Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2010 года N 294

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОД НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 24.10.2012 N 268; НГР:ru02000201200741}

В целях охраны водных объектов, расположенных на территории Республики Алтай, защиты населения от негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, мониторинга водных объектов, осуществления капитального ремонта гидротехнических сооружений на территории Республики Алтай Правительство Республики Алтай постановляет:

Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Охрана водных объектов Республики Алтай и защита населения от негативного воздействия вод на период до 2020 года".

Исполняющий обязанности

Председателя Правительства

Республики Алтай С.М. Тевонян

УТВЕРЖДЕНА

 постановлением Правительства
 Республики Алтай
 от 14 декабря 2010 года N 294

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Охрана водных объектов Республики Алтай и защита населения от негативного воздействия вод на период до 2020 года"

I. Паспорт республиканской целевой Программы


Наименование республиканской целевой Программы

Республиканская целевая программа "Охрана водных объектов Республики Алтай и защита населения от негативного воздействия вод на период до 2020 года" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Бюджетный кодекс Российской Федерации,
 Водный кодекс Российской Федерации,
 Федеральный закон от 6 октября 1999 года
 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Государственный заказчик (государственный заказчик координатор) Программы

Министерство лесного хозяйства Республики Алтай - государственный заказчик координатор Программы, Министерство регионального развития Республики Алтай – государственный заказчик Программы

Разработчик Программы

Министерство лесного хозяйства Республики Алтай

Цель и задачи Программы

Цель: обеспечение рационального целевого использования водных объектов и их охрана, защита населения от негативного воздействия вод и ликвидация его последствий.
 Задачи:
 обеспечение охраны водных объектов;

 увеличение пропускной способности рек;

 установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос с закреплением их водоохранными знаками;

 устранение истощения и загрязнения водных объектов, их экологической реабилитации;

 развитие системы государственного мониторинга водных объектов;

 осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований;

 просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы: 2011-2020 годы. Программа реализуется в три этапа:
 1 этап: 2011 - 2013 годы;

 2 этап: 2014-2016 годы;

 3 этап: 2017-2020 годы

Перечень основных мероприятий Программы

Перечень основных мероприятий Программы состоит из:
 I.  Мероприятия по капитальным вложениям -
 строительство объектов инженерной защиты, берегоукрепления, дамб, находящихся в муниципальной собственности, в целях предотвращения негативного воздействия вод;

 II . Прочие мероприятия:
 1) мероприятия по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований;

 2) увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Алтай. Предпаводковое и послепаводковое обследование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Алтай;

 3) охрана водных объектов или их частей, расположенных на территории Республики Алтай и находящихся в федеральной собственности;

 4) информирование граждан об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований;

 5) мониторинг водных объектов;

 6) ликвидация несанкционированных свалок в поймах рек в г. Горно-Алтайске и районных центрах с установкой контейнеров

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет - 784114,73 тыс. рублей, в том числе по годам:
 1 этап - 252558,34 тыс. рублей :
 2011 год - 92550,06 тыс. рублей;

 2012 год - 94008,14 тыс. рублей;

 2013 год - 66000,14 тыс. рублей;

 2 этап - 2014-2016 годы - 321067,11 тыс. рублей,
 3 этап - 2017-2020 годы - 210489,28 тыс. рублей.
 Источники финансирования:
 средства федерального бюджета -547777,75 тысяч рублей;

 средства республиканского бюджета Республики Алтай - 157331,42 тысяч рублей;

 средства местного бюджета - 79005,56 тысяч рублей

Система организации контроля над исполнением Программы

Контроль над ходом исполнения Программы осуществляется в порядке, определенном Положением о  порядке  разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 22  января 2009 года N 9

Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы

Предотвращение негативного воздействия рек на территории населенных пунктов, загрязнения рек, береговой эрозии;

 предотвращение подтопления паводковыми и наледными водами населенных пунктов республики, а так же чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть при аварии на гидротехнических сооружениях, снижение возможного ущерба от подтопления;

 предотвращение загрязнения и истощения водных объектов, снижение антропогенной нагрузки и регламентирование хозяйственной деятельности;

 разработка  мероприятий по предупреждению загрязнения водных объектов и их негативного воздействия;

 улучшение экологической ситуации окружающей среды, предупреждение экологического ущерба

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


На территории Республики Алтай протекает 12209 больших и малых горных рек общей протяженностью 42277 километров. Реки, находящиеся на территории Республики Алтай, относятся к системе реки Обь. Крупнейшими реками являются Катунь (668 километров), Бия (301 километр) и их притоки: Чуя (320 километров), Аргут (232 километра), Кокса (179 километров), а также Чулышман (241 километр). В Республике Алтай насчитывается около 7 тысяч озер, общей площадью более 600 км2 , что составляет 0,6 процента территории республики. Самым крупным является Телецкое озеро площадью 227,3 км2, вмещающее 41,1 км3 пресной воды. Реки и озера республики имеют преимущественно снежно-ледниковое питание. Ледники и снежники объемом около 50 км3, наряду с родниками и поверхностными водами, являются самостоятельными водными объектами, роль которых в формировании водных ресурсов бассейна река Оби требует дополнительного изучения.

