Недействующий

ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2002 года N 244

Об утверждении положений, направленных на содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности в автономном округе

Документ утратил силу:

- постановлением Губернатора автономного округа от 27.12.2006 г. N 102

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" и статьей 5 Закона автономного округа "О пожарной безопасности", в целях содействия деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечения населения к обеспечению пожарной безопасности в автономном округе, укрепления противопожарной защиты объектов и населенных пунктов округа и во исполнение решения Государственной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа по пожарной безопасности,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положения:

- "О добровольных пожарных дружинах (командах) в Ямало-Ненецком автономном округе" (приложение 1);

- "О дружинах юных пожарных в Ямало-Ненецком автономном округе" (приложение 2);

- "О пожарно-технических комиссиях в Ямало-Ненецком автономном округе" (приложение 3);

- "Об обучении мерам пожарной безопасности населения по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях в Ямало-Ненецком автономном округе" (приложение 4).

2. Опубликовать настоящее постановление в окружных средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением возложить на заместителя Губернатора автономного округа Терентьева В.Л.

Вице-губернатор

автономного округа И.Л.Левинзон

21 августа 2002 г. N 244

г.Салехард

Приложение 1
Утверждено
постановлением Губернатора
автономного округа
от 21 августа 2002 г. N 244

ПОЛОЖЕНИЕ о добровольных пожарных дружинах (командах) в Ямало-Ненецком автономном округе


I. Общие положения

1.1. Добровольные пожарные дружины (далее - ДПД) создаются в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 13) и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "О пожарной безопасности" (статьи 5, 7 и 15), Нормами пожарной безопасности 201-96 "Пожарная охрана предприятия. Общие требования", приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 апреля 2001 г. N 390 "О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных" на территории муниципальных образований, в организациях на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - предприятия) Ямало-Ненецкого автономного округа независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и независимо от наличия подразделений Государственной противопожарной службы или ведомственной пожарной охраны.

1.2. Ответственность за создание и организацию работы ДПД возлагается на руководителя органа местного самоуправления, собственников предприятий (работодателей).

1.3. ДПД создаются в целях обеспечения соблюдения требований действующих норм и правил пожарной безопасности, постановлений, распоряжений органов государственной власти, приказов и распоряжений собственников предприятий (работодателей), проведения мероприятий по предупреждению и тушению пожаров.

1.4. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми, и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования.

Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.

Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

1.5. Команды могут подразделяться на разряды:

первый - с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);

второй - с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;

третий - с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.

1.6. ДПД предприятий могут быть общеобъектовыми и (или) цеховыми в зависимости от характеристик взрыво- и пожароопасности производства, балансовой стоимости предприятия и расчетного количества людей, одновременно находящихся в здании, сооружении предприятия. При работе предприятия в несколько смен могут создаваться отделения ДПД (боевые расчеты ДПК) по числу рабочих смен.

1.7. Муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления, а объектовые подразделения добровольной пожарной охраны - на основании приказа руководителя организации.

1.8. Орган местного самоуправления (предприятие) в течение 10 дней информирует подразделение Государственной противопожарной службы (далее - ГПС), в районе выезда которого находится соответствующее муниципальное образование (предприятие), о создании, реорганизации и ликвидации подразделения добровольной пожарной охраны.

1.9. Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура и численность устанавливается руководителем органа местного самоуправления (предприятия) по согласованию с руководителем подразделения ГПС, для населенных пунктов с населением 0,5 тыс.человек и менее, при количестве работающих на предприятии 50 и более человек.

1.10. В своей деятельности ДПД руководствуются нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, нормативными и иными актами Государственной противопожарной службы (ГПС), ведомственными документами, приказами, инструкциями и распоряжениями по предприятию, регламентирующими пожарную безопасность предприятия, а также настоящим Положением.

1.11. Контроль за деятельностью ДПД осуществляется органом местного самоуправления, собственниками предприятий (работодателями), на которых они созданы, членами пожарно-технических комиссий и ответственными за пожарную безопасность предприятий, а также органами ГПС, на территории которых расположены данные предприятия (далее - территориальные органы ГПС).

1.12. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций, в которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

II. Основные задачи добровольной пожарной дружины

(добровольной пожарной команды)

2.1. На подразделения добровольной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:

- участие в предупреждении пожаров;

- участие в тушении пожаров.

2.2. В соответствии с возложенными задачами подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:

2.2.1. Контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах (предприятиях).

2.2.2. Разъясняют работающим основные положения общеобъектовой (цеховой) инструкции о мерах пожарной безопасности.

2.2.3. Следят за исправным состоянием средств противопожарной защиты и готовностью их к действию.

2.2.4. Контролируют проведение временных взрывопожароопасных работ в подразделениях предприятий (сварка, окраска, применение открытого огня и т.п.).

2.2.5. Вызывают подразделения пожарной охраны в случае возникновения пожара, принимают необходимые меры по спасению людей, имущества и ликвидации пожара имеющимися на предприятии (цехе) первичными средствами пожаротушения.

