ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2010 года N 21
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2010-2015 ГОДЫ"
{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 388 НГР:ru02000201300944}
{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 30.06.2010., N 133; НГР:ru02000201000227;
Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2010., N 314; НГР:ru02000201000630;
Постановление Правительства Республики Алтай от 15.08.2011., N 200; НГР:ru02000201100425;
Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 377 НГР:ru02000201100768;
Постановление Правительства Республики Алтай от 17.05.2012., N 124 НГР:ru02000201200215;
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.07.2012 N 188; НГР:ru02000201200425;
Постановление Правительства Республики Алтай от 26.12.2012 N 338 НГР:ru02000200800958;
Постановление Правительства Республики Алтай от 04.09.2013 N 242 НГР:ru02000201300655;
Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2013 N 359, НГР:ru02000201300910}
Правительство Республики Алтай постановляет:
Утвердить республиканскую целевую программу "Демографическое развитие Республики Алтай на 2010-2015 годы".
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай А.В. Бердников
Паспорт республиканской целевой программы "Демографическое развитие Республики Алтай на 2010-2015 годы"
{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 30.06.2010., N 133; НГР:ru02000201000227;
Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2010., N 314; НГР:ru02000201000630;
Постановление Правительства Республики Алтай от 15.08.2011., N 200; НГР:ru02000201100425;
Постановление Правительства Республики Алтай от 15.12.2011., N 377 НГР:ru02000201100768;
Постановление Правительства Республики Алтай от 17.05.2012., N 124 НГР:ru02000201200215;
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.07.2012 N 188; НГР:ru02000201200425;
Постановление Правительства Республики Алтай от 26.12.2012 N 338 НГР:ru02000200800958}
Наименование республиканской целевой программы (далее - целевая программа) | Республиканская целевая программа "Демографическое развитие Республики Алтай на 2010 - 2015 годы" |
Основание для разработки целевой | Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; |
Государственный заказчик (государственный заказчик координатор) целевой программы | Государственным заказчиком - координатором целевой программы является Министерство труда и социального развития Республики Алтай. |
Разработчик (разработчики) | Разработчиком - координатором целевой программы является Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
Цель и задачи целевой программы | Целью реализации мероприятий целевой программы является: |
Сроки и этапы (в случае разделения на этапы) реализации целевой программы | Целевая программа реализуется в один этап в течение 2010-2 015 годов |
Перечень подпрограмм или основных мероприятий | В рамках целевой программы предусмотрена реализация следующих основных мероприятий: |
{В редакции: | |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования целевой программы составляет 3604767 тысяч рублей, в том числе по источникам финансирования: |
{В редакции: | |
Система организации контроля над исполнением целевой программы | Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай с участием Министерства финансов Республики Алтай, государственных заказчиков целевой программы, привлеченных независимых экспертов осуществляет контрольные проверки за ходом реализации целевой программы |
Ожидаемые показатели эффективности реализации целевой программы | Ожидаемыми результатами эффективности целевой программы являются: |
Развитие Республики Алтай во всех сферах жизни тесно связано с решением острейших демографических процессов (численность населения, рождаемость, смертность, брачность, разводимость, улучшение условий жизнедеятельности семьи).
Положительная динамика данных процессов будет способствовать улучшению демографической ситуации, и гарантировать воспроизводство человеческих ресурсов. Сбережение населения Республики Алтай, его численности, физического и нравственного здоровья имеет огромное стратегическое значение.
Социально-экономические преобразования обусловили обострение демографических проблем как в целом по России, так и в Республике Алтай.
В настоящее время в Республике Алтай имеют место проблемы высокого уровня младенческой смертности, высоких темпов роста смертности в трудоспособном возрасте (намечается тенденция к снижению), устойчивой структуры основных причин смерти, низкие показатели продолжительности жизни и здоровья, рост количества разводов, рост числа неполных и неблагополучных семей.
Неблагоприятно влияет на демографическую ситуацию в данном случае на увеличение уровня рождаемости особый показатель - младенческая смертность.
В Республике Алтай показатель младенческой смертности остается высоким - по статистическим данным 2009 года 48 умерших детей (11,4 промилле) в возрасте до 1 года приходилось на 1000 родившихся (2008 год – 10,6 промилле), в то время как в Российской Федерации, Сибирском Федеральном округе, отмечается положительная динамика этого показателя.
В числе умерших детей и подростков до 15 лет, новорожденные, не дожившие до 1 года, составили 65%. Число детей умерших до 1 года характеризует репродуктивное здоровье родителей, здоровье нового поколения, и кроме того реализацию медицинских и социальных мер поддержки женщин и детей.
