ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2011 года N 208
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2012-2015 ГОДЫ"
{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 12.09.2013 N 251; НГР:ru02000201300672}
Правительство Республики Алтай постановляет :
Утвердить республиканскую комплексную программу "Развитие профессионального образования Республики Алтай на 2012-2015 годы".
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Алтай
Ю.В. Антарадонов
Республиканская комплексная программа "Развитие профессионального образования Республики Алтай на 2012-2015 годы"
Наименование республиканской комплексной программы (далее - Программа) | Республиканская комплексная программа "Развитие профессионального образования Республики Алтай на 2012-2015 годы" |
Основание для разработки Программы | Поручение Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 9 сентября 2010 года N Пр-2663; |
Государственный заказчик Программы | Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай; |
образовательные учреждения профессионального образования Республики Алтай. | |
Разработчик Программы | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Цель и задачи Программы | Целью Программы является - обеспечение доступности качес твенного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2012-2015 годы |
Перечень основных мероприятий | - Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда Республики Алтай; |
Объемы и источники финансирования | 27 900 000 рублей; |
Система организации контроля над исполнением Программы | Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерством финансов Республики Алтай, Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы | - Достижение динамического баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Алтай; |
Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности -.с повышением уровня образования населения. Именно в сфере образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Республике Алтай в средне - и долгосрочной перспективе.
Сегодня отсутствуют механизмы, обеспечивающие связь развития человеческого потенциала с ростом благосостояния граждан. Образование, которое не сказывается на успешности граждан и эффективности экономики, не может считаться качественным. На решение этих задач направлена федеральная образовательная политика модернизации образования.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
Стратегической целью политики по социально - экономическому развитию Республики Алтай на долгосрочную перспективу становится повышение конкурентоспособности региона (в условиях интеграции в глобальный рынок) и, на базе этого, рост благосостояния жителей региона.
Приоритетными направлениями стратегического развития Республики Алтай являются:
- повышение качества человеческого капитала;
- пространственное развитие;
- инфраструктурное развитие;
- развитие обеспечивающих секторов.
Рост эффективности сферы развития человеческого и социального потенциала возложен на сферу профессионального образования республики. В этой связи образование начинает рассматриваться не как затратная отрасль, а как сфера для стратегических инвестиций.
Система профессионального образования - то ключевое звено, изменения в котором являются необходимым условием, дающим импульс к переменам, направленным на повышение эффективности во многих сферах деятельности. Профессиональное образование является основой социально- экономического развития общества. Новая ориентация общества на подготовку квалифицированных работников, адаптированных к рыночным условиям, определяет приоритетность профессионального образования в политике государства.
Развитие и совершенствование профессионального образования в Республике Алтай напрямую связано с необходимостью оптимизации спроса и предложения на республиканском рынке труда. По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в республике Алтай в декабре 2010 года составила 105,2 тыс. человек или 49,9% от общей численности населения республики. В их числе 93,5 тыс. человек (11,1%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 3117 человек.
Таблица 1. - Численность экономически активного населения, занятых и безработных в Республике Алтай в 1995-2010 гг. (тысяч человек)
1995 | 2000 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Численность постоянного | 199,9 | 203,0 | - | 207,1 | 209,2 | 210,7 | 210,8 |
Экономически активное | 85,0 | 92,9 | 95,2 | 98,4 | 97,9 | 101,7 | 105,2 |
в том числе: | |||||||
занятые в экономике | 77,0 | 77,0 | 84,2 | 89,5 | 85,6 | 87,6 | 93,5 |
безработные | 8,0 | 15,9 | 11,0 | 8,9 | 12,3 | 14,2 | 11,7 |
Уровень безработицы, | 9,7 | 17,3 | 11,6 | 9,0 | 12,6 | 13,9 | 11,1 |
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости | 1,8 | 1,7 | 4,9 | 4,0 | 3,3 | 3,7 | 3,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы, процентов | 2,1 | 1,9 | 5,2 | 4,1 | 3,4 | 3,6 | 2,9 |
Рынок труда в Республике Алтай характеризуется стабильным ростом экономически активного населения (прирост в 2010 г. по сравнению с 2000 г. составил 13,2%), доля экономически активного населения также выросла с 45,7% в 2000 г. до 49,9% в 2010 г. Одновременно растет число занятых в экономике - на 21,4% за тот же период). Мировой финансовый кризис изменил траекторию развития рынка труда, что привело после наметившегося в 2007 году сокращения числа безработных снова к его росту в больших размерах. Данная тенденция была переломлена в 2010 году.
