Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2001 года N 178

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ВЫЯВЛЕНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ ТУБЕРКУЛЕЗА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ" С УЧАСТИЕМ "ОБЩЕСТВА РАЗВИТИЯ ГАЛЬБШТАДТ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 16.10.2007., N 196 НГР:ru02000200700350}

С целью активизации борьбы с заболеваемостью туберкулезом, его своевременного выявления и эффективного лечения, в соответствии с Соглашением между Комитетом здравоохранения Алтайского края и немецким обществом по техническому сотрудничеству "GTZ Германия" о совместной реализация Международной программы "ТБ-Алтай" Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу "Выявление и лечение туберкулеза в Республике Алтай" с участием "Общества развития Гальбштадт".

2. Утвердить постоянно действующую рабочую группу по координации всех вопросов, связанных с выполнением Программы, согласно приложению N 1.

3. Министерству здравоохранения Республики Алтай (С.А.Переверзев):

- до 15.07.2001 разработать мероприятия по реализации медицинского раздела Программы и обеспечить их выполнение;

- до 15.07.2001 представить в Комиссию по формированию бюджета республики на 2002 год необходимые расчеты для финансирования программы по здравоохранению, социальной защите и санэпидслужбе.

4. Министерству финансов Республики Алтай (С.Т.Пекпеев) при формировании бюджета начиная с 2002 года предусматривать выделение отдельной строкой средств, обеспечивающих выполнение мероприятий по борьбе с туберкулезом.

5. Министерству внутренних дел Республики Алтай (А.В.Бердников), Министерству труда и социального развития Республики Алтай (Н.А.Елбаева), Территориальному органу Министерства по делам федерации, национальной и миграционной помощи Российской Федерации в Республике Алтай (Ф.С.Писарев), Управлению ветеринарной службы (А.А.Морозов) обеспечить выполнение соответствующих разделов Программы.

6. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций всех форм собственности при приеме сотрудников на работу проводить обязательные профилактические осмотры на туберкулез.

7. Рекомендовать главам города и районов Республики Алтай разработать и утвердить мероприятия по реализации программы "Выявление и лечение туберкулеза в Республике Алтай" с участием "Общества развития Гальбштадт" по рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Создать рабочие группы для координации вопросов, связанных с выполнением Программы.

8. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Ю.В.Антарадонова.

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай

С.И.ЗУБАКИН

Утверждена

Постановлением

Правительства Республики Алтай

от 20 июня 2001 г. N 178

ПРОГРАММА "ВЫЯВЛЕНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ ТУБЕРКУЛЕЗА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ" С УЧАСТИЕМ "ОБЩЕСТВА РАЗВИТИЯ ГАЛЬБШТАДТ"


Программа DOTS по выявлению и лечению туберкулеза с участием "Общества развития Гальбштадт" в Республике Алтай будет внедряться с 01.07.01 в 10 районах и г. Горно-Алтайске и учреждении исправления наказания.

Противотуберкулезная служба в Республике Алтай представлена противотуберкулезным диспансером со стационаром на 130 коек и туберкулезными кабинетами центральных районных больниц.

В диспансере и ЦРБ имеются лаборатории для микроскопических исследований.

Ситуация с туберкулезом в Республике Алтай с 1993 года ухудшается, что характерно и для всей Российской Федерации. Так, заболеваемость на 100 тысяч населения с 1993 г. увеличилась в Республике Алтай с 47,3 до 89,7 в 2000 году (по России в 2000 г. составляла 60,0).

Заболеваемость детей на 100 тысяч детского населения по Республике Алтай:

1993 г. - 26,3

2000 г. - 55,8 (РФ - 17,9).

Смертность от туберкулеза на 100 тысяч населения составляет:

1993 г. - 10,7

2000 г. - 17,6 (РФ - 20,0).

Противотуберкулезные мероприятия в эти годы проводились не в полном объеме из-за недостаточного финансирования.

Туберкулез - хроническое инфекционное заболевание, в 80% случаев туберкулез поражает легкие. При легочном туберкулезе у взрослых может быть положительным мазок мокроты, и поэтому такая форма наиболее заразна и опасна для окружающих, так как в окружающую среду с мокротой выделяется значительное количество бактерий.

Контроль над туберкулезом

Среди взрослых туберкулез (далее ТБ) является основной причиной смертности из-за высокой степени опасности инфицирования для окружающих. В развивающихся странах на его долю приходится 25% смертности среди взрослого населения. Успешный контроль над туберкулезом является важнейшим условием для предотвращения эпидемий. Он включает современные методы профилактики, выявления новых случаев заболеваний, диагностики, лечения и сопровождения больного. Хотя борьба с туберкулезом включает в себя как контроль над распространением, так и контроль над болезнью, основным направлением во многих странах становится контроль над заболеваемостью туберкулезом (ТБ), поскольку больной ТБ представляет собой источник инфекции.

Контроль над туберкулезом и общая медицинская помощь связаны между собой. Если они интегрированы друг с другом, то выявление новых случаев заболевания туберкулезом и лечение его могут быть легко усовершенствованы и охватывать все население.

