Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2011 года N 208

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2012-2015 ГОДЫ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 12.09.2013 N 251; НГР:ru02000201300672}


Правительство Республики Алтай постановляет :

Утвердить республиканскую комплексную программу "Развитие профессионального образования Республики Алтай на 2012-2015 годы".

Исполняющий обязанности
     Председателя Правительства
     Республики Алтай
     Ю.В. Антарадонов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай от 18 августа 2011 года N 208


Республиканская комплексная программа "Развитие профессионального образования Республики Алтай на 2012-2015 годы"

I. Паспорт республиканской комплексной программы


Наименование республиканской комплексной программы (далее - Программа)

Республиканская комплексная программа "Развитие профессионального образования Республики Алтай на 2012-2015 годы"

Основание для разработки Программы

Поручение Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 9 сентября 2010 года N Пр-2663;

 Поручение Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Бердникова А.В. от 20 сентября 2010 года N ПГ-379.

Государственный заказчик Программы

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай;

 Министерство регионального развития Республики Алтай ;

 Министерство финансов Республики Алтай ;

 Министерство здравоохранения Республики Алтай ;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай ;

 Министерство труда и социального развития Республики Алтай ;

 Министерство культуры Республики Алтай ;

 Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай ;

 Комитет занятости населения Республики Алтай ;

образовательные учреждения профессионального образования Республики Алтай.

Разработчик Программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Цель и задачи Программы

Целью Программы является -  обеспечение доступности качес твенного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
 Задачами Программы являются:
 1) приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с требованиями инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя Республики Алтай;

 2) эффективная организация ресурсов системы профессионального образования и ориентация их использования на потребности перспективных профессиональных рынков Республики Алтай;

 3) развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг в системе профессионального образования Республики Алтай;

 4) внедрение новых финансово - экономических механизмов в республиканскую систему профессионального образования;

 5) развитие кадров системы профессионального образования Республики Алтай;

 6) мониторинг процесса модернизации системы профессионального образования Республики Алтай.

Сроки и этапы реализации Программы

2012-2015 годы

Перечень  основных мероприятий

- Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда Республики Алтай;

 - повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на республиканском рынке труда;

 - модернизация республиканско-общественной системы оценки качества профессионального образования;

 - внедрение новых финансово - хозяйственных механизмов в республиканскую систему профессионального образования;

 - развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования.

Объемы и источники финансирования

27 900 000 рублей;

 Республиканский бюджет Республики Алтай

Система организации контроля над исполнением Программы

Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерством финансов Республики Алтай, Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Ожидаемые  показатели эффективности реализации Программы

- Достижение динамического баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Алтай;

 - увеличение количества выпускников республиканских государственных образовательных учреждений профессионального образования, трудоустроившихся в течение первого года;

 - увеличение доли взрослого населения среди обучающихся в системе
 профессионального образования;

 - увеличение доли нового поколения профессиональных образовательных программ, прошедших экспертизу работодателями, профессиональными сообществами;

 - увеличение доли доходов учреждений профессионального образования от производственной и образовательной деятельности;

 - увеличение удельного веса независимых экспертиз при оценке качества профессионального образования.

Раздел 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена республиканская комплексная программа "Развитие профессионального образования Республики Алтай на 2012-2015 годы"


Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности -.с повышением уровня образования населения. Именно в сфере образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Республике Алтай в средне - и долгосрочной перспективе.

Сегодня отсутствуют механизмы, обеспечивающие связь развития человеческого потенциала с ростом благосостояния граждан. Образование, которое не сказывается на успешности граждан и эффективности экономики, не может считаться качественным. На решение этих задач направлена федеральная образовательная политика модернизации образования.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Стратегической целью политики по социально - экономическому развитию Республики Алтай на долгосрочную перспективу становится повышение конкурентоспособности региона (в условиях интеграции в глобальный рынок) и, на базе этого, рост благосостояния жителей региона.

Приоритетными направлениями стратегического развития Республики Алтай являются:

- повышение качества человеческого капитала;

- пространственное развитие;

- инфраструктурное развитие;

- развитие обеспечивающих секторов.

Рост эффективности сферы развития человеческого и социального потенциала возложен на сферу профессионального образования республики. В этой связи образование начинает рассматриваться не как затратная отрасль, а как сфера для стратегических инвестиций.

Система профессионального образования - то ключевое звено, изменения в котором являются необходимым условием, дающим импульс к переменам, направленным на повышение эффективности во многих сферах деятельности. Профессиональное образование является основой социально- экономического развития общества. Новая ориентация общества на подготовку квалифицированных работников, адаптированных к рыночным условиям, определяет приоритетность профессионального образования в политике государства.

