ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 августа 2009 года N 101-ПГ

О Программе антикризисных мер Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 год

Документ с изменениями внесёнными:

- постановлением Губернатора автономного округа от 29.09.2009 N 118-ПГ

В целях предупреждения и ликвидации негативных влияний и последствий, вызванных воздействием глобального экономического кризиса на экономику Ямало-Ненецкого автономного округа, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Программу антикризисных мер Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 год (далее - Программа).

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, являющимся ответственными за реализацию мероприятий Программы:

2.1. обеспечить исполнение мероприятий Программы, осуществлять контроль за своевременной и полной их реализацией в соответствии с действующим законодательством;

2.2. ежемесячно, 3 числа месяца, следующего за отчётным периодом, представлять в департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа отчётность об исполнении мероприятий Программы.

3. Департаменту экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (Деттер Г.Ф.) 5 числа месяца, следующего за отчётным периодом, представлять сводную отчётность по реализации мероприятий Программы на рассмотрение антикризисного штаба Ямало-Ненецкого автономного округа при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе разработать антикризисные программы муниципальных образований на 2009 год в соответствии с основными направлениями Программы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Вице-губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа В.Н. Казарин

от 13 августа 2009 г. N 101-ПГ

Утверждена
постановлением Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 29.09.2009 N 118-ПГ)

ПРОГРАММА антикризисных мер Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 год

I. Характеристика проблемы


Ямало-Ненецкий автономный округ является неотъемлемой частью Российской Федерации и неразрывно соединён с ней, а соответственно и с мировой экономикой, множеством экономических, финансовых, технологических и других связей. Поэтому вызванные глобальным экономическим кризисом проблемы оказывают непосредственное влияние на жизнь и деятельность организаций и населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ или регион), что отражается в таких негативных проявлениях, как падение производства, рост безработицы, снижение доходов населения.

Особенности воздействия глобального экономического кризиса на автономный округ связаны с моноотраслевым характером экономики, низким уровнем диверсификации, природно-географическим положением в Арктической зоне Российской Федерации, отдалёностью от основных экономических центров России, высокой себестоимостью продукции и неразвитостью инфраструктуры, в т.ч. финансовой.

Воздействие глобального экономического кризиса на экономику автономного округа происходит по трём основным причинам:

1) высокая зависимость экономики региона от производства сырьевых, природных ресурсов. В результате кризиса снизился спрос и стоимость на основную продукцию промышленного производства автономного округа: нефть, газ и газовый конденсат, соответственно уменьшились поступления финансовых ресурсов в основные системообразующие предприятия региона и в бюджетную систему автономного округа;

2) недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики автономного округа. Несырьевые отрасли (строительство, транспорт, геология) практически полностью зависят от нефтегазовых предприятий. Экономические проблемы сырьевых отраслей начали распространяться на подрядный комплекс в виде снижения объёмов заказов и несвоевременной оплаты выполненных работ;

3) недостаточная развитость финансового сектора и банковской системы, представленных в основном филиалами банков других субъектов Российской Федерации. Экономика автономного округа и в особенности малый и средний бизнес остро нуждаются в кредитах для поддержания и развития хозяйственной деятельности. В то же время высокая стоимость кредитов и высокие требования к финансовому состоянию заёмщиков сделали труднодоступным получение кредитных ресурсов для большинства субъектов хозяйственной деятельности. Практически прекратилось ипотечное кредитование населения.

Результаты развития кризисных явлений особенно заметны в городах и районах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия и обслуживающий их подрядный комплекс.

Выход из кризиса и обеспечение долгосрочного устойчивого развития автономного округа возможно при условии восстановления спроса на сырьевую продукцию системообразующих предприятий автономного округа, а также в результате диверсификации экономики автономного округа путём реализации на его территории крупнейших инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, внедрения новейших инновационных и технологических разработок в деятельность предприятий и учреждений, в повседневную жизнь каждого гражданина на территории автономного округа, реализации программ энергоэффективности и энергосбережения.

Первые меры по снижению негативных проявлений кризиса были приняты Губернатором автономного округа в октябре 2008 года, когда мировой экономический кризис только начинал оказывать серьёзное воздействие на российскую экономику. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить распространение кризиса в бюджетной и социальной сферах и его переход в формы, угрожающие социально-политической стабильности региона.