2.2.6. Принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара.

2.2.7. Проводят противопожарную пропаганду.

2.2.8. Участвуют в тушении пожаров.

2.2.9. Осуществляют круглосуточное дежурство на мобильной пожарной технике, имеющейся в муниципальном образовании (предприятии).

2.2.10. Осуществляют дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим руководителем органа местного самоуправления (предприятия) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

2.2.11. Проводят техническое обслуживание пожарной техники и оборудования, содержат их в постоянной боевой готовности.

2.2.12. Организуют первоочередные боевые действия по тушению пожаров до прибытия подразделений пожарной охраны.

2.2.13. Выполняют боевые действия на пожаре по указанию прибывшего на пожар старшего оперативного должностного лица пожарной охраны (руководителя тушения пожара).

III. Порядок создания и организации работы добровольной пожарной дружины

3.1. Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными.

3.2. В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров, в возрасте не моложе 17 лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О пожарной безопасности".

3.3. Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения добровольной пожарной охраны осуществляется органом местного самоуправления, а в добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны - предприятиями.

3.4. Руководитель органа местного самоуправления (предприятия) обязан организовать проведение предварительного медицинского осмотра подавших заявление на предмет отсутствия у них противопоказаний для работы в пожарной охране.

3.5. Для участия в отборе граждане подают письменное заявление на имя руководителя органа местного самоуправления (предприятия).

3.6. По результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления орган местного самоуправления (предприятие) принимает решение о принятии гражданина в добровольные пожарные или об отказе гражданину в приеме в добровольные пожарные. Граждане, принятые в добровольные пожарные, регистрируются в Реестре добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (приложение 1) или в Реестре добровольных пожарных объектового подразделения добровольной пожарной охраны (приложение 2).

3.7. Порядок ведения и хранения Реестра, а также передачи содержащихся в нем сведений в подразделение ГПС устанавливает орган местного самоуправления (предприятие) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

3.8. Численный состав дружин (команд) устанавливается руководителем предприятия в соответствии с требованиями Норм пожарной безопасности 201-96 и зависит от количества охраняемых участков (секторов), а также пожарной техники, находящейся в боевом расчете предприятия.

3.9. ДПД организуются таким образом, чтобы в каждом подразделении и в каждой смене предприятия были члены дружины.

3.10. Зачисление в ДПД и последующие изменения состава дружин (команд) объявляются приказом руководителя предприятия.

3.11. Каждый член ДПД должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач, а также должен иметь необходимые знания и навыки для осуществления обязанностей, согласно табелю боевого расчета (приложение 3).

3.12. Органы местного самоуправления (предприятия) организуют первоначальную подготовку добровольных пожарных.

3.13. Первоначальная подготовка добровольных пожарных осуществляется на безвозмездной основе, как правило, на базе подразделений ГПС.

3.14. Добровольные пожарные, не прошедшие первоначального обучения или не сдавшие зачет, к самостоятельной работе не допускаются.

3.15. Органами местного самоуправления (предприятиями) по согласованию с руководителями подразделения ГПС организуется и осуществляется последующая подготовка добровольных пожарных с привлечением специалистов подразделения ГПС.

3.16. Последующая подготовка добровольных пожарных осуществляется в подразделении добровольной пожарной охраны, а также может проводиться на ежегодных учебных сборах в подразделениях ГПС. Программа последующей подготовки разрабатывается начальником подразделения добровольной пожарной охраны и утверждается руководителем подразделения ГПС, применительно к нормативным и иным актам ГПС.

3.17. Последующая подготовка членов ДПД осуществляется начальником дружины (команды).

3.18. Учебные занятия с членами ДПД проводятся по расписанию, утвержденному руководителем органа местного управления (предприятия) (приложение 4).

3.19. В ходе последующей подготовки члены ДПД должны изучить документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность обслуживаемых объектов предприятия и правила по охране труда.

3.20. Программа последующей подготовки должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий, отработку нормативов пожарно-строевой подготовки для приобретения навыков по ведению боевых действий.

3.21. Последующая подготовка членов ДПД должна планироваться таким образом, чтобы все члены дружины (команды) не менее одного раза в квартал практически отрабатывали действия по тушению условных пожаров с использованием имеющейся в их распоряжении пожарной техники и первичных средств пожаротушения.

3.22. При подготовке членов ДПД к работе в задымленных при пожаре помещениях тренировка должна осуществляться с использованием средств защиты органов дыхания (изолирующих противогазов или противогазов на сжатом воздухе).

3.23. Начальники дружин и их заместители (начальники отделений) назначаются, как правило, из числа административно-технического персонала предприятия или его подразделений и подчиняются руководителю органа местного самоуправления (предприятия).

3.24. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается руководителем органа местного самоуправления (предприятия) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

3.25. ДПК организуется из членов ДПД и может иметь в своем составе штатных работников. К штатным работникам могут относиться: начальник команды, начальник боевого расчета, шофер (моторист).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»