АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2008 года N 255-А

Об утверждении ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа" на 2009 2010 годы"

Документ с изменениями внесёнными:

-постановление Администрации автономного округа от 29.01.2009 N 26-А

-постановлением Администрации автономного округа от 31.07.2009 N 427-А

-постановлением Правительства автономного округа от 11.11.2010 N 360-П

В целях реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июля 2010 года N 146-П "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет (с изм. от 11.11.2010 N 360-П):

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа" на 2009 - 2010 годы" (далее - Программа).

2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете на 2009 - 2010 годы средства на финансирование Программы.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В. (в ред. от 11.11.2010 N 360-П)

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В. Неёлов

от 22 мая 2008 г. N 255-А

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 31.07.2009 г. N 427-А)
(с изм. от 11.11.2010 N 360-П)

Ведомственная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа" на 2009 - 2010 годы"

Паспорт Программы (с изм. от 31.07.2009 г. N 427-А)


Наименование субъекта бюджетного планирования

департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа

Наименование программы

ведомственная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа" на 2009 - 2010 годы" (далее - Программа)

Наименование и номер соответствующего нормативного акта Ямало-Ненецкого автономного округа об утверждении целевой программы ведомства (дата утверждения)
 (искл. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900507.doc )

постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
 "___"_______2008 г. N ____
 (искл. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900507.doc )

Номер и дата учёта в департаменте экономики Ямало-Ненецкого автономного округа
 (искл. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900507.doc )

N ___ "___" __________ 2008 г.
 (искл. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900507.doc )

Цели и задачи

цель:
 создание условий для снижения рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работни-ков;

 задачи:
 повышение эффективности государственной системы управления охраной труда в Ямало-Ненецком автономном округе;

 повышение уровня знаний руководителей, специалистов, в том числе отдельных категорий застрахованных, в сфере охраны труда;

 развитие социального партнёрства в сфере охраны труда

Целевые индикаторы и показатели

уровень производственного травматизма в расчёте на 1000 работающих;

 количество обученных по охране труда руководителей, специалистов, в том числе отдельных категорий застрахованных

Характеристика программных мероприятий

развитие нормативного правового обеспечения условий и охраны труда;

 статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда;

 организационное обеспечение охраны труда;

 информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;

 развитие системы обучения по охране труда;

 содействие сторонам социального партнёрства в организации работ по охране труда

Сроки реализации

2009 - 2010 годы

Объёмы финансирования:
 всего, в том числе:
 - текущая деятельность
 - НИОКР
 (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900507.doc )

общий объём финансирования Программы за счёт
 средств окружного бюджета - 875,0 тыс. рублей,
 в том числе:
 875,0 тыс. рублей
 0,0
 в том числе по годам:
 2009 - 75,0 тыс. рублей;

 2010 - 800,0 тыс. рублей
 (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900507.doc )

Перечень показателей, характеризующих результаты реализации Программы, ожидаемые конечные результаты реализации Программы
 (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900507.doc )

уровень производственного травматизма в расчёте на 1000 работающих составит в 2010 году - 2,0;

 количество обученных по охране труда руководителей, в том числе отдельных категорий застрахованных составит в 2010 году 3550 человек
 стабилизация уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости
 (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900507.doc )

I. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена Программа (нумерация раздела изм. от 31.07.2009 г. N 427-А)


Охрана труда является важным фактором социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ). Производственный травматизм и профессиональные заболевания ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников организаций, так и для автономного округа в целом.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области социально-трудовых отношений. Претворение её в жизнь предусматривает совместные действия органов государственной власти автономного округа, местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов.

