Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2012 года N 2

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В 2012 ГОДУ

{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 23.03.2012 N 65, НГР:ru02000201200087;

Постановление Правительства Республики Алтай от 20.06.2012 N 163; НГР:ru02000201200339;

Постановление Правительства Республики Алтай от 20.09.2012 N 237; НГР:ru02000201200590;

Постановление Правительства Республики Алтай от 04.10.2012 N 255; НГР:ru02000201200641;

Постановление Правительства Республики Алтай от 30.11.2012 N 296; НГР:ru02000201200859}

В соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1146 "О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Республики Алтай постановляет :

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2012 году.

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай А.В. Бердников

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Алтай

от 16 января 2012 года N 2

ПРОГРАММА дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2012 году


{Изменения:

Постановление Правительства Республики Алтай от 30.11.2012 N 296; НГР:ru02000201200859}

г. Горно-Алтайск

1. ПАСПОРТ Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2012 году


Наименование Программы

Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2012 году (далее  - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации  от 19 ап реля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1146 "О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы - уполномоченный орган

Комитет занятости населения Республики Алтай

Разработчик Программы

Комитет занятости населения Республики Алтай

Цель и задачи Программы

Целью Программы является реализация дополнительных мероприятий, направленных на повышение качества и профессиональной мобильности рабочей силы, эффективное использование трудовых ресурсов, а также стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
 Задачами Программы являются:
 1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения;

 2) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

 3) содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей воспитывающих детей - инвалидов, многодетн ых родителей;

 4) содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных,  открывших собственное дело;

 5) профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;

 6) {Утратил силу:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 04.10.2012 N 255;
НГР:ru02000201200641 }

Срок и этапы реализации Программы

Программа реализуется в течение 2012 года в два этапа: 1-й этап - до 1 мая 2012 года;
2-й этап -  до 31 декабря 2012 года

Перечень основных мероприятий Программы

Программа содержит следующие мероприятия:
 1) опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников);

 2) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения  ими опыта работы;

 3) содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

 4) содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных,  открывших собственное дело;

 5) профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;

 6) {Утратил силу:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 30.11.2012 N 296;
НГР:ru02000201200859 }

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2012 году - 14653,3 тыс. рублей, в том числе:
 субсидия федерального бюджета - 13918,9 тыс. рублей;

 средства бюджета Республики Алтай -734,4 тыс. рублей

Система организации контроля над исполнением Программы

Комитет занятости населения Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерства финансов Республики Алтай и привлеченных независимых экспертов, подведомственных учреждений имеют право проводить контрольные проверки хода реализации Программы

Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы

1) Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии) работников, находящихся под угрозой увольнения - не менее 38 человек;

 2) стажировка выпускников образовательных учреждений - не менее 160 выпускников и 63 наставников;

 3) содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей - не менее 31 рабочего места, в том числе:
 - для инвалидов не менее 19 рабочих мест;

 - для многодетных родителей не менее 12 рабочих мест;

 - для родителей, воспитывающих детей-инвалидов не менее 0 рабочих мест;

  4) содействие трудоустройст ву безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных,  открывших собственное дело - не менее 110 рабочих мест;

 5) профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию - не менее 52 человек;

 6) {Утратил силу:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 04.10.2012 N 255;
НГР:ru02000201200641 }
 7) сдерживание регистрируемой безработицы (от численности экономически активного населения) на уровне не выше 2,9 % (в среднем за год);

 8) напряженность на рынке труда составит не более 3,3 человек на 1 рабочее место (в среднем за год).
 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 04.10.2012 N 255;
НГР:ru02000201200641 }

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

2.1. Характеристика рынка труда Республики Алтай


На рынке труда Республики Алтай сохраняются негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в отдельных организациях различных видов экономической деятельности:

в период с 1 января по 21 декабря 2011 года 160 организаций предупредили о высвобождении 1441 человека, уволено 412 человек.

Динамика численности безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, за январь-ноябрь 2011 года свидетельствует о росте уровня зарегистрированной безработицы к концу марта до 3,4 %, а с апреля по ноябрь т.г. в связи с реализацией Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2011 году (далее - Программа) происходит снижение до 2,77 % на 14 декабря 2011 года. Уровень зарегистрированной безработицы конец 2011 года не превысит 3,0% (плановый показатель по Программе - 3,0%).

