Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2011 года N 1015-П

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Использование и охрана водных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012 - 2016 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П

____________________________________________________________________

Документ с изменениями внесенными:

-постановлением Правительства автономного округа от 01.08.2012 N 617-П

-постановлением Правительства автономного округа от 18.12.2012 N 1037-П

-постановлением Правительства автономного округа от 03.04.2013 N 216-П

-постановлением Правительства автономного округа от 12.11.2013 N 948-П

-постановлением Правительства автономного округа от 15.01.2014 N 13-П

В целях создания условий для эффективного управления водными ресурсами, охраны водных ресурсов и предотвращения их загрязнения Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Использование и охрана водных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012 - 2016 годы" (далее – Программа).

2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) в установленном порядке осуществлять финансирование мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в окружном бюджете.

3. Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (Чеботарева Ю.П.) ежегодно осуществлять корректировку мероприятий Программы и объёмов финансирования в соответствии с утверждёнными в окружном бюджете на очередной финансовый год ассигнованиями.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2012 года.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимирова В.В.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 23 декабря 2011 г. N 1015-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 01.08.2012 N 617-П)
(с изм. от 18.12.2012 N 1037-П)
(с изм. от 03.04.2013 N 216-П)
(с изм. от 12.11.2013 N 948-П)
(с изм. от 15.01.2014 N 13-П)

ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Использование и охрана водных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012 - 2016 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

окружная долгосрочная целевая программа "Использование и охрана водных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012 - 2016 годы" (далее – Программа)

Основание для разработки

Водный кодекс Российской Федерации;

 Водная стратегия Российской Федерации на период
 до 2020 года
, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р

Госзаказчик
 (в ред. от 18.12.2012 N 1037-П )

департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Госзаказчик
 (утр. силу от 18.12.2012 N 1037-П )

департамент строительства и жилищной политики
 Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчик
 Программы

департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса
 Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели и задачи Программы

цель Программы:
 сохранение, восстановление и охрана водных объектов Ямало-Ненецкого автономного округа и предупреждение негативного воздействия вод.
 Задачи Программы:
 - оценка состояния водных объектов в том числе: дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов или их частей;

 - оздоровление водных объектов, восстановление естественного потока рек, защита от негативного воздействия вод и восстановление водных подходов к населенным пунктам;

 - перспективное планирование мероприятий по охране водных объектов, предупреждению негативного воздействия вод и расчистке русел рек для улучшения их экологического состояния и восстановления водных подходов к населенным пунктам

Сроки и этапы
 реализации

Программа будет реализована в 2012 - 2016 годы в один этап

Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы с указанием их целевых значений по годам реализации Программы
 (в ред. от 01.08.2012 N 617-П )

- доля водных объектов, на которых осуществлен мониторинг дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов или их частей, в общем количестве водных объектов, нуждающихся в проведении мониторинга;

 - протяженность участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности в течение года;

 - уровень воды озера Янтарное;

 - количество участков водных объектов, нуждающихся в планировании работ по охране, предотвращению негативного воздействия вод и расчистке русел для улучшения их экологического состояния и восстановления водных подходов к населенным пунктам, по которым разработана проектно-сметная документация в течение года;

 - доля водных объектов (участков водных объектов), по которым разработана проектно-сметная документация по выполнению работ по подъему затонувших плавсредств и другого имущест ва, в общем количестве водных объектов, нуждающихся в проведении таких работ

Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы
 (в ред. от 03.04.2013 N 216-П )

- организация и осуществление мониторинга водных объектов, в том числе дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований;

  - выполнение работ по оздоровлению водных объектов, восстановлению естественного потока рек, защите от негативного воздействия вод и восстановлению водных подходов к населенным пунктам;

 - разработка проектно-сметной документации по охране водных объектов, предупреждению негативного воздействия вод и расчистке русел рек для улучшения их экологического состояния и восстановления водных подходов к населенным пунктам

Объемы
 финансирования
 (в ред. от 18.12.2012 N 1037-П )
 (с изм. от 15.01.2014 N 13-П )

объем финансирования за счет средств окружного бюджета составляет 773 308 тыс. рублей,  в том числе по годам:
 2012 год - 163 527 тыс. рублей;

 2013 год - 155 429 тыс. рублей;

 2014 год - 163 779 тыс. рублей;

