Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2010 года N 21

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2010-2015 ГОДЫ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 388 НГР:ru02000201300944}

{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 30.06.2010., N 133; НГР:ru02000201000227;
Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2010., N 314; НГР:ru02000201000630;
Постановление Правительства Республики Алтай от 15.08.2011., N 200; НГР:ru02000201100425;
Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 377 НГР:ru02000201100768;
Постановление Правительства Республики Алтай от 17.05.2012., N 124 НГР:ru02000201200215;

Постановление Правительства Республики Алтай от 19.07.2012 N 188; НГР:ru02000201200425;

Постановление Правительства Республики Алтай от 26.12.2012 N 338 НГР:ru02000200800958;

Постановление Правительства Республики Алтай от 04.09.2013 N 242 НГР:ru02000201300655;

Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2013 N 359, НГР:ru02000201300910}

Правительство Республики Алтай постановляет:

Утвердить республиканскую целевую программу "Демографическое развитие Республики Алтай на 2010-2015 годы".

     Глава Республики Алтай,
     Председатель Правительства
     Республики Алтай А.В. Бердников

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 18 февраля 2010 г. N 21

Паспорт республиканской целевой программы "Демографическое развитие Республики Алтай на 2010-2015 годы"


{Изменения:

Постановление Правительства Республики Алтай от 30.06.2010., N 133; НГР:ru02000201000227;

Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2010., N 314; НГР:ru02000201000630;

Постановление Правительства Республики Алтай от 15.08.2011., N 200; НГР:ru02000201100425;

Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 377 НГР:ru02000201100768;

Постановление Правительства Республики Алтай от 17.05.2012., N 124 НГР:ru02000201200215;

Постановление Правительства Республики Алтай от 19.07.2012 N 188; НГР:ru02000201200425;

Постановление Правительства Республики Алтай от 26.12.2012 N 338 НГР:ru02000200800958}

Наименование республиканской целевой программы (далее - целевая программа)

Республиканская  целевая  программа "Демографическое развитие  Республики  Алтай  на 2010 - 2015 годы"

Основание для разработки целевой
 программы

Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

 Указ  Президента  Российской  Федерации  от  9 октября  2007  года  N  1351 "Об  утверждении Концепции  демографической  политики  Российской Федерации на период до 2025 года"

Государственный заказчик (государственный заказчик координатор) целевой программы

Государственным заказчиком - координатором целевой программы является Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
 Государственные заказчики целевой программы:
 Министерство здравоохранения Республики Алтай;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай;

 Министерство культуры Республики  Алтай;

 Министерство регионального развития Республики Алтай;

 Министерство внутренних дел по Республике Алтай;

 Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай

Разработчик  (разработчики)
 целевой программы

Разработчиком - координатором целевой программы является Министерство  труда  и  социального  развития Республики Алтай

Цель и задачи целевой программы

Целью реализации мероприятий целевой программы является:
 создание условий для устойчивого и качественного развития демографического потенциала Республики Алтай, сохранение, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни  населения.
 Задачами реализации мероприятий целевой программы являются:
 улучшение репродуктивного здоровья населения, сокращение уровня смертности от внешних причин, прежде всего в трудоспособном возрасте;

 улучшение качества жизни пожилых людей, всемерное укрепление семьи, распространение системы семейных ценностей, здорового образа жизни;

 содействие формированию социальной ответственности в вопросах семьи и брака;

 государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 реализация комплекса мер по развитию дошкольного образования;

 профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Сроки  и этапы (в случае разделения на этапы) реализации целевой программы

Целевая программа реализуется в один этап в течение 2010-2 015 годов

Перечень подпрограмм или основных мероприятий

В рамках целевой программы предусмотрена реализация следующих основных мероприятий:
 1) {Исключен:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 377 НГР: ru 02000201100768 }
 2) реконструкция центральной больницы на 56 коек с поликлиникой на 200 посещений в смену в селе Шебалино муниципального образования "Шебалинский район" (1 очередь строительства - стационар на 50 коек с поликлиникой на 200 посещений в смену);

