• Текст документа
  • Статус
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2010 года N 35

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКРУГАХ САНИТАРНОЙ И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 11 июня 2014 года на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 11.06.2014 N 164.
____________________________________________________________________

{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 18.06.2010 N 117, НГР:ru02000201000196;
Постановление Правительства Республики Алтай от 06.12.2012 N 297; НГР:ru02000201200879;
Постановление Правительства Республики Алтай от 15.03.2013 N 68, НГР:ru02000201300227}

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Законом Республики Алтай от 24 декабря 2012 года N 70-РЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай" Правительство Республики Алтай постановляет:

{В редакции:

Постановление Правительства Республики Алтай от 15.03.2013 N 68, НГР:ru02000201300227}

Утвердить прилагаемое Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения.

Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Пальталлера P.P.

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай А.В. Бердников

ПОЛОЖЕНИЕ об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Алтай
от "18" марта 2010 года N 35

{Изменения:

Постановление Правительства Республики Алтай от 18.06.2010 N 117, НГР:ru02000201000196;

Постановление Правительства Республики Алтай от 06.12.2012 N 297; НГР:ru02000201200879}

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения (далее также - лечебно-оздоровительные местности и курорты) и особенности режима их функционирования на территории Республики Алтай.

2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты в соответствии с федеральным законодательством являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны. Режим хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающий сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения устанавливается Положением о лечебно-оздоровительной местности или курорте, утверждаемым Правительством Республики Алтай.

3. Округа санитарной охраны устанавливаются для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, если их природные лечебные ресурсы не относятся к недрам.

4. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:

а) в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных);

б) лечебно-оздоровительная местность или курорт находится в районе с повышенной сейсмичностью, развитым карстом или в районе, где происходят оползневые, селевые и другие процессы.

5. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):

а) месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и разлива;

б) месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;

в) месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;

г) месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);

д) лечебный климат;

е) рапа озер;

ж) акватории озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;

з) пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;

и) леса, лесопарки, другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;

к) участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.

6. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать федеральному законодательству.

7. Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем зонирования, схем землеустройства и районной планировки, генеральных планов поселений.

II. Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов

8. Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов производится специализированными организациями по заданиям заказчика при наличии заключения по результатам государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы о состоянии территории лечебно-оздоровительной местности и находящихся в ее пределах природных лечебных ресурсов. В качестве заказчика выступают заинтересованные лица (органы исполнительной власти Республики Алтай, органы местного самоуправления в Республике Алтай, организации и граждане).

9. Проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курортов подлежит согласованию с территориальным органом федерального органа по надзору в сфере природопользования.

Проект округа горно-санитарной охраны подлежит согласованию с территориальным органом федерального органа по надзору в сфере природопользования, а также с территориальным органом федерального органа по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарного законодательства, выданного территориальным органом федерального органа по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

10. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью и курортом на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

III. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов

11. На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных мероприятий.

12. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта.

В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории - до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.

Для отдельно расположенных природных объектов (таких, как высокодебитные восходящие источники, скважины, грязевые сопки), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.

13. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.

На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.

В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.

Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.

Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.

Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.

14. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:

а) строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;

б) строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

в) размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;

г) строительство транзитных автомобильных дорог;

д) размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;

е) строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;

ж) размещение кладбищ и скотомогильников;

з) устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;

и) складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;

к) массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);

л) использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией;

м) сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;

н) вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта.

При массовом распространении карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.

Границы второй зоны устанавливаются:

а) для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;

б) для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;

в) для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;

г) для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей.

При необходимости границы второй зоны могут обосновываться гидродинамическими и другими расчетами.

15. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности и курорта.

Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

16. Границы округа санитарной или горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.

17. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в соответствии с федеральным законодательством.

18. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения утверждаются Правительством Республики Алтай по представлению органов местного самоуправления.

IV. Обеспечение санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов

19. Обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют:

а) в первой зоне - пользователи природных лечебных ресурсов;

б) во второй и третьей зонах - пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.

20. Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения границы и режима округа санитарной или горно-санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится посредством размещения информационных щитов и аншлагов.

21. {Утратил силу:

Постановление Правительства Республики Алтай от 06.12.2012 N 297; НГР:ru02000201200879}

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКРУГАХ САНИТАРНОЙ И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКРУГАХ САНИТАРНОЙ И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Номер документа: 35

Вид документа: Постановление Правительства Республики Алтай

Принявший орган: Правительство Республики Алтай

Статус: Недействующий

Опубликован: Звезда Алтая (Приложение) N от 08.04.2010; Сборник законодательства Республики Алтай N 65(71) от 06.09.2010
Дата принятия: 18 марта 2010

Дата редакции: 15 марта 2013