Действующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Паспортизация населения и совершенствование контроля за миграционными процессами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 2012 годы"

Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена Программа


Настоящая Программа направлена на реализацию полномочий автономного округа по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению законности, правопорядка, общественной безопасности, которые в соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии Федеральной миграционной службы и Администрации автономного округа от 4 октября 2007 года N 01-34/34 Администрация автономного округа оказывает необходимое содействие Федеральной миграционной службе (далее - ФМС России) и Управлению ФМС России по автономному округу (далее - Управление) в вопросах стабилизации и улучшения миграционной обстановки, формирования окружной миграционной инфраструктуры, организации иммиграционного контроля, финансирования расходов, связанных с участием Управления в реализации целевых программ и оказания содействия в информировании населения округа по вопросам регулирования миграционных процессов.

Комплексный анализ миграционной ситуации на территории автономного округа свидетельствует об определённых положительных изменениях на основных направлениях борьбы с незаконной миграцией. Во многом её стабилизации способствовала реализация ведомственной целевой программы "Паспортизация населения и совершенствование контроля за миграционными процессами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2007 - 2009 годы".

В результате выполнения программных мероприятий отмечено улучшение работы Управления по обеспечению населения автономного округа паспортно-визовыми документами. На протяжении всего срока реализации действующей Программы зарегистрирован стабильный рост количества общегражданских заграничных паспортов, выданных жителям автономного округа (2006 год - 27 006; 2007 год - 30 683; 2008 год - 36 331, за 4 месяца 2009 года - 11 847). На сегодняшний день общегражданский заграничный паспорт имеется у каждого третьего жителя региона, что является одним из самых высоких показателей на территории России.

Приобретение автотранспортных средств позволило повысить мобильность сотрудников подразделений Управления. С 2006 года на территории автономного округа увеличилось количество проведённых сотрудниками подразделений Управления оперативно-профилактических мероприятий (2006 год - 689, 2007 год - 813, 2008 год - 1 775) и число объектов, охваченных проверками (2006 год - 3 481, 2007 год - 4 568, 2008 год - 7 208) по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства.

В 2007 - 2008 годах в рамках ведомственной целевой программы "Паспортизация населения и совершенствование контроля за миграционными процессами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2007 - 2009 годы" осуществлена разработка и введение в действие автоматизированной информационной системы "Миграция", приобретение информационных, справочных и операционных систем для нужд подразделений ФМС России, осуществляющих деятельность на территории автономного округа. Использование электронных баз данных позволило активизировать деятельность Управления, в частности по выявлению граждан, использующих поддельные документы удостоверяющие личность (2006 год - 13, 2007 год - 17, 2008 год - 43).

В рамках реализации программных мероприятий приобретены оргтехника, мебель и средства связи, что позволило улучшить условия приёма и размещения посетителей, сократить временные затраты граждан при их обращениях в подразделения ФМС России, обеспечить рабочие места сотрудников материально-техническими средствами для работы с документами граждан.

Несмотря на представленную эффективность реализованных программных мероприятий, в силу объективных факторов и причин субъективного характера влияние мер, принимаемых в целях расширения доступности и повышения качества предоставления государственных услуг населению, а также усилению контроля за иммиграционными процессами в автономном округе, пока ещё остаётся недостаточным.

В последние годы отмечается незначительное снижение численности прибывающих в автономный округ (с 15 тыс. человек в 2004 году до 14 тыс. человек в 2008 году). Данная тенденция объясняется высокой стоимостью жизни в условиях Крайнего Севера, а также активной деятельностью исполнительных органов государственной власти автономного округа по вопросу сдерживания миграционного притока населения и активизации выезда нетрудоспособного населения автономного округа в регионы с благоприятными условиями для жизни. Дополнительными факторами, ограничивающими иммиграционные процессы, являются реализация мероприятий, направленных на обеспечение режима пограничной зоны, определённой в соответствии с Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 278 "О пределах пограничной зоны на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" и наличие на территории автономного округа стратегически важных для экономики страны промышленных объектов нефтегазового комплекса.