 3) введение в эксплуатацию центральной районной больницы на 100 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в селе Усть-Кокса муниципального образования "Усть-Коксинский район";

 4) {Исключен:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 377 НГР: ru 02000201100768 }
 5) строительство центральной районной больницы на 40 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену селе Чемал муниципального образования "Чемальский район";

 6) строительство центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в селе Майма муниципального образования "Майминский район";

 7) строительство капитального банно-прачечного корпуса в лагере  Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай";

 8) строительство дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа на 120 мест по улице Чаптынова, 9 в городе Горно-Алтайске;

 9) пристройка к дошкольному образовательному учреждению "Ручеек" на 10 мест в селе Майма муниципального образования "Майминский район";

 10) реконструкция бассейна дошкольного образовательного учреждения "Олененок" под группу на 25 мест в селе Майма муниципального образования "Майминский район";

 11) реконструкция государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия опытно-производственного хозяйства "Горно-Алтайское" под дошкольное общеобразовательное учреждение на 120 мест в городе Горно-Алтайске, улица Лисавенко, 6;

 12) реконструкция здания государственного учреждения "Республиканский социально-реабилитацио нный центр для несовершеннолетних" по улице Петра Сухова, 25 под дошкольное общеобразовательное учреждение;

 13) строительство  школы-интерната  N 1 в городе Горно-Алтайске;

 14) строительство средней общеобразовательной школы на 216 мест (336 учащихся) в селе Белый Ануй Усть-Канского района;

 15) строительство средней общеобразовательной школы на 176 обучающихся в селе Беш-Озек Шебалинского района;

 16) реконструкция республиканской  гимназии в городе Горно-Алтайске (пристройка учебного корпуса на 500 мест - 1 очередь);

 17) строительство средней общеобразовательной школы N 7 в городе Горно-Алтайске (в том числе проектно-сметная документация);

 18) строительство средней общеобразовательной школы в селе Теленгит-Сортогой  муниципального образования "Кош-Агачский район" (в том числе проектно-сметная документация);

 19) строительство средней общеобразовательной школы в селе Сугаш муниципального образования "Усть-Коксинский район" (в том числе проектно-сметная документация);

 19.1) реконструкция средней школы в селе Онгудай, муниципального образования  "Онгудайский район" ( I очередь строительства);

 19.2) строительство школы на 70 учащихся в селе Улус-Черга муниципального образования "Шебалинский район";

 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 377 НГР: ru 02000201100768 }
 19.3) строительство корпуса на 40 мест на территории детского сада N 7 по ул. Проточной, 14 в г. Горно-Алтайске";

 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 377 НГР: ru 02000201100768 }
 20) проведение мониторинга социального положения граждан старших возрастных групп, определения их потребности в социальном обслуживании, состояния здоровья, тенденций и причин старения. Использование результатов исследований в области геронтологии в процессе социального обслуживания населения;

 21) проведение научных семинаров, педагогических экспериментов по  развитию у детей нравственных ценностей и умственных способностей;

 22) разработка и издание учебно-методической литературы с учетом этнокультурных особенностей населения "Чалын" ("Роса") и "Батыр" ("Богатырь");

 23) разработка и издание наглядно-методических картинок по развитию речи детей с 3-х до 6 лет к программе "Росточек" по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста;

 24) укрепление материально-технического оснащения лечебно-профилактических учреждений, находящихся в ведении Республики Алтай;

 25) комплексное лечение и профилактика социально-з начимых заболеваний и приобретение высокоэффективных лекарственных препаратов;

 26) организация республиканских семинаров, совещаний, конференций врачей терапевтов, кардиологов, медицинских работников первичного звена с целью повышения квалификации и подготовки кадров;

 27) мероприятия в области демографического развития на базе государственного учреждения здравоохранения "Горно-Алтайская республиканская психиатрическая больница";

