АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2009 года N 350-А

Об утверждении окружной целевой программы "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 2010 годы"

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Администрации автономного округа от 19.11.2009 N 638-А

В целях реализации статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", на основании пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2009 года N 22-ЗАО "О признании утратившими силу некоторых законов Ямало-Ненецкого автономного округа" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет :

1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Шевченко С.И.

Вице-губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа В.Н. Казарин

от 25 июня 2009 г. N 350-А

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 19.11.2009 N 368-А)

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

окружная целевая программа "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" ;

 постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2007 года N 16-А "О мерах по реализации Федерального закона от 29 декаб ря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий";

 постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2007 года N 22-А "Об утверждении плана действий исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в 2007 году по реализации ежегодного послания Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа населению и Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа"

Государственный заказчик

департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент занятости населения)

Ответственные за выполнение мероприятий

Разработчики Программы

Цели и задачи Программы

цели:
 1. Обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу.
 2. Развитие продуктивной занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
 Задачи:
 повышение информированности граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях;

 Ямало-Ненецкого
 расширение доступа незанятых граждан к программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности;

 оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женщины, молодёжь, лица предпенсионного возраста, инвалиды, лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание и др.);

 совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учётом потребности Ямало-Ненецкого автономного округа;

 временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

 временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

 дальнейшее развитие, повышение качества и результативности системы профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

 повышение качества предоставления и доступности государственных услуг, создания комфортных условий для получателей государственных услуг

Сроки и этапы реализации

2008 - 2010 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы

уровень регистрируемой безработицы;

 численность трудоустроенных граждан;

 численность участников мероприятий в области занятости населения;

 проведение тематических семинаров со специалистами службы занятости по вопросам профессионального обучения и переобучения незанятых и безработных граждан;

 коэффициент напряжённости на регистрируемом рынке труда

Основные направления реализации мероприятий

информирование работодателей и населения о положении на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа;

 содействие и организация временной занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

 психологическая поддержка
 содействие и регулирование трудовой миграции

Объёмы и источники финансирования

общий объём финансирования Программы за счёт средств окружного бюджета составит 14428 (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200900450.doc )
 2008 год - 7 000 тыс. рублей;

 2009 год - 3 714 тыс. рублей;

 2010 год - 3714 тыс. рублей (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200900450.doc )

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности

реализация Программы в течение 2008 - 2010 годов позволит:
 - сохранить уровень регистрируемой безработицы в пределах 2,3-2,5%;(с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200900450.doc )
 - обеспечить трудоустройство на общественные работы 0,14 тыс. человек;
(с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200900450.doc )
 - организовать временное трудоустройство 0,92 тыс. несовершеннолетних граждан;
(с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200900450.doc )
 - оказать содействие временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы - 0,08 тыс. человек;
(с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200900450.doc )

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В 2004 - 2006 годах в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) проводились мероприятия, направленные на реализацию планов социально-экономического развития автономного округа, на развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере, на обеспечение достойной жизни всего населения, проживающего на Ямале. Одновременно произошёл рост объёмов промышленной продукции, производства потребительских товаров, перевозок грузов предприятиями транспорта, увеличились объёмы инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования. Предприятиями автономного округа в январе - сентябре 2006 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих ценах на сумму 382,4 млрд. рублей, в том числе: добыча полезных ископаемых - 345,0 млрд. рублей, обрабатывающие производства - 24,5 млрд. рублей, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 12,9 млрд. рублей. Индекс промышленного производства за январь - сентябрь 2006 года составил 101,4% к аналогичному периоду 2005 года.

К положительным моментам развития автономного округа следует отнести рост реальных располагаемых денежных доходов населения. Высокие темпы роста денежных доходов в январе - сентябре 2006 года по сравнению с ростом потребительских цен обусловили рост реальных располагаемых денежных доходов на 6,4% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения происходил на фоне увеличения темпов роста заработной платы работников организаций (119,4% в январе - сентябре 2006 года против 113,2% в январе - сентябре 2005 года).