Динамичность развития автономного округа и стабильный высокий уровень жизни населения определяют сохраняющуюся высокую миграционную притягательность региона. В подтверждение этого отмечается стабильное увеличение числа иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию автономного округа и зарегистрированных по месту пребывания (2006 год - 34 607; 2007 год - 53 575; 2008 год - 60 099, 4 месяца 2009 года - 16 219).

По состоянию на 1 мая 2009 года согласно действующему законодательству Управлением в рамках своих полномочий приняты положительные решения о приобретении российского гражданства в отношении 526 его соискателей (2006 год - 3 318; 2007 год - 3 300; 2008 год - 2 931).

За 4 месяца 2009 года иностранным гражданам выдано 6 743 разрешения на осуществление трудовой деятельности (2006 год - 16 850; 2007 год - 24 134; 2008 год - 27 918).

Приток в экономику автономного округа иностранной рабочей силы сопровождается комплексом экономических и социальных проблем, острейшая из которых - незаконная трудовая миграция.

В настоящее время эффективность управления миграционной обстановкой в стране в целом незначительна, поскольку отсутствует единая, скоординированная и устойчивая система воздействия на миграционные процессы. В этой связи возникает потребность в разработке системного подхода к решению проблем миграции со стороны федеральных органов государственной власти и исполнительных органов государственной власти автономного округа.

Одним из приоритетных направлений деятельности ФМС России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 9 августа 2004 года N Пр-1299 является обеспечение граждан паспортно-визовыми документами нового поколения с использованием биометрических параметров. В 2010 - 2011 годах ФМС России планирует перейти на снятие отпечатков пальцев и внесение этого параметра в заграничный паспорт нового поколения.

Согласно действующим Административным регламентам предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуг (далее - Регламенты) гражданин при обращении в территориальные органы ФМС России за получением государственной услуги по регистрационному учёту, выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации, представляет заполненные заявления и бланки по новой, установленной указанными Регламентами форме, которые имеются только в электронном виде.

При этом обеспечение граждан данной спецпродукцией подразделениями ФМС России не предусмотрено. Кроме того, Управление не обеспечено журналами по учёту бланков строгой отчётности, ведение которых предусмотрено Регламентами.

Существующий в настоящее время кадровый потенциал, имеющееся техническое оснащение подразделений Управления и возрастающая нагрузка на сотрудников не позволяют документировать население паспортами нового образца в соответствии с предъявляемыми требованиями и в установленные сроки.

В рамках реализации Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а также с целью формирования позитивного общественного мнения о деятельности Управления требуется осуществить комплекс мероприятий по обеспечению доступа к информации о деятельности ФМС России с использованием средств массовой информации, проведению опросов общественного мнения среди получателей государственных услуг в сфере миграции о деятельности Управления.

Согласно Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года основными стратегическими приоритетами развития автономного округа определены нефтегазодобывающий сектор, горная промышленность, электроэнергетика, нефтегазохимия и транспорт. Развитие данных отраслей предполагает активное индустриальное освоение полуострова Ямал и формирование горнодобывающего комплекса на Полярном Урале, что неизбежно повлечёт увеличение численности работников, в том числе из других регионов России и стран ближнего зарубежья, использующих вахтовый и экспедиционный режимы работы. (утр. силу от 25.07.2011 N 517-П )

Удалённость существующих вахтовых и притрассовых поселений от насёленных пунктов автономного округа и отсутствие постоянной транспортной схемы создают значительные сложности в выполнении возложенных на Управление задач по профилактике, предупреждению и пресечению нарушений миграционного законодательства. (утр. силу от 25.07.2011 N 517-П )

С учётом используемой в Управлении автоматизированной информационной системы "Миграция" необходимо продолжить работу над созданием эффективной системы информационного обеспечения о миграционных процессах на территории автономного округа, позволяющей сократить сроки получения информации заинтересованными субъектами. (утр. силу от 25.07.2011 N 517-П )

Применение программно-целевого подхода является единственно возможным способом решения задач, направленных на достижение качественных результатов деятельности Управления и усиление борьбы с незаконной миграцией на территории автономного округа.