На сегодня меры, принятые в самом начале кризиса, себя в основном исчерпали, поэтому необходимо принять новую программу действий, скоординированную с Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации.

Администрации автономного округа предстоит значительно активизировать использование всех имеющихся у неё инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, обеспечить при этом решение стратегических задач развития автономного округа.

Учитывая возрастающую роль государства в экономической жизни страны, Администрация автономного округа должна с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития.

В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Администрации автономного округа. Окружной бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета на 2009 год, по сравнению с 2008 годом обеспечена сбалансированность окружного и местных бюджетов автономного округа.

Правительство Российской Федерации определило список системообразующих предприятий федерального значения, куда попали основные системообразующие предприятия автономного округа, в т.ч. дочерние предприятия ОАО "Газпром", ОАО "Роснефть", ОАО "Лукойл". В соответствии с рекомендациями правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики среди предприятий, зарегистрированных на территории автономного округа, были выделены предприятия, имеющие важное социально-экономическое значение для экономики автономного округа и не вошедшие в федеральный список - предприятия регионального значения. В утверждённый правительственной комиссией список вошли: ОАО "Ямалтрансстрой", ОАО "Ямальская железнодорожная компания", ОАО "АТК "Ямал", ОАО "Уренойнефтегаз-геология".

Органами власти автономного округа организован мониторинг финансово-экономического состояния предприятий регионального значения. Задача мониторинга своевременно реагировать на ухудшение финансового состояния предприятий и при необходимости предоставлять государственную поддержку.

Предусмотрены следующие формы государственной поддержки:

- предоставление государственных и муниципальных гарантий по обязательствам перед кредитными организациями;

- компенсация процентов по кредитам;

- прямая государственная помощь;

- предоставление льгот по аренде государственного и муниципального имущества.

Могут быть предусмотрены иные формы и механизмы государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством. При этом должны быть минимизированы административные процедуры, сопровождающие предоставление государственной поддержки.

Предоставлению государственной поддержки будут предшествовать мероприятия по повышению внутренней эффективности региональных предприятий: повышение доходов, снижение издержек, в т.ч. путём ограничения по повышению заработной платы работников и вознаграждений руководства предприятия.

При принятии решений об оказании государственной поддержки предприятиям регионального значения будут приниматься во внимание следующие критерии:

- наличие у предприятия бизнес-плана, направленного на оздоровление финансово-экономического состояния, утверждённого общим собранием акционеров в установленном законом порядке;

- наличие инновационного и технологического потенциала предприятия;

- предприятием приняты и реализуются программы модернизации производства, повышения квалификации персонала, поиска новых рынков сбыта;

- на предприятии принята оптимизированная и сбалансированная система оплаты труда, мотивационного денежного поощрения менеджмента и работников, занятых на производстве;

- предприятие предоставляет рабочие места для людей с ограниченными возможностями, принимает меры для их безусловного сохранения;

- руководством предприятия реализуются мероприятия по комплексу мер, направленных на сохранение рабочих мест и недопущение массовой единовременной безработицы;

- предприятие участвует в социально-значимых региональных (муниципальных) инвестиционных проектах.

В случае недостаточности ресурсов и полномочий для оказания муниципальной и государственной поддержки на региональном уровне вопросы по государственной поддержке будут выноситься на заседание правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.

Поддержка региональным предприятиям будет оказываться при условии взятия ими на себя обязательств по:

- радикальному сокращению либо полной отмене премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту компании;

- обеспечению прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности;

- безусловному выполнению требований Трудового кодекса Российской Федерации в части обязательств работодателя при увольнении работников, а также обеспечению приоритетного сохранения рабочих мест для уязвимых категорий работников- инвалидов, беременных женщин;

- урегулированию отношений с поставщиками и подрядчиками;

- формированию программы инновационного развития компании, включающей мероприятия по повышению энергоэффективности, разработке и выводу в перспективе на рынки новой продукции, внедрение на производстве технологий мирового уровня.