Положительные изменения в экономике автономного округа, связанные с реализацией национальных проектов, привлечением инвестиций с целью освоения Полярного Урала, создают условия для устойчивого развития региона и повышения уровня жизни населения. Это оказывает благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда автономного округа.

Рынок труда автономного округа на протяжении ряда лет остаётся стабильным. Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных по состоянию на 1 января 2007 года составила 7003 человека, что на 18,4% ниже уровня 2006 года. В среднем за месяц статус безработного получали порядка 1200 человек. Объективной причиной стабильности являлось наличие регионального банка вакансий, который насчитывал в 2006 году 26437 вакансий, что на 31,1% выше 2005 года.

Одним из факторов, определяющих состояние рынка труда, является уровень регистрируемой безработицы, который на 1 января 2007 года составил 2,17% от численности экономически активного населения автономного округа. Окружной показатель уровня безработицы ниже российского (2,36%), но выше показателя по Уральскому федеральному округу (1,77%).

В то же время нельзя отрицать существование ряда проблем, определяющих дальнейшие направления политики занятости, проводимой в автономном округе.

Одной из проблем рынка труда автономного округа является дифференциация территорий по уровню безработицы и условиям обеспечения занятости. К числу территорий с максимальным уровнем регистрируемой безработицы относятся в первую очередь районы компактного проживания коренных малочисленных народов Севера - Шурышкарский (8,61%), Ямальский (6,21%), Приуральский (3,81%), Красноселькупский (3,55%) районы.

Наименьшие показатели уровня безработицы на 1 января 2007 года зарегистрированы в городах: Надыме (0,93%), Губкинском (1,19%), Салехарде (1,32%), Ноябрьске (1,84%), Новом Уренгое (1,91%), где в основном расположены предприятия топливно-энергетического комплекса.

Несмотря на динамичное развитие экономики, в автономном округе присутствует структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Активная добыча природных ресурсов, строительство трубопроводов и других объектов требуют концентрации большого количества рабочих, преимущественно мужского пола, высоких разрядов или категорий, способных выполнять комплекс взаимосвязанных работ. В структуре заявленных в органы занятости вакансий 79,8% составляют вакансии по "мужским" рабочим профессиям и специальностям. В то же время в составе безработных граждан преобладают женщины (66%) и молодёжь без практического опыта работы (47%).

На протяжении последних лет основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу в связи с низкой квалификацией, малым трудовым стажем, ограниченными физическими возможностями, а также граждане, не способные справиться с возникшими жизненными переменами и профессиональными трудностями. К категории безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, относятся инвалиды, лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста, беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и т.д. Причём численность обращений граждан этих категорий в городские и районные Центры занятости населения постоянно растёт. Например, доля выпускников учебных заведений в общей численности регистрируемых безработных увеличилась с 5,5% в 2005 году до 6,1% в 2006 году, численность обратившихся в органы службы занятости инвалидов в 2006 году возросла на 20% по сравнению с 2005 годом.

В целях трудовой и социальной адаптации, повышения мотивации к трудовой деятельности, а также материальной поддержки органами службы занятости автономного округа осуществляются мероприятия по развитию общественных работ, временной занятости подростков, содействию занятости молодёжи и женщин, инвалидов, представителей коренных малочисленных народов Севера и иных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Однако объёмы финансирования данных мероприятий из средств федерального бюджета из года в год сокращались. Федеральное законодательство ограничивало возможность привлечения средств окружного бюджета для решения проблем территориального рынка труда, в связи с чем сократилась численность безработных граждан, трудоустроенных при содействии органов занятости.

Слабая информационная поддержка политики занятости на территории автономного округа не позволяет в полной мере информировать население и работодателей о положении на рынке труда, о возможностях профессионального обучения, консультировать по вопросам трудового законодательства, выполнять требования Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости, представлять данные о потребностях предприятий и организаций в работниках. К эффективным моментам в информационной работе службы занятости следует отнести выпуск ежеквартальной газеты "Ямал-Профи", а также функционирование сайта в сети Интернет.