 28) мероприятия в области демографического развития на базе государственного учреждения здравоохранения "Республиканский противотуберкулезный диспансер";

 29) мероприятия в области демографического развития на базе государственного учреждения здравоохранения "Чемальский детский противотуберкулезный санаторий";

 30) мероприятия в области демографического развития на базе государственного учреждения здравоохранения  Республики Алтай "Горно-Алтайский специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС и нарушением психики";

 31) формирование здорового образа жизни у населения Республики Алтай, включая сокращение потребления алкоголя и табака;

 32) мероприятия в области демографического развития на базе государственного учреждения здравоохранения "Республиканский перинатальный центр";

 33) мероприятия в области демографического развития на базе государственного учреждения здравоохранения "Республиканская детская  больница";

 34) мероприятия в области демографического развития на базе государственного учреждения здравоохранения "Республиканский кожно-венерологический диспансер";

 35) мероприятия в области демографического развития на базе государственного учреждения здравоохранения "Республиканская стоматологическая поликлиника";

 35.1) мероприятия по организации долечивания работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации;

 36) {Исключен:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 377 НГР: ru 02000201100768 }
 37) организация и проведение акций, привлекающих внимание к проблемам пожилых людей (республиканский месячник пожилого человека);

 38) {Исключен:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 15.08.2011., N 200;
НГР:ru02000201100425 }
 39) субсидирование затрат, связанных с предоставлением услуг плавательного бассейна в Республике Алтай по льготным ценам;

 40) оказание единовременной адресной помощи молодым семьям с детьми, доход которых ниже прожиточного минимума;

 41) формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

 42) осуществление досуга детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе государственного учреждения Рес публики Алтай "Комплексный Центр социального обслуживания населения";

 43) укрепление кадрового и материального обеспечения комплексных центров социального обслуживания населения, в том числе семьи и детей;

 44) создание теле-  и радиопередач, публикаций посвященных проблемам современной семьи, воспитанию нравственных основ семейной жизни, выпуск методических рекомендаций по вопросам воспитания детей;

 45) укрепление материально-технического оснащения государственного учреждения Республики Алтай "Комплексный Центр социального обслуживания населения";

 46) организация и проведение социально значимых мероприятий, акций (День семьи, День защиты детей, День матери (приобретение холодильников и микроавтобусов УАЗ для многодетных матерей, новогодняя акция), конкурсов социальных работников, социальных учреждений, семинаров, привлекающих внимание к проблемам материнства и детства;

 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 377 НГР: ru 02000201100768 }
 47) реализация комплекса мероприятий образовательно-эстетического направления и духовно-нравственного воспитания семей с детьми (беседы, путешествия по залам музеев, видеопросмотры, прослушивание музыкальных произведений);

 48) {Исключен:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 377 НГР: ru 02000201100768 }
 49) проведение республиканских спортивно-массовых соревнований с участием семей с детьми;

 50) создание лаборатории государственной экспертизы по условиям труда путем приобретения транспорта, оборудования и программного обеспечения на базе государственного учреждения Республики Алтай "Комплексный Центр социального обслуживания населения";

 51) приобретение и внедрение сертифицированной системы по обработке и защите информации о персональных данных;

 52) осуществление деятельности государственным учреждением "Республиканский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в рамках ведомственной целевой программы "Повышение эффективности комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями";

 53) осуществление деятельности государственным учреждением "Республиканский социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних" в рамках ведомственной целевой программы "О мерах по улучшению социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации";

 54) осуществление деятельности государственным учреждением Республики Алтай "Комплексный Центр социального обслуживания населения" в рамках ведомственной целевой программы "Предоставление социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации";

 55) осуществление деятельности государственным учреждением "Республиканский психоневрологический интернат" в рамках ведомственной целевой программы "Повышение эффективности социально-реабилитационного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими, хроническими заболеваниями, детей - инвалидов с отклонениями в умственном развитии";

