4. Рост количества проектов (мероприятий), направленных на развитие молодёжного предпринимательства, профориентацию и трудоустройство молодёжи, до 10 ед.
 5. Увеличение численности молодых людей Ямало-Ненецкого автономного округа, занятых в научной деятельности и принявших участие в меро приятиях научно-исследовательской направленности, до 60 чел.
 6. Развитие единого информационного пространства, позволяющего повысить эффективность информационного обеспечения как самой молодёжи, так и молодёжной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, повышение уровня информационной обеспеченности молодёжной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 36%.
 7. Рост численности специалистов сферы работы с молодёжью Ямало-Ненецкого автономного округа, повысивших уровень профессиональной подготовки,
 до 360 чел.
 8. Увеличение количества учреждений сферы молодёжной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, получивших ресурсную поддержку для развития системы работы с молодёжью, до 36 ед.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) проживает 149 089 человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 27,5% от общей численности населения, из которых около 80 000 – студенты, 30 000 молодых семей, более 1 668 молодых граждан с ограниченными возможностями, 2 367 молодых людей зарегистрировано как безработные. Всем им необходимо создать равные стартовые возможности в условиях жизни автономного округа.

Молодёжь всегда рассматривалась как главный инновационный ресурс общества, государства и конкретного региона. При этом прогрессивной силой развития общества молодёжь становится только в результате целенаправленной государственной политики в отношении развития её потенциала. В связи с этим эффективная государственная молодёжная политика - один из важнейших инструментов развития страны и общества, а проблема общественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного формирования и становления молодых граждан, их недостаточной вовлечённости в жизнь социума является одной из наиболее приоритетных задач в автономном округе.

Анализ функционирования отрасли молодёжной политики в последние годы показывает, что данное направление по темпам роста относится к одной из динамично развивающихся отраслей социальной сферы региона.

Но, несмотря на позитивные результаты, полученные в последнее время в сфере молодёжной политики, в молодёжной среде остаются негативные тенденции, характерные как для автономного округа, так и для других субъектов Российской Федерации.

Круг проблем молодого поколения достаточно обширен. В связи с существующими демографическими тенденциями снижения доли молодых людей в общей численности населения Ямала, что обусловлено значительным падением рождаемости в 1990-е годы, всё больше возрастает социальная нагрузка на будущее трудоспособное население. Сегодняшние молодые жители автономного округа станут основным трудовым ресурсом региона и России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.

Таким образом, проблема занятости молодёжи является одной из наиболее серьёзных молодёжных проблем, которая влечёт за собой большую часть негативных тенденций. При этом нерешение такой проблемы, как молодёжная безработица ставит под угрозу и экономическую безопасность, и социальную стабильность региона. В связи с этим не могут не вызывать обеспокоенность данные, полученные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики в результате обследования населения автономного округа по проблемам занятости. Так, по состоянию на 01 января 2009 года в соответствии с методологией МОТ безработными являются 10 000 человек из числа молодёжи в возрасте до 29 лет, что составляет 7% от общей численности молодёжи данной возрастной группы.

Задача превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста и значительного повышения производительности труда требует обратить особое внимание государства и институтов гражданского общества на развитие инновационного потенциала ямальской молодёжи, её предпринимательских инициатив, инвестиционной поддержки новаторских идей и разработок. Также в автономном округе, как и в России в целом, очень остро стоит вопрос воспроизводства собственных научных кадров. Молодёжь в возрасте до 29 лет составляет менее 20% от общего числа исследователей. Средний возраст учёного в настоящее время составляет 56 лет, для сравнения в 60-е годы 20 века он достигал 38,5 лет.

Одной из основных задач, неоднократно отмеченной в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, является улучшение демографической ситуации в стране. По данным службы загс автономного округа, в регионе зарегистрирован достаточно высокий показатель по числу разводов в молодых семьях: в 2006 году - 37,8%, в 2007 году – 35,4%, в 2008 году – 41,5%, в 2009 году – 36,1%. Также растёт число одиноких матерей (2006 год – 834 человека, 2009 год – 1031 человек) и родителей, не состоящих в браке (2006 год – 1600 человек, 2009 год – 1977 человек). Это свидетельствует о необходимости систематического проведения мероприятий, направленных на повышение престижности зарегистрированных брачных отношений, укрепление авторитета семьи, разработки комплекса мер по созданию системы социально-психологической помощи молодым семьям.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (утверждён 23 марта 2009 года Пр-695ГС); решениями, принятыми 25 июня 2009 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества; распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 997-р, утверждающим изменения, которые вносятся в Стратегию государственной молодёжной политики в Российской Федерации в части совершенствования государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, защиты их нравственности, необходимо уделять повышенное внимание правовому и патриотическому воспитанию молодых граждан. Тем более что любое правовое демократическое государство предполагает наличие в обществе высокого уровня правовой культуры граждан, а также чувства глубокого уважения к Родине и благодарности предкам.

