ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2010 года N 484-П

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы"

Документ с изменениями внесенными:

-постановлением Правительства автономного округа от 09.08.2011 N 584-П

-постановлением Правительства автономного округа от 24.10.2011 N 771-П

-постановлением Правительства автономного округа от 27.02.2012 N 145-П

-постановлением Правительства автономного округа от 23.07.2012 N 589-П

-постановлением Правительства автономного округа от 29.01.2013 N 30-П

-постановлением Правительства автономного округа от 12.08.2013 N 639-П

-постановлением Правительства автономного округа от 02.10.2013 N 806-П

В целях обеспечения социальной защиты инвалидов и их интеграции в общество Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа).

2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) обеспечить финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в окружном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

3. Рекомендовать главам (главам администраций) муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе содействовать эффективной реализации мероприятий Программы и достижению оптимальных значений показателей и индикаторов.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 20 декабря 2010 N 484-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 09.08.2011 N 584-П)
(с изм. от 24.10.2011 N 771-П)
(с изм. от 27.02.2012 N 145-П)
(с изм. от 23.07.2012 N 589-П)
(с изм. от 29.01.2013 N 30-П)
(с изм. от 12.08.2013 N 639-П)
(с изм. от 02.10.2013 N 806-П)

Окружная долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

окружная долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы"
 (далее - Программа)

Основание для разработки

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ;
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" ;

 Федеральный закон от 02 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" ;

 Федеральный закон от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" ;

 распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р (О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года);

 распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 июля 2010 года N 85-РП "Об утверждении Концепции и разработке окружной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы"

Госзаказчик- координатор

департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (с изм. от 29.01.2013 N 30-П )

Госзаказчик
 (с изм. от 02.10.2013 N 806-П )

департамент по физической культуре и спорту
 Ямало-Ненецкого автономного округа
 департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа
 департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчики Программы

департамент социальной защиты населения
 Ямало-Ненецкого автономного округа (с изм. от 29.01.2013 N 30-П )

Цели и задачи Программы
 (с изм. от 24.10.2011 N 771-П )

цели Программы - создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, устранение или наиболее полная компенс ация утраченных физических возможностей, а также интеграция инвалидов в общество.
 Для достижения поставленных целей в рамках Программы предполагается решение следующих задач:
 - внедрение в деятельность социальных служб Ямало-Ненецкого автономного округа инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а также расширение спектра социальных услуг, предоставляемых инвалидам и семьям с детьми-инвалидами;

 - увеличение охвата инвалидов различными видами реабилитационных услуг, оказываемых социальными службами, лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями;

 - создание условий для комфортной безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов;

 - содействие социализации инвалидов
 - повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда

Сроки и этапы реализации

2011 - 2013 годы
 Программа реализуется без разделения на этапы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы
 (с изм. от 24.10.2011 N 771-П )  (с изм. от 27.02.2012 N 145-П ) (с изм. от 29.01.2013 N 30-П )

- число специалистов учреждений, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам, прошедших курсы повышения квалификации;

 - количество инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, новых услуг, внедрённых в практику деятельности социальных служб Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - число информационных материалов о мерах социальной защиты инвалидов, о реабилитационных услугах;

 - удельный вес инвалидов, получивших различные виды реабилитационных услуг, от общего числа инвалидов;

 - удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, от общего числа детей-инвалидов;

 - удельный вес государственных учреждений, в которых инвалиды занимаются адаптивным спортом, и социальных служб, получивших современное оборудование, инвентарь, средства малой механизации для реабилитации, адаптации инвалидов и ухода за ними, от числа государственных учреждений, в которых инвалиды занимаются адаптивным спортом, и социальных служб;

 - удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, от числа инвалидов, обратившихся за обеспечением техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень;

 - удельный вес инвалидов, получивших помощь в адаптации внутриквартирного пространства, от общего числа инвалидов, нуждающихся в адаптации внутриквартирного пространства;

 - число приобретённых микроавтобусов с устройствами низкой посадки-высадки инвалидов для учреждений социального обслуживания населения и отделений социального обслуживания, созданных при управлениях социальной защиты населения;

 - удельный вес инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией, от общего числа инвалидов;

 - удельный вес инвалидов, участвующих в спортивных (оздоровительных) мероприятиях, от общего числа инвалидов;

