Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 ноября 2010 года N 230

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ДО 2015 ГОДА"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Алтай от 8 мая 2014 года N 125
____________________________________________________________________

{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 12.04.2011., N 64 НГР:ru02000201100156;
Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 375 НГР:ru02000201100766;
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.04.2012 N 97; НГР:ru02000201200162;
Постановление Правительства Республики Алтай от 04.06.2012 N 151; НГР:ru02000201200305;
Постановление Правительства Республики Алтай от 25.12.2012 N 335; НГР:ru02000201200955;
Постановление Правительства Республики Алтай от 16.08.2013 N 221; НГР:ru02000201300603}

В целях реализации мер, направленных на содействие устойчивому развитию коренных малочисленных народов в Республике Алтай Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития и инвестиций Республики Алтай и Министерству финансов Республики Алтай при формировании проекта республиканского бюджета Республики Алтай, предусматривать ежегодно, начиная с 2011 года, выделение средств на реализацию мероприятий Программы.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Алтай от 21 января 2010 года N 7 "Об утверждении Порядка распределения и предоставления субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Алтай для софинансирования мероприятий республиканской целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года".

4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.

Глава Республики Алтай,
 Председатель Правительства
 Республики Алтай

А.В. Бердников

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Алтай

от 2 ноября 2010 года N 230

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года"


{Изменения:

Постановление Правительства Республики Алтай от 12.04.2011., N 64 НГР:ru02000201100156;

Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 375 НГР:ru02000201100766;

Постановление Правительства Республики Алтай от 19.04.2012 N 97; НГР:ru02000201200162;

Постановление Правительства Республики Алтай от 25.12.2012 N 335; НГР:ru02000201200955;

Постановление Правительства Республики Алтай от 16.08.2013 N 221; НГР:ru02000201300603}

I. Паспорт республиканской целевой программы


Наименование  республиканской целевой программы

Республиканская целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ
 "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"
;

 постановление Правительства Российской Федерации
 от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай (государственный заказчик-координатор), Министерство здравоохранения Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай и Министерство культуры Республики Алтай

Разработчик Программы

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай

Цель и задачи Программы

Цель: создание в Республике Алтай условий для улучшения социального положения коренных малочисленных народов Республики Алтай на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.
 Задачи:
 создание условий для развития сферы образования, культуры и медицинского обслуживания коренных малочисленных народов;

 создание условий для развития и модернизации инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы 2011-2015 годы. Программа реализуется в один этап

Перечень основных мероприятий Программы

1) развитие сферы здравоохранения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

 2) развитие сферы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

 3) развитие и модернизация объектов инженерной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

 4) развитие сферы культуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 302084,86 тыс. рублей, в том числе:
 за счет планируемых средств федерального бюджета (справочно) 97156,56 тыс. рублей;

 за счет планируемых средств республиканского бюджета Республики Алтай 191353,9 тыс. рублей;

 за счет планируемых средств местных бюджетов (справочно) 13574,4 тыс. рублей
 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 12.04.2011., N 64 НГР:ru02000201100156 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 375 НГР: ru 02000201100766 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 19.04.2012 N 97;
НГР:ru02000201200162 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 25.12.2012 N 335;
НГР:ru02000201200955 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 16.08.2013 N 221;
НГР:ru02000201300603 }

Система организации контроля над исполнением Программы

Организация управления и контроля за исполнением Программы по вопросам своей компетенции возлагается на Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай и Министерство финансов Республики Алтай

Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы

Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами увеличится с 34% до 98%;

 коэффициент младенческой смертности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов снизится с 11,5 промилле до 10,9 промилле, при этом увеличится рождаемость и снизится смертность детей первого года жизни в 1,06 раза;

 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 16.08.2013 N 221;
НГР:ru02000201300603 }
 доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу увеличится с 50% до 55%;

 степень удовлетворенности населения качеством общего образования увеличится с 68% до 76%;

 удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры и в работе любительских объединений, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности увеличится с 80,5% до 83%

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Республике Алтай проживает 5803 человека, представляющих особые этнические группы, являющиеся носителями самобытных культур, промыслов, традиций и языка, условия и образ жизни которых имеют существенную специфику. Места их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности занимают около 60 процентов территории республики, это муниципальное образование "Кош-Агачский район", муниципальное образование "Майминский район" (Кызыл-Озекское, Бирюлинское сельские поселения), муниципальное образование "Турочакский район", муниципальное образование "Улаганский район" и муниципальное образование "Чойский район". Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов обусловливают необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов.

Программа направлена на объединение усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, включая объединения коренных малочисленных народов Республики Алтай, для улучшения социального положения коренных малочисленных народов Республики Алтай и предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.

Особое место в Республике Алтай занимают проблемы ее коренных малочисленных народов - тубаларов, челканцев, кумандинцев, теленгитов и шорцев, которые включены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 536-р.

Коренные малочисленные народы, достаточно хорошо приспособленные к жизни в суровых климатических условиях, с трудом адаптируются к изменившимся социально-экономическим условиям, продолжают утрачивать свои этнические, культурные традиции и язык.

Замена традиционных форм природопользования, видов занятий и промыслов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов республики промышленным освоением, а затем упадок этих отраслей подорвали основы их хозяйственной, культурной и духовной жизни.

В прежние годы совхозы, колхозы, леспромхозы осуществляли градообразующие функции в социально-экономическом развитии сельской местности, в том числе территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов. С ликвидацией данных предприятий и организаций значительная часть коренных малочисленных народов потеряла работу и оказалась практически без средств к существованию, что в свою очередь вызвало миграцию местного населения в другие места проживания, в основном в городскую местность, из-за чего районы лишаются трудоспособного населения.