 2015 год - 163 779 тыс. рублей;

 2016 год - 126 794 тыс. рублей

Ожидаемые конечные
 результаты реализации Программы
 (в ред. от 12.11.2013 N 948-П )

- водные объекты, на которых осуществлен мониторинг дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов или их частей, для внесения сведений в государственный водный реестр и информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов -
 30 водных объектов (участков водных объектов);

 - протяженность участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной
 способности, - 23 441 м;

 - восстановление гидрологического режима озера Янтарное и понижение уровня водной поверхности до отметок, близких к естественным, - 11,8 мБС;

 - разработанная проектно-сметная документация по всем водным объектам (участкам водных объектов), нуждающимся в планировании и реализации мер по охране, предупреждению негативного воздействия вод, расчистке русел для восстановления водных подходов к населенным пунктам - 21 участок водных объектов;

 - разработанная проектно-сметная документация по всем водным объектам (участкам водных объектов), нуждающимся в проведении работ по подъему затонувших плавсредств и другого имущества, -
 32 участка водных объектов

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Поверхностные водные объекты на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) представлены огромным количеством водотоков: реками, ручьями и протоками в количестве около – 50 тысяч, озерами около – 300 тысяч, а также многочисленными болотами.

Вода, как ресурс используется во всех сферах современного производства и жизнедеятельности населения. Поверхностные воды, являясь нижним уровнем в элементарном геохимическом ландшафте, представляют собой область сноса наиболее уязвимую по отношению к антропогенному воздействию.

В 2010 году на территории автономного округа зарегистрировано 164 предприятия - водопользователя, имеющие собственные водозаборы, осуществляющие сброс сточных вод в поверхностные водные объекты и использующие акватории для строительства и эксплуатации газонефтепроводов, отстоя флота, разведки, добычи полезных ископаемых и в других целях.

Основными потребителями воды на территории автономного округа являются предприятия топливно-энергетического комплекса и предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

Негативные природные процессы и воздействие, оказываемое техногенными факторами, в том числе: строительство и эксплуатация объектов добычи и транспортировки углеводородного сырья, деятельность жилищно-коммунального и сельского хозяйства, эксплуатация водного транспорта, добыча песка гидронамывным способом, сток с селитебных территорий населенных пунктов и промышленных зон приводит к необратимым изменениям состояния поверхностных водных объектов. Состояние качества поверхностных вод позволяет судить лишь об общем уровне воздействия на водные объекты, ограничивают использование, а также негативно влияют на состояние дна, берегов, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов.

Значительное влияние на водный объект оказывает состояние водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Поскольку водоохранные зоны обладают очень важными природоохранными функциями, включая функции сохранения биологического разнообразия и поддержания качества воды, нарушение режима их использования (организация и размещение отходов производства и потребления, химических и ядовитых веществ, движение и стоянка транспортных средств и прочее) служат дополнительными источниками антропогенного воздействия.

В последние десятилетия берега водных объектов испытывают все возрастающее развитие негативных природных и техногенных процессов. Резко активизировалась абразия берегов, особенно на участках вблизи населенных пунктов, широкое развитие получили оползни, обвалы и осыпи. Размыву в паводковый период подвергаются участки береговых склонов, на которых расположены жилые дома и объекты социальной инфраструктуры. Затопление территории не только влечет за собой большие экономические потери, но и может привести к гибели людей. Оно порождает чувство неуверенности у населения, не стимулирует строительство капитального благоустроенного жилья и объектов инфраструктуры.

Заиление русел рек продуктами размыва берегов, песком, а также их засорение строительными отходами, затонувшей древесиной, плавсредствами наносит непоправимый ущерб гидролого-экологическому состоянию водных объектов и требует решительных мер для устранения причин воздействия на водный объект.

Анализ современного состояния поверхностных водных объектов автономного округа


1. Характеристика проблем в сфере оценки состояния водных объектов, в том числе: дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменения морфометрических особенностей водных объектов или их частей.

Важнейшей ролью в области использования и охраны водных объектов, своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, обеспечения разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, является проведение мониторинга водных объектов.