 - удельный вес инвалидов, являющихся членами общественных объединений инвалидов, от общего числа инвалидов
 - удельный вес инвалидов, получающих профессиональное образование, от числа инвалидов, нуждающихся в профессиональной реабилитации
 - число объектов социальной инфраструктуры, адаптированных к потребностям маломобильных групп инвалидов, за счет программных средств
 - удельный вес инвалидов, получивших помощь в адаптации внутриквартирного пространства за счет средств Программы, от числа инвалидов, нуждающихся в адаптации внутриквартирного пространства, обратившихся за проведением работ по адаптации внутриквартирного пространства в органы социальной защиты населения

Основные направления реализации мероприятий
 (с изм. от 24.10.2011 N 771-П )

- информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов;

 - медико-социальная реабилитация инвалидов;

 - создание доступной среды жизнедеятельности
 инвалидов;

 - социокультурная реабилитация инвалидов
 - профессиональная реабилитация инвалидов

Объёмы финансирования
 (в ред. от 27.02.2012 N 145-П ) (с изм. от 29.01.2013 N 30-П )
 (с изм. от 02.10.2013 N 806-П )

финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств окружного бюджета
 в размере 284 390 ,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2011 год - 24024,0 тыс. рублей;

 2012 год - 132 697,0 тыс. рублей;

 2013 год - 127 669 ,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
 (с изм. от 24.10.2011 N 771-П ) (с изм. от 27.02.2012 N 145-П ) (с изм. от 29.01.2013 N 30-П )
 (с изм. от 12.08.2013 N 639-П )

реализация мероприятий Программы позволит:
 - увеличить число специалистов учреждений, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам, прошедших курсы повышения квалификации, со 128 человек в 2010 году до 173 человек в 2013 году;

 - увеличить количество инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, новых услуг, внедрённых в практику деятельности социальных служб Ямало-Ненецкого автономного округа, с 12 в 2010 году до 16 в 2013 году;

 - увеличить число информационных материалов о мерах социальной защиты инвалидов, о реабилитационных услугах с 24 в 2010 году до 35 в 2013 году;

 - увеличить удельный вес инвалидов, получивших различные виды реабилитационных услуг, от общего числа инвалидов с 30 % в 2010 году до 36 % в 2013 году;

 - увеличить удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, от общего числа детей-инвалидов с 30,4 % в 2010 году до 33,5 % в 2013 году;

 - увеличить удельный вес государственных учреждений, в которых инвалиды занимаются адаптивным спортом, и социальных служб, получивших современное оборудование, инвентарь, средства малой механизации для реабилитации, адаптации инвалидов и ухода за ними, от числа государственных учреждений, в которых инвалиды занимаются адаптивным спортом, и социальных служб с 65 % в 201 0 году до 100 % в 2013 году;

 - увеличить удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, от числа инвалидов, обратившихся за обеспечением техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, с 69,5 % в 2010 году до 90 % в 2013 году;

 - увеличить удельный вес инвалидов, получивших помощь в адаптации внутриквартирного пространства, от общего числа инвалидов, нуждающихся в адаптации внутриквартирного пространства, с 6% в 2010 году до 7% в 2012 году;

 - увеличить число приобретённых микроавтобусов с устройствами низкой посадки-высадки инвалидов для учреждений социального обслуживания населения и отделений социального обслуживания, созданных при управлениях социальной защиты населения, с 3 в 2010 году до 12 в 2013 году;

 - увеличить удельный вес инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией, от общего числа инвалидов с 10 % в 2010 году до 15,8 % в 2013 году;

 - увеличить удельный вес инвалидов, участвующих в спортивных (оздоровительных) мероприятиях, от общего числа инвалидов с 11 % в 2010 году до 20,8 % в 2013 году;

 - увеличить удельный вес инвалидов, являющихся членами общественных объединений инвалидов, от общего числа инвалидов с 29 % в 2010 году до 32 % в 2013 году
 - увеличить удельный вес инвалидов, получающих профессиональное образование, от числа инвалидов, нуждающихся в профессиональной реабилитации, с 1,98% в 2010 году до 3,2% в 2011 году
 - увеличить число объектов социальной инфраструктуры, адаптированных к потребностям маломобильных групп инвалидов, за счет программных средств с 0 единиц в 2010 году до 51 единиц в 2013 году
 - увеличить удельный вес инвалидов, получивших помощь в адаптации внутриквартирного пространства за счет средств Программы, от числа инвалидов, нуждающихся в адаптации внутриквартирного пространства, обратившихся за проведением работ по адаптации внутриквартирного пространства в органы социальной защиты населения с 50% в 2010 году до 94% к концу 2013 года

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Социальная защита и социальная поддержка инвалидов на протяжении многих лет являются одним из приоритетных направлений социальной политики в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ).