Наиболее высокий уровень младенческой смертности наблюдается от причин, во многом зависящих от репродуктивного здоровья женщин - 48% случаев смерти новорожденных приходится на состояния, возникающие в перинатальный период (28 недель беременности, включая роды и первые семь дней жизни ребенка), 28% умерли от врожденных аномалий. Наряду с этим существенна (14%) и доля смертей, связанных с болезнями органов дыхания, инфекционных и паразитарных болезней, несчастных случаев, отравлений и травм.
В структуре причин младенческой смертности на первом месте стоят перинатальные причины, связанные со здоровьем матери и уровнем оснащения акушерско-гинекологической и неонатологической помощи, согласно которой беременные женщины, имеющие высокий акушерский и перинатальный риск, наблюдаются и родоразрешаются в специализированных учреждениях.
Ежегодный анализ младенческой смертности показывает, что большой процент приходится на относительно управляемые причины. К ним относится поздняя обращаемость за медицинской помощью и ухудшение соматического состояния здоровья женщин, несоблюдение стандартов обследования из-за отсутствия необходимого диагностического оборудования.
Кроме того к одной из основных причин, характеризующих состояние отрасли здравоохранения в Республике Алтай, относится износ основных фондов учреждений здравоохранения Республики Алтай, недостаточный уровень развития современных специализированных видов медицинского обслуживания, их доступность для взрослого и детского населения.
В связи с чем, одним из важнейших факторов в улучшении демографической ситуации является охрана здоровья женщин, новорожденных и снижение младенческой смертности.
По - прежнему, главными причинами смертности населения Республики Алтай являются болезни системы кровообращения (44,1%), несчастные случаи, отравления и травмы (21,9%), новообразования(13,1%). Основной угрозой жизни остаются заболевания сердечно-сосудистой системы.
Уровень смертности от несчастных случаев, отравлений и травм в Республике Алтай составляет на 100 тысяч населения 267,6 человека и превышает данный показатель по России и Сибирскому Федеральному округу: в Российской Федерации на 100 тысяч населения 172,2 человека, в Сибирском Федеральном округе - 224,5 человек.
Отмечается высокая смертность лиц трудоспособного возраста, в том числе от предотвратимых причин, что во многом обусловлено определенным образом жизни (алкоголизм, наркомания, травматизм, стрессы).
Лидирующее место среди причин смерти в рабочих возрастах занимают несчастные случаи, отравления и травмы. Они являются причиной гибели 48 % мужчин и 40% женщин, умерших в рабочем возрасте, при этом на самоубийства, убийства и случайные отравления алкоголем приходится 49% преждевременных неестественных причин. В истекшем году от болезней системы кровообращения среди трудоспособного населения умерло 229 человек - 23% от всех умерших в рабочих возрастах.
Снижение смертности от внешних причин позволило бы снизить уровень смертности жителей Республики Алтай на 20% без дополнительных материальных затрат. Но образ жизни в настоящее время становится серьезным препятствием на пути снижения смертности, несмотря на усиление мер со стороны системы здравоохранения.
Состояние здоровья и уровень смертности населения неизбежно отражаются в низкой ожидаемой продолжительности жизни, которая в Республике Алтай составляет 65,2 лет, что на 2,7 лет ниже российского показателя - 67,9 лет. При этом ожидаемая продолжительность жизни у мужчин 58,9 лет, у женщин – 71,8 лет, для городского населения 66 лет (в Российской Федерации 68,6 лет), для сельского населения 64,7 лет (в Российской Федерации 66 лет). Основной вклад в показатель низкой продолжительности жизни вносит высокая смертность мужчин в трудоспособном возрасте.
Сформировавшийся уровень продолжительности жизни населения Республики Алтай обусловлен отсутствием мотивации здорового образа жизни, понимания значимости своего собственного здоровья и здоровья своих детей у значительной части населения, несовершенство развития системы здравоохранения, незначительное внимание к профилактике заболеваний, загрязнение окружающей среды, слабое развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом.
Многие люди не приучены к стилю жизни и поведению, которые обеспечивают предупреждение заболеваний, подвержены влиянию отрицательных социальных норм и традиций. Как свидетельствует совокупность полученных данных о распространенности положительных и отрицательных поведенческих факторов, влияющих на здоровье, доля тех, кто в повседневной жизни действительно бережет свое здоровье, не превышает 25% обследованных (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай).
Признавая на декларативном уровне важность здоровья, полезность занятий физической культурой, пагубность курения, употребления алкоголя, большинство граждан в реальной жизни пренебрегают возможностями сохранения здоровья и рисками его потери:
70,6% не соблюдают режим питания (по Российской Федерации этот показатель ниже и составляет 64,2%);
80,9% не занимаются утренней гимнастикой;
33,2% регулярно курят, из них 41,7% - выкуривают от 11 до 20 и более сигарет в день (по Российской Федерации этот показатель составляет 48,6%);
80,6% употребляют алкогольные напитки, в том числе каждый третий употребляет водку, коньяк и другие крепкие напитки регулярно.