По данным анкетирования государственного учреждения "Региональный центр патриотического воспитания" (г. Ноябрьск), 43,6% молодых граждан автономного округа не могут назвать себя патриотами, около 61% старшеклассников признались, что для того чтобы быть счастливым, современному человеку необходим в первую очередь материальный достаток. Указанная позиция требует определённой коррекции и ориентирования молодёжи на более важные ценности, такие, как нравственное, духовное, физическое развитие, поиск способов собственной самореализации. Требуют также особого внимания и вопросы толерантного отношения молодёжи к представителям различных национальностей, религиозным культурам, обычаям, традициям.

Низкий уровень общественно признанных морально-нравственных ориентиров развития приводит к криминальной активности малолетних правонарушителей. В последнее время отмечается рост количества преступлений, совершённых несовершеннолетними и при их участии, в г. Салехарде (с 38 до 51), Красноселькупском районе (с 12 до 14), Надымском районе (с 45 до 56), Тазовском районе (с 26 до 38) и Ямальском районе (с 13 до 23). Впервые в автономном округе в 2009 году было зафиксировано преступление, совершённое несовершеннолетним лицом по факту возбуждения ненависти по национальному признаку.

Одна из основных проблем современности - увеличение количества молодёжи, подвергнутой вредным привычкам. По официальным статистическим данным, в автономном округе растёт доля лиц в возрасте до 26 лет, впервые зарегистрированных потребителей наркотических средств, по отношению к числу лиц данной возрастной категории: в 2007 году – 0,02%, в 2009 году – 0,14%. Алкогольные напитки (включая пиво) потребляют 66% молодёжи в возрасте 14 – 30 лет. Потреблять алкогольные напитки начинают рано. В 14 – 16 лет пьёт каждый второй, а в 17 лет доля молодых лиц, потребляющих алкогольные напитки, превышает 70%.

Данное положение усугубляется состоянием здоровья молодого поколения. Молодые люди имеют более низкий уровень здоровья, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Несмотря на то что по данным Ямалстата, 33,5% молодёжи организуют свой досуг в учреждениях культуры и спорта, продолжает сохраняться негативная тенденция снижения доли здоровых детей, с одновременным увеличением удельного веса детей, имеющих хронические заболевания.

Всё это выступает тормозом в развитии молодёжного сообщества, и задача органов власти заключается не только в констатации существования негативных проявлений, но и в активной защите молодёжи путём развития и стимулирования инициатив как самих граждан, так и молодёжных общественных организаций.

При этом для результативной работы с молодёжью автономного округа необходимо не только сохранение сложившейся инфраструктуры сферы молодёжной политики, но и её активное развитие. В числе основных проблем по-прежнему остаётся недостаточная материально-техническая оснащённость учреждений, клубов, досуговых объединений, требующая постоянного обновления. Кроме того, в условиях неравномерного развития информационных технологий в муниципальных образованиях в автономном округе (лишь в 4-х муниципальных образованиях в автономном округе имеются собственные Интернет-ресурсы по молодёжной политике) существует необходимость в создании и развитии единой системы информационного обеспечения молодёжи и молодёжной политики в автономном округе.

Вместе с тем остаётся ещё ряд насущных проблем, таких, как организация досуга и консультационно-правовое обеспечение молодых граждан, требующих целенаправленного вложения финансовых средств, объединения усилий различных государственных учреждений и ведомств, привлечения организационного потенциала общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

Все перечисленные выше проблемы требуют системного решения и применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в молодёжной среде, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодёжи и носят объективный характер. Использование программно-целевого метода для решения проблем молодых граждан позволит создать условия и предпосылки для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной молодёжной политики и с учётом бюджетных ограничений.

Необходимость комплексного подхода к осуществлению работы с детьми и молодёжью признаётся сегодня на всех уровнях власти. В автономном округе, начиная с 1996 года, в основу молодёжной политики был заложен программно-целевой подход, который доказал свою эффективность: благодаря реализации окружной целевой программы "Молодёжь Ямала" (далее - программа) создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодёжи потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развитии гражданской позиции, трудовой и социальной активности, укреплении института семьи. Все эти направления связаны с приоритетными стратегическими целями социально-экономического развития автономного округа.

В результате целенаправленной деятельности органов по делам молодёжи в автономном округе получили развитие следующие позитивные тенденции:

1. В области профилактики здоровья созданы возможности для занятий любительским спортом, активным досугом, молодёжным самодеятельным туризмом. За период реализации окружной целевой программы "Молодёжь Ямала (2007 - 2010 годы)" в этих целях было проведено более 25 спортивно-оздоровительных слётов, фестивалей, экспедиций, что позволило значительно увеличить численность молодёжи, охваченной социально активной здоровьесберегающей деятельностью (ежегодно до 50 – 60%).

Кроме этого, в пяти муниципальных образованиях (Ямальском, Приуральском, Красноселькупском, Шурышкарском и Тазовском районах) получила развитие такая форма спортивно-оздоровительной деятельности, как палаточные лагеря. Эта малозатратная форма летней занятости подростков "группы риска" становится всё более востребованной, о чём свидетельствуют данные анкетных опросов: практически каждый участник подобного проекта имеет желание повторить такой опыт организации своего летнего отдыха. Также высокую оценку имеет и организованный в рамках программы православный палаточный лагерь "Земля надежды" на фактории Лаборовая Приуральского района для детей тундровиков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отмеченный специальным призом Государственной Думы Российской Федерации как инновационный проект.