Решение проблем инвалидов в автономном округе осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами различного уровня, направленными на социальную защиту инвалидов.

Согласно данным актуального регистра на 01 января 2010 года на территории автономного округа численность инвалидов составляет 14973 человека.

Категории

на 01.01.2009

на 01.01.2010

Всего инвалидов,
 из них:

15011

14973

Инвалиды старше 18 лет

13294

13305

Дети-инвалиды

1717

1668

Наибольшая численность инвалидов зарегистрирована в таких муниципальных образованиях, как город Новый Уренгой, город Ноябрьск, город Надым.

Развитая законодательная база и материальные ресурсы позволили создать в автономном округе систему социальной защиты инвалидов, состоящую из нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих систем (направлений):

1) системы мер социальной поддержки инвалидов;

2) системы реабилитационных мероприятий;

3) системы социального обслуживания инвалидов.

Система социальной защиты инвалидов включает в себя комплекс мер, объединяет различные структуры и ведомства для решения одной общей задачи - обеспечения инвалидам равных возможностей в реализации гражданских, экономических и иных прав.

Для обеспечения комплексного подхода к организации социальной защиты инвалидов в автономном округе в дополнение к мерам социальной поддержки и социальной защиты инвалидов, установленным федеральным законодательством, предоставляются региональные меры социальной поддержки, закреплённые в ряде нормативных правовых актов автономного округа.

В автономном округе в период реализации окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы" (далее – действующая программа) зарегистрирован рост на 7,1 процентных пункта доли инвалидов, получивших различные виды реабилитационных услуг. Вместе с тем эффективность реабилитационных мероприятий не достаточно высока. По данным федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу" (далее - Главное бюро МСЭ), показатели полной реабилитации среди детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет не имеют устойчивой тенденции роста, а показатель частичной реабилитации взрослых инвалидов снизился с 9,9 % в 2006 году до 7,3 % в 2009 году.

Для повышения эффективности реабилитационных мероприятий необходимо активизировать работу по внедрению в деятельность социальных служб автономного округа инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а также расширению спектра социальных услуг, предоставляемых инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, начатую в рамках действующей программы.

Проблема низкой эффективности реабилитационных мероприятий для инвалидов усугубляется отсутствием на территории автономного округа специализированных реабилитационных учреждений для инвалидов (санаториев, домов-интернатов для психохроников и детей, имеющих отклонения в психическом и умственном развитии). В то время, как по данным Главного бюро МСЭ в автономном округе на протяжении многих лет среди причин (как первичной, так и повторной), лежащих в основе инвалидности среди детей, в первую тройку входят болезни нервной системы, психические расстройства и врождённые аномалии. По уровню первичной инвалидности по классам и группам болезней среди взрослого населения в тройку лидирующих заболеваний входят болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы. В структуре повторно признанных инвалидами среди лиц старше 18 лет стабильно находятся болезни системы кровообращения, психические расстройства и болезни костно-мышечной системы.

Кроме того, как среди детей, так и среди взрослых в автономном округе за период с 2007 по 2009 годы отмечается рост удельного веса инвалидов по зрению в структуре заболеваний среди лиц старше 18 лет при повторном освидетельствовании (с 3,3% до 3,9%) и среди детей при первичном освидетельствовании (с 2,4 % до 4,8%).

Для решения названных проблем необходимо создать условия для увеличения охвата инвалидов различными видами реабилитационных услуг, оказываемых социальными службами, лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями, расположенными как на территории автономного округа, так и за его пределами.

Одной из наиболее сложных проблем является создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов. В данный комплекс входят вопросы оборудования жилых помещений специальными устройствами и приспособлениями для компенсации утраченных навыков самообслуживания, проектирования объектов жилищно-гражданского и социально-бытового назначения с учётом потребностей инвалидов, транспортного обслуживания лиц с ограниченными возможностями, обеспечения техническими средствами реабилитации и ряд других вопросов. В последнее время в автономном округе больше внимания стало уделяться вопросам создания необходимой социальной инфраструктуры, вместе с тем вопросы адаптации уже построенных объектов социально-бытового назначения не достаточно решены.

