Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2010 года N 182

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2011-2016 ГОДЫ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 02.12.2013 N 325; НГР:ru02000201300819}

{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2010., N 316 НГР:ru02000201000634;
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.05.2011., N 99 НГР:ru02000201100233;

Постановление Правительства Республики Алтай от 01.08.2011., N 178 НГР:ru02000201100388;

Постановление Правительства Республики Алтай от 11.10.2011., N 289 НГР:ru02000201100550;

Постановление Правительства Республики Алтай от 03.02.2012., N 20 НГР:ru02000201200032;

Постановление Правительства Республики Алтай от 19.04.2012 N 96; НГР:ru02000201200161;

Постановление Правительства Республики Алтай от 18.10.2012 N 263, НГР:ru02000201200703;

Постановление Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 34; НГР:ru02000201300140;

Постановление Правительства Республики Алтай от 21.06.2013 N 161, НГР:ru02000201300466;

Постановление Правительства Республики Алтай от 18.12.2013 N 340, НГР:ru02000201300877;

Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 400 НГР:ru02000201300955}

В целях обеспечения рационального использования территориально-рекреационного потенциала и перспективного формирования, продвижения и реализации туристского продукта Республики Алтай на российском и международном туристских рынках Правительство Республики Алтай постановляет:

Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Перспективная территориальная организация и развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Алтай на 2011-2016 годы".

Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

     Исполняющий обязанности
     Председателя Правительства
     Республики Алтай С.М. Тевонян

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 19 августа 2010 года N 182

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Перспективная территориальная организация и развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Алтай на 2011-2016 годы"

I. Паспорт республиканской целевой Программы


{Изменения:

Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2010., N 316 НГР:ru02000201000634;

Постановление Правительства Республики Алтай от 19.05.2011., N 99 НГР:ru02000201100233;

Постановление Правительства Республики Алтай от 11.10.2011., N 289 НГР:ru02000201100550;

Постановление Правительства Республики Алтай от 03.02.2012., N 20 НГР:ru02000201200032;

Постановление Правительства Республики Алтай от 19.04.2012 N 96; НГР:ru02000201200161;

Постановление Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 34; НГР:ru02000201300140;

Постановление Правительства Республики Алтай от 18.12.2013 N 340, НГР:ru02000201300877}

Наименование республиканской целевой программы  (далее - Программа)

Республиканская целевая программа "Перспективная территориальная организация и развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Алтай на 2011-2016 годы"

Основание для разработки Программы

Программа разработана на основании Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р , Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1230-р, Закона Республики Алтай от 5 декабря 2008 года N 121-РЗ  "О туризме в Республике Алтай", Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ

Государственный  заказчик Программы

Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай , Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство имущественных отношений Республики Алтай

{В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2010., N 316 НГР:ru02000201000634 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 03.02.2012., N 20 НГР: ru 02000201200032 }

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай

          

{В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2010., N 316 НГР:ru0 2000201000634 }

Разработчик Программы

Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай

Цель и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение рационального использования территориально-рекреационного потенциала и перспективного формирования, продвижения и реализации туристского продукта Республики Алтай на российском и международном туристских рынках.
 Задачами Программы являются:
 территориальное планирование, обеспечивающее рациональное использование рекреационного потенциала Республики Алтай;

 повышение качества и безопасности туристского продукта Республики Алтай;

 развитие территориально-рекреационных систем (кластеров) на основе ключевых ресурсов Республики Алтай;

 рекламно-информационное продвижение территориально-рекреационного потенциала и туристского продукта Республики Алтай на внутреннем и международном туристских рынках

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в три этапа:
 I этап (2011 год) - подготовительный этап, предусматривающий, кроме развития уже реализуемых проектов, проведение работ по изучению, оценке, систематизации территориально-рекреационного потенци ала Республики Алтай и формирования схемы перспективной территориальной организации массового отдыха и туризма;

