ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 декабря 2010 года N 427-П

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Дети Ямала" на 2011 - 2013 годы"

Документ с внесенными изменениями:

-постановление Правительства автономного округа от 27.12.2010 г. N 573-П

-постановлением Правительства автономного округа от 25.07.2011 N 497-П

-постановлением Правительства автономного округа от 14.02.2012 N 81-П

-постановлением Правительства автономного округа от 15.03.2012 N 204-ПГ

-постановлением Правительства автономного округа от 29.11.2012 N 989-П

-постановлением Правительства автономного округа от 29.01.2013 N 22-П

-постановлением Правительства автономного округа от 16.08.2013 N 658-П

-постановлением Правительства автономного округа от 12.11.2013 N 938-П

В соответствии с распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 июля 2010 года N 84-РП, в целях реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа государственной политики в интересах детей, защиты прав и поддержки детства Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Дети Ямала" на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа).

2. Рекомендовать главам (главам администраций) муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе содействовать эффективной реализации мероприятий Программы и достижению оптимальных значений показателей и индикаторов Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 09 декабря 2010 N 427-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 25.07.2011 N 497-П)
(с изм. от 14.02.2012 N 81-П)
(с изм. от 15.03.2012 N 204-П)
(с изм. от 29.01.2013 N 22-П)
(с изм. от 16.08.2013 N 658-П)

Окружная долгосрочная целевая программа "Дети Ямала" на 2011 - 2013 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

окружная долгосрочная целевая программа "Дети Ямала" на 2011 -2013 годы" (далее – Программа)

Основание для разработки

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" ;

 Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" ;

 Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ;

 Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики" ;

 Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" ;

 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе" ;

 распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 июля 2010 года N 84-РП "Об утверждении Концепции и разработке окружной долгосрочной целевой программы "Дети Ямала" на 2011 - 2013 годы"

Государственный заказчик- координатор (с изм. от 29.01.2013 N 22-П )

департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа

Госзаказчик

департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчики Программы (с изм. от 29.01.2013 N 22-П )

департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автоно много округа

Цели и задачи
 Программы

цель:
 - содействие улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе, укреплению института семьи, повышению статуса материнства, отцовства и детства, профилактике семейного и детского неблагополучия, социального сиротства;

 задачи:
 - создание условий для обеспечения безопасного материнства и рождения здоровых детей, охраны здоровья детей;

 - содействие оздоровлению детского населения, формированию здорового образа жизни;

 - сокращение масштабов семейного и детского неблагополучия, социального сиротства;

 - обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

 - обеспечение дополнительных мер социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сроки и этапы реализации

2011 - 2013 го ды

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы (с изм. от 25.07.2011 N 497-П )

показатель материнской смертности;

 показатель младенческой смертности;

 показатель перинатальной смертности;

 удельный вес детей, охваченных мероприятиями, направленными на сохранение и улучшение здоровья;

 удельный вес детей, находящихся в социально опасном положении;

 удельный вес безнадзорных и беспризорных детей, получивших социальную реабилитацию в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;

 удельный вес детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи
 увеличение мощности социальных служб, оказывающих социальные услуги детям и семьям с детьми, за счет привлечения бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности автономного округа и собственности муниципальных образований в автономном округе

Основные направления реализации мероприятий

Программа включает в себя два направления решения т актических задач:
 - направление "Здоровое поколение";

 - направление "Дети и семья".
 В рамках этих направлений Программой предусмотрены следующие мероприятия:
 1. Формирование и совершенствование эффективной системы сбережения и улучшения здоровья детей автономного округа.
 2. Организация отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения детей.
 3. Создание благоприятных условий для всестороннего развития и воспитания детей.
 4. Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
 5. Развитие и оптимизация деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.
 6. Укрепление статуса семьи, материнства, отцовства и детства в обществе.
 7. Совершенствование процесса социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
 8. Строительство учреждений социального обслуживания семьи и детей

Объёмы финансирования
 (в ред. от 14.02.2012 N 81-П ) (с изм. от 29.01.2013 N 22-П )

общий объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета составляет
 670764 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2011 год - 620 780 тыс. рублей;

 2012 год - 24565 тыс. рублей;

 2013 год - 25419 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

реализация мероприятий Программы позволит:
 - содействовать улучшению социально-демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе;

 - обеспечить реализацию основных направлений семейной и детской политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

- содействовать стабилизации позитивных и сдерживанию роста негативных социально-демографических показателей в Ямало-Ненецком автономном округе, в том числе улучшению показателя здоровья детей, снижению показателей младенческой и

перинатальной смертности, стабилизации показателя материнской смертности;

 - сформировать основы эффективной системы сбережения и улучшения здоровья детей, в том числе путём внедрения межведомственных технологий ранней профилактики нарушений здоровья детей;

 - сформировать основы эффективной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, семейного и детского неблагополучия, в том числе путём внедрения межведомственных технологий ранней профилактики семейного и детского неблагополучия;

 - сократить масштабы детского неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних;

 - улучшить оснащённость психолого-педагогических служб воспитательно-образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширить спектр предоставляемых семьям и детям социальных услуг, профилактических мер по предотвращению социальной дезадаптации,
 - асоциального поведения детей и подростков;

 - способствовать решению проблемы дальнейшего семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, процессу их социализации

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) на начало 2010 года численность детей в возрасте до 18 лет составила 129 765 человек.

