Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2012 года N 268

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В 2013 - 2020 ГОДАХ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 12.11.2013 N 305; НГР:ru02000201300769}

{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 30.12.2013., N 381 НГР:ru02000201300937}

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов, являющихся приложением N 11 к федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года N 350, пунктом 22 Плана по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Алтай в 2013-2020 годах".

2. Постановление Правительства Республики Алтай от 14 декабря 2010 года N 294 "Об утверждении республиканской целевой программы "Охрана водных объектов и защита населения от негативного воздействия вод на период до 2020 года" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2010, N 72(78) признать утратившим силу.

Исполняющий обязанности
 Председателя Правительства
  Республики Алтай

Ю.В. Антарадонов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Алтай

от 24 октября 2012 года N 268

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Алтай в 2013 - 2020 годах"

I. Паспорт республиканской целевой Программы


Наименование республиканской целевой программы

"Развитие водохозяйственного комплекса Республики Алтай в 2013 - 2020 годах"  (далее - Программа)

Основание  для разработки Программы

Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Водный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об  общих  принципах  организации законодательных (представительных)  и  исполнительных  органов государственной  власти  субъектов  Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации от  17 апреля 2012 года N 350  " Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах"

Государственный заказчик (основной разработчик)

Министерство лесного хозяйства Республики Алтай

Цель Программы

Обеспечение рационального целевого использования водных объектов и их охрана, защита населения от негативного воздействия вод и ликвидация его последствий

Задачи  Программы

Строительство объектов инженерной защиты;

 оптимизация пропускной способности участков рек;

  капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в республиканской собственности, собственности муниципальных образований и бесхозяйных;

 установка границ водоохранных зон водных объектов;

 экологическая реабилитация водных объектов

Целевые показатели и индикаторы Программы

Доля протяженности участков рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности (увеличение с 6,26 % в 2013 году до 12,61 % -2020 году);

 доля населения, проживающая на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате  мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на таких территориях (увеличение с 27,15% - 2013 году до 58,73% - 2020 году);

 доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос  в общей протяженности, в протяженности береговой линии, требующей установки водоохранных зон (увеличение с 3,4 % - 2013 году до 11,8% - 2020 году);

 доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние (увеличение с  51,52% - 2013 году до 81,82 % -2020 году);

 количество гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное состояние (с 2013 года по 2020 год-11 шт.);

 количество водных объектов, на которых проведен мониторинг-(с 2013 года по 2020 год -34 шт.);

 протяженность новых сооружений инженерной защиты (16,719 км в2020 году)
 протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (с 2013 года по 2020 год 1,8 км);

 площадь работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (с 2013 года по 2020 год 0,376 км2)

Сроки реализации  Программы

2013-2020 годы

Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования Программы за 2013-2020 годы из всех источников составит- 842613,67 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2013 год - 99238,26 тыс. рублей;

 2014 год - 131912,15тыс. рублей;

 2015 год - 149561,00 тыс. рублей;

 2016 год -  83436,02 тыс. рублей;

 2017 год -  87824,60 тыс. рублей;

 2018 год -  91045,17 тыс. рублей;

 2019 год - 98748,02 тыс. рублей;

 2020 год - 100848,45 тыс. рублей.
 Источники финансирования:
 средства федерального бюджета - 690776,60 тыс. рублей;

 средства республиканского бюджета Республики Алтай - 112635,02 тыс. рублей;

 средства местного бюджета - 39202,05тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

Повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод:
 количество защищенного населения- 5376 чел.;

 вероятный предотвращенный  ущерб от негативного воздействия вод- 1501,75 млн.рублей (в том числе за 2013-2020 годы-1123,77 млн.руб.);

 количество гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное сотояние-27 шт. (в том числе за 2013-2020 годы-11 штук);

 обеспечение благоприятных условий для жизни населения и отдыхающих-16134 человек в год

Контроль реализации Программы

Текущий контроль реализации Программы осуществляют:
 Министерство лесного хозяйства Республики Алтай, в части организации мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений муниципальной собственности и бесхозяйных, а также строительства новых гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

 органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Алтай (по согласованию) в части проведения работ по строительству новых, капитальному ремонту и реконструкции действующих гидротехнических сооружений муниципальной собственности, бесхозяйных гидротехнических сооружений, планируемых к принятию в муниципальную собственность.
 Контроль за реализацией Программы осуществляют Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай и Министерство финансов Республики Алтай

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Республика Алтай богата водными ресурсами, представленными реками, озерами, ледниками, болотами и подземными водами.