 II этап (2012-2013 годы) - этап пилотного внедрения, предусматривающий проведение работ по формированию новых территориально-рекреационных систем (кластеров) на основе научно-обоснованных решений и схемы перспективной территориальной организации массового отдыха и туризма, за счет реализации адресных инвестиционных проектов, направленных, в том числе, на развитие коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры соответствующих территорий;

 III этап (2014-2016 годы) - этап расширения сети туристских объектов в Республике Алтай

Перечень основных мероприятий

Основными мероприятиями Программы являются:
 1) в сфере территориального планирования, обеспечивающего рациональное использование рекреационного потенциала Республики Алтай:
 а) научно-исследовательские работы, а именно:
 исследования по разработке методики классификации и оценки туристско-рекреационных ресурсов;

 изучение, оценка и систематизация территориально-рекреационного потенциала Республики Алтай в соответствии с разработанными методиками и правовыми актами Российской Федерации по вопросам классификации и оценки туристских ресурсов Российской Федерации;

 исследования по оценке современных и разработке перспективных схем территориальной организации массового отдыха и туризма с укрупненным функциональным зонированием территории Республики Алтай и отдельных ключевых участков для формирования новых территориально-рекреационных систем;

 б) разработка нормативных правовых актов Республики Алтай касающихся порядка ведения территориального туристско-рекреационного планирования и зонирования в Республике Алтай;

 в) прочие мероприятия, а именно:
 проведение семинаров для представителей администраций муниципальных образований в Республике Алтай по вопросам территориальной организации массового отдыха и туризма;

 проведение совещаний с участием представителей администраций муниципальных образований в Республике Алтай, общественных организаций, предпринимателей и инвесторов по вопросам территориальной организации массового отдыха и туризма;

 внесение предложений федеральным органам государственной власти Российской Федерации по принятию правовых актов Российской Федерации по вопросам классификации и оценке туристских ресурсов Российской Федерации, режимах их охраны, порядке сохранения целостности туристских ресурсов Российской Федерации и о мерах по их восстановлению, порядке использования туристских ресурсов Российской Федерации с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду;

 2) в сфере повышения качества и безопасности туристского продукта Республики Алтай:
 а) научно-исследовательские работы, а именно:
 исследования в сфере повышения эффективности мер по профилактике и предупреждению туристских происшествий;

 исследования в сфере повышения эффективности расследования несчастных случаев с участием туристов и отдыхающих;

 исследования по созданию единой туристско-информационной справочной службы Республики Алтай;

 проведение исследований в сфере повышения эффективности деятельности экстренных служб;

 б) разработка нормативных правовых актов Республики Алтай:
 о мерах в сфере повышения эффективности профилактики и предупреждения туристских происшествий;

 о мерах по повышению эффективности расследования несчастных случаев с участием туристов и отдыхающих;

 о единой туристско-информационной справочной службе Республики Алтай;

 в) прочие мероприятия, а именно:
 проведение семинаров по вопросам повышения качества и безопасности  туристского продукта Республики Алтай, информационного обеспечения туристов и отдыхающих в Республике Алтай;

 проведение совещаний по вопросам повышения качества и безопасности  туристского продукта Республики Алтай, информационного обеспечения туристов и отдыхающих в Республике Алтай;

 издание методических рекомендаций по вопросам повышения качества и безопасности  туристского продукта Республики Алтай, информационного обеспечения туристов и отдыхающих в Республике Алтай;
обеспечение деятельности единой туристско-информационной справочной службы Республики Алтай;

 3) в сфере развития территориально-рекреационных систем на основе ключевых ресурсов Республики Алтай:
 научно-исследовательские работы - разработка методики определения суммарного экономического эффекта от деятельности налогоплательщиков, оказывающих туристские услуги (мультипликативный эффект);

 разработка нормативных правовых актов Республики Алтай в рамках развития приоритетных территориально-рекреационных систем (кластеров);

 капитальные вложения - финансирование разработки проектно-сметной документации на строительство объектов инженерной и обеспечивающей инфраструктуры объектов инвестиционной деятельности в Республике Алтай;
софинансирование строительства объектов инженерной и обеспечивающей инфраструктуры объектов инвестиционной деятельности в Республике Алтай;
строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Алтайская долина" и на прилегающей территории;
приобретение специальной техники и оборудования для организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) в целях развития въездного туризма в Республике Алтай;

