• Текст документа
  • Статус
Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

от 28 марта 2013 года N 82

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ НАГРУЗКИ ВРАЧЕЙ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минздрава Республики Алтай от 11.10.2016 N 190-од, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru - 11.10.2016).
____________________________________________________________________

В целях совершенствования планирования функции врачебной должности в амбулаторно-поликлинических отделениях государственных учреждениях здравоохранения Республики Алтай, приказываю:

1. Утвердить рекомендуемые нормативы на средние затраты времени на одно посещение и удельный вес прочего времени для врачей в разрезе специальностей и уровней оказания амбулаторно-поликлинической помощи в Республике Алтай на период до 2014 года согласно Приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Методику определения норм нагрузки врачей амбулаторного приема в государственных учреждениях здравоохранения Республики Алтай согласно Приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Руководителям государственных учреждений здравоохранения Республики Алтай:

1) принять настоящий приказ к исполнению;

2) рассчитать функцию врачебной должности на 2013 год с учетом нормативов утвержденных настоящим Приказом;

3) ознакомить врачей с установленной нормой нагрузки.

4. КУ РА "Управление по обеспечению деятельности Министерства здравоохранения и подведомственных ему учреждений" (Рязанова Е.В.):

1) оказывать методическую помощь государственным учреждениям здравоохранения Республики Алтай при расчетах функции врачебной должности по специальностям;

2) ежегодно проводить контроль и анализ выполнения утвержденных нормативов.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на заместителей министра по курации.

И.о. министра
С.М.Коваленко

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВЫ НА СРЕДНИЕ ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ НА ОДНО ПОСЕЩЕНИЕ ДЛЯ ВРАЧЕЙ В РАЗРЕЗЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И УРОВНЕЙ ОКАЗАНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к приказу
Министерства здравоохранения Республики Алтай от 28.03.2013 N 82


N N п /п

Специальность

Среднее время в (минутах) на 1 посещение

На приеме в поликлинике

при профилактических осмотрах в выделенные дни

По обслуживанию больных на дому

На консультативном приеме в республиканских учреждениях

1

2

3

4

5

6

2

Акушер- гинеколог

17,1

11,8

48,0

23,1

3

Аллерголог, в т.ч.

-

-

-

-

а)

при приеме взрослых

16,2

-

-

20,7

б)

при приеме детей

18,2

-

-

23,1

4

Гастроэнтеролог

20,0

-

-

20,7

5

Гематолог

-

-

-

26,1

6

Генетик

-

-

-

40,0

7

Венеролог

17,1

11,8

-

23,1

8

Врач общей практики

19,4

12

40

21,4

9

Врач лечебной физкультуры и спортивной медицины

18,2

-

-

-

10

Дерматолог, в т.ч.

-

-

-

-

а)

при приеме взрослых

11,1

7,7

-

15,0

б)

при приеме детей

7,8

7,4

-

17,1

11

Инфекционист

15,8

14,0

40,0

16,7

12

Кардиолог

20,7

-

40,0

27,3

13

Кардиоревматолог

21,4

-

40,0

28,6

14

Невролог, в т.ч.

-

-

-

-

а)

при приеме взрослых

15,8

10,3

48

27,3

б)

при приеме детей

23,1

12

-

25

15

Нейрохирург

-

-

-

28,6

Специальность

Среднее время в (минутах) на 1 посещение

На приеме в поликлинике

при профилактических осмотрах в выделенные дни

По обслуживанию больных на дому

На консультативном приеме в государственных учреждениях

1

2

3

4

5

6

16

Нефролог

-

-

-

17,1

17

Онколог

15,8

10

48

16,7

18

Оториноларинголог, в т.ч.

-

-

-

-

а)

при приеме взрослых

14,3

8,5

48

20

б)

при приеме детей

14,6

8,5

48

14,3

19

Офтальмолог, в т.ч.

-

-

-

-

а)

при приеме взрослых

12,5

6,5

-

21,4

б)

при приеме детей

13,6

8,7

-

24

20

Педиатр

16,7

12

40

21,4

21

Психиатр, в т.ч.

