АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2009 года N 349-А

Об утверждении окружной целевой программы "Культура Ямала (2006 2010 годы)"

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Администрации автономного округа от 10.12.2009 N 694-А

-постановлением Администрации автономного округа от 10.12.2009 N 788-А

-постановлением Администрации автономного округа от 13.05.2010 N 239-А

-постановлением Правительства автономного округа от 09.09.2010 N 235-П

-постановлением Правительства автономного округа от 20.12.2010 N 483-П

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации и в целях реализации основных направлений государственной политики в сфере культуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В. (с изм. от 13.05.2010 N 239-А)

Вице-губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа В.Н. Казарин

от 25 июня 2009 г. N 349-А

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 10.12.2009 N 694-А)
(с изм. от 25.12.2009 N 788-А)
(с изм. от 13.05.2010 N 239-А)
(с изм. от 09.09.2010 N 235-П)
(с изм. от 20.12.2010 N 483-П)

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование
 Программы

окружная целевая программа "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа)

Основание
 для разработки

Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";

 Федеральный закон от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" ;

 Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" ;

 постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2005 года N 1669 "О Концепции развития кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года";

 постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2006 года N 1-А "О порядке разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ"

Государственный
 заказчик - координатор Программы

департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент культуры автономного округа, автономный округ)

Государственные
 заказчики

департамент строительства ав тономного округа;

 департамент по развитию агропромышленного комплекса автономного округа (искл. от 20.12.2010 N 483-П )

Ответственные
 за выполнение мероприятий (искл. от 20.12.2010 N 483-П )

органы местного самоуправления

Разработчики
 Программы

департамент культуры автономного округа

Цели и задачи
 Программы

целями Программы являются:
 - создание условий для сохранения и развития культуры автономного округа как фактора социально- экономического развития региона, а также средства эстетического, нравственного, патриотического воспитания широких слоёв населения;

 - создание равных возможностей доступа к культурным ценностям для населения автономного округа.
 Задачами Программы являются:
 - сохранение и приумножение культурного наследия автономного округа, совершенствование музейной деятельности;

 - создание качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения, в том числе и в сельской местности, активизация социальной функции библиотек;

 - расширение многообразия культурной жизни;

 - развитие профессионального искусства и народного творчества;

 - развитие кинематографии;

 - развитие кадрового потенциала, обеспечение его обновляемости;

 - обеспечение пожарной безопасности учреждений дополнительного образования культуры и искусства;

 - строительство и реконструкция объектов культуры для обеспечения современных условий функционирования учреждений культуры автономного округа

Сроки и этапы реализации

2006 - 2010 годы
 Программа реализуется в один этап в течение 2006 - 2010 годов

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы

- число единиц хранения музейного фонда;

 - доля музейных предметов, занесённых в электронный каталог;

 - количество посещений музеев;

 - число участников массовых мероприятий;

 - количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения;

 - число зарегистрированных пользователей и посещений;

 - количество участников конкурсных мероприятий,  проводимых для детей;

 - число участников мероприятий, направленных на поддержку  традиций ремесленничества;

 - удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры;

 - посещаемость кино- и видеосеансов;

 - доля работников культуры, повысивших квалификацию;

 -  число учреждений дополнительного образования культуры и искусства, соответствующих требованиям Госпожнадзора;

 - доля ветхих и аварийных помещений учреждений культуры;

 - число реконструированных объектов учреждений культуры;

 - число новых объектов
 (в ред. от 09.09.2010 N 235-П

Основные направления реализации мероприятий

данная Программа включает две подпрограммы, направленные на решение конкретных задач в рамках Программы:
 - "Развитие культуры, искусства и кинематографии в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006 - 2010 годы";

 "Строительство объектов культуры в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006 - 2010 годы".

Объёмы и источники финансирования

всего на реализацию Программы из окружного бюджета - 403 518 тыс. рублей,
 из них:
 2006 год - 126 104 тыс. рублей;

 2007 год - 213 905 тыс. рублей;

 2008 год - 15 581 тыс. рублей;

 2009 год - 8 607 тыс. рублей;

 2010 год - 39 321 тыс. рублей
 (в ред. от 20.12.2010 N 483-П )

Ожидаемые
 конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности

реализация мероприятий, предусмотренных
 Программой, позволит:
 - создать единую систему учёта музейных предметов, обеспечить доступ к музейному фонду и его сохранность;
расширить формы представления музейных предметов, социальные функции музейных учреждений;

 - создать качественно новую систему информационно-библиотечного обслуживания населения Ямало-Ненецкого автономного округа, развить систему комплектования библиотечных фондов;

 -активизировать популяризацию народных ремёсел, национальных культур, стимулировать и поддерживать межнациональное и межрегиональное сотрудничество, активизировать гастрольную деятельность;

 - реализовать Концепцию развития кинематографии
 Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года;

 - поставить на системную основу мероприятия, направленные на профессиональную подготовку руководителей и специалистов учреждений культуры, повысить престиж профессии;

 - увеличить число учреждений дополнительного образования культуры и искусства, соответствующих требованиям противопожарной безопасности;

 - осуществить реконструкцию 2 объектов культуры, строительство 2 объектов, начало реконструкции 2 объектов, начало строительства 2 объектов (в ред. от 10.12.2009 N 694-А )

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала и культурного наследия автономного округа как фактора социально-экономического развития региона, а также средства эстетического, нравственного, патриотического воспитания широких слоев населения - один из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и автономного округа.

