АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2009 года N 349-А
Об утверждении окружной целевой программы "Культура Ямала (2006 2010 годы)"
Документ с изменениями внесёнными:
-постановлением Администрации автономного округа от 10.12.2009 N 694-А
-постановлением Администрации автономного округа от 10.12.2009 N 788-А
-постановлением Администрации автономного округа от 13.05.2010 N 239-А
-постановлением Правительства автономного округа от 09.09.2010 N 235-П
-постановлением Правительства автономного округа от 20.12.2010 N 483-П
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации и в целях реализации основных направлений государственной политики в сфере культуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В. (с изм. от 13.05.2010 N 239-А)
Вице-губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа В.Н. Казарин
от 25 июня 2009 г. N 349-А
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)"
Наименование | окружная целевая программа "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа) |
Основание | Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"; |
Государственный | департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент культуры автономного округа, автономный округ) |
Государственные | департамент строительства ав тономного округа; |
Ответственные | органы местного самоуправления |
Разработчики | департамент культуры автономного округа |
Цели и задачи | целями Программы являются: |
Сроки и этапы реализации | 2006 - 2010 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы | - число единиц хранения музейного фонда; |
Основные направления реализации мероприятий | данная Программа включает две подпрограммы, направленные на решение конкретных задач в рамках Программы: |
Объёмы и источники финансирования | всего на реализацию Программы из окружного бюджета - 403 518 тыс. рублей, |
Ожидаемые | реализация мероприятий, предусмотренных |
Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала и культурного наследия автономного округа как фактора социально-экономического развития региона, а также средства эстетического, нравственного, патриотического воспитания широких слоев населения - один из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и автономного округа.
Равные возможности доступа к культурным ценностям, право на участие в культурной жизни закреплены Конституцией Российской Федерации. Достичь этих целей можно посредством систематической комплексной и целевой поддержки развития сферы культуры.
В автономном округе сложилась и действует разветвлённая сеть учреждений культуры, включающая библиотеки, музеи, дома культуры, центры досуга, центры национальных культур, центры ремёсел, учреждения дополнительного музыкального и художественного образования, кинозалы и киноустановки, кинопрокатные учреждения, прочие учреждения культуры.
Программа "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)", обеспеченная стабильным финансированием из средств окружного бюджета, позволила осуществить качественный сдвиг отрасли:
в 16 музеях автономного округа установлена автоматизированная система учёта музейных фондов, за два года электронный каталог составил более 17% от общего музейного фонда; более чем в 1,5 раза увеличился совокупный музейный фонд;
в библиотеках автономного округа действуют разнопрофильные центры: правовой информации, краеведческой информации, интеллектуального досуга детей и подростков, семейного чтения, методического обеспечения профилактики наркомании и пр.;
количество комплектов компьютерной техники составляет 197 единиц;
увеличилось число учащихся образовательных учреждений культуры и искусства, получающих стипендию Губернатора автономного округа (45 - в 2002 году, 60 - в 2004 году); почти в три раза увеличилось число учащихся, ставших дипломантами и победителями окружных, всероссийских и международных конкурсов.
Системные меры помогли отчасти возродить отрасль кинообслуживания: для 10 муниципальных образований приобретены видеоустановки, для фильмофонда приобретён 61 фильм с правами публичного показа. В рамках программы был поддержан ряд проектов, направленных на развитие народного любительского творчества и профессионального искусства. Также выделялись средства на укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
Вместе с тем все предпринятые меры носят первоэтапный характер и не позволяют произвести кардинальные изменения ни в одной из подотраслей культурной жизни.
Общий объём выделенных финансовых средств за все годы составил 40 млн. руб., что вдвое меньше необходимой потребности (таблица 1). В связи с этим многие программные мероприятия остались нереализованными.
(в разрезе подпрограмм)
тыс. руб.
N | Наименование | Всего | % к | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
утв./ | утв./ | утв./ | утв./ | утв./ | |||
1. | Недвижимые | 4470/1960 | 44 | 1170/ | 1250/ | 1050/ | 1000/ |
2. | Музейный фонд и | 10995/ | 65 | 3460/ | 3105/ | 2220/ | 2210/ |
3. | Безопасность | 4000/ | 19 | 2000/ | 200/0 | 1000/ | 800/0 |
4 . | Искусство Ямала | 6120/ | 45 | 1380/ | 1380/ | 1380/ | 1980/ |
5. | Библиотеки Ямала | 6590/ | 99 | 2420/ | 1350/ | 1445/ | 1375/ |
6. | Выявление и поддержка молодых дарований, | 3070/ | 77 | 720/ | 750/ | 800/ | 800/ |
7. | Кинопрокат и | 4800/ | 100 | 1200/ | 1350/ | 900/ | 1350/ |
8 . | Культурные основы | 16457/ | 33 | 2100/ | 4628/ | 2487/ | 7242/ |
9 . | Модернизация | 11216/ | 70 | 2773/ | 2731/ | 3363/ | 2754/ |
10. | Международное | 15650/ | 5 | 2850/0 | 3550/ | 4600/ | 4650/ |
Итого утверждено | 83413/ | 48 | 20073/ | 19934/ | 9245/ | 24161/ |
К минимуму были сведены мероприятия по подпрограммам "Безопасность музейных и библиотечных фондов" и "Международное культурное сотрудничество". Более чем в три раза были сокращены мероприятия в рамках подпрограммы "Культурные основы федерализма, национальной и региональной политики", более чем в два раза - в рамках подпрограммы "Искусство Ямала".