По предварительным результатам исследований по вопросу адаптации объектов социальной инфраструктуры к потребностям инвалидов, проведённых в муниципальных образованиях в автономном округе только 42% объектов имеют специальные приспособления для обеспечения доступности к ним инвалидов. В связи с чем одной из приоритетных является задача создания условий для комфортной безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.

Особое внимание в автономном округе уделяется работе по социализации инвалидов. Лица с ограниченными возможностями здоровья привлекаются к активному участию в жизни общества через общественные формирования инвалидов, развитие творческого потенциала личности, а также путём вовлечения в параспартакиадное движение.

Достигнутые результаты инвалиды демонстрируют на традиционных окружных, областных и всероссийских фестивалях творчества, параспартакиадах. За период реализации действующей программы удалось увеличить на 5,2 процентного пункта удельный вес инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией, и на 8 процентных пунктов удельный вес инвалидов, являющихся членами общественных организаций. Учитывая значимый социально-психологический аспект данной работы как для самих инвалидов, так и для общества в целом, решение задачи оказания содействия социализации инвалидов должно продолжаться и в рамках Программы.

Анализ итогов реализации действующей программы за 2008 - 2009 годы показал, что программно-целевой метод в реализации мер по реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество эффективен.

Целевые показатели действующей программы за период с 2008 по 2009 год достигнуты:

- со 105 до 126 человек увеличено число специалистов учреждений, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам, прошедших курсы повышения квалификации;

- с 3 до 4 увеличено число конференций (семинаров), проведённых по проблемам инвалидов;

- с 3 до 10 увеличено количество инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, новых услуг, внедрённых в практику деятельности социальных служб автономного округа;

- с 6 до 17 увеличено число информационных материалов о мерах социальной защиты инвалидов, о реабилитационных услугах;

- с 20,7 до 27,8% увеличен удельный вес инвалидов, получивших различные виды реабилитационных услуг;

- с 20,4 до 30,3% увеличен удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях;

- с 19,6 до 28,3% увеличен удельный вес семей с детьми-инвалидами, получившими реабилитационные услуги в специализированных учреждениях;

- с 37 до 65% увеличен удельный вес учреждений социального обслуживания, получивших современное оборудование, средства малой механизации для реабилитации, адаптации инвалидов и ухода за ними;

- с 47,7 до 77,6 % увеличен удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации;

- до 5,3% увеличен удельный вес инвалидов, получивших помощь в адаптации внутриквартирного пространства;

- приобретено 3 единицы микроавтобусов с устройствами посадки-высадки инвалидов для учреждений социального обслуживания населения и отделений социального обслуживания, созданных при управлениях социальной защиты населения;

- с 0,8 до 1,9% увеличен удельный вес инвалидов, получающих профессиональное образование;

- с 3 до 8,2% увеличен удельный вес инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией;

- с 7,2 до 10,8 % увеличен удельный вес инвалидов, участвующих в спортивных (оздоровительных) мероприятиях;

- с 19 до 28 % увеличен удельный вес инвалидов, являющихся членами общественных объединений инвалидов.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода, результаты реализации ранее действовавших окружных долгосрочных целевых программ социальной поддержки инвалидов, наличие нерешённых проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионе подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы, направленной на реабилитацию, социальную адаптацию инвалидов, а также интеграцию их в общество.

При этом невозможность комплексного решения проблемы без использования программно-целевого метода обусловлена рядом объективных причин:

- необходимостью межведомственного подхода;

- сложностью и многообразием задач;

- необходимостью выполнения крупных по объёму и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов.

Отказ от программно-целевого метода в решении обозначенных проблем может привести к ряду негативных социальных последствий:

- увеличению степени инвалидизации населения автономного округа и, как следствие, снижению числа трудоспособного населения;

- усугублению процессов изоляции инвалидов, лишению их возможности самообслуживания, трудоустройства, доступа к информации, к объектам социальной инфраструктуры.

Отсутствие программно-целевого метода в реализации задач по улучшению качества социальных услуг, предоставляемых инвалидам, не позволит обеспечить внедрение инновационных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания инвалидов и, как следствие, приведет к снижению эффективности реабилитационных мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»