2.2. Реализация мероприятий в области содействия занятости населения и снижения напряженности на рынке труда в 2011 году


Принятые меры в связи с реализацией Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2011 году и ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2010 - 2011 годы" (далее - Ведомственная целевая программа), утвержденной приказом Комитета занятости населения Республики Алтай от 01.02.2010 N 4, позволили избежать резкого нарастания напряженности на рынке труда. Пик напряженности пришелся на март-апрель, когда более 7 человек претендовали на одно рабочее место, на середину декабря напряженность на рынке труда республики составляет 2,7 человека на одну вакансию (контрольный показатель по Программе - 3,5 человек).

На мероприятия Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай направлены 1677 человек при плановом показателе 1433 человека, в том числе по направлениям:

опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) при плане 140 человек направлено 158 человек;

стажировка выпускников образовательных учреждений, в целях приобретения ими опыта работы при плане 200 человек (в том числе 50 наставников) направлено 297 человек (в том числе 88 наставников);

содействие трудоустройству инвалидов при плане 35 человек создано рабочих мест для 35 человек;

содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан развитию при плане 866 человек открыли собственное дело 991 безработный гражданин.

За счет использования финансовых средств Программы уровень зарегистрированной безработицы снижен до 2,77%.

Реализация Ведомственной целевой программы позволила создать 2308 временных рабочих мест, трудоустроить 1447 несовершеннолетних граждан, направить на профессиональное обучение 1450 человек. Это позволило обеспечить государственными услугами безработных граждан в соответствии с установленными нормативами.

2.3. Характеристика проблем, на решение которых ориентированы дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в 2012 году


По прогнозным оценкам в феврале-марте 2012 года в сфере занятости населения ожидается ухудшение ситуации. По предварительной оценке, численность трудоустроенных граждан, в том числе на временные рабочие места, в организациях республики может сократиться в связи с окончанием сезонных работ в отраслях сельского и лесного хозяйства, завершением сезона охоты и сбора кедрового ореха, дикоросов, а также за счет роста численности сокращенных из организаций работников.

Вследствие действия данных факторов ожидается рост численности безработных граждан к концу года до 4,0% к численности экономически активного населения и росту напряженности на рынке труда до 7 человек на одно рабочее место из-за сокращения вариантов трудоустройства.

Сокращение штатной численности в организациях республики повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости, особенно в сельской местности. Проблема усугубляется изолированностью локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности населенных пунктов.

Негативная ситуация складывается в населенных пунктах - Акташ, Веселая Сейка, где ожидается сокращение рабочих мест в системообразующих предприятиях: в первом случае по причине передислокации воинской части, во втором случае снижении объемов добычи полезных ископаемых и ростом затрат на геологоразведочные работы.

В связи с этими особенностями основные мероприятия Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2012 году планируется реализовать с учетом данных факторов.

В республике 11 муниципальных образований: город Горно-Алтайск с численностью постоянного населения 56,0 тысяч человек (26,6% от численности населения республики) и 10 сельских муниципальных образований, где проживает 73,4% постоянного населения республики. Основными видами занятости населения сельских районов является работа в организациях сельскохозяйственной, лесной отрасли, объемы производства которых составляет более 20% валового регионального продукта республики.

Основными сельхозтоваропроизводителями являются сельхозпредприятия, личные подсобные хозяйства населения, крестьянско-фермерские хозяйства. В первую очередь, ухудшение ситуации отразится на жителях сельской местности, особенно тех населенных пунктов, где предприятия АПК являются системообразующими. Сокращение занятого населения приведет к невозможности их дальнейшего трудоустройства из-за отсутствия других производств. Проблема усугубляется тем, что в населенных пунктах варианты занятости и количество вакантных рабочих мест очень незначительны. К тому же влияет и территориальная удаленность от основных рынков труда и занятости. В условиях дефицита свободных рабочих мест, когда вакансии в основном сосредоточены в крупных населенных пунктах (районных центрах), это может привести к негативным последствиям.