Суммарный поверхностный сток рек республики составляет 33,4 км3 /год и еще 85 км3 находится в виде многолетних запасов, в ледниках, снежниках и озерах. Наибольшими водными ресурсами обладают реки Катунь и Бия, сток которых в средний по водности год составляет 18,0 км3 и 13,7 км3 соответственно. Также значителен объем стока рек Аргут (4,0 км3), Кокса (2,6 км3), Чуя (1,4 км3). Обладая столь значительными запасами воды республика из данного количества использует менее 1 процента и является поставщиком чистой воды за пределами региона.

На долю мельчайших (длина менее 10 километров) и малых рек (10-25 километров) приходится 99,8 процентов от общего числа рек и 78,4 процентов от суммарной протяженности рек. Именно они составляют основу гидрографической сети, в значительной мере определяют своеобразие состава воды и водных биоценозов, формируют гидрологический биологический и биохимический режим средних и крупных рек. Также на территории Республики Алтай известны тысячи родников, которые являются областью питания основных водных объектов Западной Сибири и которые являются объектами водопользования в населенных пунктах, где отсутствуют централизованное водоснабжение, располагаясь вдоль дорог, являются объектами отдыха привала туристов, подвергаясь высокой антропогенной нагрузке.

Уязвимость малых рек и родников из-за размеров и неспособности противостоять влиянию разносторонней хозяйственной деятельности ведет к экологическим осложнениям и поэтому защита их - одна из первоочередных мер, которые требуются для улучшения состояния окружающей среды.

Кроме того, заиление русел рек, их многорукавность и извилистость, зарастание их древесной растительностью приводят к деградации водных ресурсов, а также невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод, приводящих к затоплению и подтоплению территорий по предварительным данным 52 населенных пунктов. Для малых рек центральных районов республики характерны зажорные явления, способствующие созданию ледовых заторов и образованию наледей. На средних реках, к которым относятся Катунь, Бия, Чарыш, Чуя, преобладающими негативными процессами являются береговой размыв (береговая эрозия), вызванный природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на прибрежные полосы. Это является одной из важнейших проблем, которая формирует устойчивую опасность смыва и разрушения жилых домов и общественных зданий, ведет к потере значительных объемов площадей земельных угодий, заилению и загрязнению защитной полосы водных объектов.

Протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении их пропускной способности (расчистке и углублении) в республике составляет 350 километров. Общая протяженность береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие) составляет 3000 километров.

На территории Республики Алтай расположено около 39 гидротехнических сооружений (далее - ГТС), из них 10 напорных с водохранилищами емкостью до 1,0 млн. куб.м. и около 29 линейных гидротехнических сооружений инженерной защиты, представляющие собой оградительные противопаводковые и противоналедные дамбы, объекты инженерной защиты и берегоукрепление. Почти на всех сооружениях отсутствуют службы эксплуатации, из перечисленных сооружений около 20 являются бесхозяйными. Анализ ситуации показывает, что обслуживание и поддержание ГТС в рабочем состоянии практически не проводится. В настоящее время в республике проводятся мероприятия по уточнению перечня ГТС и требований по обеспечению их безопасности. Бесхозяйность ГТС, отсутствие постоянных служб эксплуатации ГТС, чревато возникновением аварийных ситуаций со значительными материальными ущербами, ухудшением экологической ситуации окружающей среды. Для предотвращения указанных проблем планируется выполнение требований по безопасности ГТС, одним из которых является выполнение капитального ремонта ГТС, расположенных на территории Республики Алтай.

В условиях ограниченного финансирования произошло сокращение постов государственной сети наблюдений, объёмов проводимых работ. На территории Республики Алтай плотность пунктов наблюдений за стоковыми характеристиками водных объектов превышает 1500 км2 на 1 станцию, что является крайне недостаточным. Кроме того, наблюдения не отличаются значительной продолжительностью и непрерывностью, особенно на малых и средних реках. Особую обеспокоенность вызывает отсутствие системы канализации в большинстве населенных пунктов республики и возникновение несанкционированных свалок в поймах рек г. Горно-Алтайска и районных центрах.

