ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2011 года N 1-П

Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году

На основании статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", пунктом 5 части 2 статьи 17 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2010 года N 120-ЗАО "Об окружном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году (далее - Программа).

2. Определить уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по исполнению Программы и осуществлению взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) внести соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись окружного бюджета на 2011 год путем уменьшения бюджетных ассигнований по ведомству 301 и увеличения по ведомству 150.

4. Действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2011 года.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 18 января 2011 г. N 1-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа

ПРОГРАММА дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году (далее - Программа, автономный округ)

Наименование уполномоченного исполнительного органа государственной власти автономного округа

департамент занятости населения автономного округа

Основание для разработки

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года
 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации
 ";постановление Правительства Российской Федерации
 от 14 декабря 2009 года N  1011 "О предоставлении
 в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок
 и этапы реализации

2011 год
 этапы реализации Программы:
 1 этап - январь – июнь 2011 года;

 2 этап - июль – декабрь 2011 года

Цель Программы

предупреждение негативного воздействия на ситуацию, складывающуюся на региональном рынке труда, поддержка занятости населения, в том числе граждан, высвобождаемых из предприятий (организаций) автономного округа или находящихся под риском увольнения

Задачи Программы

1. Обеспечение занятости на рынке труда безработных, незанятых граждан, работников, находящихся под риском увольнения, инвалидов, выпускников образовательных учреждений путем организации временных работ.
 2. Развитие малого предпринимательства и самозанятости  безработных граждан.
 3. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства, а также профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности

Основные мероприятия Программы

1. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.
 2. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
 3. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
 4. П рофессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.
 5. Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства.
 6. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами

Целевой показатель Программы

недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 1,4% на конец 2011 года и напряженности на рынке труда более 1,3 единиц

Объемы и источники финансирования

планируемый общий объем финансирования Программы в 2011 году - 51 444,0  тыс. рублей, в том числе:
 субсидия федерального бюджета  - 35 691,0 тыс. рублей;

 средства окружного бюджета - 15 753,0 тыс. рублей.
 Объемы финансирования подлежат уточнению и могут корректироваться

Ожидаемые конечные результаты

стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы - 197 выпускников и 99 наставников.
 Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей - 40 человек.
 Содействие самозанятости - 334 человека, в том числе содействие самозанятости безработных граждан – 267 человек, создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан – 67 человек.
 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, -30 человек.
 Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства - 10 человек.
 Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников) - 80 человек.
 Результаты реализации Программы и перечень предприятий (организаций) автономного округа подлежат уточнению и могут корректироваться

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и действующим законодательством автономного округа.

Целью разработки Программы является предупреждение негативного воздействия на ситуацию, складывающуюся на региональном рынке труда, поддержка занятости населения, в том числе граждан, высвобождаемых из предприятий (организаций) автономного округа или находящихся под риском увольнения.

Социально-экономическое положение автономного округа в январе - октябре 2010 года характеризовалось следующими основными показателями.

Уровень инфляции в автономном округе, характеризующийся индексом потребительских цен в январе - октябре 2010 года к январю – октябрю 2009 года, составил 107,6%, к декабрю 2009 года – 107,4%, что выше уровня инфляции Российской Федерации (106,8%).

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций, в январе - октябре 2010 года составил 532726,3 млн. рублей, что в сопоставимых ценах больше на 8,5% января–октября 2009 года.

Рост производства произошел за счет всех видов экономической деятельности: добычи полезных ископаемых (107,9%), обрабатывающих производств (109,5%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (117,3%).

Газодобывающими предприятиями в январе - октябре 2010 года добыто 435,2 млрд. куб. метров естественного газа, что на 14,2% выше января – октября 2009 года.

Предприятиями автономного округа добыто из недр 20,4 млн. тонн нефти, что на 9,9% ниже января - октября 2009 года, газового конденсата – 9,4 млн.тонн, что на 7,4% выше января – октября 2009 года.

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", за январь - октябрь 2010 года составил 137,4 млрд. рублей или 101,8% к соответствующему периоду 2009 года.

В хозяйствах всех категорий снизилось производство мяса (79,9% относительно января - октября 2009 года), повысилось производство молока (105,9%) и яиц (110,8%).

На 01 ноября 2010 года в сравнении с соответствующей датой 2009 года в хозяйствах всех категорий автономного округа увеличилось поголовье крупного рогатого скота на 2,8%.

Социально-экономическая ситуация в автономном округе характеризуется как умеренно стабильная и находит отражение в основных показателях регионального рынка труда.

Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, с начала 2010 года сократилась на 23% и на 01 декабря 2010 года составила 4 647 человек, что на 15,5% ниже аналогичного показателя прошлого года.

За одиннадцать месяцев 2010 года уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,34 процентных пункта и на 01 декабря 2010 года составил 1,43%, что на 0,19 процентных пунктов ниже аналогичного показателя 2009 года.

По итогам последнего обследования, проведенного Росстатом по проблемам занятости в октябре 2010 года, общий уровень безработицы по методологии Международной организации труда в автономном округе составил 3,7%. Данный показатель значительно ниже показателя по Российской Федерации в целом (6,7%) и по Уральскому федеральному округу (7,2%).

Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения автономного округа, с начала 2010 года увеличилось на 9% и на 01 декабря 2010 года их число составило 4 189 единиц.