Искусственные водные объекты на территории Республики Алтай представлены прудами и малыми водохранилищами. Пруды, как правило, имеют рекреационное или сельскохозяйственное назначение, либо предназначены для рыборазведения. Ведомственная принадлежность прудов - муниципальная, их владельцами являются землепользователи или частные лица.

Поверхностные водные объекты республики используются, в основном, для обеспечения водой предприятий и населения, частично, для орошения, рекреации, рыболовства, гидроэнергетики, сброса ливневых и сточных вод и др. Из имеющегося значительного энергетического потенциала рек (80-85 млрд. кВт) в республике используется ориентировочно около 0.5 млрд. кВт (малые ГЭС на реках Чемал, Кайру, Тюнь).

Для решения проблем охраны водных объектов Республики Алтай и защиты населения от негативного воздействия вод разработана и с 2011 года успешно реализуется республиканская целевая программа "Охрана водных объектов и защита населения от негативного воздействия вод до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Республики Алтай 14 декабря 2010 года N 294. В продолжение и расширение перечня мероприятий указанной программы разработана республиканская целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Алтай в 2013-2020 годах".

1.1. Водно-ресурсный потенциал и водный фонд


На территории Республики Алтай протекает 12209 больших и малых горных рек общей протяженностью 42277 км. На долю мельчайших (длина менее 10 км) и малых рек (10-25 км) приходится 99.8 % от общего числа рек и 78.4 % от их суммарной протяженности. К средним рекам (длина от 100 до 500 км) относятся 15 рек - Бия, Лебедь, Чулышман, Башкаус, Кокса, Аргут, Жасатер, Чуя, Урсул, Иша, Песчаная, Ануй, Антроп и Чапша. Большими реками (длина более 500 км) являются Катунь и Чарыш. Реки Горного Алтая – Катунь и Бия – формируют реку Обь.

Реки начинаются от ледников и многочисленных озер. На некоторых плоских водоразделах находятся обширные болота, которые также дают начало рекам. В отдельных районах значительные доли площадей заняты болотами (Ыныргинский и Тюгурюкский болотные массивы в Чойском и Усть-Коксинском районах соответственно).

В Республике Алтай насчитывается около 7 тысяч озер общей площадью более 600 км2 (более 0.6 % территории республики). Преобладают малые озера. Основная масса озер расположена на высотах 1500-2600 м. Наибольшее количество озер находится на Чулышманском нагорье, плоскогорье Укок, в осевых зонах Катунского, Южно- и Северо-Чуйского хребтов. Самым крупным является Телецкое озеро площадью 227.3 км2, вмещающее 41.1 км3 пресной экологически чистой воды.

К характерным для республики водным объектам относятся ледники. По

данным Проблемной научно-исследовательской лаборатории гляциоклиматологии Томского государственного университета, в настоящее время известно около 1035 ледников, которые расположены, в основном, в верхней части бассейна р. Катунь. Общая площадь оледенения составляет 748 км2, а объем ледников 38,3 км3 (около 35 км3 воды).

Искусственные водные объекты на территории Республики Алтай представлены прудами и малыми водохранилищами. Пруды, как правило, имеют рекреационное или сельскохозяйственное назначение, либо предназначены для рыборазведения. Ведомственная принадлежность прудов - муниципальная, их владельцами являются землепользователи или частные лица. Все пруды, построенные на малых реках, имеют земляные или бетонные плотины. Водохранилища имеются также при малых ГЭС (Чемальская, Кайру, Акалахинская), а также на некоторых горнодобывающих предприятиях – рудники "Веселый", "Калгуты".

Республика Алтай обладает значительными ресурсами подземных вод, заключенных в жильно-блоковых водоносных зонах горных пород различного возраста, а также в артезианских бассейнах межгорных впадин. Прогнозные эксплуатационные ресурсы пресных подземных вод составляют 7430,8 тыс. м3 (без учета площади особо охраняемых природных территорий, которые занимают 22,7 % от общей площади республики). Степень разведанности прогнозных ресурсов в целом невысокая. В настоящее время на территории Республики Алтай в разной степени разведано 11 месторождений пресных вод с суммарными запасами разных категорий 222,77 тыс. м3/сутки, что составляет менее 3 % прогнозных ресурсов. Из них в настоящее время эксплуатируются только 2 месторождения - Улалинское, Майминское и 2 автономных участка. В качестве замены первым из них подготовлено к эксплуатации крупнейшее Катунское месторождение.