 56) создание мобильной  службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, проживающих на территории муниципальных образований в Республике Алтай;

 57) участие замещающих семей во Всероссийских творческих семейных ассамблеях замещающих семей;

 58) организация видеоматериалов, размещение фотографий детей  и  данных о них  в республиканских газетах, изготовление буклетов, издание информационного бюллетеня, материалов посвященных пропаганде и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, адаптации данных детей в приемных, опекунских семьях;

 59) приобретение видеокамеры, фотоаппарата, диктофона региональному оператору по формированию регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

 60) организация работы по подготовке кандидатов в замещающие семьи, желающим взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на базе государственного образовательного учреждения Республики Алтай для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения";

 61) повышение квалификации специалистов по опеке и попечительству, руководителей и педагогов образовательных учреждений и обеспечение их участия во всероссийских и республиканских семинарах, совещаниях, конференциях, "круглых столах";

 62) проведение тематических семинаров, межведомственных конференций  для специалистов органов опеки и попечительства, психологов;

 63) реализация дополнительных  гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, воспитывающихся в государственных  учреждениях  Республики Алтай;

  64) приобретение для государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Республики  Алтай "Школа-интернат N 1 для  детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, им. Г.К.Жукова", Государственного специаль-ного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай" оборудования  для столовой и  учебных кабинетов,  инвентаря, мебели;

 65) издание книжек - малышек для детей дошкольного возраста;

 66) обеспечение учреждений обществен-ного воспитания, государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Республики  Алтай "Школа-интернат N 1 для  детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, им. Г.К.Жукова", Государственного специаль-ного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитан-ников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай" дидактическими, техническими средствами воспитания  и обучения;
учебниками, учебной  литера-турой и пособиями;
 развивающими играми и игрушками;
канцелярскими  принадлеж-ностями  и предметами  личной гигиены;
 малыми игровыми формами;

 67) организация и проведение республиканских культурных, спортивных, воспитательных мероприятий, направ-ленных на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей;

 68) размещение государственного заказа на переподготовку и подготовку специалистов дошкольного образования узких специальностей (логопедов, дефектологов);

 69) материально-техническое обеспечение дошкольных образовательных учреждений в Республике Алтай;

 70) проведение капитального ремонта спальных корпусов, строительство эстрадной площадки и хозяйственного помещения, реконструкция бани, установка летнего открытого бассейна, отсыпка хозяйственно-подъездных путей  в  лагере "Черемушки" государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Республики  Алтай "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, им. Г.К.Жукова";

 71) проведение  капитального  ремонта  котельной, ограждения,  летней крытой  площадки, ремонт воздушной электролинии, подведение центрального  водопровода, подведение отопления  и канализации  к спальным корпусам в лагере  "Черемушки" государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Республики  Алтай "Школа-интернат N 1 для  детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, им. Г.К.Жукова" и в лагере  Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитан-ников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай";

 72) проведение капитального ремонта учебного корпуса, спального корпуса Государственного специального (коррек-ционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) обще-образовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай";

 73) проведение капитального ремонта спальных корпусов  в  лагере Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) обще-образовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай";

 74) капитальный ремонт здания дошкольного образовательного учреждения на 60 мест в селе Шашикман муниципального образования "Онгудайский район";

 75) капитальный ремонт здания дошкольного образовательного учреждения на 40 мест в селе Шебалино муниципального образования "Шебалинский район";

 76) капитальный ремонт здания дошкольного образовательного учреждения на 60 мест в селе Соузга муниципального образования "Майминский район";

 77) капитальный ремонт дошкольного образовательного учреждения  на 75 мест в селе Усть-Кокса муниципального образования "Усть-Коксинский район";

 78) капитальный ремонт дошкольного образовательного учреждения  "Ручеек" на 70 мест в селе Онгудай муниципального образования "Онгудайский район";

