ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2010 года N 493-П

Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов"

Документ с изменениями внесенными:

-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2011 N 970-П

В целях реализации государственной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, направленной на развитие инновационной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, руководствуясь постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июля 2010 года N 146-П "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов".

2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) обеспечить финансирование ведомственной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов" в пределах средств, предусмотренных на эти цели в окружном бюджете.

3. Департаменту по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа (Деттер Г.Ф.) осуществлять координацию программных мероприятий и контроль за их реализацией.

4. Признать утратившими силу:

- постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 года N 719-А "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов";

- постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 июня 2009 года N 300-А "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов";

- постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2009 года N 718-А "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимирова В.В.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 20 декабря 2010 N 493-П

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 23.12.2011 N 970-П)

Ведомственная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование субъекта бюджетного планирования

департамент по науке и инновациям
 Ямало-Ненецкого автономного округа

Наименование Программы

"Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов" (далее – Программа)

Цели и задачи

целью Программы является развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
 - повышение уровня инновационной активности и культуры в регионе и формирование имиджа Ямало-Ненецкого автономного округа как территории инновационного развития;

 - обеспечение организационной, методической и технической поддержки инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе

Целевые индикаторы и показатели
 (с изм. от 23.12.2011 N 970-П )

- количество организованных мероприятий в сфере инноваций;

 - количество инновационных проектов, участвовавших в конкурсах, проводимых в рамках Программы;

 - количество инновационных проектов, получивших субсидии (гранты) для внедрения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации Программы
 - количество субъектов инновационной деятельности, получивших грантовую поддержку на реализацию (внедрение) инновационных проектов в рамках реализации Программы

Характеристика программных мероприятий

- повышение уровня инновационной активности в Ямало-Ненецком автономном округе за счёт проведения конкурсов инновационных проектов и организации содействия участию в них инновационно-активных предприятий

Ямало-Ненецкого автономного округа, поддержки деятельности окружного и муниципальных отделений общества изобретателей и рационализаторов;

 - обеспечение организационной, методической и технической поддержки инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе, экспертиза, оценка, финансирование и софинансирование инновационных проектов;

 - формирование имиджа Ямало-Ненецкого автономного округа как территории инновационного развития, повышение уровня инновационной культуры в регионе за счёт проведения форумов, конференций, выставок, семинаров и размещения материалов в средствах массовой информации

Сроки реализации

2009 - 2011 годы

Объемы финансирования - всего, в том числе
   - текущая деятельность
 - НИОКР
 - инновации
 (в ред. от 23.12.2011 N 970-П )

общий объем финансирования за счет средств окружного бюджета в объеме 30,732 млн. рублей,
 в том числе:
   0,000 млн. рублей;

 0,000 млн. рублей;

 30,732 млн. рублей;

 в том числе по годам:
 2009 год - 5,313 млн. рублей,
 2010 год - 16, 194 млн. рублей,
 2011 год - 9,225 млн. рублей

Перечень показателей, характеризующих результаты реализации Программы

- решение первоочередных задач в сфере инновационной политики с учётом региональной специфики Ямало-Ненецкого автономного округа и развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе;

 - повышение уровня инновационной активности и культуры в Ямало-Ненецком автономном округе;

 - обеспечение организационной, методической и технической поддержки инновационной деятельности;

 - формирование имиджа Ямало-Ненецкого автономного округа как территории инновационного развития, повышение уровня инновационной культуры в регионе

I. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена Программа


Практика развития мирового сообщества свидетельствует о возрастающем влиянии инновационной деятельности на темпы экономического роста. Это во многом объясняется тем, что продукты интеллектуального труда на мировом рынке имеют существенно более высокую прибавочную стоимость, нежели продукция сырьевой направленности (минеральные ископаемые, металлы, нефть, газ и т.п.) и других сфер экономической деятельности. Именно поэтому в экономически развитых странах в кратчайшие сроки достигается максимальный прирост производства и валового национального продукта.

Перевод экономики России на инновационный путь развития требует комплексного подхода к развитию инновационной деятельности, эффективного функционирования инновационной системы в интересах реализации государственной инновационной политики.

Для России в целом, её регионов нет более важной проблемы в настоящее время, чем проблема активизации инновационной деятельности, формирование центров инновационной активности, формирование инфраструктуры поддержки инноваций.

