Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2009 года N 343-А

Об утверждении Схемы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства ЯНАО от 24.06.2016 N 573-П, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф - 29.06.2016).
____________________________________________________________________

На основании статей 7, 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 8, 9 Градостроительного устава Ямало-Ненецкого автономного округа, постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Схему территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Исполнительным органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа размещать объекты капитального строительства регионального значения в соответствии со Схемой территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Департаменту строительства Ямало-Ненецкого автономного округа (Теряев Ю.А.) подготовить и вынести на утверждение Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа план реализации Схемы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кушнаренко С.Г.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В. Неёлов

от 18 июня 2009 г. N 343-А

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа

СХЕМА территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа

I. Цели и задачи Схемы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа


Главной целью территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) является обеспечение устойчивого развития территории через формирование правовых документов, направленных на реализацию полномочий органов государственной власти.

Схема территориального планирования является важной частью стратегического управления развитием автономного округа совместно со Стратегией социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года, Комплексной программой развития и размещения производительных сил автономного округа до 2025 года.

Одновременно Схема территориального планирования является важным условием реализации Программного блока системы управления. С её учётом должны разрабатываться комплексные и целевые (отраслевые) программы окружного и аналогичные программы муниципального уровней.

Предложения по территориальному планированию направлены на достижение устойчивого социально-экономического развития путём последующей реализации мероприятий органами управления автономного округа через градостроительную, земельную, инвестиционную и экономическую политики.

Предложения территориального планирования имеют правовой характер и должны учитываться в конкретной правоприменительной практике при решении вопросов установления вида целевого использования земель, представления земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Задачами территориального планирования являются:

- оценка современного уровня социально-экономической и территориальной развитости автономного округа, выявление ресурсных потенциалов для определёния стратегических направлений развития;

- формирование единого регионального планировочного каркаса на базе перспективной транспортной схемы, оптимизации систем расселения и развития городских и сельских населённых пунктов;

- взаимоувязка градостроительных решений и землепользования, в том числе целесообразность изменения:

- границ муниципальных образований и статуса населённых пунктов;

- границ земель лесного фонда;

- границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе;

- границ зон с особыми условиями использования территории;

- границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- границ земельных участков, предоставляемых для размещения объектов капитального строительства федерального и регионального значения;

- создание устойчивой и надёжной инженерной инфраструктуры регионального и межселенного значения во взаимосвязи с федеральной инфраструктурой;

- улучшение экологической обстановки с выделением зон, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции;

- сохранение и расширение особо охраняемых природных территорий, зон и объектов историко-культурного наследия;

- разработка мероприятий по активизации градостроительной и хозяйственной деятельности регионального уровня посредством целенаправленного развития зон и точек роста и определёния для них приоритетных инвестиционных направлений.

Для выполнения задач Схемы территориального планирования необходимы:

- увязка мероприятий по территориальному планированию и землепользованию. Определение зон размещения объектов капитального строительства должно учитывать категории земель, на которых предлагается их размещение, а изменение границ земель различных категорий связано с размещением объектов капстроительства;

- выявление ограничений комплексного развития, которые утверждаются в составе положений о территориальном планировании, включая зоны с особыми условиями использования территории;

- обоснование предложения по размещению особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменению границ земель сельскохозяйственного назначения, границ муниципальных образований.

Важными из них являются обоснования границ зон размещения объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, путей сообщения, информатики и связи; линейных объектов, обеспечивающих деятельность естественных монополий (газоснабжение, объектов социальной инфраструктуры, промышленности, материально-технического снабжения, коммунальных хозяйств, туристско-рекреационной деятельности).

В Стратегии социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года, Комплексной программе развития и размещения производительных сил автономного округа до 2025 года обосновываются приоритетные направления инвестиционной политики, а также перечень рекомендуемых к строительству объектов.

Для разработки инвестиционной политики на средне- и долгосрочную перспективу помимо критериев экономической эффективности инвестиционных проектов первоочередное значение имеют требования устойчивого развития территории, выравнивания уровней социально-экономического развития отдельных её частей, учёт всех интересов (федеральных, региональных, местных). Реализации этих требований будут способствовать комплексная оценка территории для целей капитального строительства, функциональное зонирование территории, предложения по формированию систем расселения, экологическому каркасу территории, выбор зон и точек активизации хозяйственной и градостроительной деятельности, системы ограничений по использованию территории.

Комплекс этих обоснований позволяет сформировать информационную базу градостроительной деятельности для определения приоритетных зон инвестиционной деятельности, определения комплекса инфраструктурных и других условий и требований, влияющих на отбор инвестиционных проектов и определение условий их реализации.

Все перечисленное будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации, а также максимально эффективной и быстрой реализации инвестиционных проектов.

Однако в схемах территориального планирования (по Градостроительному кодексу Российской Федерации) эти важные для перспективного развития автономного округа схемы не имеют правового выхода на регламенты и сервитуты, несмотря на то что именно они определяют направления градостроительного развития с выделением зон и населённых пунктов, обладающих высоким градостроительным потенциалом (зоны и точки роста) и основные направления планировочной структуры.

В настоящее время на уровне автономного округа блок прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития составляют такие работы, как Стратегия социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года, Комплексная программа развития и размещения производительных сил автономного округа до 2025 года. Эти работы являются научно-исследовательскими, рассматриваются и принимаются Администрацией автономного округа. Однако они решают вопросы в разрезе отраслей (видов экономической деятельности), а не градостроительных систем (градостроительная система - форма организации благоприятной среды жизнедеятельности человека).