Предприятия, получившие государственную поддержку в рамках реализации антикризисных мер, будут обязаны представить по итогам 2009 года полный отчёт о выполнении ими заявленных программ реструктуризации и повышения эффективности, а также иных обязательств, которыми обусловлено выделение господдержки. У предприятий, которым предоставлена финансовая поддержка, такая отчётность должна быть публичной. (с изм. от 29.09.2009 N 118-ПГ)

II. Меры, принятые в 2008 году


В целях предупреждения и ликвидации негативных влияний и последствий, вызванных воздействием мирового финансового кризиса на экономику автономного округа, и координации действий исполнительных органов государственной власти автономного округа с действиями органов местного самоуправления в автономном округе, территориальными органами федеральных органов государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, действующими на территории региона по поручению Губернатора автономного округа от 8 октября 2008 года создан антикризисный координирующий орган управления, получивший название Ситуационный центр при Губернаторе автономного округа по предупреждению и ликвидации негативных влияний и последствий мирового финансового кризиса (далее - ситуационный центр). Поручением также определён состав Ситуационного центра, даны указания органам исполнительной власти и органам местного самоуправления по еженедельному представлению информации по установленным показателям.

Ситуационный центр обеспечил:

- оперативный мониторинг социально-экономической ситуации в автономном округе;

- еженедельный свод информации и подготовку аналитической записки о ситуации в экономике автономного округа;

- разработку антикризисных мер в виде предложений и рекомендаций;

- еженедельное представление информации в аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе о ситуации на финансовых рынках и её влиянии на финансовый и реальный сектора экономики;

- еженедельное представление Губернатору автономного округа аналитических материалов о социально-экономической ситуации в автономном округе, а также предложения и рекомендации по предупреждению и ликвидации негативных влияний и последствий финансового кризиса.

На основе анализа информации о финансовом кризисе ситуационным центром был подготовлен план действий Администрации автономного округа, направленный на оздоровление ситуации в экономике автономного округа, утверждённый Губернатором автономного округа, который стал основным документом, определяющим направления работы Администрации автономного округа по преодолению кризиса в 2008 году и первой половине 2009 года.

В порядке планирования деятельности на 2009 год 25 декабря 2008 года Губернатором автономного округа были утверждены план работы ситуационного центра на первое полугодие 2009 года и план совещаний ситуационного центра на первое полугодие 2009 года.

В результате деятельности ситуационного центра в 2008 году подготовлены 14 еженедельных аналитических отчётов о влиянии финансового кризиса на состояние финансового и реального секторов экономики автономного округа. Аналитические отчёты готовились по результатам мониторинга отраслей и сфер экономики, включающих в себя более 40 источников информации. Ситуационным центром проводились самостоятельно или организовывались с привлечением уполномоченных органов власти совещания с представителями банковской сферы, федеральных органов, органов местного самоуправления, предприятий и организаций различных сфер экономики.

Большая работа проводилась по подготовке отчётности для федеральных органов власти в порядке участия в реализации плана действий Правительства Российской Федерации по поддержке отраслей экономики.

В рамках ситуационного центра готовились доклады и выступления для участия руководителей автономного округа на совещаниях и видеоконференциях, в т.ч. проводимых аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе.

В начале 2009 года постановлением Губернатора автономного округа от 19 марта 2009 года N 28-ПГ "Об антикризисном штабе при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению устойчивости экономики Ямало-Ненецкого автономного округа" создан антикризисный штаб, являющийся коллегиальным совещательным органом, который в рамках своих полномочий продолжает работу ситуационного центра по вопросам реализации государственной политики в сфере повышения устойчивости экономики автономного округа в период финансовой, экономической и социальной нестабильности.

Для придания бюджетной системе необходимой в кризисных условиях устойчивости были внесены корректировки в проект закона автономного округа об окружном бюджете на 2009 год и плановый период, предусматривающие сокращение расходной части бюджета на 10 процентов.

В целях развития инвестиционной деятельности разработана ведомственная целевая программа "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов", которая была утверждена постановлением Администрации автономного округа от 5 февраля 2009 года N 60-А. Также в этом направлении приняты законы, предоставляющие государственную поддержку предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории автономного округа, в т.ч.:

- Закон автономного округа "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2003 г. N 56-ЗАО "О налоге на имущество организаций" от 25 сентября 2008 года N 73-ЗАО;

- Закон автономного округа "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 г. N 77-ЗАО "Об установлении ставки налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков" от 25 сентября 2008 года N 77-ЗАО;

Закон автономного округа "О программе по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 гг." от 25 декабря 2008 года N 132-ЗАО.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»