Численность занятых на предприятиях и в организациях в течение последних лет (с 2005 по 2009 гг.) остается практически постоянной. По данным 2000 г. почти 50% всех безработных не имеют профессионального образования.
Таблица 2. - Распределение численности безработных Республики Алтай в 2005-2009 гг. по уровню образования (в процентах к итогу)
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Всего: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе имеют образование | |||||
высшее профессиональное | 5,7 | 7,1 | 10,9 | 5,6 | 10,1 |
неполное высшее профессиональное | 1,4 | … | … | … | … |
среднее профессиональное | 18,2 | 11,4 | 21,7 | 22,9 | 19,9 |
начальное профессиональное | 15,7 | 13,1 | 24,5 | 27,6 | 19,0 |
среднее (полное) общее | 47,8 | 58,0 | 36,3 | 24,7 | 32,2 |
основное общее | 9,2 | 10,4 | 6,6 | 18,1 | 17,1 |
не имеют основного общего | 1, | … | … | 1,1 | 1,6 |
Среди безработных, имеющих профессиональное образование, лица с начальным и средним профессиональным образованием составляют 2/5 численности. Меньше всего в совокупности безработных лиц с высшим профессиональным образованием - 10% от всех безработных.
Поскольку рынок труда любого региона основан на взаимодействии таких основных компонентов как:
- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы,
- стоимость рабочей силы, - цена рабочей силы;
- конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками, то основными факторами, определяющими эти компоненты, выступают уровень и качество образования населения.
На территории Республики Алтай находятся 2 высших учебных заведения (Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Горно-Алтайский государственных университет" (далее - ФГОУ ВПО "Горно-Алтайский государственных университет"), Горно-Алтайский филиал некоммерческого автономного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Современная гуманитарная академия").
Система среднего профессионального образования включает 8 средних специальных учебных заведений (Федеральное государственное образовательной учреждение среднего профессионального образования "Горно-Алтайский государственный политехнический колледж" (далее - ФГОУ СПО "Горно-Алтайский государственный политехнический колледж"), автономная некоммерческая организация "Горно-Алтайский колледж экономики и права (далее - АНО "Горно-Алтайский колледж экономики и права"), государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Горно-Алтайский педагогический колледж" (далее - ГОУ СПО "Горно-Алтайский педагогический колледж"), некоммерческое образовательное учреждение среднего профессионального образования "Горно-Алтайский экономический техникум Респотребсоюза Республики Алтай" (далее - НОУ СПО "Горно-Алтайский экономический техникум Респотребсоюза Республики Алтай"), ФГОУ ВПО "Горно-Алтайский государственный университет" Сельскохозяйственный колледж, государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Горно-Алтайский техникум строительной индустрии и сервиса" (далее - ГОУ СПО "Горно-Алтайский техникум строительной индустрии и сервиса"), государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Колледж культуры и искусства Республики Алтай" (далее - ГОУ СПО "Колледж культуры и искусства Республики Алтай"), государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Горно-Алтайское медицинское училище" (далее - ГОУ СПО "Горно-Алтайское медицинское училище").
Система начального профессионального образования Республики Алтай включает в себя 1 профессиональное училище уголовно-исполнительной системы и 4 учреждения начального профессионального образования, приём в которые осуществляется на базе основного общего и среднего (полного) общего образования (государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Усть-Коксинское профессиональное училище N 2" (далее - ГОУ НПО РА "Усть-Коксинское профессиональное училище N 2"), государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Ининское профессиональное училище N 65" (далее - ГОУ НПО РА "Ининское профессиональное училище N 65"), автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Алтай Майминское профессиональное училище N 49" (далее -АОУ НПО "Майминское профессиональное училище N 49", государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 84" (далее - ГОУ НПО РА "Профессиональное училище N 84").
