Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2009 года N 87

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

{Утратил силу:
постановление Правительства Республики Алтай от 24.06.2010 N 125, НГР:ru02000201000206}

{В редакции:
постановление Правительства Республики Алтай от 21.10.2009 N 237, НГР:ru02000200900396}

{Изменения:
постановление Правительства Республики Алтай от 21.10.2009 N 237, НГР:ru02000200900396}

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Республики Алтай от 5 марта 2009 года N 1-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Алтай" Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и исполнительных органов государственной власти Республики Алтай.

{В редакции:

постановление Правительства Республики Алтай от 21.10.2009 N 237, НГР:ru02000200900396}

2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Алтай разработать и утвердить порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

{В редакции:

постановление Правительства Республики Алтай от 21.10.2009 N 237, НГР:ru02000200900396}

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай А.В. Бердников

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к постановлению Правительства
Республики Алтай
от 30 апреля 2009 г. N 87

1. Общие положения


1. Предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и исполнительных органов государственной власти Республики Алтай (далее - нормативные правовые акты), регулирующие правоотношения в сферах с повышенным риском коррупции.

2. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях:

выявления в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов;

разработки рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия выявленных в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов.

3. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов принимается Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай по предложению субъектов права законодательной инициативы, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, по инициативе общественных и других негосударственных объединений или по собственной инициативе.

4. Антикоррупционная экспертиза осуществляется согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

{В редакции:

постановление Правительства Республики Алтай от 21.10.2009 N 237, НГР:ru02000200900396}

5. Понятия, используемые в настоящем Порядке, употребляются в значениях, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Законом Республики Алтай от 5 марта 2009 года N 1-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Алтай" (далее - Закон Республики Алтай "О противодействии коррупции в Республике Алтай").

2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов


6. Организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов осуществляется Комиссией по противодействию коррупции в Республике Алтай (далее - Комиссия), состав и положение о которой утверждаются Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай в соответствии с Законом Республики Алтай "О противодействии коррупции в Республике Алтай".

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов осуществляется рабочей группой, создаваемой решением Комиссии.

В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы могут привлекаться на общественных началах без выплаты вознаграждения представители разработчиков нормативных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.

7. Антикоррупционной экспертизе подлежат действующие нормативные правовые акты, в отношении которых Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай по предложению субъектов права законодательной инициативы, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, по инициативе общественных и других негосударственных объединений или по собственной инициативе принято решение о проведении антикоррупционной экспертизы.

8. Предложение о проведении антикоррупционной экспертизы должно содержать следующие сведения:

наименование нормативного правового акта, направляемого на антикоррупционную экспертизу;

положения нормативного акта, способствующие, по мнению инициатора, созданию условий для проявления коррупции (содержащие типичные коррупциогенные факторы);

перечень вопросов, на которые в результате проведения антикоррупционной экспертизы должны быть даны однозначные ответы.

9. Антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта проводится в срок не более одного месяца с даты принятия Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай решения о проведении антикоррупционной экспертизы.

10. По результатам антикоррупционной экспертизы рабочей группой составляется, а Комиссией утверждается заключение в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка.

11. Антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов Республики Алтай, регулирующие общественные отношения, указанные в части 6 статьи 7 Закона Республики Алтай "О противодействии коррупции в Республике Алтай".

Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Республики Алтай осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Алтай о проведении публичной независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Алтай, а именно статьей 25 Закона Республики Алтай от 5 марта 2008 года N 18-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Алтай" и постановлением Правительства Республики Алтай от 28 июня 2006 года N 152 "О Порядке проведения публичной независимой экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов в области бюджетного и налогового законодательства".

3. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы


12. По результатам антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта составляется заключение.

13. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы состоит из вводной части, описательной части и выводов.

14. Вводная часть должна содержать:

дату и место подготовки заключения, данные о проводящих экспертизу лицах;

основание для проведения экспертизы;

наименование нормативного правового акта, проходящего экспертизу.

15. Описательная часть заключения составляется по одной из следующих форм:

в форме последовательного изложения норм, содержащих коррупциогенные факторы (с их описанием и рекомендациями по устранению), в порядке расположения этих норм в нормативном правовом акте. При этом для каждой нормы указываются все выявленные в ней типичные коррупциогенные факторы и рекомендации по их устранению;

в форме последовательного перечня типичных коррупциогенных факторов, содержащихся в нормах нормативного правового акта. При этом после указания содержащегося в нормативном правовом акте коррупциогенного фактора приводятся все нормы, в которых он содержится, с описанием его проявления в каждой из этих норм (или в нескольких аналогичных нормах) и рекомендации по устранению коррупциогенного фактора для каждой из норм, нескольких или всех содержащих его норм.

