АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 июня 2009 года N 305-А

Об утверждении окружной целевой программы "Молодёжь Ямала (2007 2010 годы)"

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Администрации автономного округа от 25.12.2009 N 755-А

-постановлением Правительства автономного округа от 09.12.2010 N 453-П

В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьёй 68 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2006 года N 1-А "О порядке разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Молодёжь Ямала (2007 - 2010 годы)".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Контонистова О.Э.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В. Неёлов

от 8 июня 2009 г. N 305-А

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 25.12.2009 N 755-А)

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Молодёжь Ямала (2007 - 2010 годы)"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

окружная целевая программа "Молодёжь Ямала (2007 - 2010 годы)" (далее - Программа)

Основание для разработки

Конвенция ООН о правах ребенка;

 Семейный кодекс Российской Федерации;

 Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений" ;

 Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" ;

 Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ;

 Федеральный закон http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199904799.html "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199904799.html );

 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 февраля 1998 года N 7-ЗАО "О государственной молодёжной политике в Ямало-Ненецком автономном округе" ;

 постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2006 года N 1-А "О порядке разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ"

Государственный заказчик

департамент по молодёжной политике Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент по молодёжной политике)

Ответственные за выполнение мероприятий (исключен от 25.12.2009 N 755-А )

департамент по молодёжной политике,
 органы по делам молодёжи муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ)

Разработчики Программы

департамент по молодёжной политике

Цели и задачи Программы

цель:
 совершенствование государственной системы социализации и социально значимого использования позитивной активности молодых граждан;

 задачи:
 расширение в автономном округе институтов социализации: направленное содействие физическому, творческому, профессиональному, социальному развитию и становлению молодёжи;

 формирование и укрепление духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодёжи;

 включение потенциала социально значимой активности молодёжи автономного округа в процессы государственного и общественного роста;

 совершенствование инфраструктуры системы обеспечения реализации государственной молодёжной политики в автономном округе

Сроки и этапы реализации

сроки реализации Программы: 2007 - 2010 годы. Программу предполагается реализовать в три этапа:
 I этап - 2007 год;

 II этап - 2008 - 2009 годы;

 III этап - 2010 год

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам
 реализации Программы

для оценки эффективности реализации Программы будут использованы следующие показатели и индикаторы:
 количество инновационных технологий (проектов), услуг, внедрённых в практику муниципальной молодёжной политики;

 уровень электоральной культуры (% участия в выборных кампаниях молодых избирателей в возрасте от 18 до 30 лет);

 число подростковых и молодёжных клубов по месту жительства;

 число опорно-методических площадок социальной работы с детьми и молодёжью;

 доля профилактических программ, получивших грантовую поддержку;

 количество молодых людей, принявших участие в реализации подпрограммы "Кадровый резерв Ямала";

 доля молодых людей в возрасте до 30 лет в структуре органов исполнительной, законодательной уровней власти и местного самоуправления (% от общего числа управленцев);

 число специалистов сферы молодёжной политики, прошедших курсы повышения квалификации

Основные направления реализации мероприятий

данная Программа включает 4 подпрограммы, направленные на решение конкретных задач:
 подпрограмма 1 "Жизненный старт" (подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199904799.html );

 подпрограмма 2 "Воспитание ответственных граждан" (подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199904799.html );

 подпрограмма 3 "Кадровый резерв Ямала" (подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199904799.html );

 подпрограмма 4 "Формирование и развитие системы обеспечения реализации государственной молодёжной политики в автономном округе" (подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199904799.html )

Объёмы и источники
 финансирования

общий объём финансирования Программы составит 49 971,0 тыс. рублей. Окружной бюджет - 49 971,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2007 год - 14 000,0 тыс. рублей;

 2008 год - 14 000,0 тыс. рублей;

 2009 год - 11 971,0 тыс. рублей;

 2010 год - 10 000,0 тыс. рублей (в ред. от 25.12.2009 N 755-А )

Ожидаемые конечные результаты реализации
 и показатели социально-экономической эффективности

реализация Программы должна обеспечить:
 формирование условий для эффективного функционирования институтов социализации молодёжи: развитость системы активного досуга, отдыха, оздоровления молодёжи, познавательного и обучающего молодёжного туризма, внедрение механизмов поиска и персональной поддержки интеллектуального потенциала молодёжи;
реализация системы мер по поддержке молодёжного предпринимательства и развитию сезонной занятости;
расширенность спектра услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей;

 повышение уровня гражданской ответственности, патриотизма и политической активности молодёжи;

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Демографические тенденции современной России свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем основным трудовым ресурсом страны будет молодёжь. Следовательно, успешное социально-экономическое развитие как России в целом, так и её регионов возможно только при эффективном использовании потенциала молодого поколения.