 79) капитальный ремонт дошкольного образовательного учреждения  на 95 мест по улице Советская, 157 в селе Онгудай муниципального образования "Онгудайский район";

 80) капитальный ремонт дошкольного образовательного учреждения  на 120 мест в селе Ябоган муниципального образования "Усть-Канский район";

 81) реализация социального проекта "Любящее сердце", направленного на реабилитацию детей и родителей, находящихся в социально опасном положении;

 82) создание единой электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

 83) создание в учреждениях социального обслуживания семьи и детей и учреждениях социального обслуживания населения семейных клубов;

 84) реализация социального проекта "Наш мир" на основе привлечения общественности к объединению усилий по борьбе с агрессией в отношении несовершеннолетних на базе учреждений социального обслуживания населения;

 85) приобретение школьной  формы и канцелярских товаров для детей, поступающих в первый класс, из неполных, многодетных, неблагополучных семей;

 86) организация проведения республиканских культурных мероприятий с несовершеннолетними, состоящими на учете в правоохранительных органах (конкурсы, спортивные соревнования) в каникулярное время;

 87) совершенствование работы отрядов юных помощников милиции, юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных. Продолжение деятельности кружков и клубов по правовым вопросам;

 88) изготовление печатной продукции (методические рекомендации, буклеты, информационные бюллетени, листовки) о вреде курения, наркомании и алкоголизма;

 89) проведение республиканских мероприятий: "Безопасное колесо", "Школа безопасности";

 90) проведение спартакиад в летних оздоровительных лагерях с привлечением детей, нуждающихся в особой заботе государства;

 91) обеспечение инспекции по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел по Республике Алтай необходимым количеством оргтехники, оборудованием кабинетов, автотранспортом;

 92) организация и проведение мероприятий в рамках ведомственной целевой программы "Совершенствование деятельности Министерства внутренних дел по Республике Алтай в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних на 2010-2012 годы".
 93) строитель ство центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в селе Турочак;

 94) строительство центральной районной больницы в селе Кош-Агач.

{В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 30.06.2010., N 133;
НГР:ru02000201000227 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 26.12.2012 N 338 НГР: ru 02000200800958 }

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования целевой программы составляет 3604767 тысяч рублей, в том числе по источникам финансирования:
 за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 2839241,3 тысяч рублей;

 за счет средств федерального бюджета (справочно) - 727230 тысяч рублей;

 за счет средств муниципального бюджета (справочно) -38113,5 тысяч рублей;

 за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (справочно) - 182,2 тысяч рублей.";

{В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 30.06.2010., N 133;
НГР:ru02000201000227 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2010., N 314;
НГР:ru02000201000630 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 15.08.2011., N 200;
НГР:ru02000201100425 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 377 НГР: ru 02000201100768 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 17.05.2012., N 124 НГР: ru 02000201200215 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 19.07.2012 N 188;
НГР:ru02000201200425 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 26.12.2012 N 338 НГР: ru 02000200800958 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 04.09.2013 N 242 НГР: ru 02000201300655 }

Система организации контроля над исполнением целевой программы

Министерство экономического развития  и инвестиций  Республики  Алтай с участием Министерства финансов  Республики  Алтай, государственных заказчиков целевой программы, привлеченных независимых экспертов  осуществляет контрольные  проверки  за  ходом  реализации целевой программы

Ожидаемые показатели эффективности реализации целевой программы

Ожидаемыми результатами эффективности целевой программы являются:
 увеличение численности постоянного населения Республики Алтай до 220354 граждан;

 увеличение продолжительности жизни у мужчин на 2,5 года, у женщин - на 1,5 года;

 рост рождаемости до 4500 детей в год;

 снижение уровня младенческой смертности на 3 %;

 сокращение уровня общей смертности населения на 5 %;

 рост числа браков до 2500 в год;

 снижение числа разводов до 900 в год;

 сокращение числа неполных и неблагополучных семей от общей численности семей на 8 %;

 доля граждан, включая граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми, детей-инвалидов, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания от численности населения - 20%;

 доля детей с ограниченными возможностями здоровья с положительной динамикой от общего количества детей, прошедших социальную реабилитацию в учреждениях социального обслуживания - 85 %;

 доля удовлетворенных граждан, получивших социальные услуги от общего числа обслуженных граждан - 78 %

Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа


Развитие Республики Алтай во всех сферах жизни тесно связано с решением острейших демографических процессов (численность населения, рождаемость, смертность, брачность, разводимость, улучшение условий жизнедеятельности семьи).