В результате промышленного освоения нарушился экологический баланс районов проживания коренных малочисленных народов, особенно в этом плане пострадали районы бывших интенсивных лесозаготовок - Турочакский, Чойский и Майминский (места проживания кумандинцев, тубаларов, челканцев и шорцев). Между тем, суровые природно-климатические условия делают ресурсы пастбищных угодий ограниченными, что не позволяет увеличивать в большом количестве поголовье скота. Данное обстоятельство, а также низкий уровень развития социальной и производственной инфраструктуры, удаленность от экономически развитых центров и транспортных магистралей привели к тяжелому социально-экономическому положению теленгитов Улаганского и Кош-Агачского районов, отнесенных к территориям, приравненным к местностям Крайнего Севера. Исторический уклад жизни кочевников-скотоводов Кош-Агачского и Улаганского районов в условиях высокогорья способствовал этнической изоляции теленгитов, сохранению своего диалекта, самосознания, традиционного уклада жизни в отличии от других представителей коренных малочисленных народов Республики Алтай.

В новых социально-экономических условиях остается острой проблема занятости и трудоустройства молодежи, при этом большинство из них занимаются собирательством: сбором дикоросов (корни, орех), лекарственно-технического сырья, рыболовством, добычей зверя и птицы.

Ухудшаются жилищные и социально-бытовые условия жизни коренных малочисленных народов. Наибольший удельный вес населенных пунктов республики с ветхим жилищным фондом и не обеспеченных централизованным электроснабжением, водоснабжением, телефонной связью и транспортным сообщением, приходится на территории традиционного проживания коренных малочисленных народов.

Существенно отстает от необходимого уровня материально-техническая оснащенность фельдшерско-акушерских пунктов. Сельское население испытывает острый недостаток в квалифицированной медицинской помощи.

На фоне проблем повседневной жизни национально-культурные проблемы отошли на второстепенный план. В условиях постепенного размывания национальной специфики обостряется проблема сохранения этнических традиций и культурного наследия малых народов. Подавляющее большинство сельских домов культуры, библиотек, школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов размещены в нетиповых зданиях, многие находятся в аварийном состоянии, либо требуют капитального ремонта. Культурная жизнь давно утратила традиционный характер, стали забываться фольклор, не получают развития народные художественные промыслы.

Сложившаяся система образования на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов испытывает трудности в сохранении исторического наследия и развитии национальной самобытности, традиций и языка каждого народа, в связи с недостатком инструментов этнокультурного и духовного возрождения коренных малочисленных народов Республики Алтай.

Возрождение и дальнейшее развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай невозможно без государственной поддержки. Сложность и своеобразие проблем требует согласованных действий всех уровней власти и их активного сотрудничества с общественностью коренных малочисленных народов Республики Алтай.

Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью комплексного решения широкого спектра вопросов социально-экономического, этнокультурного и духовного развития коренных малочисленных народов Республики Алтай, формирования положительных тенденций в ходе реализации Программы и достижения необходимого уровня социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Республики Алтай.

Проблемы восстановления природно-ресурсного потенциала и системы регулирования его использования, проблемы хозяйственного развития территорий проживания коренных малочисленных народов, проблемы занятости и социального развития в сочетании с традиционным укладом составляют единый взаимоувязанный комплекс задач, которые успешно могут быть решены только на основе принципов программно-целевого метода, использование которого позволит:

обосновать приоритетность мероприятий Программы, а также необходимый объем их финансирования;

учесть многофакторность и взаимосвязь проблем и наметить оптимальные способы их комплексного решения;

предложить эффективные механизмы реализации Программы;

обеспечить методическое единство подходов и на этой основе концентрацию и наиболее рациональное использование бюджетных и привлеченных средств.

III. Основная цель и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Целью Программы является создание в Республике Алтай условий для улучшения социального положения коренных малочисленных народов Республики Алтай на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1) создание условий для развития сферы образования, культуры и медицинского обслуживания коренных малочисленных народов;

2) создание условий для развития и модернизации инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Программа рассчитана на срок с 2011 по 2015 годы.

Программа реализуется в один этап.

IV. Система программных мероприятий Программы


Все мероприятия взаимоувязаны и направлены на достижение цели Программы, подкреплены необходимыми источниками с указанием государственного заказчика, сроков исполнения, объемов и источников финансирования по годам и отражены в приложении N 1 к Программе.

V. Финансовое обеспечение Программы


Расходы на реализацию целевой программы рассчитаны в ценах 2010 года.

Мероприятия Программы реализуются за счет планируемых средств федерального бюджета (справочно), республиканского бюджета Республики Алтай и планируемых средств местных бюджетов (справочно) согласно приложению N 2 к Программе.

Общий объем финансирования Программы составляет 302084,86 тыс. рублей, в том числе:

за счет планируемых средств федерального бюджета (справочно) 97156,56 тыс. рублей;

за счет планируемых средств республиканского бюджета Республики Алтай 191353,9 тыс. рублей;

за счет планируемых средств местных бюджетов (справочно) 13574,9тыс. рублей.

Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии Закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период и при утверждении бюджетов муниципальных образований.

{В редакции:

Постановление Правительства Республики Алтай от 12.04.2011., N 64 НГР:ru02000201100156;

Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 375 НГР:ru02000201100766;

Постановление Правительства Республики Алтай от 19.04.2012 N 97; НГР:ru02000201200162;

Постановление Правительства Республики Алтай от 25.12.2012 N 335; НГР:ru02000201200955;

Постановление Правительства Республики Алтай от 16.08.2013 N 221; НГР:ru02000201300603}

VI. Механизмы реализации Программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»