Сфера отношений, характеризующих состояние института семьи, нуждается в постоянной поддержке, учитывая, что институт семьи в современном обществе переживает серьёзные трансформации. Духовно и нравственно здоровая семья является естественной средой для полноценного детства, источником позитивного социального опыта ребёнка.

Проводимая в автономном округе социально направленная политика позволила не допустить увеличения негативных демографических показателей, снижения уровня жизни населения в целом, и семей с детьми в частности.

Вместе с тем, продолжают сохранять свою актуальность такие социальные проблемы, как социальное сиротство, безнадзорность несовершеннолетних, подростковая преступность, высокая заболеваемость детского населения, падение нравственных устоев семьи. Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей зачастую приводит последних к асоциальному образу жизни, ранней криминализации.

Наряду с ростом рождаемости в автономном округе растёт доля детей, рождённых вне зарегистрированного брака, в том числе у одиноких матерей. Несмотря на снижение числа разводов, вызывает тревогу рост показателя расторжения браков на первом году совместной жизни, что свидетельствует о недостаточной подготовленности к семейной жизни молодых людей, вступающих в брак.

К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (1984 ребёнка, что составляет 1,5% от общей численности детского населения), дети, находящиеся в социально опасном положении (около 2000 детей - 1,5% от общей численности детского населения). Указанные группы детей в первую очередь нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства, в социальной адаптации и реабилитации.

Анализ состояния здоровья детей по итогам проведённой в 2008 году диспансеризации показал, что ежегодно регистрируются дети с дефицитом массы тела (3,07%), низким ростом (1,5%), избыточным весом (3,4%), отклонениями в эмоционально-вегетативном развитии (2,6%), психомоторной сфере и поведении (1,6%), интеллекте (1,3%). Дети, имеющие отклонения в физическом развитии, нуждаются в занятиях физической культурой в подготовительных и специальных медицинских группах. Наблюдающееся снижение показателей физического развития детей и подростков объясняется в ряде случаев неполноценным и (или) несбалансированным питанием, низкой и (или) неадекватной двигательной активностью и рядом других причин.

Организация проведения реабилитационных мероприятий для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, требует открытия и оснащения реабилитационных и медико-социальных кабинетов на базе педиатрических амбулаторно-поликлинических учреждений, дополнительного оснащения медицинским и реабилитационно-развивающим оборудованием лечебных, образовательных и социозащитных учреждений.

Учитывая, что показатель младенческой смертности в автономном округе остаётся достаточно высоким, в целях дальнейшего снижения показателя перинатальной и младенческой смертности необходимо совершенствование организации перинатальной службы в целом и неонатологической службы в частности. Существует потребность в оснащении палат интенсивной терапии в детских соматических отделениях и реанимационных отделениях больниц современным оборудованием для выхаживания недоношенных и маловесных детей.

Ввиду смещения акцентов в работе учреждений социального обслуживания семьи и детей на предупреждение фактов детского неблагополучия необходимо внедрение новых форм работы, таких, как участковые социальные службы, которые позволят приблизить социальные услуги к семье.

Снижение показателя социального сиротства, сохранение семьи как одного из институтов позитивной социализации детей - задача государственной важности. Решить её самостоятельно только одному ведомству не под силу, требуется консолидация деятельности всех заинтересованных ведомств с активизацией использования программно-целевого метода.

Решение указанных проблем в сфере детской и семейной политики автономного округа обосновано необходимостью обеспечения реализации положений Конвенции ООН по правам ребёнка, других международных правовых актов, положений федеральных законов "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", реализации нормативных правовых актов автономного округа - Закона автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе", распоряжения Правительства автономного округа от 30 сентября 2010 года N 227-РП "Об утверждении плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2015 годы", ежегодных планов по развитию и укреплению института семьи в автономном округе.

Комплексный подход к решению вопросов улучшения положения детей, позволил достичь определённых результатов в период реализации мероприятий окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы".

Так, сохранению и укреплению здоровья детей способствовали программные мероприятия по организации отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения детей, проведению коррекционно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях и учреждениях социального обслуживания семьи и детей с использованием приобретённого за счёт программных средств спортивного и иного оборудования, средств осуществления медико-психолого-педагогической адаптации и реабилитации несовершеннолетних и их семей, кабинетов БОС, применение которых ускоряет процесс коррекционной работы, повышает её результативность.