-

-

-

-

а)

при приеме взрослых

25

-

48

28,6

б)

при приеме детей

35,3

-

48

40

22

Психиатр-нарколог

20

-

48

-

23

Пульмонолог

-

-

-

21,4

24

Ревматолог

21,4

-

-

28,6

25

Рефлексотерапевт, в т.ч.

-

-

-

-

а)

при приеме взрослых

20

-

-

-

б)

при приеме детей

24

-

-

-

25

Стоматолог

22,2

15,8

-

-

26

Сурдолог, в т.ч.

-

-

-

-

а)

при приеме взрослых

-

-

-

17,1

б)

при приеме детей

-

-

-

24

27

Терапевт

19,4

12

40

21,4

28

Травматолог-ортопед, в т.ч.

-

-

-

-

а)

при приеме взрослых

12

-

48

18,2

б)

при приеме детей

14

7,4

48

20

29

Уролог

18,8

-

-

-

30

Физиотерапевт

19,4

-

-

-

31

Фтизиатр, в т.ч.

-

-

-

-

а)

при приеме взрослых

15,4

-

48

25

б)

при приеме детей

16,7

-

48

26,1

32

Хирург, в т.ч.

-

-

-

-

а)

при приеме взрослых

11,3

5,6

48

15,8

б)

при приеме детей

11,3

7,4

48

15,8

33

Эндокринолог, в т.ч.

-

-

-

-

а)

при приеме взрослых

20

18,2

-

26,1

б)

при приеме детей

-

18,2

-

28,6

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2. Методика определения норм нагрузки врачей амбулаторного приема в учреждениях здравоохранения

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к приказу
Министерства здравоохранения
Республики Алтай
от 28.03.2013 N 82

I.Общие положения


Методика определения норм нагрузки для врачей амбулаторного приема разработана в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений" и с учетом "Рекомендаций по нормированию труда и экономическому анализу деятельности медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений", разработанными НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН.

В условиях страховых способов оплаты медицинской помощи применение разработанных нормативных показателей затрат труда врачей-специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений способствует соблюдению и совершенствованию технологии лечебно-диагностического процесса и повышению качества оказания медицинской помощи.

В соответствии с нормативными правовыми актами, главные врачи учреждений здравоохранения имеют право:

утверждать и вносить изменения в штатное расписание в зависимости от объема работ и нагрузки учреждения, подразделения, группы персонала, должности;

разрабатывать и применять индивидуальные нормы нагрузки (обслуживания) медицинского персонала в зависимости от конкретных организационно-технических условий деятельности и особенностей прикрепленного к учреждению контингента населения;

использовать штатные нормативы и другие нормативные акты по труду, утвержденные министерством, как носящие рекомендательный характер;

При использовании этих прав руководители учреждений здравоохранения должны ориентироваться на объем работы и наиболее полное обеспечение потребности населения в том или ином виде медицинской помощи.

Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки и в размерах, устанавливаемых руководством предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления по согласованию с профсоюзным комитетом. Каждому работнику необходимо разъяснить основания пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.

II. Методические подходы к нормированию труда медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений


Общеметодические подходы к нормированию труда медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) имеют определенные этапы:

Анализ отраслевых норм времени;

Определение норм нагрузки. Определение норм лечебно-диагностических посещений на 1 час работы по врачебным специальностям;

Определение норм численности.

III. Нормы времени в здравоохранении


Норма времени - величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы одним или группой работников в определенных организационно-технических условиях.

Максимальная продолжительность рабочего времени, установленная в статье 350 Трудового кодекса РФ (далее - Кодекс), составляет 39 часов в неделю для любого работника здравоохранения. Такая продолжительность рабочего времени характеризуется как сокращенная. Поскольку обычная продолжительность рабочей недели в соответствии со статьей 91 Кодекса для всех работников, за исключением тех, которые указаны в главе 55 (военных, медицинских и творческих работников) составляет 40 часов в неделю.

Однако Трудовым кодексом установлена только максимальная продолжительность рабочего времени. Конкретные нормы зависят от должностей и специальностей медработников. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 года N 101 "О продолжительности рабочего времени работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности:

36 часов в неделю;

33 часа в неделю;

30 часов в неделю;

24 часа в неделю.