Эта глобальная проблема общенационального масштаба, которая требует не частичных разобщённых решений, а комплексного системного и программного государственного подхода. Она связана с формированием национальной инновационной системы, повышением уровня национальной инновационной активности и культуры общества.

Общенациональная инновационная система должна опираться на инновационные системы регионов, объединяя их на единой правовой, политической, экономической, методической и информационной основе. Поэтому создание региональных инновационных систем, их элементов и отдельных субъектов инновационной деятельности является важнейшей частью инновационного развития России.

Примерами российских регионов, которые достигли существенных результатов в инновационной сфере, являются Томская, Свердловская, Нижегородская, Саратовская, Калужская, Ростовская области, республики Татарстан, Башкортостан, Санкт-Петербург и другие субъекты Федерации. В этих регионах полностью или частично сформированы инновационные системы, позволяющие решать социально-экономические проблемы на основе новейших научно-технических разработок.

Одной из основных задач департамента по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) является содействие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ). В Положении о департаменте указано, что он обеспечивает научное и инновационное развитие экономики автономного округа путём принятия и реализации региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, создания научных организаций автономного округа. Это положение подтверждает соответствие проблемы организации инновационной деятельности в автономном округе стратегическим целям и тактическим задачам департамента как субъекта бюджетного планирования.

Автономный округ как субъект Российской Федерации имеет высокий бюджетный потенциал для успешного развития инновационной деятельности. Основными положительными характеристиками такого развития являются:

наличие высокотехнологичных производств, связанных с добычей, предварительной переработкой и транспортировкой нефти, газа и газового конденсата, что вызывает необходимость привлечения значительного числа высококвалифицированных кадров и постоянного обновления технологий и оборудования;

наличие в нефтегазодобывающих предприятиях специализированных внедренческих подразделений (научно-технических центров), осуществляющих поиск, экспертизу инновационных разработок и их применение в производстве.

Наличие инновационных разработок в социальной сфере автономного округа (образовании, здравоохранении, культуре, органах управления государственной власти автономного округа и муниципальных образований) является безусловным катализатором перевода региона на инновационный путь развития.

В то же время экономика автономного округа имеет выраженный моноотраслевой характер с преобладанием производства углеводородного сырья.

Потребность в высококвалифицированных кадрах предприятиями нефтегазового комплекса удовлетворяется в основном за счёт привлечения уже подготовленных специалистов, зачастую вахтовым методом. Такая ситуация не способствует развитию собственного научно-образовательного комплекса.

Современные технологии применяются прежде всего в собственных производственных подразделениях, в то же время такие жизненно необходимые для населения отрасли, как коммунальное хозяйство, гражданское строительство, городской транспорт остаются в стороне от инновационной деятельности. Усугубляет положение в жилищно-коммунальной и социальной сфере и то, что до недавнего времени коммунальные и социальные службы муниципальных образований в автономном округе содержались за счёт добывающих предприятий и их развитие осуществлялось за счёт экстенсивного фактора. Сегодня же передача этих служб под управление муниципальных образований, а значит, на бюджетное содержание требует решения ряда накопившихся проблем только интенсивным путём, в том числе за счёт применения инновационных разработок.

Структура акционерного капитала предприятий нефтегазового комплекса сформирована таким образом, что решение многих финансовых вопросов невозможно без разрешения головных компаний, поэтому руководители основных градообразующих предприятий даже при желании затрудняются участвовать в создании инновационных структур автономного округа.

Отмеченные предпосылки и отрицательные факторы создают проблемную ситуацию в формировании инновационного уклада экономики автономного округа и требуют системного подхода к созданию и обеспечению функционирования региональной инновационной системы.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией инновационного развития автономного округа.

Реализация настоящей Программы производится в полном соответствии с целями и задачами субъекта бюджетного планирования - департамента, следующими из Положения о департаменте, утверждённого постановлением Правительства автономного округа от 24 июня 2010 года N 85-П "О департаменте по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа".

II. Предложения по целям и задачам Программы. Предложения по целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам (в табличной форме)

(раздел в ред. от 23.12.2011 N 970-П)

Целью реализации настоящей Программы является развитие инновационной деятельности в автономном округе, осуществляемое за счет политики, направленной на поддержку субъектов инновационной деятельности автономного округа. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- повышение уровня инновационной активности и культуры в регионе и формирование имиджа автономного округа как территории инновационного развития;

- обеспечение организационной, методической и технической поддержки инновационной деятельности в автономном округе.