Развитие и совершенствование профессионального образования в Республике Алтай напрямую связано с необходимостью оптимизации спроса и предложения на республиканском рынке труда. По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в республике Алтай в декабре 2010 года составила 105,2 тыс. человек или 49,9% от общей численности населения республики. В их числе 93,5 тыс. человек (11,1%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 3117 человек.

Таблица 1. - Численность экономически активного населения, занятых и безработных в Республике Алтай в 1995-2010 гг. (тысяч человек)

1995

2000

2006

2007

2008

2009

2010

Численность постоянного
  населения (на конец года)
 всего, тыс. человек

199,9

203,0

-

207,1

209,2

210,7

210,8

Экономически активное
 население- всего

85,0

92,9

95,2

98,4

97,9

101,7

105,2

в том числе:

занятые в экономике

77,0

77,0

84,2

89,5

85,6

87,6

93,5

безработные

8,0

15,9

11,0

8,9

12,3

14,2

11,7

Уровень безработицы,
  процентов

9,7

17,3

11,6

9,0

12,6

13,9

11,1

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости

1,8

1,7

4,9

4,0

3,3

3,7

3,1

Уровень зарегистрированной безработицы, процентов

2,1

1,9

5,2

4,1

3,4

3,6

2,9

Рынок труда в Республике Алтай характеризуется стабильным ростом экономически активного населения (прирост в 2010 г. по сравнению с 2000 г. составил 13,2%), доля экономически активного населения также выросла с 45,7% в 2000 г. до 49,9% в 2010 г. Одновременно растет число занятых в экономике - на 21,4% за тот же период). Мировой финансовый кризис изменил траекторию развития рынка труда, что привело после наметившегося в 2007 году сокращения числа безработных снова к его росту в больших размерах. Данная тенденция была переломлена в 2010 году.

Численность занятых на предприятиях и в организациях в течение последних лет (с 2005 по 2009 гг.) остается практически постоянной. По данным 2000 г. почти 50% всех безработных не имеют профессионального образования.

Таблица 2. - Распределение численности безработных Республики Алтай в 2005-2009 гг. по уровню образования (в процентах к итогу)

2005

2006

2007

2008

2009

Всего:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе имеют образование

высшее профессиональное

5,7

7,1

10,9

5,6

10,1

неполное высшее профессиональное

1,4

среднее профессиональное

18,2

11,4

21,7

22,9

19,9

начальное профессиональное

15,7

13,1

24,5

27,6

19,0

среднее (полное) общее

47,8

58,0

36,3

24,7

32,2

основное общее

9,2

10,4

6,6

18,1

17,1

не имеют основного общего

1,

1,1

1,6

Среди безработных, имеющих профессиональное образование, лица с начальным и средним профессиональным образованием составляют 2/5 численности. Меньше всего в совокупности безработных лиц с высшим профессиональным образованием - 10% от всех безработных.

Поскольку рынок труда любого региона основан на взаимодействии таких основных компонентов как:

- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы,

- стоимость рабочей силы, - цена рабочей силы;

- конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками, то основными факторами, определяющими эти компоненты, выступают уровень и качество образования населения.

На территории Республики Алтай находятся 2 высших учебных заведения (Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Горно-Алтайский государственных университет" (далее - ФГОУ ВПО "Горно-Алтайский государственных университет"), Горно-Алтайский филиал некоммерческого автономного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Современная гуманитарная академия").

Система среднего профессионального образования включает 8 средних специальных учебных заведений (Федеральное государственное образовательной учреждение среднего профессионального образования "Горно-Алтайский государственный политехнический колледж" (далее - ФГОУ СПО "Горно-Алтайский государственный политехнический колледж"), автономная некоммерческая организация "Горно-Алтайский колледж экономики и права (далее - АНО "Горно-Алтайский колледж экономики и права"), государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Горно-Алтайский педагогический колледж" (далее - ГОУ СПО "Горно-Алтайский педагогический колледж"), некоммерческое образовательное учреждение среднего профессионального образования "Горно-Алтайский экономический техникум Респотребсоюза Республики Алтай" (далее - НОУ СПО "Горно-Алтайский экономический техникум Респотребсоюза Республики Алтай"), ФГОУ ВПО "Горно-Алтайский государственный университет" Сельскохозяйственный колледж, государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Горно-Алтайский техникум строительной индустрии и сервиса" (далее - ГОУ СПО "Горно-Алтайский техникум строительной индустрии и сервиса"), государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Колледж культуры и искусства Республики Алтай" (далее - ГОУ СПО "Колледж культуры и искусства Республики Алтай"), государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Горно-Алтайское медицинское училище" (далее - ГОУ СПО "Горно-Алтайское медицинское училище").