В соответствии с данным Постановлением персоналу, занятому исключительно на амбулаторном приеме, дано право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю. персоналу, работа, которой непосредственно связанная с рентгенодиагностикой, флюорографией, дано право на 30- часовую рабочую неделю.

Допустимую продолжительность рабочего времени не включенных должностей или специальностей в вышеуказанные документы, определяют в соответствие с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 11 декабря 1940 г. N 2499 и принятый в соответствии с ним приказ Наркомздрава СССР от 12 декабря 1940 г. N 584 "О продолжительности рабочего дня медицинских работников", где медицинские учреждения разделены на группы по специализации, и для каждой группы установлены свои нормы. Так, для врачей и среднего медперсонала - амбулаторно-поликлинических учреждений (за исключением врачей, занятых исключительно амбулаторным приемом больных) установлена норма - 6,5 часов в день. Необходимо учесть, что нормы рабочего времени в постановлении Совета Народных Комиссаров СССР N 2499 и приказе Наркомздрава СССР N 584 установлены на день.

Нормы времени одного рабочего дня


Продолжительность рабочего времени
в один день

5 дневная рабочая неделя

6 дневная рабочая неделя

1

39-часовая рабочая неделя

7,8 часов

6,5 часов

2

36-часовая рабочая неделя

7,2 часов

6,0 часов

3

33-часовая рабочая неделя

6,6 часов

5,5 часов

4

30-часовая рабочая неделя

6 часов

5,0 часов

5

24-часовая рабочая неделя

4,8 часов

4,0 часов

С врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врача общей практики по части выполнения дополнительного объема работы в связи с выполнением государственного задания следует оформлять дополнительные соглашения к трудовым договорам в письменной форме. Выполнение дополнительного объема работы осуществляется в пределах установленной законодательством продолжительности рабочего времени.

Определение средних значений показателей расчетных норм времени на 1 лечебно-диагностическое посещение в поликлинике проводится по формуле:

Т = (t x y + t x y + t x y + ...) : 100, где:
пос 1 1 2 2 3 3


t - отраслевые показатели расчетных норм времени на лечебно-диагностическое посещение;
1

y - удельный вес лечебно-диагностических посещений;
1

t - отраслевые показатели расчетных норм времени на посещение на дому;
2

y - удельный вес посещений на дому;
2

t - отраслевые показатели расчетных норм времени на посещение с профилактической целью;
3

y - удельный вес посещений с профилактической целью и т.д.
3

IV. Нормы нагрузки


Расчетный норматив годовой нагрузки на одну врачебную должность (по определенной специальности), выраженный плановым числом врачебных посещений в год в пределах годового баланса рабочего времени по данной должности. В нормативе учитывается гарантированная медицинская помощь, т.е. помощь, оказываемая в рамках ТПГГ (ОМС и бюджет, а платные услуги не включаются). Расчет нормативной функции врачебной должности (Ф) производится по формуле:

Ф = N П * Б

где: N П - число посещений на один час приема

Б - годовой бюджет рабочего времени (в часах).

Посещение - это контакт лица, обратившегося за медицинской помощью, консультацией, получением медицинского заключения или по другому поводу, с врачом в организации здравоохранения (подразделении) или средним медицинским работником (здравпункта, фельдшерско-акушерского пункта). Прием больных осуществляется в часы, предусмотренные графиком работы для приема в организации или оказания помощи на дому. Каждое посещение должно быть зарегистрировано в медицинской документации соответствующей формы (медицинской карте амбулаторного больного, истории развития ребенка, индивидуальной карте беременной и родильницы и др.) с записью диагноза, назначенного лечения, результатов исследования и динамического наблюдения и других сведений о пациенте.

Число посещений в час (N n) рассчитывается по формуле:

60 * k
N n = -----------------
Тпос

где: к - коэффициент использования рабочего времени должности на лечебно-диагностическую работу

Тпос - расчетные нормы времени на 1 лечебно-диагностическое посещение в поликлинике.

Расчет плановой функции врачебной должности (Ф) можно произвести по следующей формуле:

Ф =

где: Б - годовой бюджет рабочего времени (в мин),

К - коэффициент использования рабочего времени должности на непосредственное проведение лечебно-диагностической деятельности,

Тпос - расчетные нормы времени на 1 лечебно-диагностическое посещение в поликлинике.