2. Большое внимание уделялось вопросам содействия занятости молодёжи, поддержке программ временного трудоустройства, профориентационной работе с молодыми людьми. В рамках программы велась деятельность по организации сезонных рабочих мест в Красноселькупском, Шурышкарском, Ямальском и Тазовском районах по формированию окружных молодёжных трудовых бригад для работы на территориях природных заказников автономного округа, по подготовке педагогических отрядов для работы в окружных оздоровительных центрах. Результатом этой работы стало создание Штаба по координации занятости молодёжи в период летних каникул на территории автономного округа, поддержки движения студенческих строительных отрядов. В целом трудовой деятельностью удалось занять 13,7% от общей численности молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет.

3. Важным фактором, способствующим решению проблемы социальной адаптации молодёжи "группы риска", выявлению талантливой молодёжи и повышению творческой и интеллектуальной активности молодых людей, стал комплекс мероприятий по развитию молодёжной культуры и творчества, среди которых игры, фестивали КВН, студенческое творчество, молодёжные субкультуры. В практику муниципальной политики автономного округа внедрено более 120 программ и проектов по поддержке творческих и одарённых молодых людей, программ досуговой занятости для неорганизованной молодёжи.

4. Существенно возрос уровень электоральной активности молодёжи автономного округа, на что указывает анализ явки молодых избирателей в дни выборов. Благодаря целенаправленным программным действиям (за 3 года участниками агитационно-просветительских мероприятий стали более 10 000 молодых людей) молодёжь активнее стала участвовать в выборах всех уровней. Если в 2007 году доля голосовавших молодых людей относительно общего количества избирателей в возрасте от 18 до 30 лет составляла около 34%, то к 2009 году этот показатель вырос до 42%.

5. За годы реализации программы значительно повысился уровень материально-технической оснащённости инфраструктуры молодёжной политики автономного округа. Была укреплена база 17 учреждений по работе с молодёжью, 15 клубов молодых семей и 17 клубов по месту жительства.

6. К 2010 году в автономном округе была сформирована развитая система лидерских школ и проектов для активной молодёжи: зональные и окружные школы лидеров, семинары молодёжных инициатив, окружной конкурс "Будущее Ямала", реализован пилотный проект "Молодёжный отряд правопорядка".

Это способствовало активизации общественного детского и молодёжного движения. В настоящее время доля молодёжи, охваченной общественным движением, составляет около 3% (в 2004 году около 2%).

Целенаправленная работа по включению потенциала социально значимой активности молодёжи автономного округа в государственные и общественные процессы способствовала увеличению доли молодых управленцев с 27% (2007 год) до 30,5% (2009 год). В программе "Кадровый резерв Ямала" за три года приняло участие 6 600 человек.

7. Продолжена реализация такого направления, как поддержка молодой семьи. На сегодняшний день в каждом муниципальном образовании в автономном округе успешно работают семейные клубы, центры, объединения молодых семей. Увеличение их количества (от 11 в 2006 году до 28 в 2009 году) - результат системной работы органов по делам молодёжи по подготовке специалистов, занимающихся решением проблем молодых семей на муниципальном уровне. С положительной прогрессией увеличилось и число активных молодых семей – участников клубных объединений. Ежегодный прирост численного состава семейных клубов составляет примерно 24%.

8. Значительно активизировалась работа по информатизации и информационному обеспечению молодёжной политики автономного округа: в 4 муниципальных образованиях появились собственные Интернет-ресурсы, стал издаваться окружной молодёжный журнал "Юность Ямала".

9. Получило развитие международное сотрудничество, было реализовано 3 международных проекта: Европейская встреча организаторов летнего отдыха, проект "Арктик-скаут" в формате палаточного лагеря "Северные просторы" и проект "Молодёжная социальная сеть", реализованный в рамках программы канадско-российского сотрудничества по развитию территорий Севера НОРДЕП.

10. Повысился уровень методического обеспечения молодёжной политики автономного округа. В рамках программы грантовую поддержку получили 53 социально значимых проекта, авторами которых являются специалисты сферы работы с молодёжью; 53 человека и 1 муниципальное учреждение были отмечены окружной молодёжной премией "За вклад в реализацию молодёжной политики в Ямало-Ненецком автономном округе".

Таким образом, за период действия окружной целевой программы в автономном округе сформировалась система работы с молодёжью, произошёл ряд позитивных сдвигов в решении молодёжных проблем, обеспечена организационно-методическая работа и межведомственный подход. Выстроена система "обратной связи", функционирующая на основе сбора информации и отчётных сведений, что позволяет своевременно оценивать динамику происходящих процессов и принимать управленческие решения для повышения эффективности программных действий.

II. Основные цели и задачи Программы


Целью Программы является содействие успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития Российской Федерации и автономного округа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»