Запасы лечебных и лечебно-столовых минеральных вод не разведаны. По результатам, проведенным ГП "Алтай-Гео", Томского НИИКиФ территория Республики Алтай представляется перспективной на выявление природных минеральных вод, обладающих повышенной минерализацией (родники: Пыжинский - 6,1 мг/дм3, Джегитай-3,2 мг/дм3); повышенными содержаниями фармакологически активных компонентов: железа (до 15 мг/дм3 родник Железистый); кремнекислоты (до 48мг/дм3 родники Мультинский, Талдукольский, Челтулак, Куюмовский); органических веществ (родники Джегитай 11,4 мг/дм3, Пыжадо 30,2 мг/дм3, Тотугем до 9,6 мг/дм3, Тальдукольский 21,6 мг/дм3) и другие; сероводорода (Челушманский до 8,9 мг/дм3 и родники Кош-Агачского района); радона (Джумалинский до 7,4 Бк/л, Ульменский до 160 Бк/л, Судабай) и другие.

Суммарный поверхностный сток воды с территории Республики Алтай в среднем составляет 33,4 км3 в год и еще 85 км3 находится в виде многолетних запасов - в ледниках, снежниках и озерах. Обладая столь значительными запасами воды республика из этого количества использует менее 1 % и передает остальную воду за пределы территории, являясь поставщиком чистой воды для соседних нижележащих регионов.

Основными трансграничными реками, пересекающими границу республики с Алтайским краем, являются притоки I порядка р. Оби - реки Катунь, Бия, Песчаная, Ануй, Чарыш.

1.2. Использование водных ресурсов


Потребление воды является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень развития водохозяйственного комплекса и структуру водопользования в регионе, а в конечном итоге степень социально-экономического развития общества. В 2011 году в республике на государственном учете по использованию воды состояло 211 водопользователей, 82 % из которых пользовались подземными водами, 2 % - поверхностными водными объектами, а 16 % пользовалось поверхностными водными объектами и осуществляли добычу подземных вод. Суммарное изъятие водных ресурсов из поверхностных водных объектов и подземных водоносных горизонтов составляет 9,23 млн. м3, из них 7,62 млн. м3, из подземных вод и из поверхностных водных объектов - 1,61 млн. м3.

Объем использованной свежей воды на различные нужды составляет 7,58 млн. м3 . Потери при транспортировке используемой воды в среднем составили 0,92 млн. м3. Оборотное водоснабжение в основном применяется предприятиями золотодобывающей промышленности и составляет 16.78 млн. м3.

Объем сточных вод, отведенных в поверхностные водные объекты, составляет 2,64 млн. м3, в том числе загрязненных сточных вод - 0,3 млн. м3, из них без очистки -0,29 млн. м3, недостаточно-очищенных-0,01 млн. м3, норнмативно-очищенных-2,34 млн. м3.

1.3. Качество подземных и поверхностных вод


Качество подземных и поверхностных вод Республики Алтай обуславливается сочетанием природных гидрогеохимических особенностей региона и воздействием антропогенных факторов. В частности природные геолого - метоллогенические и гидрогеологические особенности формируют в целом повышенный региональный фон железа и марганца (до 7 и 3 ПДК соответственно) в подземных водах на основной части территории республики, особенно в областях развития многолетней островной мерзлоты.

В целом поверхностные воды республики соответствуют требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 и ГН 2.1.5.1315-03, основная их часть соответствуют требованиям к охране поверхностных водных объектов и пригодна для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Значительно хуже экологическое состояние малых рек, подверженных воздействию горнодобывающей и пищевой промышленности, из-за их размеров и неспособности противостоять влиянию разносторонней хозяйственной деятельности.

Основными источниками загрязнения поверхностных водных объектов являются сточные воды жилищно-коммунальных и промышленных предприятий, также экологической проблемой водоотведения сточных вод является низкая степень канализованности населенных пунктов республики. В настоящее время централизованная канализация функционирует только в г. Горно-Алтайске. В частном жилом секторе города и в большинстве районных центров существует выгребная канализация, из которых стоки вывозятся на поля фильтрации, а также на рельеф местности. В этом случае и при фильтрации стоков из дренирующих выгребов происходит загрязнение ими природных вод.

