КОМИТЕТ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПРИКАЗ
от 23 ноября 2011 года N 59
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
{Изменения:
Приказ Комитета занятости населения Республики Алтай от 13.02.2012., N 19 НГР:ru02000201200043}
На основании Закона Российской Федерации N 1032-1 от 19.04.1991 "О занятости населения в Российской Федерации", постановления Правительства Республики Алтай от 26.09.2005 N 174 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить ведомственную целевую Программу "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2012 -2014 годы" (прилагается).
2. И.о. начальника отдела активной политики и информационно-аналитической работы (Власова И.В.) в месячный срок подготовить проект приказа об утверждении контрольных показателей численности участников мероприятий по содействию занятости населения на 2012 год.
3. Заместителю начальника отдела финансового обеспечения, бухгалтерского учета и административного контроля (Мундукина Н.К.) обеспечить своевременное финансирование мероприятий по содействию занятости населения в 2012 году.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя, начальника отдела финансового обеспечения, бухгалтерского учета и административного контроля Сухорукова С.В.
Председатель Комитета Г.Н.Пильтин
ведомственной целевой Программы "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2012-2014 годы"
Наименование | Комитет занятости населения Республики Алтай |
Наименование | Ведомственная целевая Программа "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2012-2014 годы" (далее Программа) |
Должностное лицо, утвердившее программу | Председатель комитета занятости населения Республики Алтай (приказ N _____ от _________2011 г.) |
Цели | - развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения уровня общей и регистрируемой безработицы; |
Задачи | - реализация комплекса мер, направленных на профилактику безработицы и социальную адаптацию; |
Перечень программных мероприятий | - развитие информационного пространства рынка труда; |
Сроки реализации | 2012-2014 годы |
0бъемы и источники финансирова- | Общий объем средств на реализацию Программы составит 561205,5 тыс. рублей, из них 177581,3 тыс. рублей составят средства бюджета Республики Алтай, 383624,2 тыс. рублей составят средства субвенций федерального бюджета. |
Ожидаемые | Реализация Программы в течение 2012 - 2014 годов позволит: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Отчеты о реализации Программы предоставляются в соответствии с "Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" (утверждено постановлением Правительства Республики Алтай N 174 от 26 сентября 2005 года в редакции постановления Правительства Республики Алтай N 280 от 6 октября 2011 года) |
Проблема занятости населения характеризуется показателями состояния республиканского рынка труда, развитие которого происходит под воздействием социально-экономических и демографических факторов.
В январе - сентябре 2011 года отмечено увеличение индекса промышленного производства на 6,9 процентных пунктов относительно аналогичного периода 2010 года.
Процессы, связанные с падением производства, сокращением создания рабочих мест на условиях постоянной занятости, отразились на росте общей безработицы, снижении реально располагаемых доходов населения. Уровень общей безработицы составил в 3 квартале 2011 года 12,2% экономически активного населения против 11,5% в соответствующем периоде прошлого года. В среднем за 2011 год уровень общей безработицы оценивается в 14,3% экономически активного населения, регистрируемой - 3,0%.
Численность населения республики по результатам Всероссийской переписи сократилась за последние 2 года более, чем на 4% и составила на начало 2011 года 206,6 тыс. человек, что, в свою очередь, отразилось на объеме рынка труда.
В 2010 году в органы службы занятости населения республики за содействием в трудоустройстве обратилось 12,6 тысяч граждан, что на 16,7% меньше, чем в предыдущем году. В 2011 году продолжилась тенденция снижения численности обратившихся граждан и зарегистрированных безработных.
По состоянию на 01.10.2011 на учете в центрах занятости населения зарегистрировано 2478 безработных граждан, что на 18,4% меньше, чем год назад. Уровень зарегистрированной безработицы снизился с 2,99% экономически активного населения в начале октября прошлого года до 2,45% на 1 октября 2011 года.
Заявленная в службу занятости потребность в работниках возросла и по состоянию на 01.10.2011 года в службе занятости имелись сведения о наличии 1476 свободных рабочих мест (на 01.10.2010 г. - 881 вакансия). Это позволило увеличить численность трудоустроенных граждан и процент их трудоустройства. За январь-сентябрь трудоустроено 5959 человек, или 65,2% обратившихся за содействием в поиске работы (в январе-сентябре 2010 года - 63,4%).
Улучшению ситуации на рынке труда способствовала реализация мероприятий Программы содействия занятости населения на 2010 -2011 годы, в рамках которой за 2 года трудоустроено свыше 5,9 тысяч человек, направлено на профессиональное обучение более 2,4 тысячи человек, и Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году, мероприятиями которой, включая опережающее профессиональное обучение работников предприятий, находящихся под риском увольнения, организацию общественных работ и содействие предпринимательской деятельности безработных граждан, было охвачено 3,9 тысяч человек.
Однако, несмотря на значительное улучшение ситуации на рынке труда, в его развитии сформировалось ряд проблем, решение которых требует применения программных методов:
- сохраняется территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, а также дисбаланс по количественному и профессиональному составу. Большая часть вакансий (до 52%) сосредоточена в г. Горно-Алтайске и районных центрах, в селах на одну вакансию претендуют от 10 до 25 человек;
- остается низким качество рабочей силы, около 30% зарегистрированных безработных не имеют профессионального образования. При избытке рабочей силы на рынке труда предприятия испытывают недостаток квалифицированных кадров;
- сохраняется низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан (молодежи возрасте 16-29 лет, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, граждан, ищущих работу впервые, либо после длительного перерыва и др.)