 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 19.05.2011., N 99 НГР:ru02000201100233 }
 прочие мероприятия - продвижение объектов инвестиционной деятельности в Республике Алтай (проведение выставок, презентаций, проведение пресс-туров и иные мероприятия, связанные с обеспечением участия Республики Алтай в конкурсах на предоставление целевых субсидий на софинансирование строительства объектов инженерной и обеспечивающей инфраструктуры объектов инвестиционной деятельности в Республике Алтай строительство которых должно осуществляться за счет внебюджетных источников);

 4) в сфере рекламно-информационного продвижения туристского продукта Республики Алтай на внутреннем и международном туристских рынках:
 а) научно-исследовательские мероприятия - разработка маркетинговой стратегии по рекламно-информационному продвижению туристского продукта Республики Алтай на внутреннем и международном рынках;

 б) разработка нормативных правовых актов Республики Алтай:
 об участии делегаций Республики Алтай в туристских выставках, ярмарках;

 о туристско-информационном обеспечении культурно-массовых мероприятий, проводимых в Республике Алтай;

 в) прочие мероприятия, а именно:
 издание и распространение на внутреннем и международном рынках специализированных полиграфических изданий о территориально-рекреационном потенциале Республики Алтай, о туристском продукте Республики Алтай;
проведение рекламных мероприятий некоммерческой направленности (распространение социальной рекламы на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, средствами наружной рекламы) по продвижению территориально-рекреационного потенциала и туристского продукта Республики Алтай на российском и международном туристских рынках;

 создание банка фото- и видеоматериалов о территориально-рекреационном потенциале и туристском продукте Республики Алтай, необходимого для проведения рекламных компаний и создания имиджа Республики Алтай, как привлекательного направления для туристов;

 опубликование рекламно-информационных материалов о территориально-рекреационном потенциале Республики Алтай, о туристском продукте Республики Алтай в российских и международных средствах массовой информации;

 размещение единой экспозиции Республики Алтай и проведение рекламно-информационных кампаний, акций и конкурсов в рамках участия в российских и международных специализированных туристских выставках, ярмарках;

 обеспе чение туристско-информационного продвижения и обслуживания, а так же проведения рекламно-информационных кампаний, акций и конкурсов в рамках межрегиональных культурно-массовых мероприятий, проводимых в Республике Алтай;

 обеспечение создания, технической поддержки и продвижения в сети Интернет специализированного туристского портала об отдыхе и туризме в Республике Алтай

Объемы и источники финансирования

Предварительно общий объем финансирования Программы в 2011 - 2016 годах предусматривается в размере 962338,54 тыс. рублей, из них:
 планируемые средства федерального бюджета в рамках софинансирования строительства обеспечивающей инфраструктуры объектов инвестиционной деятельности в Республике Алтай - 772752 тыс. рублей;

 средства республиканского бюджета Республики Алтай - 2947585,44 тыс. рублей;

 планируемые средства внебюджетных источников - 5903003,62 тыс. рублей.
 Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период;

 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 19.05.2011., N 99 НГР:ru02000201100233 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 01.08.2011., N 178 НГР: ru 02000201100388 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 11.10.2011., N 289 НГР: ru 02000201100550 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 03.02.2012., N 20 НГР: ru 02000201200032 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 34;
НГР:ru02000201300140 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 18.12.2013 N 340, НГР:ru02000201300877 }

Система организации контроля над исполнением Программы

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай с участием Министерства финансов Республики Алтай, Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай, Министерства регионального развития Республики Алтай, Министерства имущественных отношений Республики Алтай привлеченных независимых экспертов осуществляет контроль над ходом реализации Программы

{В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2010., N 316 НГР:ru02000201000634 ;

 Постановление Правительства Республики Алтай от 03.02.2012., N 20 НГР: ru 02000201200032 }

Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы

В процессе выполнения мероприятий Программы предполагается:
 на основе научно-обоснованных решений сформировать перспективные схемы территориальной организации массового отдыха и туризма с укрупненным функциональным зонированием территории Республики Алтай и отдельных ключевых участков для формирования новых территориально-рекреационных систем;

 обеспечить соответствующий статусу туристского региона уровень качества и безопасности  туристского продукта Республики Алтай, информационного обеспечения туристов и отдыхающих в Республике Алтай;

 обеспечить, на основе механизмов государственно-частного партнерства, строительство инженерной и обеспечивающей инфраструктуры объектов инвестиционной деятельности в Республике Алтай, развитие которых в качестве ядра территориально-рекреационных систем будет способств овать снижению степени сезонности туристского продукта Республики Алтай, устранению существующих различий в уровне инфраструктурного развития муниципальных образований в Республике Алтай за счет формирования равномерной сети объектов туристской инфраструктуры, а также развития сферы сопутствующих услуг

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Программа разработана с учетом требований и принципов развития туризма в Российской Федерации определенных в: Федеральном законе от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1230-р, Законе Республики Алтай от 5 декабря 2008 года N 121 -РЗ "О туризме в Республике Алтай", Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ, а также в Соглашении о создании на территориях муниципального образования "Майминский район" и муниципального образования "Чемальский район" Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа от 2 марта 2007 года N 2766-ГГ/Ф7, в инвестиционном соглашении о взаимодействии сторон между Правительством Республики Алтай и ЗАО "Горнолыжный комплекс "Манжерок" при реализации инвестиционного проекта "Строительство горнолыжного комплекса "Манжерок" от 13 сентября 2007 года N 2694.

{В редакции:

Постановление Правительства Республики Алтай от 19.05.2011., N 99 НГР:ru02000201100233}

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг на международном рынке.

Приоритеты государственной политики в сфере туризма обусловлены спецификой отрасли и прежде всего направлены на развитие территориально-рекреационных систем с использованием ключевых ресурсов субъектов Российской Федерации, способствующих развитию наиболее перспективных видов туризма, а также активизирующих деятельность сопряженных отраслей хозяйственного комплекса территории. Использование принципов государственно-частного партнерства позволит сформировать особые территории характеризующиеся особой конкурентной средой и сосредоточением предприятий туристской индустрии.

Республика Алтай, несомненно, является одним из ключевых туристских центров России, обладающих благоприятным объемом природных, культурно-исторических, социально-культурных, а также иных объектов, способных удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, что позволяет развивать индустрию туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации Республики Алтай. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ, наличие уникальных ресурсов и экологически чистая территория признаны ключевыми факторами, определяющими приоритетный целевой сценарий развития Республики Алтай, как одного из основных туристских регионов России.

Несмотря на то, что развитию туризма в Республике Алтай всегда уделялось особое внимание, в последние годы туристская отрасль стала проявлять признаки перспективного увеличения неблагоприятных последствий в виду низкого уровня государственного регулирования на стадии формирования туристского продукта и бессистемного освоения рекреационного потенциала территории. Постоянно ухудшается состояние природных и культурно-исторических достопримечательностей, увеличивается количество социальных конфликтов, связанных с возникновением ограничений в использовании исторически сложившихся мест отдыха граждан в местах постоянного проживания в связи со строительством туристских объектов, возрастает уровень захламления бытовым мусором мест неорганизованного отдыха и туризма, возрастает количество несчастных случаев с участием туристов и отдыхающих, увеличивается количество происшествий связанных с отсутствием единой системы предоставления необходимой и достоверной информации об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, природных и культурно-исторических памятниках, наблюдаются существенные сезонные колебания уровня занятости населения в сфере туризма и связанный с этим низкий уровень квалификации временных рабочих.

Сохранение этих тенденций может существенно снизить инвестиционную привлекательность Республики Алтай, будет препятствовать сохранению достигнутых и созданию новых конкурентных преимуществ на внутреннем и международном туристских рынках.

