ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2009 года N 24-ПГ

О внесении изменений в постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2009 года N 1-ПГ

На основании статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации" постановляю:

1. Внести в постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2009 года N 1-ПГ "Об утверждении Программы дополнительных мер снижения напряжённости на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2009 году" следующие изменения:

1.1. наименование постановления изложить в следующей редакции:

"Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2009 году";

1.2. программу дополнительных мер снижения напряжённости на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2009 году изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Шевченко С.И.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В. Неёлов

от 19 марта 2009 г. N 24-ПГ

Утверждена
постановлением Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 27 января 2009 г. N 1-ПГ

(в редакции постановления Губернатора

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 19 марта 2009 г. N 24-ПГ)

Программа дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2009 году

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Программа дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2009 году (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа

департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа

Основание для разработки

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года
 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
;

 постановление Правительства Российской Федерации
 от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок и этапы реализации

2009 год;

 этапы реализации Программы:
 1 этап - март - июль 2009 года;

 2 этап - август - декабрь 2009 года

Цель Программы

предупреждение негативного воздействия на ситуацию, складывающуюся на региональном рынке труда, поддержка занятости населения, в том числе граждан, высвобождаемых из предприятий (организаций) Ямало-Ненецкого автономного округа или находящихся под риском увольнения

Задачи Программы

1. Обеспечение занятости на рынке труда безработных, незанятых граждан, работников, находящихся под риском увольнения, путём организации временных общественных работ.
 2. Развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
 3. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)

мероприятия Программы

Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)

Целевой показатель Программы

недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 2,9% на конец 2009 года

общий объём финансирования Программы в 2009 году - 90 440,0 тыс. рублей, в том числе:
 субсидия федерального бюджета - 82 804,0 тыс. рублей;

 средства окружного бюджета - 7 636,0 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты

численность граждан, трудоустроенных на временную работу, в т.ч. общественные работы - 3,0 тыс. человек.
 Содействие самозанятости - 0,2 тыс. человек.
 Численность граждан, прошедших опережающее профессиональное обучение - 90 человек.
 Результаты реализации Программы и перечень предприятий (организаций) Ямало-Ненецкого автономного округа подлежат уточнению и могут корректироваться

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации" и действующим законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).

Целью разработки Программы является предупреждение негативного воздействия на ситуацию, складывающуюся на региональном рынке труда, поддержка занятости населения, в том числе граждан, высвобождаемых из предприятий (организаций) автономного округа или находящихся под риском увольнения.

Среднегодовая численность постоянного населения, рассчитанная на основе анализа демографических процессов и тенденций, происходящих в автономном округе за последние 5 лет с учётом уточнённых данных переписи населения, в 2009 году прогнозируется в количестве 554,0 тыс. человек с увеличением к 2011 году до 565,0 тыс. человек.

В 2009 году объём валового регионального продукта (далее - ВРП) составит 798,1 млрд. рублей и в реальном исчислении возрастёт по сравнению с 2007 годом на 9,8%. В период 2009 - 2011 годов в структуре ВРП по видам деятельности доля добычи полезных ископаемых составит 55,7 - 56,3%, строительства - 13,3 - 13,9%, транспорта и связи - 10,0 - 10,5%, обрабатывающего производства - 2,4 - 2,6%, оптовой и розничной торговли около 7,5%.

Прогноз развития промышленности по видам экономической деятельности в 2009 году составит 646,4 млрд. рублей и предусматривает увеличение общего объёма промышленного производства в сопоставимых ценах к уровню 2008 года на 0,8%.

Объём добычи природного газа в 2009 году к уровню 2007 года прирастёт на 7,3% и составит 612,4 млрд. куб.м, в 2011 году уровень добычи достигнет 638,6 млрд. куб. м, увеличившись относительно к 2007 году на 11,9%.

В прогнозируемом периоде сохраняется тенденция снижения добычи нефти. В 2009 году объём добычи нефти составит 29,0 млн. тонн, что на 12,6% ниже уровня 2007 года, в 2011 году - 32,4 млн. тонн (97,6% к уровню 2007 года). Как и в предыдущие годы, на развитие добывающего производства будет влиять конъюнктура внешнего и внутреннего рынков нефти и газа.