По предварительным сведениям, представляемым работодателями автономного округа об увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, в 2011 году продолжится высвобождение работников на сервисных предприятиях нефтегазового комплекса и предприятиях геологической разведки природных ресурсов.

По состоянию на 01 декабря 2010 года в органы службы занятости населения автономного округа поступила информация о предстоящих увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников от 237 предприятий (организаций). За этот период общая численность работников, предполагаемых к увольнению, составила 6 102 человека при среднесписочной численности предприятий 114 452 человека.

С начала проведения мониторинга уволено 4 759 человек, из них трудоустроено 1 882 человека (39,5%), 352 гражданам (7,4%) назначена трудовая пенсия, 621 человек (13%) признаны безработными.

Заявленная численность работающих неполное рабочее время по инициативе администрации на 01 декабря 2010 года составила 89 человек, в неоплачиваемых отпусках находятся 24 человека, в простое находится 3 предприятия с общей численностью работников 74.

По видам экономической деятельности наибольшее количество высвобождений отмечается в сфере добычи нефти и газа (25,8%), в строительстве (24,5%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (12,8%), в обрабатывающих производствах (9,8%), в сфере транспорта и связи (9,0%).

В настоящее время в экономике автономного округа наметилась тенденция посткризисного восстановления объемов производства и строительства. Вместе с тем в 2011 году будет наблюдаться динамика численности выходящих на рынок труда работников, уволившихся по сокращению численности или штата работников в связи с проведением реорганизационных мероприятий на предприятиях. Сохранится увеличение численности безработных граждан среди лиц предпенсионного возраста, женщин и молодежи.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения автономного округа, является регулирование внешней трудовой миграции путем сокращения численности привлекаемых иностранных работников.

В 2011 году 529 работодателей автономного округа заявили о потребности в привлечении к трудовой деятельности иностранных работников в количестве 41 601 человека.

Вместе с тем окружной межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории автономного округа принято решение считать целесообразным предусматриваемые работодателями автономного округа в 2011 году объемы и профессионально-квалификационную структуру привлечения иностранных работников в количестве 25 800 человек, в том числе из стран с безвизовым режимом въезда в Российскую Федерацию - 21 039 человек, из стран с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию - 4 761 человек.

Органами службы занятости населения автономного округа предпринимаются меры по поддержке стабильной ситуации на рынке труда:

- проводятся предувольнительные консультации для высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения;

- созданы группы оперативного реагирования, в состав которых входят специалисты органов службы занятости и государственной инспекции по труду, для выезда в организации;

- в целях информированности населения организована работа телефонов "горячей линии", в общедоступной сети Интернет функционирует официальный сайт органов службы занятости.

Вместе с тем с целью обеспечения защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве гражданам, ищущим работу, распоряжением Правительства автономного округа от 01 ноября 2010 года N 286-РП утверждена Концепция окружной долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" с общим объемом финансирования 64,86 млн. рублей.

Одной из мер по стабилизации ситуации на рынке труда в 2010 году является реализация мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда автономного округа.

Реализация мероприятий региональной программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда за одиннадцать месяцев 2010 года позволила повысить конкурентоспособность на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, сохранить кадровый потенциал предприятий, переживающих производственный спад, а также путем организации самозанятости расширила возможности занятости безработных граждан.

По предварительному прогнозу развития ситуации на рынке труда численность безработных граждан в среднемесячном исчислении может составить около 5,0 тыс. человек и уровень регистрируемой безработицы - 1,4% (приложение N 1 к настоящей Программе).

Разработанная программа дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2011 году, в первую очередь работников, находящихся под риском увольнения, выпускников образовательных учреждений, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов, является одной из гарантий поддержки рынка труда.

II. Система мероприятий Программы


Целью принятия Программы является снижение напряженности на рынке труда автономного округа.

Достижение цели возможно при реализации следующих мероприятий:

1. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

Целью мероприятия является создание при содействии службы занятости населения временных рабочих мест на предприятиях (организациях) автономного округа для приобретения выпускниками профессиональных навыков и умений.

2. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

В рамках данного мероприятия возмещаются затраты работодателя на оснащение специальных рабочих мест для инвалидов, а также создание рабочих мест, в том числе на дому, для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей в размере не более 50 тыс. рублей на 1 постоянное рабочее место.

3. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Основными направлениями мероприятиий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан являются оказание им организационной, консультационной и финансовой поддержки при организации собственного дела.

Выделение субсидий безработным гражданам осуществляется на основании договоров между центрами занятости и безработными гражданами, заключаемых при условии положительной оценки бизнес-плана.

В отношении получателей поддержки, зарегистрировавших свое дело, обеспечивается выполнение требований статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части ведения реестров получателей.

Формирование данных о получателях поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основе сверки реестра малых предприятий-получателей государственной поддержки малого предпринимательства и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, позволяющей исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.

4. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.

Участниками данного мероприятия могут быть женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, как состоящие в трудовых отношениях, так и не состоящие, но желающие вернуться или приступить к трудовой деятельности.

5. Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства.

Опережающее профессиональное обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с перспективой их вывода с вредного производства осуществляется в соответствии с планами работодателей по реорганизации производства (в части ликвидации или переоборудования рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда) и планами по переводу женщин на новые рабочие места или их высвобождению, а также потребностью женщин в переобучении с целью самостоятельного трудоустройства на другие предприятия.

6. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами.

В рамках данного мероприятия работники организаций могут пройти опережающее профессиональное обучение, при необходимости с последующей стажировкой.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»