Для достижения положительных результатов в содействии улучшению и сохранению здоровья подрастающего поколения автономного округа проводилась, ставшая традиционной окружная акция "За здоровой образ жизни - "Неболейка".

Принятые меры способствовали сдерживанию роста общей заболеваемости детей: в 2008 году уровень заболеваемости детей в возрасте до 14 лет составлял 2850 случаев на 1000 человек, в 2009 году - 2810, отмечена стабилизация показателей по ряду нозологий у детей и подростков.

Реализация мероприятий окружной целевой программы "Дети Ямала" оказала действенное влияние на решение проблемы высокого уровня младенческой смертности в автономном округе. В период её действия отмечалось снижение уровня младенческой смертности с 13,1 промилле в 2007 году до 10,7 промилле в 2009 году, чему во многом способствовало оснащение учреждений родовспоможения за счёт программных средств специальной современной лечебно-диагностической аппаратурой, специализированным оборудованием. В 2007 году не зафиксировано случаев материнской смертности, в 2009 году наблюдается снижение показателя материнской смертности на 100 тыс. живорождений по сравнению с 2008 годом (25,4 в 2008 году и 12,2 в 2009 году).

Использование программного метода решения социальных проблем позволило достичь позитивных результатов в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, профилактики семейного и детского неблагополучия.

Снизилось число семей, находящихся в социально опасном положении, с 1866, зарегистрированных по состоянию на 01 января 2008 года до 919 - по состоянию на 01 января 2010 года.

Отмечено снижение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если на 01 января 2007 года на учёте органов опеки и попечительства состояло 2015 детей, оставшихся без родительского попечения, то на 01 января 2010 года их число составило 1984 человека.

При тенденции к снижению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активизировалась работа по развитию новых форм их семейного устройства. Увеличивается число приёмных семей: если по состоянию на 01 января 2007 года в автономном округе в 17 приёмных семьях воспитывалось 56 детей, то на 01 января 2010 года функционировало 55 приёмных семей, в которых воспитывалось 144 ребёнка.

Средства окружной целевой программы "Дети Ямала" позволили оказать содействие дальнейшему развитию таких форм реабилитации детей в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, как семейная воспитательная группа. Число воспитанников в них с 2007 года по 2009 год возросло с 13 до 52 человек.

В данных учреждениях за счёт программных средств созданы безопасные условия для проживания воспитанников, в том числе путём устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности.

Укрепление материально-технической базы социозащитных учреждений, направленное на внедрение новых технологий в работу с семьёй и детьми и повышение эффективности коррекционно-реабилитационной работы, позволило сохранить показатель численности детей, переданных на воспитание в семьи, на уровне 87 - 89% от общего числа детей, прошедших реабилитацию. Произошло снижение удельного веса детей, из числа прошедших реабилитацию, направленных в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2007 году данный показатель составил 11,2%, в 2009 году – 8,0%.

Проведение мероприятий, направленных на укрепление института семьи, позитивно отразилось на повышении брачности населения и росте рождаемости. В 2009 году родилось 8216 детей, что на 15,0 % больше, чем в 2006 году, продолжается увеличение числа рождений вторых и последующих детей.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших окружных целевых программ, наличие нерешённых в рамках предыдущих окружных целевых программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в автономном округе подтверждают целесообразность и необходимость дальнейшего продолжения работы по улучшению положения детей с применением программно-целевого метода.

При этом невозможность комплексного решения проблемы детства без использования программно-целевого метода обусловлена рядом объективных причин:

- многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей;

- необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.

II. Основные цели и задачи Программы


Целью Программы является:

содействие улучшению демографической ситуации в автономном округе, укреплению института семьи, повышению статуса материнства, отцовства и детства, профилактике семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

Для достижения поставленной цели в рамках Программы предполагается решить тактические задачи по следующим двум направлениям.

По направлению "Здоровое поколение":

- создание условий для обеспечения безопасного материнства и рождения здоровых детей, охраны здоровья детей;

- содействие оздоровлению детского населения;

- формирование здорового образа жизни.

По направлению "Дети и семья":

- сокращение масштабов семейного и детского неблагополучия, социального сиротства;

- обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- обеспечение дополнительных мер социальной защиты и поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа носит долгосрочный характер. Срок реализации Программы - 2011 – 2013 годы. Реализация Программы осуществляется в один этап.

Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице 1.

Методика расчёта целевых индикаторов и показателей Программы представлена в приложении N 3 к настоящей Программе.

Таблица 1
(с изм. от 14.02.2012 N 81-П)
(с изм. от 15.03.2012 N 204-ПГ)
(с изм. от 29.01.2013 N 22-П)
(с изм. от 16.08.2013 N 658-П)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»