Равные возможности доступа к культурным ценностям, право на участие в культурной жизни закреплены Конституцией Российской Федерации. Достичь этих целей можно посредством систематической комплексной и целевой поддержки развития сферы культуры.

В автономном округе сложилась и действует разветвлённая сеть учреждений культуры, включающая библиотеки, музеи, дома культуры, центры досуга, центры национальных культур, центры ремёсел, учреждения дополнительного музыкального и художественного образования, кинозалы и киноустановки, кинопрокатные учреждения, прочие учреждения культуры.

Программа "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)", обеспеченная стабильным финансированием из средств окружного бюджета, позволила осуществить качественный сдвиг отрасли:

в 16 музеях автономного округа установлена автоматизированная система учёта музейных фондов, за два года электронный каталог составил более 17% от общего музейного фонда; более чем в 1,5 раза увеличился совокупный музейный фонд;

в библиотеках автономного округа действуют разнопрофильные центры: правовой информации, краеведческой информации, интеллектуального досуга детей и подростков, семейного чтения, методического обеспечения профилактики наркомании и пр.;

количество комплектов компьютерной техники составляет 197 единиц;

увеличилось число учащихся образовательных учреждений культуры и искусства, получающих стипендию Губернатора автономного округа (45 - в 2002 году, 60 - в 2004 году); почти в три раза увеличилось число учащихся, ставших дипломантами и победителями окружных, всероссийских и международных конкурсов.

Системные меры помогли отчасти возродить отрасль кинообслуживания: для 10 муниципальных образований приобретены видеоустановки, для фильмофонда приобретён 61 фильм с правами публичного показа. В рамках программы был поддержан ряд проектов, направленных на развитие народного любительского творчества и профессионального искусства. Также выделялись средства на укрепление материально-технической базы учреждений культуры.

Вместе с тем все предпринятые меры носят первоэтапный характер и не позволяют произвести кардинальные изменения ни в одной из подотраслей культурной жизни.

Общий объём выделенных финансовых средств за все годы составил 40 млн. руб., что вдвое меньше необходимой потребности (таблица 1). В связи с этим многие программные мероприятия остались нереализованными.

Таблица 1 Объёмы финансирования по окружной целевой программе "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)"

(в разрезе подпрограмм)

тыс. руб.

N
 п/п

Наименование
 подпрограммы

Всего

% к
 утвержд.

2002
 год

2003
 год

2004
 год

2005
 год

утв./
 факт

утв./
 факт

утв./
 факт

утв./
 факт

утв./
 факт

1.

Недвижимые
 памятники Ямала

4470/1960

44

1170/
 700

1250/
 360

1050/
 600

1000/
 300

2.

Музейный фонд и
 музеи Ямала

10995/
 7107

65

3460/
 1960

3105/
 1670

2220/
 1162

2210/
 2315

3.

Безопасность
 музейных и библиотечных
 фондов

4000/
 750

19

2000/
 500

200/0

1000/
 250

800/0

4 .

Искусство Ямала

6120/
 2770

45

1380/
 650

1380/
 490

1380/
 545

1980/
 1085

5.

Библиотеки Ямала

6590/
 6065

99

2420/
 2420

1350/
 1760

1445/
 980

1375/
 905

6.

Выявление и поддержка молодых дарований,
 культурологическое
 образование

3070/
 236 1

77

720/
 350

750/
 400

800/
 561

800/
 1050

7.

Кинопрокат и
 кинообслуживание
 населения Ямала

4800/
 4810

100

1200/
 1200

1350/
 1830

900/
 630

1350/
 1150

8 .

Культурные основы
 федерализма, национальной и региональной политики

16457/
 5412

33

2100/
 630

4628/
 1530

2487/
 1542

7242/
 1710

9 .

Модернизация
 материальной базы,
 технического и
 технологического оснащения организаций культуры и кино

11216/
 7905

70

2773/
 1590

2731/
 1660

3363/
 3430

2754/
 1225

10.

