• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

от 28 января 2013 года N П/7

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

В целях исполнения государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства и попечительству над совершеннолетними гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами на территории Республики Алтай (далее - деятельность по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан) приказываю:

1. Директорам бюджетных учреждений Республики Алтай в сфере социальной поддержки населения организовать работу по предоставлению государственной услуги по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в соответствии с административным регламентом по предоставлению государственной услуги по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 18 июня 2012 г. N П/93.

2. Утвердить Положение об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (Приложение N 1).

3. Утвердить Методические рекомендации по организации деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (Приложение N 2).

4. Расходы, связанные с предоставлением государственной услуги осуществлять за счет средств, предусмотренных на содержание бюджетных учреждений Республики Алтай в сфере социальной поддержки населения.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра, начальника отдела социального развития В.З.Сазонову.

Министр Г.П.Сумин

Приложение N 1. ПОЛОЖЕНИЕ об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан на территории Республики Алтай

Приложение N 1
к приказу Министерства труда и социального развития Республики
Алтай от 28.01.2013 г. N П/7

Общие положения

1. Настоящее Положение об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан на территории Республики Алтай (далее - Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Законом Республики Алтай от 27 февраля 2008 года N 2-РЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Республики Алтай", Законом Республики Алтай от 27 февраля 2008 года N 3-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству", постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 года N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Алтай.

Положение определяет порядок организации и осуществления на территории Республики Алтай деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Основные понятия, применяемые в настоящем Положении, по своему содержанию соответствуют понятиям, используемым в федеральном законодательстве и законодательстве Республики Алтай, регулирующем отношения в сфере опеки и попечительства.

Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к учреждениям и организациям, в которые помещены на постоянной основе совершеннолетние недееспособные или не полностью дееспособные граждане (лечебные учреждения системы здравоохранения, учреждения системы социальной защиты населения, другие учреждения и организации).

2. Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в Республике Алтай возложено на Министерство труда и социального развития Республики Алтай (далее - Министерство) и его подведомственные учреждения в сфере социальной поддержки населения (далее – органы опеки и попечительства).

II. Задачи и принципы деятельности органов опеки и попечительства и их права

3. Основными задачами деятельности органов опеки и попечительства являются:

защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством.

На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами Республики Алтай.

4. Основные принципы деятельности органов опеки и попечительства:

- свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

- подконтрольность деятельности опекунов или попечителей и органов опеки и попечительства;

- обеспечение максимальной защиты прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством

5. Органы опеки и попечительства как законные представители граждан в процессе осуществления функций по опеке и попечительству имеют право запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций, владеющих данной информацией, независимо от их форм собственности.

III. Координация и управление деятельностью в сфере опеки и попечительства

6. Координация и управление деятельностью в сфере опеки и попечительства осуществляется Министерством, которое в соответствии со своими полномочиями:

- координирует деятельность органов опеки и попечительства;

- осуществляет подготовку проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Алтай по вопросам осуществления опеки и попечительства;

- запрашивает необходимую информацию, обобщает и анализирует результаты деятельности органов опеки и попечительства;

- информирует органы государственной власти Республики Алтай о состоянии дел в сфере защиты прав и интересов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

- осуществляет управление, консультативное и методическое обеспечение деятельности по опеке и попечительству на территории Республики Алтай в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

- организует работу по повышению квалификации кадров органов опеки и попечительства, проводит учебные мероприятия, конференции и семинары по вопросам опеки и попечительства в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

- осуществляет контроль за соблюдением действующего законодательства, выполнением органами опеки и попечительства, возложенных на них обязанностей по опеке и попечительству в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

- получает от органов опеки и попечительства необходимую информацию по вопросам опеки и попечительства в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

IV. Организация деятельности органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

7. Органы опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан осуществляют:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача разрешений на совершение сделок с имуществом совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

8) представление законных интересов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Республики Алтай или интересам совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

9) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями.

10) осуществление проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом; а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

На органы опеки и попечительства могут быть возложены иные полномочия в соответствии с Федеральными законами и законами Республики Алтай.

V. Организация деятельности в сфере опеки и попечительства

8. При организации деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан осуществляется взаимодействие с:

- федеральными органами государственной власти;

- исполнительными органами государственной власти Республики Алтай;

- органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Алтай;

- учреждениями системы образования, здравоохранения, социального обслуживания, другими организациями, в которые помещены на постоянной либо временной основе недееспособные или не полностью дееспособные граждане, иными учреждениями и организациями.

9. Образовательными, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги или иными организациями (далее - организации), могут осуществляться отдельные полномочия органов опеки и попечительства:

- выявление совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

- подбор, подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

10. Полномочия, предусмотренные пунктом 9 настоящего Положения, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

11. Лицам, помещенным на постоянной основе в лечебные учреждения, учреждения социального обслуживания и другие аналогичные учреждения, опекуны или попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на администрации указанных учреждений.