В 2009 году в связи с нестабильностью на финансовых рынках будет происходить некоторое замедление экономической активности в автономном округе.

В строительном комплексе прогнозируется задержка платежей за выполнение работ, как следствие рост объектов незавершённого строительства, снижение объёмов ипотечного кредитования, ужесточение выдачи ипотечных кредитов, сокращение объёмов работ.

В геологоразведочной отрасли планируется незначительное снижение объёмов инвестиций за счёт повышения стоимости работ.

С начала 2009 года динамика изменения цен на товары первой необходимости будет иметь выраженную тенденцию роста.

Обстановка, сложившаяся на регистрируемом рынке труда автономного округа, характеризуется следующими данными.

Численность безработных граждан, состоящих на учёте в органах службы занятости на начало 2008 года, составляла 5,2 тыс. человек, уровень официально регистрируемой безработицы - 1,6%.

С начала прошлого года численность безработных граждан снижалась планомерно и на 1 августа 2008 года достигла 2,8 тыс. человек. За октябрь - декабрь 2008 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, увеличилась на 44,0% и на 1 января 2009 года составила 4,5 тыс. человек.

Уровень регистрируемой безработицы за октябрь - декабрь 2008 года увеличился с 0,93% (на 01.10.2008 г.) до 1,34% (на 01.01.2009 г.).

В связи с кризисными явлениями в экономике начиная с ноября 2008 года возросла численность граждан, уволившихся из организаций автономного округа по различным основаниям (сокращение численности или штата работников, собственное желание, соглашение сторон) и обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Наибольший удельный вес (13,6%) среди граждан, признанных безработными, составили работники предприятий оптовой и розничной торговли, 13,0% - работники строительства. По сведениям, представляемым работодателями автономного округа об увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, планируется высвобождение работников на сервисных предприятиях нефтегазового комплекса и предприятиях геологической разведки природных ресурсов.

Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения автономного округа, сократилось на 43% по причине прекращения приёма на работу или отзыва заявленных ранее вакансий. На 1 ноября 2008 года их число составило 9,4 тыс. единиц, а на 1 января 2009 года - 5,4 тыс. единиц. Основная кадровая потребность для реализации крупных инвестиционных проектов на 2009 год составляет 1105 (приложение N 3 к настоящей Программе).

По данным еженедельного мониторинга, проводимого органами службы занятости населения автономного округа, за период с 1 октября по 31 декабря 2008 года в органы службы занятости населения автономного округа поступила информация о предстоящих увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников от 92 предприятий (организаций) автономного округа.

Общая численность работников, предполагаемых к увольнению, составила 1 887 человек при среднесписочной численности предприятий 33 503 человека, в том числе:

- в октябре 2008 года сведения о высвобождении поступили от 14 предприятий, среднесписочная численность которых составляет 9 572 человека, численность высвобождаемых работников - 456 человек;

- в ноябре 2008 года сведения о высвобождении поступили от 48 предприятий, среднесписочная численность которых составляет 15 431 человек, численность высвобождаемых работников - 1 042 человека;

- в декабре 2008 года сведения о высвобождении поступили от 30 предприятий, среднесписочная численность которых составляет 8 500 человек, численность высвобождаемых работников - 389 человек.

Наибольшее количество предприятий автономного округа, сообщивших в 2008 году сведения о высвобождении работников, находится на территории следующих муниципальных образований: город Ноябрьск - 15 предприятий; город Салехард - 15 предприятий; город Надым и Надымский район - 10 предприятий; город Новый Уренгой - 12 предприятий.

По видам экономической деятельности наибольшее количество высвобождений отмечается в сфере транспорта (11,9%), в сфере добычи нефти и газа (9,7 %), в строительстве (3,3%).

На начало 2009 года 2 предприятия заявили о 223 работниках, работающих в режиме неполного рабочего времени.