Однако сложившаяся в настоящее время ситуация в молодёжной среде неоднозначна. С одной стороны, современную российскую молодёжь отличает рост самостоятельности, практичности и мобильности, заинтересованности в получении качественного образования, влияющего на дальнейшее трудоустройство и карьеру. С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни, увеличиваются показатели смертности молодого поколения от неестественных причин, в том числе и вследствие употребления наркотиков, заболевания СПИДом. Растёт криминализация молодёжной среды. Остаётся острой проблема социальной интеграции молодых людей.

По данным исследований российского фонда "Общественное мнение", только 2,7% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций, в выборах, даже федерального уровня, участвует менее половины россиян и лишь 33% интересуются политикой. Высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4%); доля правонарушителей в возрасте 14 - 29 лет (54,7%) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения Российской Федерации; в общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте - 80%.

В этой ситуации на государственном уровне необходимо создавать условия для самореализации молодёжи, её включения как активного субъекта в общественные процессы, способствовать приостановлению негативных тенденций в молодёжной среде.

В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации постоянно акцентируется внимание на решение задач по проблемным вопросам молодёжи. В рамках реализации приоритетных направлений социально-экономической политики государства на предстоящий год Президентом Российской Федерации поставлены следующие задачи в отношении молодёжи: формирование семейных ценностей, профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде, гражданско-патриотическое воспитание молодёжи, создание необходимых условий для проявления предпринимательской инициативы населения, в том числе и молодых граждан.

Стратегией социально-экономического развития автономного округа в числе приоритетов развития территории в 2006 - 2008 годах определено создание условий для обеспечения устойчивого общественного развития, что предполагает активную интеграцию молодёжи в различные социально-политические процессы.

Вышеназванные вопросы находят свое решение в процессе реализации государственной молодёжной политики автономного округа, которая признана согласно Закону автономного округа от 9 февраля 1998 года N 7-ЗАО "О государственной молодёжной политике в Ямало-Ненецком автономном округе" одной из приоритетных отраслей государственного управления.

Государственная молодёжная политика в автономном округе осуществляется в отношении молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет. По данным Ямалстата, численность населения данной возрастной группы на начало 2005 года составила 30% (155 603 человека) от общей численности населения, а вместе с детьми и подростками - 38,4% соответственно. Из общего числа молодёжи наибольшие группы составляют молодые люди в возрасте 16 - 17 лет (21 700 человек), 20 - 24 лет (38 073 человека), 25 - 30 лет (58 643 человека).

Тенденции сохранения существенной доли молодёжи в структуре населения автономного округа остаются стабильными. Анализ статистических данных, характеризующих демографические процессы в автономном округе, показывает, что, несмотря на некоторое снижение показателей рождаемости в 2005 году (родилось на 66 детей меньше, чем в 2004 году), в период 2003 - 2005 годов численность детского населения по-прежнему превышает численность людей пенсионного возраста. Следовательно, успешное решение задач социально-экономических преобразований в автономном округе невозможно без эффективного использования потенциала развития, носителем которого является молодёжь.

Результаты социологических исследований по изучению существующих ценностных ориентаций проблем социализации молодёжи Ямала, проведённых в ноябре - декабре 2005 года департаментом информации и общественных связей автономного округа, позволяют констатировать следующее:

социальное положение молодёжи автономного округа стабильное. В сравнении с другими регионами России молодёжь Ямала имеет свои преимущества, живёт лучше, уровень и качество жизни выше. Доля удовлетворённых почти втрое превышает долю неудовлетворённых (70,7% и 26% соответственно). Молодёжь автономного округа в большей степени ориентирована на социальные ценности, чем на материальные. Вместе с тем важность духовных ценностей осознают менее 20% опрошенных, заинтересованность в судьбе государства, города, посёлка проявляют лишь 18,8% молодых людей, не интересуются политикой 61%.