Признав, что ТБ является наиболее серьезной проблемой здравоохранения и вышел из под контроля во многих странах мира, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в апреле 1993 года назвала эпидемию туберкулеза глобальной опасностью и разработала национальные программы борьбы с туберкулезом (НПБТ), использующие принципы контроля над туберкулезом, адаптированные к местным условиям.

Основным приоритетом любой национальной программы борьбы с туберкулезом является противотуберкулезное лечение больных ТБ, как единственный метод, который может предотвратить передачу туберкулезных бацилл за счет сокращения числа источников инфекции. Лечение ТБ - одно из самых дорогих и затратных в медицине и полностью зависит от эффективности использования затраченных средств (согласно расчетам Всемирного Банка).

Эффективное лечение ТБ (выявление ТБ, лечение и сопровождение) должны стать принципиальным пунктом программы борьбы с туберкулезом. Это очень важно и необходимо, такой подход сразу же сказывается на сокращении смертности от ТБ. За короткое время (обычно 1 - 2 недели после начала лечения) ТБ-пациенты перестают быть заразными. Уменьшение возможности передачи микобактерий и снижение риска инфекции постепенно приводят к снижению заболеваемости ТБ. Более того, эффективное лечение препятствует распространению устойчивости микобактерий к медикаментам.

Одним из элементов стратегии ВОЗ является применение стандартизованного бесплатного лечения активного туберкулеза под непосредственным наблюдением медицинского работника для случаев ТБ с положительным мазком - DOTS. Случай ТБ определяют классификацией заболеваний, типом заболевания, бактериологическими результатами и всей историей предыдущего лечения как легочной, так и вне легочной формы (положительный или отрицательный мазок) или случай рецидива - повторного лечения (из-за неудачи проведенного лечения, ухудшения, перехода в другую форму).

Описание проекта по борьбе с туберкулезом в Республике Алтай Принципы проекта


Соблюдены три основных принципа современной программы контроля над туберкулезом:

1. Выявление новых случаев ТБ основано на микроскопическом исследовании мокроты по методу Циля-Нильсона. Все лица, обратившиеся в медицинское учреждение с симптомами, характерными для туберкулеза, обследуются врачами с последующим анализом мазка мокроты (пассивный метод выявления новых случаев заболевания).

2. Противотуберкулезное лечение основано на рекомендуемой ВОЗ стратегии лечения DOTS.

3. Использование рекомендуемых ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения) (формы ТБ 01 - ТБ 09) системы регистрации (карты лечения ТБ, карты идентификации ТБ, регистры лечения ТБ, лабораторные регистры ТБ по районам), а также системы отчетности (квартальные отчеты районов по выявлению новых случаев и возврата ТБ, квартальные отчеты районов о результатах лечения больных легочными формами ТБ, зарегистрированных 12 - 15 месяцев назад).

Организационная структура проекта


Реализация проекта основывается на политическом соглашении между Комитетом здравоохранения Алтайского края, Республикой Алтай, Российская Федерация и Deutsche Gesellschaft fuer Technische Zusammenarbeit (GTZ), Эшборн, Германия.

Группа руководства проектом:

Нонукова И.В. - руководитель группы

Берегошева Р.И. - заместитель руководителя

Анохина В.И. - координатор по медикаментам

Катаева Н.Е. - координатор по лаборатории

Лозина Г.И. - координатор по клиническим вопросам

Тадинова В.С. - координатор по стационарной помощи

Черепанова Е.В. - координатор контроля по г. Горно-Алтайску

Группа руководства проектом тесно работает с районными гарантами (главными врачами районов) и сопровождается куратором. Вопрос о курации будет решен после прохождения второй фазы проекта. Помощь группе оказывают консультанты GTZ и/или ВОЗ.

Периферийные отделения проекта представлены районными координаторами, которые будут определены группой руководства проектом вместе с главными врачами районов, выступающих в роли гарантов реализации проекта в районах.

Список главных врачей районов, участвующих в проекте DOTS


N п/п

Район

Ф.И.О.

1.

Кош-Агач

Тенибаева О.В.

2.

Улаган

Кончубаев С.П.

3.

Онгудай

Пупыева Т.А.

4.

Усть-Кокса

Торосян Л.О.

5.

Усть-Кан

Кара-Сал Н.Н.

6.

Шебалино

Сабашкина Е.Б.

7.

Чемал

Белякова Н.В.

8.

Майма

Суртаева Л.Г.

9.

Чоя

Зделов Р.К.

10.

Турочак

Безделов М.Ю.

11.

г. Горно-Алтайск

Термишева М.В.
 - зав. горздравотделом

Список лабораторий, оснащаемых в рамках проекта


1. Кош-Агачский район

2. Улаганский район

3. Онгудайский район

4. Усть-Канский район

5. Усть-Коксинский район

6. Шебалинский район

7. Чемальский район

8. Майминский район

9. Чойский район

10. Турочакский район

11. Поликлиника г. Горно-Алтайска

12. Лаборатория Рестубдиспансера

Задачи группы руководства проектом:

- реализация проекта в регионе в соответствии с планом работы на год;

- тесное сотрудничество с Министерством здравоохранения РА и главными врачами районов для успешной реализации проекта;

- координация всей деятельности в проекте с другими организациями, вовлеченными в проект на республиканском уровне;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»