На территории автономного округа действует федеральная наблюдательная сеть за состоянием водных объектов, состоящая из 25 постов государственного учреждения "Ямало-Ненецкий центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ЯНЦГМС). На федеральном уровне ЯНЦГМС осуществляет мониторинг по гидрохимическим и гидрологическим процессам на 15 водных объектах. Кроме ЯНЦГМС в контрольных створах, установленных для действующих выпусков сточных вод в водные объекты гидрохимические наблюдения на заявительной основе (договорам) с предприятиями-водопользователями осуществляет филиал Федерального государственного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому Федеральному округу" по автономному округу.

Объем лабораторных исследований по отбору и анализу проб, осуществляемый указанными организациями является недостаточным, так как не охватывает полный спектр необходимых наблюдений.

В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, в целях предоставления сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр.

2. Характеристика проблемы в части выполнения работ по оздоровлению водных объектов, восстановлению естественного потока рек, защите от негативного воздействия вод и восстановлению водных подходов к населенным пунктам.

Неудовлетворительное состояние русел рек в автономном округе, являющихся транспортными артериями округа, ценными рыбохозяйственными водоемами обуславливают необходимость проведения дноуглубительных работ, расчистке русел водных объектов, восстановления гидрологического режима и предупреждения негативного воздействия вод, имеющих проектную документацию и положительные заключения государственной экспертизы на проектную документацию, в том числе: р. Надым в границах муниципального образования город Надым; р. Полуй в границах муниципального образования город Салехард, протока Выл-Посл в границах муниципального образования город Лабытнанги; озеро Янтарное (г. Надым), Тазовская губа в с. Находка, р. Гыда-Яха, в с. Гыда, р. Антипаютаяха в с. Антипаюта.

2.1. Необходимость регулирования русла р. Надым в районе города Надыма связана с активизацией двух опасных гидрологических процессов - затоплением поймы (с подтоплением расположенных на ней районов города Надыма и пос. Старый Надым) и размывом правого берега р. Надым в районе пос. Старый Надым, с разрушением портовых сооружений.

Усиление размыва берега в районе пос. Старый Надым связано с активизацией правых рукавов. Современный русловый режим р. Надым определяется существованием здесь многорукавного русла. Переформирования русла связаны с циклическим перераспределением стока между левобережным и правобережными рукавами, в свою очередь обуславливаемым смещением гряд и периодическим перекрытием побочнями истоков проток.

Однако существует несколько дополнительных причин, оказывающих в настоящее время воздействие на условия затопления города:

- снижение объема землечерпательных работ на судоходном участке р. Надым (от устья до порта г. Надыма) и соответствующее ему усиление аккумуляции на перекатах и подъём уровня воды. До начала 1990-х годов объёмы дноуглубительных работ на 106-километровом участке р. Надым составляли от 1 до 4,5 млн. м3 /год. При этом непосредственно в районе г. Надым и пос. Старый Надым объёмы дноуглубления составляли 100 000 м3/год, что существенно увеличивало пропускную способность русла;

- формирование предпосылок для развития заторных явлений на участке р. Надым в связи с общим обмелением русла и увеличением относительной ширины русла, особенно в узлах деления русла.

Отсутствие дноуглубительных работ в районе г. Надыма негативно сказывается не только на судоходстве, но и на подтоплении территории, вызванном снижением водопропускной способности русла и связанным с ним формированием заторов.

Это стало проявляться в последние годы (2004 - 2008 гг.). В июне 2004 года сформировавшийся затор вызвал подъем уровня воды на 5 м – произошел подмыв и частичное разрушение мостовых переходов на дороге Надым – 107 км, а также нового моста дороги пос. Правохеттинский – Пангоды. Была подмыта автодорога на участке Надым – 107 км – НИИ медицинских проблем Крайнего Севера общей протяженностью более 2 км.

В мае 2008 года в районе пос. Старый Надым на реке образовался ледовый затор длиною 2 км. Водные массы подтопили 20 жилых домов, в которых проживают 300 человек. Кроме того, в 2005 году также возникали заторы, которые были ликвидированы своевременными взрывными работами.

2.2. Город Салехард вытянут вдоль р. Полуй на протяжении 8,3 км. Практически вся селитебно-производственная зона города относится к водоохранной зоне Полуя, так как уклон территории города смещен в сторону реки.

Река Полуй является правым притоком р. Обь, образуется слиянием рек Глубокого и Сухого Полуя и впадает в р. Обь с правого берега на 291 км от её устья в районе города Салехарда. Длина реки 369 км, площадь водосбора 21 000 км2.