В связи с этим, учитывая специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития, необходимо усилить внимание к проблемам социализации молодёжи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодыми людьми на среднесрочную и дальнюю перспективу.

Десятилетний опыт реализации молодёжной политики в автономном округе свидетельствует о том, что эффективным механизмом решения проблем в молодёжной сфере является программно-целевой подход, позволяющий комплексно осуществлять необходимые мероприятия и наиболее рационально и адресно использовать финансовые, кадровые и организационные ресурсы.

С 1996 года в автономном округе реализуется окружная целевая программа "Молодёжь Ямала". Благодаря ей в автономном округе была выстроена система взаимодействия основных субъектов реализации государственной молодёжной политики и расширена деятельность более чем по 15 направлениям.

За период реализации программы в 2004 - 2006 годах на 18% увеличилась сеть учреждений социального обслуживания молодёжи и подростково-молодёжных клубов, подведомственных органам по делам молодёжи автономного округа. За счёт средств программы была укреплена материально-техническая база: оргтехникой и другими предметами длительного пользования оснащены 22 учреждения молодёжной политики автономного округа. Это позволило расширить спектр услуг для молодёжи и увеличить число пользователей на 7,9%.

В целом реализация такого направления, как охрана здоровья молодёжи и развитие системы социально-нравственного оздоровления молодёжной среды, позволила увеличить на 35,8% долю программ (проектов), получивших грантовую поддержку, что дало возможность отработать на базе учреждений молодёжи передовые социальные технологии, обучить этим технологиям специалистов и внедрить положительный опыт в ряде муниципальных образований в автономном округе.

За счёт программы была продолжена работа по созданию системы повышения резервов здоровья молодёжи. Проводилась работа в сфере сохранения и укрепления традиций физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой работы в автономном округе. Почти в 3 раза увеличилось число участников молодёжных спортивно-туристских мероприятий и разрядников, лиц, повысивших квалификацию по спортивному туризму.

Большое внимание уделялось и вопросам организации детского молодёжного отдыха. Только за период 2004 - 2006 годов всеми формами организованного отдыха и занятости было охвачено 150 тыс. человек, что ежегодно составляло 50% от общей численности детей. В практику окружных лагерей внедрено около 100 разнопрофильных программ каникулярной занятости молодёжи, имеющих высокую степень развивающего эффекта и получивших признание на всероссийских конкурсах.

В настоящее время выполнение мероприятий программы, направленных на решение проблем молодёжи, является единственным возможным средством реализации полномочий органов государственной власти автономного округа, в чьё ведение отнесены вопросы работы с молодёжью. Реализация программы позволила достаточно оперативно, без лишних затрат выявить и решить многие существующие проблемы молодёжи.

В частности, благодаря реализации подпрограммы "Развитие системы гражданского и военно-патриотического воспитания молодёжи Ямала" была обеспечена действенная поддержка военно-патриотическому движению в автономном округе, получили развитие военно-прикладные виды спорта. Это дало возможность повысить в сознании молодёжи престижность службы в Вооружённых Силах Российской Федерации и, как следствие, сохранить в течение ряда последних лет устойчивую тенденцию отсутствия случаев уклонения от службы в армии. Кроме этого, следует отметить рост числа молодых людей, призванных в элитные войска Вооружённых Сил Российской Федерации (воздушно-десантные войска, военно-морской флот, пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел), что предполагает наличие 100% показателей по состоянию здоровья (в 2004 году количество молодых людей, призванных в данные рода войск, составило 27% от общего числа, в 2005 году - 30,5% соответственно).

В результате реализации подпрограммы "Содействие самореализации молодёжи в общественной жизни" была оказана существенная поддержка развитию молодёжного движения в автономном округе, молодёжным организациям, их программам, проектам и мероприятиям. Прежде всего, была поддержана деятельность молодёжных организаций регионального уровня, таких, как региональное общественное движение студентов Ямала "СТУпени", региональной общественной организации "Союз молодёжи Ямала", региональной общественной организации "Ассоциация детских и молодёжных объединений Ямала".