Для реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в автономном округе была принята ведомственная целевая программа на 2007 - 2008 годы "О реализации мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе", утверждённая постановлением Администрации автономного округа от 2 ноября 2006 года N 491-А "Об утверждении ведомственной целевой программы на 2007 - 2008 годы "О реализации мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - действующая Программа). Последовательная и системная работа по реализации мероприятий действующей Программы способствовала планомерному проведению работы в сфере обеспечения охраны труда, повышению социальной ответственности руководителей организаций, расположенных на территории автономного округа, и заинтересованности в создании безопасных условий труда, увеличению количества обученных по охране труда отдельных категорий застрахованных (численность обученных этой категории лиц в 2007 году составила 1200 человек, что на 50% больше, чем в 2006 году (в 2006 - 800 человек, в 2005 - 300 человек), стабилизации уровня производственного травматизма в расчёте на 1000 работающих, снижению общего количества несчастных случаев на производстве, из числа групповых, с тяжёлым и смертельным исходом, увеличению израсходованных средств на мероприятия по охране труда. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по автономному округу коэффициент частоты производственного травматизма (Кч) в 2007 году остался на уровне 2006 года (2,0). По оперативным данным Государственной инспекции труда в автономном округе, в течение 2007 года в организациях автономного округа произошло 106 несчастных случаев на производстве (групповые, с тяжёлым и смертельным исходом), что на 11,2% меньше, чем в 2006 году (119 несчастных случаев). По данным управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по автономному округу, количество случаев профзаболеваний в 2007 году уменьшилось на 53,8% и составило - 12 случаев (в 2006 году - 26 случаев).

В рамках реализации программных мероприятий в автономном округе необходимо дальнейшее взаимодействие с аккредитованными организациями, оказывающими услугу по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, находящимися на территории автономного округа. В настоящее время на территории автономного округа действует 13 обучающих организаций. В 2007 году в них прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда 3367 человек (в 2006 году - 1980 человек), в том числе - 1138 руководителей организаций автономного округа. (с изм. от 11.11.2010 N 360-П)

В 2007 году на мероприятия по охране труда в автономном округе количество израсходованных средств увеличилось на 15,8% и составило 1,9 млрд. рублей (в 2006 году - 1.6 млрд. рублей), что в расчёте на одного работающего составило 9 233 рубля (в 2006 году - 7 808 рублей).

Однако состояние условий и охраны труда на ряде предприятий и организаций автономного округа остаётся неудовлетворительным. Обеспечение безопасности труда работников в организациях нередко производится по остаточному принципу. Стремление экономить на охране труда продолжает негативно влиять на состояние условий труда, заставляет работников рисковать собственным здоровьем и жизнью ради сохранения места работы.

Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надёжных систем предупреждения и локализации аварий, соблюдению требований норм и правил охраны труда при проектировании оборудования и технологических процессов.

Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, 51% несчастных случаев (групповые, с тяжёлым и смертельным исходом) связаны с организацией труда. Это неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест, допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучивших требования инструкций по охране труда, нарушение трудовой и производственной дисциплины.

Состояние условий труда, определяющее уровень производственного травматизма и профессиональную заболеваемость, находится в прямой зависимости от совершенствования работы по различным направлениям управления охраной труда.

Улучшение условий труда, создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, наряду с другими факторами помогут улучшить демографическую ситуацию в автономном округе.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать планомерному проведению работы в сфере обеспечения охраны труда, повышению социальной ответственности руководителей организаций, расположенных на территории автономного округа, их заинтересованности в создании соответствующих условий труда с целью сохранения жизни здоровья работников. Программа сформирована как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

II. Основные цели и задачи Программы

(нумерация раздела изм. от 31.07.2009 г. N 427-А)

Основная цель Программы - создание условий для снижения рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.

Достижение данной цели предполагается осуществить программным методом посредством решения следующих задач:

- повышение эффективности государственной системы управления охраной труда в автономном округе;

- повышение уровня знаний руководителей, специалистов, в том числе отдельных категорий застрахованных, в сфере охраны труда;

- развитие социального партнёрства в сфере охраны труда.

III. Описание ожидаемых результатов реализации Программы

(нумерация раздела изм. от 31.07.2009 г. N 427-А)

Эффективность Программы оценивается:

- стабилизацией производственного травматизма на 1000 работающих;

- увеличением количества обученных по охране труда руководителей, специалистов, в том числе отдельных категорий застрахованных.

Выполнение Программы оценивается по социальной эффективности, измеряемой сохранением жизни и здоровья работников в процессе труда, что позитивно влияет на рынок труда и сохранение социальной стабильности в автономном округе.