Международное
 культурное сотрудничество

15650/
 860

5

2850/0

3550/
 300

4600/
 300

4650/
 260

Итого утверждено
 Итого фактически

83413/
 40000

48

20073/
 10000

19934/
 10000

9245/
 10000

24161/
 10000

К минимуму были сведены мероприятия по подпрограммам "Безопасность музейных и библиотечных фондов" и "Международное культурное сотрудничество". Более чем в три раза были сокращены мероприятия в рамках подпрограммы "Культурные основы федерализма, национальной и региональной политики", более чем в два раза - в рамках подпрограммы "Искусство Ямала".

Большая часть программных мероприятий была реализована в муниципальных образованиях в автономном округе за счёт средств, передаваемых в муниципальные бюджеты в виде субвенций, составивших более 60% общего объёма выделенных средств (таблица 2).

Таблица 2 Распределение объёма финансирования окружной целевой программы "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)"

(в разрезе получателей средств)

(тыс. рублей)

N
 п/п

Получатель средств

2002
 год

2003
 год

2004
 год

2005
 год

Всего

1.

Государственный заказчик

4778

3620

3913

3600

15911

2.

Салехард

540

460

210

635

1845

3.

Лабытнанги

441

340

265

390

1436

4.

Надым и Надымский район

457

470

730

680

2337

5.

Новый Уренгой

205

760

687

460

2112

6.

Ноябрьск

185

590

720

930

2425

7.

Муравленко

470

400

785

410

2065

8.

Губкинский

245

560

790

400

1995

9.

Красноселькупский район

1028

290

295

395

2008

10.

Приуральский район

650

520

380

670

2220

11.

Пуровский район

222

450

335

590

1597

12.

Тазовский район

168

480

170

360

1178

13.

Шурышкарский район

308

630

485

300

1723

14.

Ямальский район

303

430

235

180

1148

Итого

10000

10000

10000

10000

40000

При ежегодной корректировке мероприятий программы значительное число культурных проектов финансировалось на конкурсной основе, что позволило поддерживать наиболее значимые, перспективные и инновационные проекты.

Несмотря на произошедшие качественные сдвиги, проблемы в развитии культуры сохраняются по всем подотраслям.

В начальной стадии находится формирование региональной системы учёта музейных фондов с использованием специальных программных продуктов. Наибольшее отставание приходится на сельские музеи, имеющие слабую материально-техническую базу. Из общего числа компьютеров, установленных в музеях округа, 47% приходится на государственное учреждение "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского", 39% - на городские музеи и лишь 14% - на сельские. Более 50% компьютеров, имеющихся в муниципальных музеях, нуждаются в модернизации. Остро ощущается недостаток другого оборудования (сканеров, цифровых фотоаппаратов), позволяющего сохранять визуальную фиксацию музейного предмета. Новые технические возможности хранения и экспонирования музейных предметов, новые технологии создания экспозиций, современные формы взаимодействия музея с посетителем недоступны абсолютному большинству муниципальных музеев. Задача программы - создать условия для внедрения технических и творческих инноваций, повысить образовательный и культурный уровень посетителей.

Похожие задачи стоят и перед библиотечными учреждениями. В рамках реализации программы "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)" были сделаны первые шаги по развитию библиотек как информационных, культурных, образовательных центров. На базе муниципальных библиотек созданы разнопрофильные центры, деятельность которых ориентирована на различные социальные группы населения. Эта работа должна быть поддержана и продолжена в рамках следующей программы.

Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек - одна из наиболее острых проблем и важных задач для этих учреждений. На 1 января 2005 года в библиотеках округа было установлено 194 персональных компьютера, однако 167 из них находятся в городских библиотеках. Сельские библиотеки не могут обеспечить своим читателям такие же возможности доступа к информации, как городские.

Катастрофической является ситуация с комплектованием библиотечных фондов. За 2004 год новые поступления литературы в библиотеки округа составили 0,6% от совокупного книжного фонда, что является недопустимо низким показателем. Сохранение тенденции приведет к физическому и моральному устареванию фонда библиотек, снижению их востребованности читателями.

Значительное место в обеспечении многообразия культурной жизни отводится клубам, как наиболее массовым и демократичным учреждениям, реально обеспечивающим всем категориям населения доступность к культурному досугу, особенно в сельской местности. Общими проблемами досуговых учреждений являются недостаток творческой инициативы, слабая конкурентоспособность с коммерческими учреждениями массового досуга, средствами массовой информации, насаждающими зачастую культ жестокости, сексуальной распущенности, героизации криминала.

В автономном округе, как и в целом по России, в начале 90-х годов прошлого века была полностью разрушена система кинопоказа, в результате чего к 2000 году публичный показ фильмов в автономном округе практически не осуществлялся. Первые шаги по исправлению сложившейся ситуации были сделаны в ходе реализации программы "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)". Но, даже несмотря на это, лишь четвёртая часть досуговых учреждений округа имеет оборудование, необходимое для публичного показа фильмов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»