Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2009-2012 ГОДЫ"

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года", предусматривающими развитие животноводства, малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, государственную поддержку обеспечения жильем проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, улучшение социальных условий жизни на селе, создание новых рабочих мест, достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.

Программа направлена на интенсификацию развития животноводства в Республике Алтай, восстановление заброшенных (необрабатываемых) посевных площадей, подбор, районирование и внедрение в севообороты высокоурожайных культур, развитие предприятий переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Алтай, социально-экономическое развитие сельских территорий и кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Республики Алтай, строительство жилья в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года" и других направлений.

Решение проблемы социального развития села является важной составной частью процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышения уровня социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений благосостояния сельского населения Республики Алтай.

Сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.

Приоритетным направлением развития сельского хозяйства Республики Алтай является животноводство, которое дает до 82% всего объема сельскохозяйственной продукции. Главная задача, стоящая перед животноводами республики, - это рост поголовья до его оптимального объема и повышение продуктивности сельскохозяйственных животных.

Эффективное функционирование данной отрасли имеет большое социальное значение, поскольку определяет обеспечение населения продуктами питания, а также экономический потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В настоящее время перед животноводами остро стоит вопрос улучшения породного состава животных, так как за прошедшие десять лет имеющееся поголовье скота утратило продуктивные качества.

Одним из серьезных стимулов, обеспечивающих развитие племенного дела, является проведение регулярных выставок, конкурсов и рингов-выводок лучших племенных животных как на республиканском, так и на муниципальном уровнях.

В хозяйствах республики на 100 коров выращивается всего 15 - 18 нетелей, 30 - 35 телок до года, 20 - 25 телок старше года. Это позволяет обеспечить ежегодный ввод нетелей в основное стадо лишь до 20 %, что явно недостаточно (зоотехническая норма - 25 - 30%).

Пантовое мараловодство в Республике Алтай стало ведущей отраслью животноводства, этому способствовали новые условия хозяйствования, высокая рентабельность отрасли, убыточность других отраслей животноводства в последние 10-12 лет вывели мараловодство на передовые позиции, поголовье маралов увеличилось почти в два раза. Поголовье пятнистых оленей в настоящее время составляет 3,9 тыс. голов.

Сейчас в Республике Алтай насчитывается 137 хозяйств различных форм собственности, занимающихся разведением маралов с общим поголовьем 54,1 тыс. голов. В хозяйствах Усть-Коксинского района сосредоточено около 44% всего поголовья маралов, Шебалинского - 15%, Усть-Канского - 16,8%, Онгудайского - 16,4%, Майминского - 4,8%. Основное поголовье сосредоточено в сельхозпредприятиях крестьянских хозяйствах и незначительная часть - у частных владельцев.

Объем производства консервированных пантов маралов и оленей за последние десять лет вырос на 72%.

Проблемой в данной отрасли является сбыт, реализация пантовой продукции, а также мяса маралов и оленей.

Коневодство имеет стратегически важное значение для населения Республики Алтай, потому что оно представляет собой наиболее устойчивое направление, менее зависимое от засух и бескормицы, требует меньше капитальных вложений на содержание, чем крупнорогатый скот, способно использовать территориально разбросанные кормовые угодья.

Ценным продуктом коневодства является кумыс, имеющий лечебные и диетические свойства. Хозяйства Республики Алтай за сезон производят около 15 тонн кумыса.

Племенные хозяйства Республики Алтай являются оригинаторами новоалтайской породы лошадей продуктивного мясного направления.

Особенное внимание в настоящее время уделяется табунному мясному коневодству и мероприятиям по сохранению и развитию уникальной местной алтайской породы лошадей.

Селекционно-племенная работа в овцеводстве направлена на формирование двух внутрипородных типов - шерстно-мясного и мясошерстного, на 17 - 23 % превышающих по продуктивности исходную горно-алтайскую породу. Они различаются между собой по особенностям экстерьера, шерстным качествам, скороспелости, оплате корма и другим признакам, но сходны по характеру основной продуктивности и приспособленности к местным условиям. В каждом внутрипородном типе созданы по 3 - 4 заводские линии.