Кроме того, с 2007 года ряд полномочий Российской Федерации в области водных отношений переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приведенный анализ ситуации вышеуказанных проблем в Республике Алтай свидетельствует об актуальности Программы и необходимости скорейшей реализации содержащихся в ней мероприятий.

III. Основная цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Основными целями Программы являются обеспечение рационального целевого использования водных объектов и их охрана, защита населения от негативного воздействия вод и ликвидация его последствий.

Для достижения указанных целей Программы предполагается решить ряд следующих задач:

обеспечение охраны водных объектов;

увеличение пропускной способности рек;

установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос с закреплением их водоохранными знаками;

устранение истощения и загрязнения водных объектов, их экологической реабилитации;

развитие системы государственного мониторинга водных объектов;

осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований;

просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов.

Программа реализуется с 2011 по 2020 годы в три этапа:

1 этап - 2011-2013 годы;

2 этап - 2014-2016 годы;

3 этап - 2017-2020 годы.

IV. Система программных мероприятий


Все программные мероприятия сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей, подкреплены необходимыми источниками, объемами финансирования и отражены в приложении N 1 к Программе.

V. Финансовое обеспечение Программы


Мероприятия Программы реализуются за счет планируемых средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Алтай и планируемых средств местных бюджетов согласно приложению N 2 к Программе.

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, местных бюджетах и республиканском бюджете Республики Алтай. Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы будут уточняться, исходя из возможностей этих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.

VI. Механизм реализации Программы

Финансирование мероприятий Программы по реализации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных субъектам Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 629. Финансирование мероприятий Программы по осуществлению капитального ремонта гидротехнических сооружений осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года N 353.


Также настоящей Программой предусматривается финансирование мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, предоставляемых муниципальным образованиям в Республике Алтай в виде субсидий, и средств бюджетов муниципальных образований. Предоставление данных субсидий осуществляется в Порядке, установленном в приложении N 3 к настоящей Программе.

VII. Управление Программой и контроль над ходом ее реализации


Обязанности по реализации Программы, достижению конечного результата и эффективному использованию денежных средств, выделяемых на выполнение Программы, возлагаются на Министерство лесного хозяйства Республики Алтай и Министерство регионального развития Республики Алтай.

Контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств осуществляют Министерство финансов Республики Алтай, Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай.

Государственный заказчик - координатор Программы готовит и направляет в Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай бюджетные заявки на выделение ежегодных ассигнований для финансирования настоящей Программы из республиканского бюджета Республики Алтай, а также представляет ежеквартальную информацию о ходе реализации Программы.

VIII. Эффективность реализации целевой Программы


Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит достичь:

предотвращения негативного воздействия рек на территории населенных пунктов, загрязнения рек, береговой эрозии;

предотвращения подтопления паводковыми и наледными водами населенных пунктов республики, а также чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть при аварии на гидротехнических сооружениях, снижение возможного ущерба от подтопления;

предотвращения загрязнения и истощения водных объектов, снижение антропогенной нагрузки и регламентирование хозяйственной деятельности;

разработку мероприятий по предупреждению загрязнения водных объектов и их негативного воздействия;

улучшения экологической ситуации окружающей среды, предупреждения экологического ущерба.

Приложение N 1

к республиканской целевой программе

"Охрана водных объектов Республики Алтай и защита населения

от негативного воздействия вод на период до 2020 года"

СИСТЕМА

программных мероприятий республиканской целевой программы

"Охрана водных объектов  Республики Алтай и защита населения от негативного воздействия  вод на период до  2020 года"

(в ценах 2010 года)

N N п/п

Наименование мероприятий Программы

Стоимостное выражение мероприятий (приобретение продукции, выполнение работ (услуг), тыс. руб.

Источники финансирования

Государствен-ный заказчик

Целевой индикатор результативности выполнения мероприятий

2011  год

2012  год

2013  год

2014 -2016 годы

2017-2020 годы

Всего

Мероприятия организационного и материально-технического характера

I.

Мероприятия по капитальным вложениям

65650,00

62694,20

21111,00

222025,35

122590,80

494071,35

ВСЕГО

Министерство лесного хозяйства Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай

Предотвращение негативного воздействия рек на территории населенных пунктов, загрязнения рек, береговой эррозии. Предотвращенный ущерб 619,73 млн.руб.