Положительная динамика данных процессов будет способствовать улучшению демографической ситуации, и гарантировать воспроизводство человеческих ресурсов. Сбережение населения Республики Алтай, его численности, физического и нравственного здоровья имеет огромное стратегическое значение.

Социально-экономические преобразования обусловили обострение демографических проблем как в целом по России, так и в Республике Алтай.

В настоящее время в Республике Алтай имеют место проблемы высокого уровня младенческой смертности, высоких темпов роста смертности в трудоспособном возрасте (намечается тенденция к снижению), устойчивой структуры основных причин смерти, низкие показатели продолжительности жизни и здоровья, рост количества разводов, рост числа неполных и неблагополучных семей.

Неблагоприятно влияет на демографическую ситуацию в данном случае на увеличение уровня рождаемости особый показатель - младенческая смертность.

В Республике Алтай показатель младенческой смертности остается высоким - по статистическим данным 2009 года 48 умерших детей (11,4 промилле) в возрасте до 1 года приходилось на 1000 родившихся (2008 год – 10,6 промилле), в то время как в Российской Федерации, Сибирском Федеральном округе, отмечается положительная динамика этого показателя.

В числе умерших детей и подростков до 15 лет, новорожденные, не дожившие до 1 года, составили 65%. Число детей умерших до 1 года характеризует репродуктивное здоровье родителей, здоровье нового поколения, и кроме того реализацию медицинских и социальных мер поддержки женщин и детей.

Наиболее высокий уровень младенческой смертности наблюдается от причин, во многом зависящих от репродуктивного здоровья женщин - 48% случаев смерти новорожденных приходится на состояния, возникающие в перинатальный период (28 недель беременности, включая роды и первые семь дней жизни ребенка), 28% умерли от врожденных аномалий. Наряду с этим существенна (14%) и доля смертей, связанных с болезнями органов дыхания, инфекционных и паразитарных болезней, несчастных случаев, отравлений и травм.

В структуре причин младенческой смертности на первом месте стоят перинатальные причины, связанные со здоровьем матери и уровнем оснащения акушерско-гинекологической и неонатологической помощи, согласно которой беременные женщины, имеющие высокий акушерский и перинатальный риск, наблюдаются и родоразрешаются в специализированных учреждениях.

Ежегодный анализ младенческой смертности показывает, что большой процент приходится на относительно управляемые причины. К ним относится поздняя обращаемость за медицинской помощью и ухудшение соматического состояния здоровья женщин, несоблюдение стандартов обследования из-за отсутствия необходимого диагностического оборудования.

Кроме того к одной из основных причин, характеризующих состояние отрасли здравоохранения в Республике Алтай, относится износ основных фондов учреждений здравоохранения Республики Алтай, недостаточный уровень развития современных специализированных видов медицинского обслуживания, их доступность для взрослого и детского населения.

В связи с чем, одним из важнейших факторов в улучшении демографической ситуации является охрана здоровья женщин, новорожденных и снижение младенческой смертности.

По - прежнему, главными причинами смертности населения Республики Алтай являются болезни системы кровообращения (44,1%), несчастные случаи, отравления и травмы (21,9%), новообразования(13,1%). Основной угрозой жизни остаются заболевания сердечно-сосудистой системы.