Коэффициент использования рабочего времени должности на непосредственное проведение лечебно-диагностической деятельности составляет 0,923 и рассчитывается следующим образом: (6,5-0,5):6,5=0,923, т.к. в структуре рабочего дня врача амбулаторного приема (6,5 часа) около 30 минут (0,5 часа) затрачивается на работу, не связанную с лечебно-диагностической деятельностью. Это конференции, совещания, личное необходимое время, служебные разговоры и т.д.

При расчетах годового бюджета рабочего времени для определения плановой функции врачебной должности из общего показателя числа рабочих часов в году исключается время отпуска. Следовательно, годовой бюджет рабочего времени должности (Б) при 5 дневной рабочей неделе можно рассчитать по следующей формуле:

365 - в - n - q
Б = ----------------- х m
5

где:

в- число выходных дней (по пятидневной рабочей неделе);

n- число праздничных дней;

q- число дней отпуска (пересчитанное на пятидневную рабочую неделю);

m- недельная продолжительность рабочего времени должности.

Плановую функцию врачебной должности также можно рассчитать на число профилактических осмотров или на число визитов на дом с тем, чтобы последующем в зависимости от структуры рабочего дня в течение года определить суммарное выражение плановой функции в каждом конкретном случае. Однако, на практике в связи с частыми изменениями графиков работы в течение года, такие расчеты возможны лишь при четком ежедневном учете времени, затраченном на разные виды работ. В учреждениях здравоохранения необходимо будет четкая регламентация числа часов работы в день:

на приеме в поликлинике;

на дому;

на профилактическом осмотре в выделенные часы;

на консультативном приеме.

Суммарная плановая функция в зависимости от структуры посещаемости будет иметь разное числовое выражение.

Расчет плановой функции должности участкового врача-терапевта при разных графиках работы


Наименование вида работы

Число посещений в год в расчёте на должность

Структура видов деятельности

Расчёт плановой функции врачебной должности

I вариант

II вариант

I вариант

II вариант

Лечебно-диагностические посещения в поликлинике

248*6,0*3,1= 4612,8

50,0%

50,0%

4612,8*50%
100%
= 2306,4

4612,8*50%
100%
= 2306,4

Профилакти-ческие осмотры (в специально выделенные дни)

248*6,0*5,0= 7440

30,0%

10,0%

7440*30%
100%
= 2232

7440*10%
100%
= 744

Визиты на дом

248*6,0*1,5= 2232

20,0%

40,0%

2232*20%
100%
= 446,4

2232*40%
100%
= 892,8

ВСЕГО

100,0%

100,0%

2306,4
2232
446,4
4984,8

2306,4
744
892,8
3943,2

Например: плановая функция должности врача терапевта равна 4987,8 посещений в течение года, если в структуре посещаемости посещения в поликлинику составит 50%, профилактические осмотров - 30%, визиты на дом – 20% и 3943,2 при структуре посещаемости, равной соответственно 20, 10 и 40%.

Фактическая функция врачебной должности зависит не только и не столько от нагрузки врача на приеме в поликлинике, а сколько от числа проработанных дней в течение года, занятости врачебной должности, укомплектованности.

Фактическая функция врачебной должности по учреждению здравоохранения определяется делением общего числа посещений в поликлинике и на дому на число занятых должностей врачей-специалистов (расчет производится отдельно по врачам-терапевтам и врачам-специалистам, поскольку норма времени на 1 посещение, соответственно норма нагрузки в 1 час у разных специалистов разная, что определяет разную нормативную функцию).

Затраты рабочего времени (норма времени на одно посещение) при проведении приема в поликлинике по поводу заболевания, при профилактических осмотрах (в специально выделенные дни или часы), при консультативном приеме и посещения на дому будут разными. Поэтому расчет общего числа посещений в эквивалентных единицах осуществляется по формуле:

П = А + Б х К1 + С х К2

где: П - общее число посещений в эквивалентных единицах;

А - число лечебно - диагностических посещений в поликлинике;

Б - число профилактических посещений;

С - число посещений на дому;

С - число консультативных посещений;

К1, К2 и К3 - коэффициент перевода соответствующих посещений в единицы, эквивалентные посещениям в поликлинике.

