ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 декабря 2010 года N 427-П
Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Дети Ямала" на 2011 - 2013 годы"
Документ с внесенными изменениями:
-постановление Правительства автономного округа от 27.12.2010 г. N 573-П
-постановлением Правительства автономного округа от 25.07.2011 N 497-П
-постановлением Правительства автономного округа от 14.02.2012 N 81-П
-постановлением Правительства автономного округа от 15.03.2012 N 204-ПГ
-постановлением Правительства автономного округа от 29.11.2012 N 989-П
-постановлением Правительства автономного округа от 29.01.2013 N 22-П
-постановлением Правительства автономного округа от 16.08.2013 N 658-П
-постановлением Правительства автономного округа от 12.11.2013 N 938-П
В соответствии с распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 июля 2010 года N 84-РП, в целях реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа государственной политики в интересах детей, защиты прав и поддержки детства Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Дети Ямала" на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа).
2. Рекомендовать главам (главам администраций) муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе содействовать эффективной реализации мероприятий Программы и достижению оптимальных значений показателей и индикаторов Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Д.Н. Кобылкин
от 09 декабря 2010 N 427-П
Окружная долгосрочная целевая программа "Дети Ямала" на 2011 - 2013 годы"
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа "Дети Ямала" на 2011 -2013 годы" (далее – Программа) |
Основание для разработки | Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" ; |
Государственный заказчик- координатор (с изм. от 29.01.2013 N 22-П ) | департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Госзаказчик | департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Разработчики Программы (с изм. от 29.01.2013 N 22-П ) | департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Цели и задачи | цель: |
Сроки и этапы реализации | 2011 - 2013 го ды |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы (с изм. от 25.07.2011 N 497-П ) | показатель материнской смертности; |
Основные направления реализации мероприятий | Программа включает в себя два направления решения т актических задач: |
Объёмы финансирования | общий объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета составляет |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация мероприятий Программы позволит: |
- содействовать стабилизации позитивных и сдерживанию роста негативных социально-демографических показателей в Ямало-Ненецком автономном округе, в том числе улучшению показателя здоровья детей, снижению показателей младенческой и | |
перинатальной смертности, стабилизации показателя материнской смертности; |
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) на начало 2010 года численность детей в возрасте до 18 лет составила 129 765 человек.
Сфера отношений, характеризующих состояние института семьи, нуждается в постоянной поддержке, учитывая, что институт семьи в современном обществе переживает серьёзные трансформации. Духовно и нравственно здоровая семья является естественной средой для полноценного детства, источником позитивного социального опыта ребёнка.
Проводимая в автономном округе социально направленная политика позволила не допустить увеличения негативных демографических показателей, снижения уровня жизни населения в целом, и семей с детьми в частности.
Вместе с тем, продолжают сохранять свою актуальность такие социальные проблемы, как социальное сиротство, безнадзорность несовершеннолетних, подростковая преступность, высокая заболеваемость детского населения, падение нравственных устоев семьи. Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей зачастую приводит последних к асоциальному образу жизни, ранней криминализации.
Наряду с ростом рождаемости в автономном округе растёт доля детей, рождённых вне зарегистрированного брака, в том числе у одиноких матерей. Несмотря на снижение числа разводов, вызывает тревогу рост показателя расторжения браков на первом году совместной жизни, что свидетельствует о недостаточной подготовленности к семейной жизни молодых людей, вступающих в брак.
К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (1984 ребёнка, что составляет 1,5% от общей численности детского населения), дети, находящиеся в социально опасном положении (около 2000 детей - 1,5% от общей численности детского населения). Указанные группы детей в первую очередь нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства, в социальной адаптации и реабилитации.
Анализ состояния здоровья детей по итогам проведённой в 2008 году диспансеризации показал, что ежегодно регистрируются дети с дефицитом массы тела (3,07%), низким ростом (1,5%), избыточным весом (3,4%), отклонениями в эмоционально-вегетативном развитии (2,6%), психомоторной сфере и поведении (1,6%), интеллекте (1,3%). Дети, имеющие отклонения в физическом развитии, нуждаются в занятиях физической культурой в подготовительных и специальных медицинских группах. Наблюдающееся снижение показателей физического развития детей и подростков объясняется в ряде случаев неполноценным и (или) несбалансированным питанием, низкой и (или) неадекватной двигательной активностью и рядом других причин.
Организация проведения реабилитационных мероприятий для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, требует открытия и оснащения реабилитационных и медико-социальных кабинетов на базе педиатрических амбулаторно-поликлинических учреждений, дополнительного оснащения медицинским и реабилитационно-развивающим оборудованием лечебных, образовательных и социозащитных учреждений.
Учитывая, что показатель младенческой смертности в автономном округе остаётся достаточно высоким, в целях дальнейшего снижения показателя перинатальной и младенческой смертности необходимо совершенствование организации перинатальной службы в целом и неонатологической службы в частности. Существует потребность в оснащении палат интенсивной терапии в детских соматических отделениях и реанимационных отделениях больниц современным оборудованием для выхаживания недоношенных и маловесных детей.
Ввиду смещения акцентов в работе учреждений социального обслуживания семьи и детей на предупреждение фактов детского неблагополучия необходимо внедрение новых форм работы, таких, как участковые социальные службы, которые позволят приблизить социальные услуги к семье.
Снижение показателя социального сиротства, сохранение семьи как одного из институтов позитивной социализации детей - задача государственной важности. Решить её самостоятельно только одному ведомству не под силу, требуется консолидация деятельности всех заинтересованных ведомств с активизацией использования программно-целевого метода.