Временное помещение совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в лечебные учреждения, учреждения социального обслуживания и другие аналогичные учреждения не прекращает прав и обязанностей опекуна или попечителя в отношении указанных граждан.

Приложение N 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Приложение N 2
к приказу Министерства труда и социального развития Республики
Алтай от 28.01.2013 г. N П/7

1. Настоящие Методические рекомендации по организации деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан разработаны в целях организации деятельности бюджетных учреждений Республики Алтай в сфере социальной поддержки населения (далее - органы опеки и попечительства) по опеке над совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами (далее – подопечные).

Отношения, связанные с осуществлением деятельности по опеке над совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон N 48-ФЗ), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

2. В соответствии со статьей 2 Закона N 48-ФЗ:

опека - это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

недееспособный гражданин - это гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 ГК РФ.

Статьей 29 ГК РФ предусмотрено, что гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Порядок признания гражданина недееспособным регулируется главой 31 ГПК РФ.

3. Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства согласно части 1 статьи 281 ГПК РФ может быть возбуждено в суде на основании заявления:

членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания;

органа опеки и попечительства;

психиатрического или психоневрологического учреждения.

Орган опеки и попечительства обращается в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или ограничено дееспособным только в отношении совершеннолетних одиноко проживающих граждан, не имеющих членов семьи, близких родственников либо если сведения о них неизвестны.

Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если гражданин помещен в психиатрическое или психоневрологическое учреждение, - по месту нахождения этого учреждения (часть 4 статьи 281 ГПК РФ).

В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими (часть 2 статьи 282 ГПК РФ).

Заявитель освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением заявления о признании гражданина недееспособным (часть 2 статьи 284 ГПК РФ).

Для решения вопроса о признании гражданина недееспособным, для определения его психического состояния судом назначается судебно- психиатрическая экспертиза.

Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства (часть 2 статьи 285 ГПК РФ).

4. Основанием для подготовки приказа об установления опеки или попечительства и назначения совершеннолетнему гражданину опекуна или попечителя является поступившее в орган опеки и попечительства решение суда, которым гражданин признан недееспособным или ограничен в дееспособности (статья 285 ГПК РФ, статьи 29, 30 ГК РФ).

Частью 2 статьи 34 ГК РФ предусмотрено, что суд в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщает об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

5. В течение месяца, с момента получения решения суда о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, орган опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, устанавливает опеку или попечительство и назначает опекуна или попечителя над таким лицом (часть 2 статьи 11 Закона N 48-ФЗ).

Опекун или попечитель назначается с его согласия или по его заявлению в письменной форме (часть 2 статьи 11 Закона N 48-ФЗ).

В случае если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства (часть 3 статьи 11 Закона N 48-ФЗ).

6. Для назначения в качестве опекуна или попечителя гражданин предоставляет заявление по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа.2011 года N 891н "О реализации пункта 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927" (далее - Приказ N 891н)

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане (часть 2 статьи 35 ГК РФ).

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами перед всеми другими лицами (часть 5 статьи 10 Закона N 48-ФЗ).

При назначении опекуна или попечителя должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного (часть 3 статьи 35 ГК РФ).

Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (часть 2 статьи 35 ГК РФ).

Опекуны не назначаются подопечным, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (часть 4 статьи 35 ГК РФ).

Орган опеки и попечительства осуществляет проверку сведений о личности опекуна, запрашивая сведения о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях (часть 2 статьи 10 Закона N 48-ФЗ).

Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов установлены правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" (далее - Постановление N 927).

7. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" к персональным данным граждан (часть 4 статьи 10 Закона N 48-ФЗ).

8. Опека или попечительство устанавливается актом (приказом) органа опеки и попечительства. В приказе органа опеки и попечительства, устанавливающего опеку или попечительство может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события (часть 6 статьи 11 Закона N 48-ФЗ).

Опекуну письменно разъясняются права и обязанности, предусмотренные статьей 15 Закона N 48-ФЗ, статьями 31, 36, 37 ГК РФ, а также ответственность, предусмотренная статьей 26 Закона N 48-ФЗ.

9. Обязанности по опеке исполняются опекунами безвозмездно (часть 1 статьи 16 Закона N 48-ФЗ).

Опекуны обязаны заботиться о содержании своих подопечных, обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы (часть 3 статьи 36 ГК РФ).

Опекуны обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства (часть 2 статьи 36 ГК РФ, часть 5 статьи 15 Закона N 48-ФЗ).

При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности, в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна в отношении подопечного (часть 6 статьи 15 Закона N 48-ФЗ).