В связи с кризисными явлениями в экономике в течение 2009 года на рынке труда автономного округа ожидаются значительные изменения спроса и предложения рабочей силы. Динамика численности выходящих на рынок труда работников, уволившихся по сокращению численности или штата работников и по собственному желанию, покажет тенденцию к увеличению. Сохранится увеличение численности безработных граждан среди лиц предпенсионного возраста, женщин и молодёжи.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения автономного округа, является регулирование внешней трудовой миграции путём сокращения численности привлекаемых иностранных работников.

В соответствии с приказами Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 года N 777н "О распределении по субъектам Российской Федерации утверждённой Правительством Российской Федерации на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу" и N 778н "О распределении по субъектам Российской Федерации утверждённой Правительством Российской Федерации на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" в автономном округе проведена работа по корректировке объёмов потребности работодателей автономного округа в привлечении иностранных работников в части уменьшения квоты с 30 028 человек до 23 552 человек (на 21,6%).

Органами службы занятости населения автономного округа предпринимаются дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда:

проводятся предувольнительные консультации для высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения;

созданы группы оперативного реагирования, в состав которых входят специалисты органов службы занятости и инспекции по труду, для выезда в организации;

организованы телефоны "горячей линии" для повышения уровня информированности получателей государственных услуг, разработан официальный сайт органов службы занятости населения в общедоступной сети Интернет.

Законом автономного округа от 4 мая 2007 года N 57-ЗАО "Об окружной целевой программе содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы" утверждена окружная целевая программа содействия занятости населения автономного округа на 2008 - 2010 годы с общим объёмом финансирования 22,2 млн. рублей.

Целью указанной программы является создание условий для развития эффективного, цивилизованного рынка труда, обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой.

На территории автономного округа действует окружная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе", которая направлена на создание благоприятных условий для занятости населения и развития самозанятости, стимулирования граждан к осуществлению самостоятельной деятельности, с объёмом финансирования 172 569 тыс. рублей на 2009 год.

Для поддержания стабильной ситуации на рынке труда автономного округа указанных мер недостаточно.

По предварительному прогнозу развития ситуации на рынке труда уточнены численность безработных граждан, которая в среднемесячном исчислении может составить 9,1 тыс. человек и уровень регистрируемой безработицы в размере 2,9%.

Ожидается увеличение численности работников под риском увольнения, включая находящихся в простое и вынужденных отпусках до 4,0 тыс. человек и высвобождение рабочих мест до 9,5 тыс. единиц, что приведёт к дефициту рабочих мест, который составит порядка 4,0 тыс. единиц.

Прогноз основных показателей рынка труда автономного округа представлен в приложениях N N 1, 2 к настоящей Программе.

В целях консолидации дополнительных мер по снижению напряжённости на региональном рынке труда разработана настоящая Программа с планируемой численностью участников мероприятий в количестве 14,4 тыс. человек.

II. Система мероприятий Программы


Целью принятия Программы является снижение напряжённости на рынке труда автономного округа.

Достижение цели возможно при решении следующих задач:

Обеспечение занятости на рынке труда безработных, незанятых граждан, работников, находящихся под риском увольнения, путём организации временных общественных работ.

Организацию общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан планируется осуществить на социально значимых и инвестиционных объектах автономного округа. Приоритетными направлениями общественных работ являются ремонт, благоустройство и обслуживание жилищного фонда, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание граждан на дому.

В целях содействия занятости выпускников образовательных учреждений профессионального образования, а также приобретения ими опыта работы предполагается организация временного трудоустройства (стажировки) граждан данной категории.

Целью мероприятия является создание при содействии службы занятости населения временных рабочих мест на предприятиях (организациях) автономного округа для приобретения выпускниками профессиональных навыков и умений.

Развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Основными направлениями по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан является оказание им организационной, консультационной и финансовой поддержки при организации собственного дела.

Выделение субсидий безработным гражданам осуществляется на основании договоров между центрами занятости и безработными гражданами, заключаемых при условии положительной оценки бизнес-плана.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»