При этом наиболее критическая ситуация может сложиться в сельских районах с системообразующими предприятиями (Усть-Коксинский район - системообразующие предприятия СПК "Амурский", СПК "Абайский". Усть-Канский район - СПК "Талица" и аналогично в других муниципальных образованиях), а также в трудоизбыточных - преимущественно сельскохозяйственных, лесных и северных районах (Улаганский, Чойский, Кош-Агачский, Онгудайский районы).

Для стабилизации ситуации на республиканском рынке труда необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности, а также направленных на решение следующих задач:

1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения;

2) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы и дальнейшего трудоустройства;

3) содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей воспитывающих детей - инвалидов, многодетных родителей;

4) содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело;

5) профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;

6) {Утратил силу:

Постановление Правительства Республики Алтай от 04.10.2012 N 255; НГР:ru02000201200641}

Решение вышеуказанных задач осуществляется в рамках Программы снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2012 году.

"Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы" показала необходимость продолжения указанного направления для целей повышения трудовой адаптации и трудоустройства выпускников на постоянные рабочие места.

Решение задачи "Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей воспитывающих детей - инвалидов, многодетных родителей" вызвано необходимостью интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья и низкой конкурентоспособностью на рынке труда. Так, по данным федерального государственного учреждения "Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай" индивидуальные программы реабилитации инвалидов с показаниями к трудоустройству получили 1030 человек, из которых за январь-ноябрь 2011 года в службу занятости в поисках работы обратилось 386 инвалидов, из них трудоустроено 211 человек (54,7 %); статус безработного на 14 декабря текущего года имел 181 инвалид. Особую сложность представляет вопрос трудоустройства такой категории граждан, как инвалиды, так как рабочие места для них могут быть обычными или специально созданными. В первом случае к рабочим местам предъявляются обычные условия труда, на которые можно трудоустроить только инвалидов третьей группы. Специально созданные условия труда – это интегрированные рабочие места для инвалидов, которые требуют дополнительных финансовых затрат работодателя по их оснащению из-за чего работодатели не заинтересованы в их создании и оснащении.

"Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан" показало эффективность и востребованность этого вида деятельности среди безработных граждан, особенно в сельской местности. Особое внимание в республике уделяется организации сельской самозанятости, которая, как показывает практика, является одним из самых эффективных направлений в решении проблемы занятости сельчан. Из всех безработных, состоящих на учете в службе занятости, 90,0% от общего числа проживает в сельской местности, поэтому самостоятельная занятость и организация предпринимательской деятельности - одна из возможных форм обеспечения занятости населения. Если в городе, где инфраструктура предпринимательства более развита, самозанятость развивается в более выгодных условиях, то в сельских районах формы самозанятости гораздо скромнее.

"Профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию" позволит повысить конкурентоспособность ищущих работу граждан на рынке труда.

Изучение ситуации на региональном рынке труда показало, что в первую очередь наиболее востребованы специалисты, имеющие рабочие специальности. Так, из представленных в 2011 году в службу занятости населения 792 вакантных рабочих мест (должностей), 661 единица или 83,5 % входили в перечень рабочих профессий. Особое внимание будет уделяться обучению рабочим специальностям, востребованным на рынке труда республики.

Реализация Программы позволит получить следующие результаты: увеличить количество занятых в сфере малого предпринимательства и создание новых рабочих мест, сокращение безработицы, повышение общего уровня доходов населения, улучшение обеспечения населения товарами и услугами.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения республики, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда направлены предложения в Минздравсоцразвития России по снижению квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Республике Алтай с 1750 работников в 2009 году до 1465 работников в 2010 году, а в 2012 году до 1035 работников.

3. Основная цель и задачи, сроки и этапы программы


3.1. Основной целью Программы является реализация дополнительных мероприятий, ориентированных на повышение качества и профессиональной мобильности рабочей силы, эффективного использования трудовых ресурсов, а также содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело и профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию.

3.2. Основными задачами определено:

1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения;

2) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы и дальнейшего трудоустройства;

3) содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей воспитывающих детей - инвалидов, многодетных родителей;

4) содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело;

5) профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»