В системе всех уровней профессионального образования Республики Алтай обучается 12 тыс. студентов. Но помимо этого значительная часть выпускников обучается в высших учебных заведениях (далее - вуз) и средних специальных учебных заведениях (далее - ссуз) других субъектов Российской Федерации, как по целевому набору, так и по собственной инициативе.
Предприятия, бизнес сообщество, центры занятости также стали активными потребителями образовательных услуг в рамках переобучения при невостребованности отдельных специалистов. Они ориентированы на более мобильные форматы рынка образовательных услуг в силу того, что скорость реакции на открывающиеся вакансии на рынке труда со стороны формального профессионального образования составляет 10-15 лет, работодатели же на рыночные вызовы должны реагировать "здесь и сейчас". В настоящее время работодателями наиболее востребованы подготовка к практической деятельности, умение применять полученные знания и практические навыки, способность принимать решения, работать в коллективе (команде), способность быстро наращивать (менять) квалификации, способность к переобучению и умение набирать необходимые навыки и знания. На это направлены всевозможные тренинги и курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Таблица 3. - Основные показатели образования в Республике Алтай в 1990-2010 гг. (на начало учебного года)
1990/ | 2000/ | 2007/ | 2008/ | 2009/ | |
Число учреждений начального профессионального образования, ед. | 4 | 6 | 7 | 7 | 7 |
в них учащихся (на конец года), человек | 1764 | 2480 | 2351 | 2258 | 2223 |
на 10 000 человек населения | 90 | 122 | 114 | 108 | 105 |
Число учреждений среднего профессионального образования, ед., в том числе: | 5 | 5 | 7 | 7 | 7 |
государственных и муниципальных | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 |
негосударственных | - | - | 1 | 1 | 1 |
Численность студентов в средних специальных учебных заведениях, человек, в том числе: | 4077 | 3957 | 4873 | 4674 | 4693 |
в государственных и муниципальных | 4077 | 3957 | 4695 | 4573 | 4627 |
на 10 000 человек населения | 208 | 193 | 227 | 219 | 220 |
в негосударственных | - | - | 178 | 101 | 66 |
Принято студентов в средние специальные учебные заведения, человек, в том числе: | 1473 | 1476 | 1644 | 1504 | 1591 |
в государственные и муниципальные | 1473 | 1476 | 1588 | 1481 | 1579 |
в негосударственные | - | - | 56 | 23 | 12 |
Выпущено специалистов из средних специальных учебных заведений, человек, в том числе: | 1180 | 929 | 1284 | 1216 | 1210 |
из государственных и муниципальных | 1180 | 929 | 1193 | 1161 | 1183 |
на 10 000 человек населения | 61 | 45 | 58 | 56 | 56 |
из негосударственных | - | - | 91 | 55 | 27 |
Число высших учебных заведений, в том числе: | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
государственных и муниципальных | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
негосударственных | - | - | 1 | 1 | 1 |
Численность студентов в высших учебных заведениях, человек, в том числе: | 2729 | 5796 | 5584 | 5496 | 5516 |
в государственных и муниципальных | 2729 | 5796 | 5043 | 4920 | 5058 |
на 10 000 человек населения | 140 | 261 | 244 | 235 | 240 |
в негосударственных | - | - | 541 | 576 | 458 |
Принято студентов в высшие учебные заведения, человек, в том числе: | 765 | 1268 | 1172 | 1106 | 1390 |
в государственные и муниципальные | 765 | 1268 | 1027 | 954 | 1257 |
в негосударственные | - | - | 145 | 152 | 133 |
Выпущено специалистов из высших учебных заведений, человек, в том числе: | 447 | 814 | 979 | 1062 | 957 |
из государственных и муниципальных | 447 | 814 | 841 | 930 | 862 |
на 10 000 человек населения | 23 | 40 | 41 | 45 | 41 |
из негосударственных | - | - | 138 | 132 | 95 |
Охват молодежи программами начального, среднего и высшего профессионального образования (удельный вес студентов (учащихся) в численности населения в возрасте 15-34 года), процентов | 14,1 | 18,7 | 18,1 | 17,6 | 17,6 |