10. Согласно части 5 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации об установлении опеки или попечительства орган опеки и попечительства обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения (приказа).

Кроме этого, частью 4 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, направляются органом опеки и попечительства в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства.

11. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление (часть 1 статьи 38 ГК РФ).

Решение о заключении договора доверительного управления имуществом заключается по согласованию с Министерством труда и социального развития Республики Алтай.

12. Опекун обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента его назначения (часть 1 статьи 18 Закона N 48-ФЗ).

Опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел (часть 2 статьи 18 Закона N 48-ФЗ).

Опись имущества подопечного составляется в 2-х экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства (часть 1 статьи 18 Закона N 48-ФЗ).

При необходимости, если этого требуют интересы подопечного, опекун или попечитель незамедлительно обязан предъявить в суд иск об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принять иные меры по защите имущественных прав подопечного (часть 4 статьи 18 Закона N 48-ФЗ).

13. Опекуны не имеют права собственности на имущество подопечных (часть 1 статьи 17 Закона N 48-ФЗ).

Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного (часть 5 статьи 18 Закона N 48-ФЗ).

Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (часть 1 статьи 37 ГК РФ).

14. Орган опеки и попечительства дает опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных (часть 2 статьи 19 Закона N 48-ФЗ).

Предварительное разрешение или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован (часть 3 статьи 21 Закона N 48-ФЗ).

Опекун не вправе без предварительного разрешения территориального органа совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог; сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного (часть 3 статьи 19 Закона N 48-ФЗ).

Опекун, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (часть 3 статьи 37 ГК РФ).

Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При подаче заявления о выдаче разрешения опекун или попечитель обязан указать, за счет какого имущества будет исполнено заемное обязательство (часть 4 статьи 19 Закона N 48-ФЗ).

Кроме этого, частью 5 статьи 19 Закона N 48-ФЗ предусмотрено, что имущество подопечного не подлежит передаче в заем, за исключением случая, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости).

Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает 5 лет; в исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем 5 лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок (часть 6 статьи 19 Закона N 48-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 48-ФЗ недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением:

принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;

отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при перемене места жительства подопечного;

отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.

Для заключения указанных сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства (часть 2 статьи 20 Закона N 48-ФЗ).

Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, безвозмездное пользование или под залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению); совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей; на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при:

отказе от иска, поданного в интересах подопечного;

заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;

заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем (часть 1 статьи 21 Закона N 48-ФЗ).

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного (часть 2 статьи 22 Закона N 48-ФЗ).

15. При обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения орган опеки и попечительства обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем (часть 4 статьи 21 Закона N 48-ФЗ).

16. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований

к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (часть 2 статьи 24 Закона N 48-ФЗ). По результатам проверки составляется акт.

Кроме этого, в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 48-ФЗ предусмотрено, что опекун ежегодно, не позднее 1 февраля текущего года представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов) (часть 1 статьи 25 закона N 48-ФЗ).

Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного (часть 2 статьи 25 Закона N 48-ФЗ).

Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства (часть 3 статьи 25 Закона N 48-ФЗ).

После утверждения отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного (часть 4 стать 25 Закона N 48-ФЗ).

Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного (часть 5 статьи 25 Закона N 48-ФЗ).

17. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, надлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, чиненных подопечному (часть 3 статьи 26 Закона N 48-ФЗ).

Опекуны отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ.

18. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случаях, смотренных частью 5 статьи 29 Закона N 48-ФЗ, частью 3 статьи 39 ГК РФ, а именно:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки в корыстных целях либо при оставлении подопечного без и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

19. Опекун может быть освобожден от исполнения обязанностей в случаях, предусмотренных частями 3,4 статьи 29 Закона N 48-ФЗ, частями 1, 2 статьи 39 ГК РФ, а именно:

1) по письменному заявлению опекуна;

2) при помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного;

3) в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.

20. Опека прекращается в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 Закона N 48-ФЗ, статьей 40 ГК РФ:

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна;

3) при освобождении либо отстранении опекуна от исполнения своих обязанностей;

4) в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным.

Права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта (приказа) об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей, либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей (часть 6 статьи 29 Закона N 48-ФЗ).

21. При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней, со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного (часть 2 статьи 9 Закона N 48-ФЗ).

22. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 Закона N 48-ФЗ (часть 1 статьи 30 Закона N 48-ФЗ).

Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности (часть 2 статьи 30 Закона N 48-ФЗ).

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

Название документа: ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

Номер документа: П/7

Вид документа: Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай

Принявший орган: Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай

Статус: Действующий

Дата принятия: 28 января 2013

Дата редакции: 28 января 2013