Уровень смертности от несчастных случаев, отравлений и травм в Республике Алтай составляет на 100 тысяч населения 267,6 человека и превышает данный показатель по России и Сибирскому Федеральному округу: в Российской Федерации на 100 тысяч населения 172,2 человека, в Сибирском Федеральном округе - 224,5 человек.

Отмечается высокая смертность лиц трудоспособного возраста, в том числе от предотвратимых причин, что во многом обусловлено определенным образом жизни (алкоголизм, наркомания, травматизм, стрессы).

Лидирующее место среди причин смерти в рабочих возрастах занимают несчастные случаи, отравления и травмы. Они являются причиной гибели 48 % мужчин и 40% женщин, умерших в рабочем возрасте, при этом на самоубийства, убийства и случайные отравления алкоголем приходится 49% преждевременных неестественных причин. В истекшем году от болезней системы кровообращения среди трудоспособного населения умерло 229 человек - 23% от всех умерших в рабочих возрастах.

Снижение смертности от внешних причин позволило бы снизить уровень смертности жителей Республики Алтай на 20% без дополнительных материальных затрат. Но образ жизни в настоящее время становится серьезным препятствием на пути снижения смертности, несмотря на усиление мер со стороны системы здравоохранения.

Состояние здоровья и уровень смертности населения неизбежно отражаются в низкой ожидаемой продолжительности жизни, которая в Республике Алтай составляет 65,2 лет, что на 2,7 лет ниже российского показателя - 67,9 лет. При этом ожидаемая продолжительность жизни у мужчин 58,9 лет, у женщин – 71,8 лет, для городского населения 66 лет (в Российской Федерации 68,6 лет), для сельского населения 64,7 лет (в Российской Федерации 66 лет). Основной вклад в показатель низкой продолжительности жизни вносит высокая смертность мужчин в трудоспособном возрасте.

Сформировавшийся уровень продолжительности жизни населения Республики Алтай обусловлен отсутствием мотивации здорового образа жизни, понимания значимости своего собственного здоровья и здоровья своих детей у значительной части населения, несовершенство развития системы здравоохранения, незначительное внимание к профилактике заболеваний, загрязнение окружающей среды, слабое развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом.

Многие люди не приучены к стилю жизни и поведению, которые обеспечивают предупреждение заболеваний, подвержены влиянию отрицательных социальных норм и традиций. Как свидетельствует совокупность полученных данных о распространенности положительных и отрицательных поведенческих факторов, влияющих на здоровье, доля тех, кто в повседневной жизни действительно бережет свое здоровье, не превышает 25% обследованных (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай).

Признавая на декларативном уровне важность здоровья, полезность занятий физической культурой, пагубность курения, употребления алкоголя, большинство граждан в реальной жизни пренебрегают возможностями сохранения здоровья и рисками его потери:

70,6% не соблюдают режим питания (по Российской Федерации этот показатель ниже и составляет 64,2%);

80,9% не занимаются утренней гимнастикой;

33,2% регулярно курят, из них 41,7% - выкуривают от 11 до 20 и более сигарет в день (по Российской Федерации этот показатель составляет 48,6%);

80,6% употребляют алкогольные напитки, в том числе каждый третий употребляет водку, коньяк и другие крепкие напитки регулярно.

Количество граждан, употребляющих крепкие спиртные напитки в Республике Алтай на порядок больше, чем по России в целом (24,5% по Российской Федерации и 34,7% в Республике Алтай).

Большинство людей относятся к своему здоровью как к сравнительно легко "возобновляемому ресурсу", не приучено постоянно думать о его состоянии, практически заботиться о нем, не привыкло противостоять вредным привычкам.

Одним из важнейших показателей, характеризующих демографическую ситуацию, является уровень расторжения браков, который в Республике Алтай по сравнению с предыдущими годами не улучшается: на 1000 образовавшихся брачных пар приходится 511 распавшихся (в 2007 году - 436).