Решение указанных проблем в сфере детской и семейной политики автономного округа обосновано необходимостью обеспечения реализации положений Конвенции ООН по правам ребёнка, других международных правовых актов, положений федеральных законов "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", реализации нормативных правовых актов автономного округа - Закона автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе", распоряжения Правительства автономного округа от 30 сентября 2010 года N 227-РП "Об утверждении плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2015 годы", ежегодных планов по развитию и укреплению института семьи в автономном округе.
Комплексный подход к решению вопросов улучшения положения детей, позволил достичь определённых результатов в период реализации мероприятий окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы".
Так, сохранению и укреплению здоровья детей способствовали программные мероприятия по организации отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения детей, проведению коррекционно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях и учреждениях социального обслуживания семьи и детей с использованием приобретённого за счёт программных средств спортивного и иного оборудования, средств осуществления медико-психолого-педагогической адаптации и реабилитации несовершеннолетних и их семей, кабинетов БОС, применение которых ускоряет процесс коррекционной работы, повышает её результативность.
Для достижения положительных результатов в содействии улучшению и сохранению здоровья подрастающего поколения автономного округа проводилась, ставшая традиционной окружная акция "За здоровой образ жизни - "Неболейка".
Принятые меры способствовали сдерживанию роста общей заболеваемости детей: в 2008 году уровень заболеваемости детей в возрасте до 14 лет составлял 2850 случаев на 1000 человек, в 2009 году - 2810, отмечена стабилизация показателей по ряду нозологий у детей и подростков.
Реализация мероприятий окружной целевой программы "Дети Ямала" оказала действенное влияние на решение проблемы высокого уровня младенческой смертности в автономном округе. В период её действия отмечалось снижение уровня младенческой смертности с 13,1 промилле в 2007 году до 10,7 промилле в 2009 году, чему во многом способствовало оснащение учреждений родовспоможения за счёт программных средств специальной современной лечебно-диагностической аппаратурой, специализированным оборудованием. В 2007 году не зафиксировано случаев материнской смертности, в 2009 году наблюдается снижение показателя материнской смертности на 100 тыс. живорождений по сравнению с 2008 годом (25,4 в 2008 году и 12,2 в 2009 году).
Использование программного метода решения социальных проблем позволило достичь позитивных результатов в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, профилактики семейного и детского неблагополучия.
Снизилось число семей, находящихся в социально опасном положении, с 1866, зарегистрированных по состоянию на 01 января 2008 года до 919 - по состоянию на 01 января 2010 года.
Отмечено снижение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если на 01 января 2007 года на учёте органов опеки и попечительства состояло 2015 детей, оставшихся без родительского попечения, то на 01 января 2010 года их число составило 1984 человека.
При тенденции к снижению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активизировалась работа по развитию новых форм их семейного устройства. Увеличивается число приёмных семей: если по состоянию на 01 января 2007 года в автономном округе в 17 приёмных семьях воспитывалось 56 детей, то на 01 января 2010 года функционировало 55 приёмных семей, в которых воспитывалось 144 ребёнка.
Средства окружной целевой программы "Дети Ямала" позволили оказать содействие дальнейшему развитию таких форм реабилитации детей в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, как семейная воспитательная группа. Число воспитанников в них с 2007 года по 2009 год возросло с 13 до 52 человек.
В данных учреждениях за счёт программных средств созданы безопасные условия для проживания воспитанников, в том числе путём устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности.
Укрепление материально-технической базы социозащитных учреждений, направленное на внедрение новых технологий в работу с семьёй и детьми и повышение эффективности коррекционно-реабилитационной работы, позволило сохранить показатель численности детей, переданных на воспитание в семьи, на уровне 87 - 89% от общего числа детей, прошедших реабилитацию. Произошло снижение удельного веса детей, из числа прошедших реабилитацию, направленных в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2007 году данный показатель составил 11,2%, в 2009 году – 8,0%.
Проведение мероприятий, направленных на укрепление института семьи, позитивно отразилось на повышении брачности населения и росте рождаемости. В 2009 году родилось 8216 детей, что на 15,0 % больше, чем в 2006 году, продолжается увеличение числа рождений вторых и последующих детей.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших окружных целевых программ, наличие нерешённых в рамках предыдущих окружных целевых программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в автономном округе подтверждают целесообразность и необходимость дальнейшего продолжения работы по улучшению положения детей с применением программно-целевого метода.
При этом невозможность комплексного решения проблемы детства без использования программно-целевого метода обусловлена рядом объективных причин:
- многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей;
- необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.
Целью Программы является:
содействие улучшению демографической ситуации в автономном округе, укреплению института семьи, повышению статуса материнства, отцовства и детства, профилактике семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.
Для достижения поставленной цели в рамках Программы предполагается решить тактические задачи по следующим двум направлениям.
По направлению "Здоровое поколение":
- создание условий для обеспечения безопасного материнства и рождения здоровых детей, охраны здоровья детей;
- содействие оздоровлению детского населения;
- формирование здорового образа жизни.
По направлению "Дети и семья":
- сокращение масштабов семейного и детского неблагополучия, социального сиротства;
- обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение дополнительных мер социальной защиты и поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа носит долгосрочный характер. Срок реализации Программы - 2011 – 2013 годы. Реализация Программы осуществляется в один этап.
Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице 1.
Методика расчёта целевых индикаторов и показателей Программы представлена в приложении N 3 к настоящей Программе.