Благодаря программным мероприятиям в 8 муниципальных образованиях в автономном округе были созданы молодежные отделения региональной общественной организации "Ямал - потомкам!"; инициировано создание Молодёжной палаты при Государственной Думе автономного округа. Следует отметить положительную динамику роста числа детей и молодёжи, являющихся членами детских и молодёжных общественных объединений (в региональном срезе в среднем на 4,2%). За период 2004 - 2006 годов около 8 000 молодых людей были задействованы региональными общественными организациями в лидерские проекты, профильные лагерные смены актива, форумы, слёты и иные формы активной общественной работы.

Благодаря целенаправленной работе многие общественные организации активизировали свою деятельность по выполнению социального заказа; ежегодно растёт число участников-общественников конкурса вариативных программ (в 2004 году - 1,2% от общего числа заявленных проектов, в 2005 году - 1,8% соответственно).

Немало сделано в сфере занятости молодёжи и студентов. В рамках программы проводилась работа по временной трудозанятости молодёжи. За три года реализации программы только для работы в окружных лагерях было подготовлено и трудоустроено 1 800 молодых людей из числа студентов; инициировано создание на территории автономного округа экологических отрядов (Ямальский, Тазовский районы), трудовых бригад подростков на базе общинных хозяйств.

Программные мероприятия по укреплению института молодой семьи смогли активизировать развитие клубных формирований (в 2004 году - 8; в 2006 году - 11), различных форм работы как с работающими, так и студенческими семьями.

За период реализации программы сложилась определённая система выявления, продвижения и поддержки талантливой молодёжи (с 2006 года учреждена окружная молодёжная премия); стимулируется развитие основных направлений молодёжных субкультур; поддерживается проведение востребованных в молодёжной среде различного рода творческих мероприятий (игры КВН, рок-фестивали, "Студенческая весна", фестивали хип-хопа). Следствием этого является положительная динамика роста числа активных участников творческих мероприятий и зрителей молодёжных досуговых программ (в 2004 году - 33100 человек, в 2005 году - 33500 человек).

С 2004 года в рамках программы реализуется подпрограмма "Социализация молодёжи коренных малочисленных народов Севера: формирование национального кадрового резерва", которая позволила выделить работу с сельской молодёжью в приоритет молодёжной политики и заложить основы для системной адресной деятельности. За период реализации программы для активизации общественной деятельности молодёжи из числа коренных малочисленных народов Севера, повышения качества жизни молодых людей было проведено более 50 мероприятий (различного рода социально-коммуникативные тренинги, обучающие семинары, школы подготовки молодого лидера, этнографические экспедиции, экологические отряды).

С 2005 года начата работа по созданию единого молодёжного информационного пространства в автономном округе. Создан Web-сайт "Молодёжь Ямала", разработаны и постоянно пополняются базы данных по молодёжной проблематике. Кроме того, развивается сеть молодёжных информационных служб на муниципальном уровне.

Подводя итоги реализации программы в 2004 - 2006 годы, следует отметить, что система среднесрочного программирования в целом себя оправдала, основные мероприятия программы выполнены. Программа доказала свою актуальность и необходимость. Поэтому крайне важно сохранить наработанную динамику в сфере молодёжной политики автономного округа и в дальнейшем сосредоточиться на решении наиболее актуальных проблем молодёжи.

К числу тревожных тенденций в молодёжной среде следует отнести состояние здоровья подрастающего поколения. Результаты диспансеризации 2003 - 2005 годов подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей, с одновременным увеличением удельного веса детей, имеющих хроническую патологию (54,1%). Из числа детей с выявленными заболеваниями первое место занимают заболевания костно-мышечной системы, второе место - заболевания глаза и придаточного аппарата, третье место - заболевания органов пищеварения, четвёртое - заболевания нервной системы.

Отмечается тенденция роста с 2001 года числа несовершеннолетних, состоящих на учёте в психоневрологических отделениях автономного округа с диагнозами "злоупотребление алкоголем" на 28,4%; "токсикомания" и "злоупотребление ненаркотическими веществами" на 35%.