Решаются на расторжение браков мужчины и женщины чаще в возрасте от 25 до 39 лет (55 % в общем числе расторгнутых браков). В большинстве случаев, разведенные лица заводят новую семью, причем у мужчин это происходит чаще, чем у женщин. В 2008 году в повторный брак вступило 356 мужчин и 306 женщин, что составило 15,7% в общем числе зарегистрированных браков.

В результате разводов в 2008 году 727 детей и подростков в возрасте до 18 лет остались без одного из родителей. Брак перестает быть обязательным условием рождения и воспитания детей.

Повышение показателя разводимости в Республике Алтай, как показывают многочисленные исследования, связаны с материальной и жилищной неустроенностью молодых семей, что приводит к риску развода в первые годы совместной жизни. Следствием сложившейся ситуации в брачно-семейных процессах явилось распространение неофициальных браков, которые непосредственно повышают удельный вес внебрачной рождаемости. В 2008 году в республике вне зарегистрированного брака родилось 1446 детей, или 32,6% от общего числа родившихся. Среди сельского населения рождение детей вне зарегистрированного брака происходит гораздо чаше, чем среди городского, 34% всех новорожденных детей в сельской местности рождены вне брака.

Большое количество разводов наряду с ростом внебрачной рождаемости влечет за собой увеличение числа неполных и неблагополучных семей.

За период 2008 - 2009 годы численность неполных семей выросла на 9 % или на 850 семей и составила 25% от общего количества семей (46 тыс. семей).

В связи с чем, каждый пятый ребенок в Республике Алтай воспитывается в неполной семье, что неблагоприятно влияет на внутрисемейные отношения. Для полноценного воспитания и развития ребенку необходимы как мать, так и отец. Мужчина и женщина, являясь противоположностями и своеобразно воздействуя на ребенка, образуют как раз ту "золотую середину", которая называется эмоциональной уравновешенностью. Только взаимодействие отца и матери могут обеспечить ребенку эмоциональное здоровье, интеллектуальную активность и адекватную социализацию.

Однако тенденции разрушения нравственных ценностей и основ семьи способствуют устойчивому снижению роли семьи в социализации детей.

В Республике Алтай свыше 500 семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями.

Это ведет к увеличению количества случаев насилия в отношении детей и приводит к совершению побегов подростков из дома. Ежегодно более 90 несовершеннолетних убегают из дома, и как следствие этого растет количество социальных сирот, беспризорных и безнадзорных детей. В среднем в год выявляется около 350 детей этой категории.

В сложившейся системе социальной поддержки семьи и детства, профилактики социального сиротства недостаточно эффективно действует межведомственная модель выявления и учета семей "группы риска", не в полной мере применяются стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, не развита система профессиональной подготовки кадров для оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства, слабо развито сопровождение замещающих (опекунских, приемных) семей.

Таким образом, все неблагоприятные тенденции демографического развития Республики Алтай требуют разработки качественно новых программных подходов для их преодоления, то есть принятия системных мер по сокращению уровня смертности в трудоспособном возрасте, младенческой смертности, сохранению и укреплению здоровья населения, увеличению продолжительности активной жизни, рождаемости населения и семейно-брачным процессам.

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, определены цели, задачи и основные направления политики Российской Федерации. В основу демографической политики положены такие принципы, как комплексность решения демографических задач в их взаимосвязи, применение эффективных механизмов, дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ.

Своевременное реагирование на демографические тенденции, учет республиканских особенностей демографического развития в настоящее время требует не просто дополнительных, а системных мер. Это и координация действий законодательных, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, дальнейшее совершенствование законодательства в сфере семейного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений с учетом мер по реализации демографической политики, и создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития.

Реализация данных задач требует принятия на республиканском и муниципальном уровнях комплексных решений по усилению снижения уровня бедности, интенсивному развитию человеческого ресурса и созданию эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальное развитие населения), концентрации финансовых и материальных ресурсов. Актуальность этих решений особенно усиливается в связи с кризисными явлениями в экономике, ростом безработицы, усугубившимся положением многих семей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»