В этом блоке не хватает предложений по перспективному градостроительному развитию, фактической проекции на территорию, результатов Стратегии социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года, Комплексной программы развития и размещения производительных сил автономного округа до 2025 года, по предложениям которых должна быть сформулирована государственная политика по комплексному социально-экономическому градостроительному развитию, оптимально увязывающая все интересы по использованию территории на различных территориальных уровнях, а также вне зависимости от строго регламентированных полномочий соответствующих органов управления.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации спроецирована существующая законодательная база, в соответствии с которой нет одного "хозяина" территории и каждый уровень власти (независимо от других) решает свой, узкий круг вопросов и выполняемые в настоящее время только по Градостроительному кодексу Российской Федерации. Схемы территориального планирования не обеспечивают комплексного решения основных задач перспективного развития территории, т.к. отвечают лишь узкому кругу полномочий соответствующих органов власти и не обеспечивают увязку разнообразных интересов по использованию территории (федеральных, региональных, местных, частных).

В связи с этим резко возрастает значение полномочий (функций) всех органов управления в области комплексного прогнозирования развития подведомственной территории (вне конкретной связи с указанными ограниченными функциями), в составе которого увязываются все принципы, аспекты и интересы на данной территории.

Цели и задачи территориального планирования автономного округа определены на основе принципов и подходов к планированию пространственного развития:

Принцип устойчивого развития территории, который предусматривает при осуществлении градостроительной деятельности обеспечение безопасности и благоприятных условий проживания человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Вероятностный характер развития ведущих отраслей автономного округа опредопределяет приоритет принципа динамического моделирования градостроительных систем. Он предусматривает гибкость планировочных решений, учитывающих прямые и обратные связи, возможность корректировки решений по мере изменения ситуации. Для этого анализируется каждая задача на отдельных временных этапах в увязке с возможностями использования потенциалов территории и оценки их показателей.

Принцип ведущих приоритетных критериев оценки пространственной среды учитывается при моделировании градостроительных систем на различных иерархических уровнях региональном и местном (районном). На каждом уровне используются самые существенные количественные и качественные характеристики.

Принцип векторного развития.

Преемственность и взаимная согласованность документов стратегического социально-экономического и территориального планирования.

Использование всех внешних и внутренних факторов, определяющих конкурентные преимущества социально-экономического и пространственного развития региона, а также учёт ограничений.

Эти замечательные принципы - суть градостроительной политики, которая имеет многообразные выходы, направленные на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Однако они повисают "в воздухе" - Градостроительный кодекс Российской Федерации не даёт инструментов их реализации (формализации).

Названные (принципы или критерии) должны быть реализованы в виде формулирования оптимальных приёмов (моделей) градостроительных систем в целом, их составных частей на различных территориальных уровнях, в различных природных и экономических условиях и в динамике.

Представляется, что таким инструментом могла бы стать разрабатываемая в комплексе с основными прогнозными (стратегическими) документами "Концепция устойчивого развития градостроительных систем субъекта Российской Федерации", которая должна разрабатываться в составе Схемы территориального планирования. В ней должны решаться вопросы перспективного развития территории, независимо от имеющихся на данном административном (управленческом) уровне полномочий, т.е. по всему кругу вопросов, касающихся комплексного развития конкретной территории, включая перспективу развития населённых мест, оптимизацию связей между ними и наконец - комплексную организацию благоприятной среды жизнедеятельности человека.

Опытом градостроительства обоснована необходимость разработки:

- градостроительной политики для органов государственной власти с учётом социально-экономических прогнозов и направлений научно-технической политики в отдельных отраслях;

- прогнозов (стратегий) градостроительного развития на конкретных территориях;

- научно-методических рекомендаций,

а также использования таких инструментов как:

- экспериментальное проектирование и опытно-показательное строительство;

- внедрение результатов указанных работ в обоснования технических регламентов и региональных нормативов градостроительного проектирования.

В связи с этим Схема территориального планирования должна быть усилена таким научно-прогнозным блоком.

Главной целью градостроительной политики является организация устойчивой, благоприятной и безопасной материальной среды жизнедеятельности населения, обеспечивающей условия трудовой активности, нормального быта и отдыха, гармоничного развития личности. Градостроительная политика на современном этапе развития является одним из важнейших направлений социально-экономической политики и должна быть направлена на достижение баланса федеральных, региональных и местных интересов.

Градостроительная политика автономного округа должна быть увязана со стратегическим целями федерального уровня, сформулированными, в частности, в работе ГУП "НИИПГрадостроительства" "Уточнение основных положений Генеральной схемы расселения по территории Российской Федерации с учётом основных направлений хозяйственного освоения Арктики, специфики природно-климатических и других особенностей", выполненной по заданию Госстроя Российской Федерации и "Оптимизации систем расселения Российской Арктики", выполненной по заказу Администрации автономного округа. Применительно к районам Крайнего Севера и Арктики такими целями являются:

оптимизация территориальной организации народнохозяйственного комплекса и численности населения;

обеспечение оптимальной среды жизнедеятельности для коренного и привлекаемого на Север населения;

создание условий и предпосылок рационального природопользования на основе принципов экологического равновесия природной среды;

создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов и других этнических сообществ на принципах самообеспечения и комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования.

формирование региональных систем расселения, максимально соответствующих специфике производственного освоения и особенностям Арктической зоны, в т.ч. автономного округа;

создание инфраструктурного и планировочного каркаса Арктики.

В краткосрочной перспективе наиболее актуально:

обеспечение градостроительных условий освоения новых месторождений сырья и топлива;

реализация градостроительных мер по стабилизации населения, оптимизации структуры занятости;

комплексное решение градостроительных проблем в депрессивных районах и территориях со сложными природоохранными проблемами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»