В настоящее время на территории автономного округа проживает 19 820 детей и молодёжи из числа коренных малочисленных народов Севера, из них 7 276 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Устойчивая тенденция дифференциации социального положения молодёжи из числа коренных малочисленных народов Севера как по территориальному признаку (тундровая, поселковая, городская), так и по отраслевому (молодёжь, занятая традиционной хозяйственной деятельностью, в нефтегазовом комплексе, в бюджетной сфере) продолжает сохраняться. Это создаёт проблемы социальной изоляции данной категории молодёжи, её медленной переориентации на социальную мобильность, готовности к оперативному принятию жизненно важных решений и, как следствие, подверженности антивитальным зависимостям.

Кроме этого, выделение данной категории молодёжи в приоритет работы молодёжной политики было продиктовано необходимостью решения проблемы оттока молодёжи из сельских поселений в город. Так, по данным социологического исследования, проведённого специалистами государственного учреждения "Российский центр молодёжной семейной политики" в Приуральском районе в 2004 году, более 30% опрошенных молодых людей желают выехать из района. Основными причинами отъезда молодёжи из района являются желание жить в большом городе (34,7%); необходимость получения высшего образования (18,6%); отсутствие перспективы жизни в посёлке (17,4%); поиск престижной работы (15,6%); суровые климатические условия (12,6%); отсутствие работы (10,8%); отсутствие жилья (10,2%); желание заработать (9,6%). В связи с тем, что сельской молодёжи принадлежит особая роль в успешной реализации национальных проектов по развитию агропромышленного комплекса, необходимо создать действенную систему государственной поддержки по всем направлениям их жизнедеятельности.

Вызывает обеспокоенность и ситуация по несовершеннолетним и молодёжи, которые состоят на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и совершили правонарушения (преступления). За период с 2003 года по 2005 год отмечается динамика роста лиц несовершеннолетнего возраста, совершивших правонарушения - на 28%, преступления - на 74,2%. На 31,2% увеличилось количество молодых людей до 30 лет, совершивших преступления.

Ряд особенностей молодёжи как социальной группы определяет специфику её положения на рынке труда. В 2005 году органами службы занятости населения автономного округа признано безработными 9130 человек в возрасте 16 - 29 лет (в 2004 году - 8740 человек); трудоустроено из этого количества лишь 3 566 человек (39%).

Основное противоречие, характерное для современного молодёжного рынка труда, - увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодёжь не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), её высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Вместе с тем доля молодых людей, открывающих собственное дело, занимающихся предпринимательской деятельностью, не превышает 2 - 3% от общей численности молодёжи.

Неоднозначной выглядит и структура индивидуального поведения молодёжи автономного округа в свободное время. Наиболее популярные способы времяпрепровождения молодёжи: слушание музыки - 83%, "тусовки" с друзьями - 63%, просмотр телевизора - 60%, гуляние по улицам - 55%. Наименее популярными способами проведения досуга являются походы на дискотеки, чтение, посещение кинотеатров, выставок, общение с родственниками. Никогда не занимается туризмом и не отправляется в загородные поездки 51% молодёжи (сведения даны на основе результатов социсследования "Ценностные ориентации молодёжи на образ жизни, социальные установки к здоровью, браку и семье", проведенного департаментом по труду и социальной защите населения автономного округа в 2004 - 2005 годах).

Институт семьи, как и многие другие социальные институты, сегодня заметно преобразовывается, все большее распространение получает фактический, или "гражданский" брак, также продолжают сохраняться тенденции юридического оформления брачных отношений. Молодые семьи (около 35 000 зарегистрированных семей), проживающие в автономном округе, имеют разную структуру, источники доходов, различные потребности и интересы.

Проблемы и потребности молодой семьи во многом связаны с наличием детей, поскольку они выступают не только как социобиологический фактор, обусловливающий создание семьи, но и фактор, вызывающий появление многих специфических проблем. Большинство молодых семей автономного округа (47,4%) имеют одного ребёнка, 18,3% имеют двух детей, 1,6% - три и более, 32,6% - детей не имеют вообще. Растёт количество неполных семей. Основными факторами, влияющими на благополучие и стабильность молодых семей, остаются как материально-экономические, так и в немалой степени социально-психологические: социальный статус молодой семьи, значимость семейных ценностей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»