-сохраняется большой разрыв между численностью зарегистрированных безработных и определяемых в соответствии с методологией МОТ (соответственно 2,4 тысячи человек и 12,2 тысяч человек в сентябре 2011 года), что является потенциалом роста регистрируемой безработицы.
Согласно прогнозу рынка труда республики на 2012-2014 годы, разработанному с учетом сценарных условий социально-экономического развития региона на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, в службу занятости ежегодно будут обращаться 23-24 тысячи человек с уменьшением по годам.
Мероприятия данной программы направлены на достижение цели "Обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения и социальной поддержки безработных граждан Республики Алтай" и предусматривают содействие трудоустройству населения, в том числе граждан, испытывающих трудности в поиске работы, повышение конкурентоспособности безработных граждан, посредством профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки в период поиска работы, а также оказание социальной поддержки безработным гражданам в период поиска работы в виде выплат пособия по безработице и стипендии.
Реализация мероприятий программы позволит достичь планируемых показателей цели - повышения уровня трудоустройства граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы и доведения этого показателя к 2014 году до 66%, что, в свою очередь, будет способствовать достижению тактической цели социально-экономического развития Республики Алтай "Содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную, свободно избранную занятость и защиту от безработицы" и снижению уровня общей и регистрируемой безработицы. Уровень зарегистрированной безработицы не превысит в 2012 году - 3,0% экономически активного населения и сохранится на уровне - 3,0% в последующие 2 года.
Программа должна обеспечить достижение главной цели - создание необходимых условий для реализации трудовых прав граждан при осуществлении гарантий социальной поддержки, мер по содействию в трудоустройстве и обеспечению защиты от безработицы.
Основной задачей является создание условий для сохранения и развития профессионального уровня трудовых ресурсов республики.
Стратегической целью следует считать поддержание занятости населения на стабильном уровне и формирование механизма эффективного использования рабочей силы.
Достижение цели обеспечивается решением ряда тактических задач:
- реализация комплекса мер, направленных на профилактику безработицы и социальную адаптацию;
- реализация специальных мероприятий, способствующих содействию занятости безработных, испытывающих трудности в поиске работы;
- повышение конкурентоспособности рабочей силы на регистрируемом рынке труда, содействие сглаживанию дисбаланса между спросом и предложением в профессионально - квалификационном разрезе;
- обеспечение условий для приобретения трудовых навыков и опыта работы молодежью, впервые вышедшей на рынок труда;
- создание условий для организации дополнительных рабочих мест в рамках временной занятости;
- организация работ, имеющих особую значимость для города и районов;
- профессиональная реабилитация граждан, имеющих ограничения трудоспособности;
- оказание материальной поддержки безработным.
Успешной реализации основных целей и задач, определенных в Программе, будет способствовать развитие информатизации службы занятости. Основной целью мероприятий по информатизации службы занятости является повышение качества и оперативности оказания услуг по содействию занятости граждан, обратившихся в центры занятости населения. Реализация мероприятий по информатизации службы занятости позволит:
- повысить качество обслуживания населения;
- повысить обоснованность управленческих решений за счет внедрения аналитических и прогностических методов анализа информации;
- создать единую информационную систему, позволяющую объединить центры занятости населения в единое информационное пространство;
- внедрить современные формы сбора, обработки и хранения ведомственной информации.
Для достижения этих целей необходимо:
- совершенствовать технологию работы службы занятости Республики Алтай;
- совершенствовать формы государственной, ведомственной отчетности, оперативного мониторинга процессов, происходящих на рынке труда;
- обеспечить поддержку эксплуатации, сопровождения и модернизации существующих информационных систем;
- обеспечить доступность и открытость информации о деятельности службы занятости.
Ежегодно оперативные цели и задачи корректируются в соответствии с ситуацией на рынке труда, полученным финансированием, решениями органов исполнительной и законодательной власти Республики Алтай, местного самоуправления и активностью работодателей.
Среди проблем, требующих правового оформления на республиканском уровне необходимо выделить следующие:
- формирование условий для развития предпринимательства и самозанятости трудоспособного населения;
- создание условий для организации временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
- трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования;
- организация профессиональной подготовки, переподготовки женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В целом система мероприятий Программы изложена в приложении N 2 "Система мероприятий ведомственной целевой Программы".
В течение 2012-2014 годов в целях обеспечения социальной поддержки безработных граждан предусматривается обеспечение следующих мер:
- выплата пособий по безработице в среднем 3850 человек ежемесячно;
- назначение досрочных пенсий безработным гражданам (такой возможностью ежегодно в среднем смогут воспользоваться не менее 150 человек);
- выплата стипендии в период прохождения безработными гражданами профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки - 3274 человека, в том числе в 2012 году - 1105 человек.
- оказать содействие в трудоустройстве на постоянной и временной основе 22,0 тысячи человек, в том числе в 2012 году - 7,3 тысячи человек;
- обеспечить трудоустройство на общественные работы 4332 человек, в том числе в 2012 году - 1452 человек;
- организовать временное трудоустройство 3168 несовершеннолетних граждан, в том числе в 2012 году - 1056 человек;
- направить на профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку с целью последующего трудоустройства 3274 безработных граждан, в том числе в 2012 году - 1105 человек;
- оказать профориентационные услуги 31,7 тысячам человек, в том числе в 2012 году - 10,6 тыс.человек;
- оказать содействие в организации временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы - 1290 человек, в том числе в 2012 году – 450 человек;
"Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы" изложены в приложении N 1.