Для изменения сложившейся ситуации, с учетом мирового опыта, необходимо государственное участие в решении общественно важных вопросов, а именно:

необходима эффективная территориальная организация массового отдыха и туризма, обеспечивающая рациональное использование рекреационного потенциала и перспективное развитие туризма в условиях территориально ограниченного горного рельефа;

обеспечение охраны и восстановления природных и культурно-исторических памятников, массово и систематически используемых в качестве объектов туристского показа;

повышение качества и безопасности туристского продукта, предупреждение туристских происшествий за счет повышения информированности туристов и отдыхающих;

формирование готовых инвестиционных площадок на основе ключевых достопримечательностей Республики Алтай, что позволит привлечь инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства;

рекламно-информационное продвижение территориально-рекреационного потенциала и туристского продукта Республики Алтай на внутреннем и международном туристских рынках.

2.1. Территориальное планирование, обеспечивающее рациональное использование рекреационного потенциала Республики Алтай


Анализ развития туристской отрасли Республики Алтай свидетельствует о том, что в основе фундаментальных проблем лежит исторически сложившаяся нерациональная территориальная организация массового отдыха и туризма. В отличие от других регионов России, последствия нерационального территориального планирования проявились в Республике Алтай наиболее ярко, что обусловлено территориально ограниченными условиями горного рельефа и их высокой рекреационной привлекательностью.

Основными признаками нерационального использования территориальных ресурсов являются:

отсутствие единой системы оценки, классификации, учета и регулирования в сфере использования рекреационных ресурсов Республики Алтай;

отсутствие единых схем территориальной организации массового отдыха и туризма;

снижение инвестиционной привлекательности и качества туристского продукта Республики Алтай на отдельных территориях по причине длящейся неорганизованной застройки и необратимого ухудшения природных ландшафтов;

длящееся снижение качества или уничтожение отдельных природных и культурно-исторических объектов и туристских достопримечательностей по причине отсутствия необходимых мер по их охране и восстановлению;

длящееся захламление отдельных территорий, массово и систематически используемых для целей неорганизованного туризма, и снижение статуса Республики Алтай, как экологически благоприятного региона;

низкий уровень взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Алтай по вопросам организации массового отдыха и туризма;

сомнительная, на фоне возрастающих экологических и социальных издержек, бюджетная эффективность от использования рекреационного потенциала Республики Алтай.

Очевидно, что дальнейшее увеличение количества и объемов фундаментальных проблем, связанных с нерациональной территориальной организацией массового отдыха и туризма, будет оказывать все большее деструктивное влияние на социально-экономическое развитие Республики Алтай.

2.2. Повышение качества и безопасности туристского продукта Республики Алтай


Необходимость принятия дополнительных мер по повышению качества и безопасности туристского продукта обусловлена приоритетным целевым сценарием развития Республики Алтай как одного из основных туристских регионов России.

Необходимость повышения качества и безопасности туристского продукта, под которыми в данном разделе Программы понимаются - повышение качества подготовки отраслевых кадров, обеспечение личной безопасности туристов и отдыхающих, сохранность их имущества, ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий, материальным, духовным, морально-этическим ценностям общества и безопасности государства, вызвана:

1) низким качеством обслуживания во всех секторах туристской индустрии;

2) низкой эффективностью и межведомственной разобщенностью мер по предупреждению, профилактике и расследованию происшествий с участием туристов и отдыхающих (далее - туристские происшествия);

3) низким уровнем информированности туристов и отдыхающих:

об обстоятельствах, угрожающих безопасности их жизни и здоровья, опасности причинения вреда их имуществу;

о правилах въезда и пребывания в особо охраняемых и приграничных территориях; о санитарно-эпидемиологической обстановке;

о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти и экстренных служб, в которые туристы и отдыхающие могут обратиться в случае возникновения в месте временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности их жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда их имуществу, окружающей среде и материальным ценностям общества;

о национальных и религиозных особенностях места временного пребывания, обычаях и обрядах местного населения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»