Количество граждан, употребляющих крепкие спиртные напитки в Республике Алтай на порядок больше, чем по России в целом (24,5% по Российской Федерации и 34,7% в Республике Алтай).
Большинство людей относятся к своему здоровью как к сравнительно легко "возобновляемому ресурсу", не приучено постоянно думать о его состоянии, практически заботиться о нем, не привыкло противостоять вредным привычкам.
Одним из важнейших показателей, характеризующих демографическую ситуацию, является уровень расторжения браков, который в Республике Алтай по сравнению с предыдущими годами не улучшается: на 1000 образовавшихся брачных пар приходится 511 распавшихся (в 2007 году - 436).
Решаются на расторжение браков мужчины и женщины чаще в возрасте от 25 до 39 лет (55 % в общем числе расторгнутых браков). В большинстве случаев, разведенные лица заводят новую семью, причем у мужчин это происходит чаще, чем у женщин. В 2008 году в повторный брак вступило 356 мужчин и 306 женщин, что составило 15,7% в общем числе зарегистрированных браков.
В результате разводов в 2008 году 727 детей и подростков в возрасте до 18 лет остались без одного из родителей. Брак перестает быть обязательным условием рождения и воспитания детей.
Повышение показателя разводимости в Республике Алтай, как показывают многочисленные исследования, связаны с материальной и жилищной неустроенностью молодых семей, что приводит к риску развода в первые годы совместной жизни. Следствием сложившейся ситуации в брачно-семейных процессах явилось распространение неофициальных браков, которые непосредственно повышают удельный вес внебрачной рождаемости. В 2008 году в республике вне зарегистрированного брака родилось 1446 детей, или 32,6% от общего числа родившихся. Среди сельского населения рождение детей вне зарегистрированного брака происходит гораздо чаше, чем среди городского, 34% всех новорожденных детей в сельской местности рождены вне брака.
Большое количество разводов наряду с ростом внебрачной рождаемости влечет за собой увеличение числа неполных и неблагополучных семей.
За период 2008 - 2009 годы численность неполных семей выросла на 9 % или на 850 семей и составила 25% от общего количества семей (46 тыс. семей).
В связи с чем, каждый пятый ребенок в Республике Алтай воспитывается в неполной семье, что неблагоприятно влияет на внутрисемейные отношения. Для полноценного воспитания и развития ребенку необходимы как мать, так и отец. Мужчина и женщина, являясь противоположностями и своеобразно воздействуя на ребенка, образуют как раз ту "золотую середину", которая называется эмоциональной уравновешенностью. Только взаимодействие отца и матери могут обеспечить ребенку эмоциональное здоровье, интеллектуальную активность и адекватную социализацию.
Однако тенденции разрушения нравственных ценностей и основ семьи способствуют устойчивому снижению роли семьи в социализации детей.
В Республике Алтай свыше 500 семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями.
Это ведет к увеличению количества случаев насилия в отношении детей и приводит к совершению побегов подростков из дома. Ежегодно более 90 несовершеннолетних убегают из дома, и как следствие этого растет количество социальных сирот, беспризорных и безнадзорных детей. В среднем в год выявляется около 350 детей этой категории.
В сложившейся системе социальной поддержки семьи и детства, профилактики социального сиротства недостаточно эффективно действует межведомственная модель выявления и учета семей "группы риска", не в полной мере применяются стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, не развита система профессиональной подготовки кадров для оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства, слабо развито сопровождение замещающих (опекунских, приемных) семей.
Таким образом, все неблагоприятные тенденции демографического развития Республики Алтай требуют разработки качественно новых программных подходов для их преодоления, то есть принятия системных мер по сокращению уровня смертности в трудоспособном возрасте, младенческой смертности, сохранению и укреплению здоровья населения, увеличению продолжительности активной жизни, рождаемости населения и семейно-брачным процессам.
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, определены цели, задачи и основные направления политики Российской Федерации. В основу демографической политики положены такие принципы, как комплексность решения демографических задач в их взаимосвязи, применение эффективных механизмов, дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ.
Своевременное реагирование на демографические тенденции, учет республиканских особенностей демографического развития в настоящее время требует не просто дополнительных, а системных мер. Это и координация действий законодательных, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, дальнейшее совершенствование законодательства в сфере семейного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений с учетом мер по реализации демографической политики, и создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития.
Реализация данных задач требует принятия на республиканском и муниципальном уровнях комплексных решений по усилению снижения уровня бедности, интенсивному развитию человеческого ресурса и созданию эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальное развитие населения), концентрации финансовых и материальных ресурсов. Актуальность этих решений особенно усиливается в связи с кризисными явлениями в экономике, ростом безработицы, усугубившимся положением многих семей.