Указанные задачи направлены на решение ряда тактических задач субъекта бюджетного планирования - департамента, следующих из Положения о департаменте, а именно:

- обеспечение научного и инновационного развития экономики автономного округа путем принятия и реализации региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе поддержка инновационной деятельности на территории автономного округа в формах, установленных законодательством автономного округа об инновационной деятельности;

- осуществление мер по популяризации научно-технической, инновационной деятельности в автономном округе в средствах массовой информации и ее инвестиционной привлекательности.

В ходе решения сформулированных выше задач настоящей Программы предусматривается получение следующих результатов:

по задаче "Повышение уровня инновационной активности и культуры в регионе и формирование имиджа автономного округа как территории инновационного развития":

выявление, развитие и реализация творческого потенциала общества, который в конечном счете является определяющим фактором эффективной инновационной деятельности.

Повышение уровня инновационной активности и культуры и формирование имиджа автономного округа как территории инновационного развития предполагается за счет:

- проведения конкурса инновационных проектов и конкурса "Лучший изобретатель и рационализатор Ямало-Ненецкого автономного округа";

- проведения форумов;

- предоставления грантов на реализацию (внедрение) инновационных проектов.

По задаче "Обеспечение организационной, методической и технической поддержки инновационной деятельности в автономном округе":

организационная, методическая и техническая поддержка инновационной деятельности будет способствовать повышению инновационной активности предприятий и организаций, обеспечит дополнительное привлечение молодых специалистов в инновационную деятельность, станет стимулом повышения инновационной культуры.

Основные результаты Программы определяются ее целью, решаемыми задачами и выполненными мероприятиями. Реализация Программы будет иметь следующие результаты для автономного округа:

- решение первоочередных задач в сфере инновационной политики с учетом региональной специфики автономного округа и развитие инновационной деятельности в автономном округе;

- повышение уровня инновационной активности и культуры в автономном округе.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться путем контроля за исполнением Программы на основе системы достоверных, сравнимых и доступных оценочных показателей, которые представляют собой количественные и качественные характеристики и описания (целевые индикаторы).

Методика расчета и описание целевых индикаторов:

1) количество организованных мероприятий в сфере инноваций - количественный индикатор, показывающий число проведенных конкурсов, форумов в рамках реализации Программы;

2) количество инновационных проектов, участвовавших в конкурсах, проводимых в рамках Программы, - количественный индикатор, показывающий число инновационных проектов, участвовавших в конкурсах, проводимых в рамках Программы;

3) количество инновационных проектов, получивших субсидии (гранты) для внедрения на территории автономного округа в рамках реализации Программы, - количественный индикатор, показывающий число инновационных проектов, получивших субсидии (гранты) для внедрения на территории автономного округа в рамках реализации Программы;

4) количество субъектов инновационной деятельности, получивших грантовую поддержку на реализацию (внедрение) инновационных проектов - количественный индикатор, показывающий число субъектов инновационной деятельности, получивших гранты для реализации (внедрения) инновационных проектов на территории автономного округа в рамках реализации Программы.

Значения показателей (индикаторов) по годам реализации Программы и их веса представлены в таблице 1. Источником получения информации о значениях показателей (индикаторов) реализации Программы является план работы департамента, органом, ответственным за сбор данных для оценки показателей (индикаторов), является департамент, срок, порядок сбора данных для расчета и периодичность расчета индикаторов определяются планом работы департамента. Оценку реализации Программы планируется производить ежеквартально с использованием методов статистического и сравнительного анализа.

Таблица 1 Значения показателей (индикаторов) по годам реализации Программы и их веса


N
 п/п

Наименование показателя (индикатора)

Единица измерения

Вес

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

6

7

1.

Количество организованных
 мероприятий в сфере инноваций

ед.

0,2

3

3

3

2.

Количество инновационных проектов, участвовавших в конкурсах, проводимых в рамках Программы

ед.

0,2

50

50

22

3.

Количество инновационных проектов, получивших субсидии (гранты) для внедрения на территории автономного округа в рамках реализации Программы

ед.

0,3

0

1

0

4.

Количество субъектов инновационной деятельности, получивших грантовую поддержку на реализацию (внедрение) инновационных проектов в рамках реализации Программы

ед.

0,3

0

0

2

Затраты на реализацию

тыс. руб.

5313

16194

9225

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»