Слаборазвитая информационная коммуникация центров занятости населения в сельской местности автономного округа не позволяет объективно освещать все изменения, происходящие на рынке труда, и оказывать оперативную консультационную помощь сельскому населению.

Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем представляется единственно возможным. Программа предусматривает взаимоувязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс действий, обеспечивающий эффективное решение задач в сфере обеспечения занятости населения автономного округа.

II. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются:

1. Обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу.

2. Развитие продуктивной занятости населения автономного округа.

Выполнение целей Программы направлено на реализацию прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Для достижения поставленных целей Программы выделяются следующие задачи:

повышение информированности граждан о спросе на рабочую силу и её предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях;

активизация участия и улучшение координации деятельности органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления, работодателей в вопросах содействия трудоустройству населения;

расширение доступа незанятых граждан к программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности;

оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женщины, молодёжь, лица предпенсионного возраста, инвалиды, лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание, и др.);

совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учётом потребности автономного округа;

временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время;

временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

дальнейшее развитие, повышение качества и результативности системы профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

повышение качества предоставления и доступности государственных услуг, создание комфортных условий для получателей государственных услуг.

Реализацию мероприятий Программы предполагается осуществить за трёхлетний период - с 2008 по 2010 годы, без разделения на этапы.

Для определения эффективности реализации программных мероприятий предлагается использовать целевые индикаторы и показатели, перечень которых представлен в таблице 1.

Таблица 1

(в ред. от 19.11.2009 N 368-А)


Наименование индикатора, показателя

Содержание индикатора, показателя

Планируемое значение

Коэф-фициент веса

2008 год

2009 год

2010
 год

Уровень регистрируемой безработицы

отношение численности официально зарегистрированных безработных граждан к численности экономически активного населения автономного округа, %

2,5

2,9

2,3

0,2

Численность трудоустроенных граждан

численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости на временные рабочие места, чел.

11 500

292

279

0,3

Численность участников мероприятий в области занятости населения

численность граждан, принявших участие в мероприятиях по содействию занятости населения (ярмарки вакансий и временных рабочих мест, информирование о положении на рынке труда), чел.

8 000

0

650

0,3

Проведение тематических семинаров со специалистами службы занятости по вопросам профессионального обучения и переобучения незанятых и безработных граждан

проведено тематических семинаров со специалистами службы занятости по вопросам профессионального обучения и переобучения незанятых и безработных граждан, ед.

1

0

0

0,1

Коэффициент напряжённости на регистрируемом рынке труда

численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчёте на одну заявленную вакансию, чел.

1,18

1,15

1,14

0,1

".

III. Перечень программных мероприятий


Мероприятия Программы разработаны исходя из необходимости решения задач по содействию занятости населения на территории автономного округа с учётом финансовых ресурсов, выделяемых на финансирование Программы, и полномочий, закреплённых за исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочий в области содействия занятости населения, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Достижение тактических задач в области занятости планируется осуществлять посредством реализации программных мероприятий, объединённых в четыре основных раздела.

1. Информирование работодателей и населения о положении на рынке труда автономного округа предусматривает:

предоставление безработным гражданам и гражданам, ищущим работу, возможности самостоятельного выбора работы на основе ознакомления с информацией службы занятости о свободных рабочих местах и вакантных должностях, непосредственные встречи с представителями работодателей, получение информации о возможностях профессионального обучения по новой специальности;

формирование регионального банка вакансий, в том числе для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

организацию работы и осуществление специалистами органов службы занятости подбора вакансий для граждан, ищущих работу, и необходимых работников для работодателей;

тиражирование рекламно-информационных материалов о положении на рынке труда, спросе на рабочую силу и её предложении в средствах массовой информации, изготовление и аренду рекламных щитов, подготовку и издание справочных материалов;

проведение специализированных мероприятий ("Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест", "Лучший работодатель" и т.д.);

оборудование информационных залов согласно требованиям Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости;

внедрение новых технологий при работе специалистов органов службы занятости с клиентами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»