К настоящему времени создан массив полутонкорунных овец горно-алтайской породы шерстно-мясного и мясо-шерстного прикатунского типов, отличающихся исключительной приспособленностью к условиям круглогодового пастбищного содержания.

В системе мероприятий по интенсификации овцеводства важным звеном является внедрение прогрессивной технологии выращивания ремонтного молодняка. Разработана система выращивания ремонтных ярок в условиях круглогодового горно-пастбищного содержания овец, которая обеспечивает выращивание к 18-месячному возрасту ярок живой массой 39 - 42 кг. Система включает в себя зимние и ранневесенние сроки проведения ягнения и ранний (в трехмесячном возрасте) отъем ягнят от маток. Эти технологические элементы при оптимальном уровне кормления животных обеспечивают хорошее развитие ярок к началу первой зимовки, эффективное использование ими зимних пастбищ.

На территории Республики Алтай находится более 7000 озер, общей площадью около 60 тыс. га, однако рыбохозяйственное использование водоемов Республики Алтай и их ихтиофауны находится на низком уровне. Рыбные запасы лишь частично осваиваются любительским и спортивным рыболовством. Промышленное рыболовство отсутствует, хотя многие водоемы можно успешно использовать для промышленного рыбоводства и товарного рыболовства.

Обеспеченность животноводства кормами в настоящее время пока остается низкой. На период зимовки на условную голову заготавливается не более 5 - 7 центнеров кормовых единиц. Корма не сбалансированы по основным элементам питания, особенно по белку, которого приходится всего 80 - 81 г на кормовую единицу. Недостаток белка, витаминов и других элементов питания приводит к перерасходу кормов. В результате на производство, например, 1 ц прироста крупного рогатого скота затрачивается более 13 ц кормовых единиц.

Основной источник производства кормов в Республике Алтай - полевое кормопроизводство. Кормовые культуры представлены в основном посевами овса в смеси с бобовыми культурами (горох, вика), подсолнечника, суданской травы, рапса и кукурузы.

В связи с уменьшением посевных площадей за последние годы сократились посевы кормовых культур и соответственно снизилось производство собственных кормов. Если в 1990 году площадь под кормовыми культурами составляла 104856 га и было заготовлено 181084 т кормовых единиц, то в среднем за период 2002 - 2006 годов площадь под кормовыми культурами составила 78939 га, было заготовлено 97031 тонн кормовых единиц (53,6% к уровню 1990 года). При этом доля заготавливаемых кормов с пашни составила около 80%.

По итогам 2008 года в Республике Алтай элитными семенами было засеяно 1 % от площади ярового сева, 38 % от площади ярового сева было засеяно семенами 1-4 репродукциями и более 61 % площади было засеяно семенами массовых репродукций. Научно обоснованная норма площади посева элитными семенами не менее 15 %, таким образом, в настоящее время фактически элитными семенами засевается площадь в 15 раз меньше от необходимых объемов.

Сложившаяся экономическая ситуация, рыночные отношения, конкуренция при сокращении инвестиций объективно требуют дальнейшего углубления специализации и концентрации агропромышленного комплекса на базе интеграции его отраслей. Необходима связь товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции с предприятиями перерабатывающей промышленности, торговли, агросервисными организациями, основанная на общей заинтересованности. Разработка научных основ развития кооперации и агропромышленной интеграции предполагает новые подходы к созданию формирований и обоснованию экономического механизма отношений между ними.

Известно, что муниципальные образования районов республики являются основными организационными единицами производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки. Если имеющиеся мощности по переработке продукции значительно превышают объем производимого в данном районе сырья, целесообразно создание межрайонного формирования с учетом обоснованного радиуса доставки сырья.

При этом малые формы хозяйствования - крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, другие организации малых форм хозяйствования (до 50 человек) - объединяют материальные и финансовые ресурсы для учреждения сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляют управление ими, принимают непосредственное участие в деятельности кооперативов (обеспечивают продукцией для реализации и переработки, объемом работ для обслуживающих кооперативов), принимают решения о создании союзов и ассоциаций сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования и так далее.