В 2011 году учтенная масса сброшенных в поверхностные водные объекты загрязняющих веществ составила 3145,8 т.

Объемы сброса загрязнителей в поверхностные водные объекты Республики Алтай в 2007-2011 годах

Загрязняющие вещества

Ед. изм.

Масса загрязняющих веществ

2011/2010,
 %

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

БПК5

тыс.тонн

0.0 3

0.0 3

0.0 3

0.026

0.022

84

ХПК

тыс.тонн

0.15

0.15

0.12

0.14

0.15

107

Сухой остаток

тыс.тонн

2.39

2.24

1.96

2.10

1.77

84

Взвешенные вещества

тыс.тонн

0.08

0.09

0.07

0.14

0.11

78

Хлориды

тыс.тонн

0.42

0.43

0.38

0.35

0.30

86

Сульфаты

тыс.тонн

0.16

0.16

0.14

0.16

0.14

88

Азот аммонийный

тонн

11.3

16.6

39.8

17.8

87.5

492

Нефтепродукты

тонн

0.97

1.0

0.7

0.57

0.56

98

Нитраты

тонн

209.1

174

173.1

177.8

111.8

63

Нитраты

тонн

11.48

11.73

9.39

9.51

6.1

64

СПАВ

тонн

0.21

0.22

0.47

0.38

0.45

118

Фосфаты

тонн

12.92

12.30

9.22

9.34

9.01

96

Киры

тонн

4.18

6.69

6.38

6.17

5.01

81

Тяжелые металлы

тонн

0.42

1.01

0.44

0.43

0.24

56

ВСЕГО , Т

тонн

3482.1

3332.1

2944.2

3145.8

2712.1

86.2

Основными загрязняющими веществами, содержащимися в сточных водах, являются сухой остаток, хлориды, сульфаты, взвешенные и органические вещества, азотистые соединения, фосфор общий, жиры. Масса сброса большинства этих и других загрязняющих веществ незначительно отличалась от показателей 2010 г., кроме аммонийного азота (увеличение почти в 5 раз) и СПАВ (увеличение на 18 %).

В подземных водах на основной части территории республики, особенно в областях развития многолетней островной мерзлоты природный характер имеет содержание железа, марганца, алюминия, бария, урана, аномально повышенное содержание ртути. Достаточно редко в подземных водах отмечаются повышенные концентрации меди, свинца и цинка природного характера. Основными источниками антропогенного воздействия на качество подземных вод в республике служат промышленные предприятия и транспорт, сельскохозяйственные объекты, селитебные зоны. Главным фактором антропогенного загрязнения подземных вод республики является сельскохозяйственное производство и жилищно-коммунальное хозяйство. В силу специфики условий проживания сельских жителей каждое подворье представляет собой локальный источник загрязнения, а село в целом - локальный очаг загрязнения подземных вод (преимущественно незащищенных грунтовых вод) среди современных и верхнечетвертичных аллювиальных водоносных горизонтов.

1.4 Охрана и восстановление водных объектов


Проблемой, требующей особого внимания, является возрастающий уровень антропогенного воздействия на водные объекты, в связи с развитием рекреационного потенциала республики строительством туристических баз на берегах водных объектов. Кроме того, значительно вырос поток туристов и отдыхающих, прибывающих в Республику Алтай, и основная масса отдыхающих размещаются на водоохранных зонах и прибрежных полосах водоохранных зон. Ежегодно административную границу республики пересекает более 500 тыс. транспортных единиц, из которых около 300 тысяч с мая по сентябрь.

В населенных пунктах границы жилых усадеб проходят в 10-70 м. от уреза воды, местами доходят до 5 м., осуществляется выпас домашнего скота в прибрежной защитной полосе, перемещение и стоянки в ней автотранспорта, свалки хозяйственно-бытового мусора, рассеянный мусор в местах туристических стоянок. Причиной сложившейся ситуации является недостаточная информированность граждан и юридических лиц, в связи с отсутствием закрепленных на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность в водоохранных зонах и прибрежно-защитных полосах.

Протяженность береговой линии водных объектов, подверженных наибольшей антропогенной нагрузке и требующей установки водоохранных знаков, составляет 3000 км.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»