Большая часть программных мероприятий была реализована в муниципальных образованиях в автономном округе за счёт средств, передаваемых в муниципальные бюджеты в виде субвенций, составивших более 60% общего объёма выделенных средств (таблица 2).
(в разрезе получателей средств)
(тыс. рублей)
N | Получатель средств | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Всего |
1. | Государственный заказчик | 4778 | 3620 | 3913 | 3600 | 15911 |
2. | Салехард | 540 | 460 | 210 | 635 | 1845 |
3. | Лабытнанги | 441 | 340 | 265 | 390 | 1436 |
4. | Надым и Надымский район | 457 | 470 | 730 | 680 | 2337 |
5. | Новый Уренгой | 205 | 760 | 687 | 460 | 2112 |
6. | Ноябрьск | 185 | 590 | 720 | 930 | 2425 |
7. | Муравленко | 470 | 400 | 785 | 410 | 2065 |
8. | Губкинский | 245 | 560 | 790 | 400 | 1995 |
9. | Красноселькупский район | 1028 | 290 | 295 | 395 | 2008 |
10. | Приуральский район | 650 | 520 | 380 | 670 | 2220 |
11. | Пуровский район | 222 | 450 | 335 | 590 | 1597 |
12. | Тазовский район | 168 | 480 | 170 | 360 | 1178 |
13. | Шурышкарский район | 308 | 630 | 485 | 300 | 1723 |
14. | Ямальский район | 303 | 430 | 235 | 180 | 1148 |
Итого | 10000 | 10000 | 10000 | 10000 | 40000 |
При ежегодной корректировке мероприятий программы значительное число культурных проектов финансировалось на конкурсной основе, что позволило поддерживать наиболее значимые, перспективные и инновационные проекты.
Несмотря на произошедшие качественные сдвиги, проблемы в развитии культуры сохраняются по всем подотраслям.
В начальной стадии находится формирование региональной системы учёта музейных фондов с использованием специальных программных продуктов. Наибольшее отставание приходится на сельские музеи, имеющие слабую материально-техническую базу. Из общего числа компьютеров, установленных в музеях округа, 47% приходится на государственное учреждение "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского", 39% - на городские музеи и лишь 14% - на сельские. Более 50% компьютеров, имеющихся в муниципальных музеях, нуждаются в модернизации. Остро ощущается недостаток другого оборудования (сканеров, цифровых фотоаппаратов), позволяющего сохранять визуальную фиксацию музейного предмета. Новые технические возможности хранения и экспонирования музейных предметов, новые технологии создания экспозиций, современные формы взаимодействия музея с посетителем недоступны абсолютному большинству муниципальных музеев. Задача программы - создать условия для внедрения технических и творческих инноваций, повысить образовательный и культурный уровень посетителей.
Похожие задачи стоят и перед библиотечными учреждениями. В рамках реализации программы "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)" были сделаны первые шаги по развитию библиотек как информационных, культурных, образовательных центров. На базе муниципальных библиотек созданы разнопрофильные центры, деятельность которых ориентирована на различные социальные группы населения. Эта работа должна быть поддержана и продолжена в рамках следующей программы.
Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек - одна из наиболее острых проблем и важных задач для этих учреждений. На 1 января 2005 года в библиотеках округа было установлено 194 персональных компьютера, однако 167 из них находятся в городских библиотеках. Сельские библиотеки не могут обеспечить своим читателям такие же возможности доступа к информации, как городские.
Катастрофической является ситуация с комплектованием библиотечных фондов. За 2004 год новые поступления литературы в библиотеки округа составили 0,6% от совокупного книжного фонда, что является недопустимо низким показателем. Сохранение тенденции приведет к физическому и моральному устареванию фонда библиотек, снижению их востребованности читателями.
Значительное место в обеспечении многообразия культурной жизни отводится клубам, как наиболее массовым и демократичным учреждениям, реально обеспечивающим всем категориям населения доступность к культурному досугу, особенно в сельской местности. Общими проблемами досуговых учреждений являются недостаток творческой инициативы, слабая конкурентоспособность с коммерческими учреждениями массового досуга, средствами массовой информации, насаждающими зачастую культ жестокости, сексуальной распущенности, героизации криминала.
В автономном округе, как и в целом по России, в начале 90-х годов прошлого века была полностью разрушена система кинопоказа, в результате чего к 2000 году публичный показ фильмов в автономном округе практически не осуществлялся. Первые шаги по исправлению сложившейся ситуации были сделаны в ходе реализации программы "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)". Но, даже несмотря на это, лишь четвёртая часть досуговых учреждений округа имеет оборудование, необходимое для публичного показа фильмов.