Система начального профессионального образования Республики Алтай включает в себя 1 профессиональное училище уголовно-исполнительной системы и 4 учреждения начального профессионального образования, приём в которые осуществляется на базе основного общего и среднего (полного) общего образования (государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Усть-Коксинское профессиональное училище N 2" (далее - ГОУ НПО РА "Усть-Коксинское профессиональное училище N 2"), государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Ининское профессиональное училище N 65" (далее - ГОУ НПО РА "Ининское профессиональное училище N 65"), автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Алтай Майминское профессиональное училище N 49" (далее -АОУ НПО "Майминское профессиональное училище N 49", государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 84" (далее - ГОУ НПО РА "Профессиональное училище N 84").

В системе всех уровней профессионального образования Республики Алтай обучается 12 тыс. студентов. Но помимо этого значительная часть выпускников обучается в высших учебных заведениях (далее - вуз) и средних специальных учебных заведениях (далее - ссуз) других субъектов Российской Федерации, как по целевому набору, так и по собственной инициативе.

Предприятия, бизнес сообщество, центры занятости также стали активными потребителями образовательных услуг в рамках переобучения при невостребованности отдельных специалистов. Они ориентированы на более мобильные форматы рынка образовательных услуг в силу того, что скорость реакции на открывающиеся вакансии на рынке труда со стороны формального профессионального образования составляет 10-15 лет, работодатели же на рыночные вызовы должны реагировать "здесь и сейчас". В настоящее время работодателями наиболее востребованы подготовка к практической деятельности, умение применять полученные знания и практические навыки, способность принимать решения, работать в коллективе (команде), способность быстро наращивать (менять) квалификации, способность к переобучению и умение набирать необходимые навыки и знания. На это направлены всевозможные тренинги и курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Таблица 3. - Основные показатели образования в Республике Алтай в 1990-2010 гг. (на начало учебного года)

1990/
 1991

2000/
 2001

2007/
 2008

2008/
 2009

2009/
 2010

Число учреждений начального профессионального образования, ед.

4

6

7

7

7

в них учащихся (на конец года), человек

1764

2480

2351

2258

2223

на 10 000 человек населения

90

122

114

108

105

Число учреждений среднего профессионального образования, ед., в том числе:

5

5

7

7

7

государственных и муниципальных

5

5

6

6

6

негосударственных

-

-

1

1

1

Численность студентов в средних специальных учебных заведениях, человек, в том числе:

4077

3957

4873

4674

4693

в государственных и муниципальных

4077

3957

4695

4573

4627

на 10 000 человек населения

208

193

227

219

220

в негосударственных

-

-

178

101

66

Принято студентов в средние специальные учебные заведения, человек, в том числе:

1473

1476

1644

1504

1591

в государственные и муниципальные

1473

1476

1588

1481

1579

в негосударственные

-

-

56

23

12

Выпущено специалистов из средних специальных учебных заведений, человек, в том числе:

1180

929

1284

1216

1210

из государственных и муниципальных

1180

929

1193

1161

1183

на 10 000 человек населения

61

45

58

56

56

из негосударственных

-

-

91

55

27

Число высших учебных заведений, в том числе:

1

1

2

2

2

государственных и муниципальных

1

1

1

1

1

негосударственных

-

-

1

1

1

Численность студентов в высших учебных заведениях, человек, в том числе:

2729

5796

5584

5496

5516

в государственных и муниципальных

2729

5796

5043

4920

5058

на 10 000 человек населения

140

261

244

235

240

в негосударственных

-

-

541

576

458

Принято студентов в высшие учебные заведения, человек, в том числе:

765

1268

1172

1106

1390

в государственные и муниципальные

765

1268

1027

954

1257

в негосударственные

-

-

145

152

133

Выпущено специалистов из высших учебных заведений, человек, в том числе:

447

814

979

1062

957

из государственных и муниципальных

447

814

841

930

862

на 10 000 человек населения

23

40

41

45

41

из негосударственных

-

-

138

132

95

Охват молодежи программами начального, среднего и высшего профессионального образования (удельный вес студентов (учащихся) в численности населения в возрасте 15-34 года), процентов

14,1

18,7

18,1

17,6

17,6

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»