49000,00

40471,70

0,00

136502,34

85813,56

311787,60

Федеральный бюджет (справочно)

15000,00

20000,00

10000,00

68038,81

33099,51

146138,32

Республиканский бюджет Республики Алтай

1650,00

2222,50

11111,00

17484,20

3677,73

36145,43

местный бюджет (справочно)

1.

Строительство объектов инженерной защиты,  берегоукрепления, дамб,находящихся в муниципальной собственности в целях предотвращения негативного воздействия вод

49000,00

40471,70

0,00

136502,34

85813,56

311787,60

Федеральный бюджет (справочно)

Министерство лесного хозяйства Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай

Предотвращение негативного воздействия рек на территории населенных пунктов, загрязнения рек, береговой эррозии. Предотвращенный ущерб 619,73 млн.руб.

15000,00

20000,00

10000,00

68038,81

33099,51

146138,32

Республиканский бюджет Республики Алтай

1650,00

2222,50

11111,00

17484,20

3677,73

36145,43

местный бюджет (справочно)

II.

Мероприятия по научно-исследовательским работам

III.

Прочие мероприятия

26900,06

31313,94

44889,14

99041,76

87898,48

290043,38

ВСЕГО

23057,18

25946,04

34779,64

81151,81

71055,48

235990,15

Федеральный бюджет (справочно)

1002,80

1442,70

1650,50

5904,70

1192,40

11193,10

Республиканский бюджет Республики Алтай

2840,08

3925,20

8459,00

11985,25

15650,60

42860,13

местный бюджет (справочно)

2.

Мероприятия по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся  в собственности муниципальных образований

16000,00

16600,00

16600,00

41914,36

0,00

91114,36

Федеральный бюджет (справочно)

Министерство лесного хозяйства Республики Алтай

Предотвращение подтопления паводковыми и наледными водами населенных пунктов республики, а также ЧС, которые могут возникнуть при аварии на ГТС, предотвращенный ущерб 147,4 млн.руб.

1002,80

1160,00

1350,00

4979,70

0,00

8492,50

Республиканский бюджет Республики Алтай

340,08

355,20

4859,00

920,45

0,00

6474,73

местный бюджет (справочно)

3.

Увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Алтай. Предпаводковое и послепаводковое обследование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Алтай

7057,18

7702,04

15409,64

32653,25

62104,48

124926,59

Федеральный бюджет (справочно)

Министерство лесного хозяйства Республики Алтай

Предотвращение подтопления паводковыми и наледными водами населенных пунктов республики, снижение возможного ущерба от подтопления, защищенное население 1449 чел.

4.

Охрана водных объектов или их частей, расположенных на территории Республики Алтай и находящихся в федеральной собственности

0,00

584,00

1470,00

3404,20

4613,00

10071,20

Федеральный бюджет (справочно)

Министерство лесного хозяйства Республики Алтай

Предотвращение загрязнения и истощения водных объектов, снижение антропогенной нагрузки и регламентирование хозяйственной деятельности

5.

Информирование граждан об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований

0,00

0,00

60,80

45,60

106,40

местный бюджет (справочно)

6.

Мониторинг водных объектов

1060,00

1300,00

3180,00

4338,00

9878,00

Федеральный б юджет (справочно)

Министерство лесного хозяйства Республики Алтай

Разработка  мероприятий по предупреждению загрязнения водных объектов и их негативного воздействия

282,70

300,50

925,00

1192,40

2700,60

Республиканский бюджет Республики Алтай

7.

Ликвидация несанкционированных свалок в поймах рек в г.Горно-Алтайске и районных центрах с установкой контейненов

2500,00

3570,00

3600,00

11004,00

15605,00

36279,0

местный бюджет (справочно)

Министерство лесного хозяйства Республики Алтай

Улучшение экологической  ситуации окружающей среды, предупреждение экологического ущерба

Всего по республиканской целевой программе

92550,06

94008,14

66000,14

321067,11

210489,28

784114,73

ВСЕГО

72057,18

66417,74

34779,64

217654,15

156869,04

547777,75

Федеральный бюджет (справочно)

16002,80

21442,70

11650,50

73943,51

34291,91

157331,42

Республиканский бюджет Республики Алтай

4490,08

6147,70

19570,00

29469,45

19328,33

79005,56

местный бюджет (справочно)

Мероприятия нормативно-правового характера

2011  год

2012  год

2013  год

2014  год

2015  год

2016  год

2017  год

2018-2020  годы

Ответственный разработчик

Вид документа

IV.

Мероприятия по разработке нормативных правовых актов

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»