Также заключение может содержать указания на наличие (отсутствие) в анализируемом нормативном правовом акте превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.

Отсутствие типичного коррупциогенного фактора в заключении означает, что нормы нормативного правового акта проверены на его наличие и ни в одной из этих норм он не выявлен.

16. Выводы по результатам экспертизы должны соответствовать описательной части заключения.

17. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы:

не может содержать утверждение о намеренном включении в нормативный правовой акт коррупциогенных факторов;

не предполагает выявление существующих или возможных коррупционных схем, в которых используются или могут использоваться коррупциогенные факторы;

не предполагает оценку объема коррупционных последствий.

может содержать рекомендации, направленные на устранение или ограничение действия выявленных в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к постановлению Правительства
Республики Алтай
от 30 апреля 2009 г. N 87

1. Общие положения


1. Настоящая Методика предназначена для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай (далее - нормативные правовые акты).

2. Настоящая Методика определяет порядок оценки нормативного правового акта с целью выявления в нем норм, содержащих коррупциогенные факторы. Под коррупциогенными факторами понимается явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.

2. Порядок оценки нормативного правового акта на наличие в нем типичных коррупциогенных факторов


3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов состоит в выявлении и устранении, прежде всего, типичных коррупциогенных факторов.

К типичным коррупциогенным факторам относятся коррупционно опасные факторы, наиболее часто встречающиеся в нормативных правовых актах независимо от предмета их регулирования и безусловно или с высокой степенью вероятности способствующие проявлениям коррупции.

4. Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и подготовку заключения по результатам антикоррупционной экспертизы необходимо проводить единообразно - в составе и последовательности типичных коррупциогенных факторов.

5. Каждая норма нормативного правового акта должна быть проверена на наличие каждого типичного коррупциогенного фактора. В ходе проведения экспертизы заполняется таблица типичных коррупциогенных факторов согласно приложению к настоящей Методике.

6. Выявленные в ходе анализа нетипичные коррупциогенные факторы указываются в заключении по результатам антикоррупционной экспертизы, обосновываются и подлежат устранению в том же порядке, что и типичные коррупциогенные факторы.

7. При проведении антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие типичные коррупциогенные факторы:

типичные коррупциогенные факторы, связанные с реализацией властных полномочий Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и их должностных лиц;

типичные коррупциогенные факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

типичные коррупциогенные факторы системного характера;

проявления коррупциогенности.

3. Характеристика типичных коррупциогенных факторов


8. Типичные коррупциогенные факторы, связанные с реализацией властных полномочий Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и их должностных лиц, включают в себя:

8.1. Широкие дискреционные полномочия.

Такие нормы права дают должностному лицу возможность выбирать по своему усмотрению любой из различных вариантов поведения, не предписывая, в каких случаях должностное лицо обязано выбрать тот или иной вариант поведения.

К элементам управленческой деятельности, в которых желательно снизить до минимума возможность свободного усмотрения при принятии решения должностным лицом, относятся следующие:

сроки принятия решений - коррупционная опасность повышается при увеличении продолжительности сроков совершения административного действия должностным лицом в отношении физического или юридического лица, установлении широкого временного диапазона, а также отсутствии такого срока;

условия (основания) принятия решения - риск коррупции повышается при увеличении числа вариантов принятия решения и отсутствии точного определения условий принятия решения;

параллельные полномочия - коррупционную опасность повышают нормы, устанавливающие дублирующие полномочия в рамках структурных подразделений одного исполнительного органа государственной власти Республики Алтай или различных исполнительных органов государственной власти Республики Алтай.

Оценка избыточности усмотрения должностного лица в каждом конкретном случае связана с оценкой эффективности управленческого процесса (оценивается необходимость всех предусмотренных в нормативном правовом акте согласований (виз), концентрация бесконтрольного принятия решения в одних руках).

8.2. Определение компетенции по формуле "вправе".

Многие нормативные правовые акты определяют компетенцию Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и их должностных лиц при помощи формулировок "вправе", "может". Порядок и условия исполнения полномочий детализируются в нормативных правовых актах. Однако, разделение прав и обязанностей в нормативных формулах создает иллюзию того, что в определенных случаях можно использовать полномочие как право, то есть не осуществлять его. В этих случаях должностное лицо получает шанс неправомерно трактовать свое право только как возможность, а не как обязанность совершения тех или иных действий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»