Коэффициент перевода соответствующих посещений в единицы, эквивалентные посещениям в поликлинике рассчитывается следующим образом:

норма нагрузки на 1 час приема в поликлинике

К 1 = ----------------------------------------------------------------------;

норма нагрузки на 1 час работы при профосмотрах

норма нагрузки на 1 час приема в поликлинике

К 2 = -------------------------------------------------------------------.

норма нагрузки на 1 час работа на дому

норма нагрузки на 1 час приема в поликлинике

К 3 = ----------------------------------------------------------------------;

норма нагрузки на 1 час работы при консультативном приеме

Коэффициент показывает, во сколько раз время, затраченное на тот или иной вид деятельности, больше или меньше, чем время на одно лечебно-диагностическое посещение в поликлинике, принятое за единицу.

Ежедневный учет времени, затраченном на разные виды работ конкретным специалистом, ведется на основе графика работы и "Ведомости учета посещений в поликлинике (амбулатории), диспансере, консультации на дому" - Форма N 039/у-02. Утверждена приказом Минздрава РФ от 30.12.2002 N 413.

Ведомость учета посещений заполняется на каждого врача, ведущего амбулаторно-поликлинический прием, и врача вспомогательных отделений (кабинетов) на основании:

Талона на прием к врачу (форма N 025-4/у-88);

Медицинской карты амбулаторного приема (форма N 025/у-04);

Истории развития ребенка (форма N 112/у);

Книги вызовов врачей на дом (форма N 031/у).

Порядок составления, обработки и анализа ведомостей учета посещений устанавливается распоряжением главного врача лечебно-профилактического учреждения, который несет персональную ответственность за постановку учета посещений в учреждении и достоверность данных. Ведомость заполняется врачом или медицинской сестрой, работающей с врачом на приеме. Правильность заполнения ведомости должна подтверждаться подписью врача.

Нормативы численности


Нормативы численности - необходимая численность персонала для выполнения всех возложенных на то или иное учреждение (подразделение) функций и конкретного объема работы, определяемая по нормативным показателям и их сочетаниям, расчётным величинам (штатные нормативы, типовые штаты).

Расчет численности должностей (Д) врачей осуществляется в зависимости от возможной нагрузки должности, т.е. плановой функции, и спроса населения на те или иные услуги по формуле:

П
Д = -----
Ф

где: П - число посещений (фактических или планируемых) в год;

Ф - число посещений к врачу в течение года.

Приказ МЗСР РФ от 4 августа 2006 г. N 584 " О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу" рекомендует численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала:

на терапевтическом участке - 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

на педиатрическом участке - 800 человек детского населения 0 - 17 лет включительно;

на участке врача общей практики - 1500 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

на участке семейного врача - 1200 человек взрослого и детского населения;

на комплексном терапевтическом участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.

Нормативное Численность взрослого населения

число должностей = -------------------------------------------------------

Численность населения участка по нормативу

Наличие нормативов потребности населения в поликлинической помощи, выраженной числом посещений на одного жителя в год (Л = количество посещений "Р" на 1000 жителей в год / 1000), позволяет определить количество врачебных должностей по формуле:

Д = Л*Н / Ф

где: Н - число обслуживаемого населения; Ф - функция врачебной должности выраженная числом посещений в год.

Например. Расчет функции врачебной должности.

По г. Горно-Алтайску численность взрослого населения - 42843. Нормативное число населения на участок – 1700. Норматив посещений к участковым терапевтам по ТПГГ – 2,1.

Нормативное число должностей участковых терапевтов составит - 25,00 (42843 / 1700).

Путем прямого расчёта можем получить абсолютное число необходимых посещений 2,1 * 42843 = 85686

Плановая функция на 1 врачебную должность (число посещений в год) 85686 / 25,0 = 3427,0 .

Фактически функционируют 21 участков. Функция необходимая на выполнение ТПГГ: 85686 / 21,0 = 4080,3.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ НАГРУЗКИ ВРАЧЕЙ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ НАГРУЗКИ ВРАЧЕЙ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Номер документа: 82

Вид документа: Приказ Минздрава Республики Алтай

Принявший орган: Минздрав Республики Алтай

Статус: Недействующий

Дата принятия: 28 марта 2013

Дата редакции: 28 марта 2013