Глубина реки в межень в средней ее части составляет 1 - 1,5 м. Ширина реки в верхнем и среднем течении равна 60 – 100 м, в нижнем у г. Салехарда 250 м.

Река Полуй является судоходной рекой и относится к водоемам высшей рыбохозяйственной категории.

В пределах г. Салехарда, правобережная пойма р. Полуй сужается до 100 м и менее, поверхность поймы переформирована, подсыпана, на ней находятся различные хозяйственные объекты для обеспечения деятельности речного порта. По всей длине русла реки у правого берега обустроены причалы. Одновременно из р. Полуй осуществляется техническое водоснабжение.

В связи с тем, что русло р. Полуй в границах муниципального образования город Салехард находится в неудовлетворительном состоянии, а также для сохранения и поддержания экологического и социального характера реки необходимо проведение восстановительных работ по расчистке поймы р. Полуй от значительных объемов донного грунта.

При разработке проектной документации были выполнены полевые работы по обследованию русла реки, в результате чего выявлен участок с изменением графика водопропускной способности. В верхнем звене локального узла разветвления в 9 км от устья р. Полуй сформировались условия для развития положительных вертикальных деформаций и снижения водопропускной способности русла. Проложение в данном участке многофункциональной прорези, смещающей динамическую ось потока к левому берегу позволит не только увеличить водопропускную способность и улучшить условия транзита наносов, но и повлечёт за собой централизацию потока в основной (левой) протоке.

2.3. Выл-Посл является левой протокой р. Обь и соединяется с ней протокой Шома-Посл в границах муниципального образования город Лабытнанги. Длина протоки Выл-Посл 74 км.

Русло и береговая зона протоки Выл-Посл на протяжении 13 км (на участке от 36 км до 49 км от устья) в границах муниципального образования город Лабытнанги захламлена затонувшей древесиной (топляком) и строительными отходами. Затонувшая древесина за период своего распада (1,5 - 2,5 года) выделяет в воду большое количество токсичных веществ: нитрит ионы, фосфор, аммоний солевой и потребляет большое количество кислорода в процессе гниения (1 кг вещества на 1 т древесины). Спустя 10 – 12 месяцев топляк покрывается грибками, которые отмирая выделяют в воду токсичные вещества. В дальнейшем топляк покрывается илом, и процесс уже протекает медленно в анаэробных условиях. Полностью дерево исчезает за 16 – 20 лет.

2.4. Озеро Янтарное расположено в долине р. Надым и состоит из двух частей, соединенных проливами, площадь водного зеркала 0,8 км2. В естественном состоянии до изменения гидрологического режима озеро представляло собой мелководный водоем максимальной глубиной 2 м и средней глубиной 1,4 м. Водосбор озера занимает мохово-травяное болото с минеральными островами и значительным количеством мелких озерков.

Приток воды в озеро осуществляется поверхностным и фильтрационным путем, сток с водосборной площади в настоящее время затруднен и осуществляется фильтрационным путем.

В настоящее время гидрологический режим озера значительно изменился под антропогенным воздействием, заключающимся в строительстве большого количества насыпных дорог через водосбор озера и расширением застройки г. Надым.

По наблюдениям с августа 1991 года меженный уровень воды озера равнялся 10,7 мБС, учитывая, что уровень отнесен к спаду весеннего половодья, меженный уровень можно ориентировочно принять равным 11,8 мБС, а по результатам измерений в 2008 году составил 12,8 мБС. Таким образом, за период наблюдений уровень воды вырос на 2,1 м, причем наиболее интенсивный подъем приходится на последние годы, что связано со строительством и расширением территории городской застройки. (абзац в ред. от 12.11.2013 N 948-П)

Результатом нарушения гидрологического режима озера явились следующие негативные последствия:

- усиление размыва берегов, состоящих в основном из торфяников;

- подтопление территории застройки г. Надыма;

- нарушение водообмена и увеличение содержания органических веществ, приведший к интенсивному развитию сине-зеленых водорослей и усилению процессов эвтрофикации водоема (процесс обогащения водоемов питательными веществами, особенно азотом и фосфором, главным образом биогенного происхождения). В результате происходит постепенное зарастание озера и превращение его в болото, заполненное илом и разлагающимися растительными остатками, которое впоследствии может полностью высохнуть.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»