Для определения эффективности программных мероприятий предлагается использовать целевые индикаторы и показатели, которые представлены в Краткой характеристике планируемой ведомственной целевой программы, согласно приложению N 1 к настоящей Программе.

Для достижения цели Программы для каждого показателя определён вес (относительная значимость). Сумма всех показателей, характеризующих эффективность реализации Программы, равна 1. (в ред. от 31.07.2009 г. N 427-А)

Методика оценки индикаторов Программы представлена в приложении N 2 к настоящей Программе.

IV. Перечень и описание программных мероприятий

(нумерация раздела изм. от 31.07.2009 г. N 427-А)

1. Для решения задачи по повышению эффективности государственной системы управления охраной труда в автономном округе предусмотрено выполнение следующих мероприятий:

1.1. Развитие нормативного правового обеспечения условий и охраны труда.

Для развития нормативной правовой базы по охране труда, направленной на комплексное решение проблемных вопросов в сфере охраны труда, предусматривается разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование управления охраной труда в автономном округе, в том числе в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации.

1.2. Статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда.

Мероприятие по статистическому наблюдению за состоянием условий и охраны труда направлено на принятие предупредительных и профилактических мер для снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в автономном округе и включает в себя:

- развитие региональной системы мониторинга условий и охраны труда;

- проведение анализа состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в автономном округе, разработку предупредительных и профилактических мер, направленных на снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- формирование банка данных проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в организациях автономного округа;

создание актуализируемого банка данных аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (абз. в ред. от 11.11.2010 N 360-П):

по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда; (абз. в ред. от 11.11.2010 N 360-П)

по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. (абз. в ред. от 11.11.2010 N 360-П)

1.3. Организационное обеспечение охраны труда предусматривает ряд мероприятий, одним из которых является методическая и организационная помощь в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях автономного округа.

Одним из действенных механизмов обеспечения здоровых и безопасных условий труда является аттестация рабочих мест по условиям труда, которая органично вошла в состав работ по охране труда и является неотъемлемой частью управления производственным процессом и трудовой деятельностью, имеет чёткую социальную направленность.

Проверки качества проведённых аттестаций рабочих мест по условиям труда в организациях показали, что всего в автономном округе в период с 2001 по 2007 годы аттестация рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация) проведена на 65284 рабочих местах, что составляет 31% от среднесписочной численности работающих автономного округа (в 2007 году - 210 тысяч). По результатам проведённой государственной экспертизы условий труда в автономном округе, в 2007 году аттестация рабочих мест по условиям труда проведена в 43 организациях на 10618 рабочих местах, что на 40% больше, чем в 2006 году.

1.4. Мероприятием информационного обеспечения и пропаганды охраны труда предусмотрены:

- организация и проведение на территории автономного округа мероприятий в рамках Всемирного дня охраны труда - 28 апреля ("круглых столов", лекций и т.д.);

- организация постоянного информирования организаций и населения по вопросам охраны труда через электронные средства массовой информации, сеть Интернет;

- подготовка, издание и направление Губернатору автономного округа, главам муниципальных районов и городских округов в автономном округе, руководителям заинтересованных ведомств и структур ежегодного доклада "О состоянии условий и охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе";

- подготовка, издание и направление органам по труду муниципальных районов и городских округов в автономном округе, руководителям заинтересованных ведомств и структур буклетов: "Обучение по охране труда"; "Предупредительные мероприятия по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости";

- проведение окружного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда среди муниципальных организаций муниципальных районов и городских округов в автономном округе в двух номинациях: "Коллективный договор - основа трудовых отношений"; "Без травм и аварий".

2. Для решения задачи повышения уровня знаний руководителей, специалистов, в том числе отдельных категорий застрахованных, в сфере охраны труда предусмотрено выполнение мероприятия по развитию системы обучения по охране труда, которое предусматривает:

- организацию обучения по охране труда руководителей, специалистов, в том числе отдельных категорий застрахованных автономного округа;

- участие в аттестационных комиссиях по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций в автономном округе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»