Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2013 года N 147

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКАНСКУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "ЗАЩИТА ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2013-2016 ГОДЫ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 388 НГР:ru02000201300944}

Правительство Республики Алтай постановляет:

Внести изменения в республиканскую целевую программу "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2013-2016 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Алтай от 15 сентября 2011 года N 257 (Сборник законодательства Республики Алтай, 2011, N 81 (87), изложив ее в новой редакции, согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению.

Исполняющий обязанности

Председателя Правительства

Республики Алтай Ю.В. Антарадонов


ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к постановлению Правительства

Республики Алтай от 20 июня 2013 года N 147

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2013-2016 годы"

ПАСПОРТ республиканской целевой программы


Наименование республиканской целевой программы (далее также - программа)

"Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2013-2016 годы"

Наименование государственной программы Республики Алтай

"Обеспечение социальной защищенности и занятости населения"

Наименование подпрограммы государственной программы Республики Алтай

"Охрана семьи и детей"

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы

Министерство труда и социального развития Республики Алтай

Разработчик (разработчики) программы

Министерство труда и социального развития Республики Алтай

Цели и задачи

Цели: консолидация усилий органов и учреждений  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай, общественных объединений, граждан, направленных на раннее выявление семейного неблагополучия и нарушения прав ребенка, формирование среди населения  нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям.
  Задачи:
 1)   создание эффективной системы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай по раннему выявлению семейного неблагополучия и нарушения прав ребенка,  своевременному выявлению случаев жестокого обращения с детьми, проведению профилактической и реабилитационной работы;

 2)   осуществление информационной работы среди граждан о формах насилия в отношении детей, ответственности за действия, направленные против детей, правилах безопасности для детей в целях предотвращения преступных посягательств;

 3)   проведение информационно-просветительской  кампании среди подростков о недопустимости жестокого обращения со сверстниками, о правилах безопасного поведения в обществе, а также о возможности получения помощи в случае насилия или преступных посягательств;

 4)   организация системы информирования граждан, специалистов учреждений различной ведомственно й принадлежности, занимающихся работой с семьей и детьми, о необходимости своевременного выявления семейного неблагополучия, жестокого обращения и насилия по отношению к детям в семье, образовательных и иных детских учреждениях, и возможности помощи таким детям и семьям, в том числе на ранних стадиях социального неблагополучия;

 5)   осуществление поддержки добровольческих инициатив, направленных на поддержку детей и семей в трудной жизненной ситуации;

 6)   создание необходимых условий для оперативного обращения граждан в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай с информацией о случаях жестокого обращения с детьми, обращения детей, пострадавших от насилия, для своевременного оказания им помощи;

 7)   разработка и внедрение эффективных методик работы с семьями по профилактике семейного неблагополучия, насилия в отношении детей и социальной реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения  и преступных посягательств;

 8)   обеспечение беспрепятственного доступа детей, семей с детьми к услугам учреждений разной ведомственной принадлежности стационарных и нестационарных типов для профилактики семейного неблагополучия,  насилия и реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств

Целевые показатели непосредственного результа та реализации мероприятий программы

Объединение в единую межведомственную информационную систему более 60 учреждений субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для оперативного обмена информацией по детям, подвергшимся жестокому обращению и преступным посягательствам;

  формирование общественного мнения, осуждающего любые формы проявления насилия в обществе,  семье в отношении детей не менее чем у 50% населения республики;

  организация правового просвещения не менее 10000 подростков, через проведение акций и мероприятий информационного характера;

  более полное  и своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми;

  увеличение доли детей, успешно прошедших курс социально-психологической реабилитации вследствие жестокого обращения и преступных посягательств до 85% от общего количества детей прошедших социальную реабилитацию;

  снижение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей до 119 человек;

  сокращение численности родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми до 85 человек;

  уменьшение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств до 345 человек

Перечень подпрограмм или основных мероприятий

В рамках программы предусмотрена реализация следующих основных мероприятий:
  1)  проведение мониторинга  жестокого обращения с детьми в Республике Алтай и эффективности реализации программы;

  2) создание единой межведомственной электронно-информационной системы выявления и учёта детей, пострадавших от жестокого обращения и семей в которых выявлены факты насилия в отношении детей;

  3) организация деятельности Координационной правительственной комиссии по профилактике и предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми в Республике Алтай;

  4) разработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих процесс внедрения и реализации технологий, нормативного закрепления стандартов;

  5) организация информационной деятельности, освещающей проблемы современной семьи, проблемы насилия над детьми и воспитание нравственных основ семейной жизни, правила безопасного поведения в обществе в целях предотвращения насилия (через средства массовой информации, распространение иллюстрированных изданий);

  6)  проведение информационно - просветительской кампании, направленной на профилактику насилия (акция  в образовательных учреждениях и среди населения "Белая лента");

  7) организация РR-поддержки и социальной рекламы о возможностях  получения помощи и услуг, предоставляемых социальными учреждениями для несовершеннолетних и их родителей;

  8) проведение республиканской конференции "Защита детей от жестокости и насилия в Республике Алтай" с привлечением специалистов учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, представителей общественных объединений, населения, средств массовой информации Республики Алтай;

  9)  создание добровольческих агентств "Детство - для детей!" - клубных объединений добровольцев по борьбе с агрессией в отношении несовершеннолетних на базе учреждений социальной поддержки населения;

 10) развитие социальных услуг и совершенствование сферы оказания экстренной психологической, правовой и других видов помощи детям, ставшим жертвами насилия и преступных посягательств через работу круглосуточной службы Телефон Доверия "Нет насилию";

  11) создание службы непрерывного социально-психологического  сопровождения  детей, которые подвергались жестокому обращению и/или преступным посягательствам и их семей "Доверие";

  12) создание информационно-методического ресурсного центра "Академия социальных инноваций" по внедрению инновационных социальных технологий по профилактике жестокого обращения с детьми, детского и семейного неблагополучия;

  13) обучение специалистов учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних эффективным технологиям и методам профилактики социального сиротства, социального патроната в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, включая технологию раннего выявления семейного неблагополучия и работы;

  14) создание территориальных стажировочных площадок по отработке и внедрению технологии раннего выявления семейного неблагополучия и работы со случаем  нарушения прав несовершеннолетних с целью развития служб патроната семьи;

  15)  создание условий для внедрения эффективных социально-реабилитационных услуг для детей и семей в целях профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми, в их числе социально-бытовой патронаж семьи "домашний помощник", формирование реабилитационной среды для семьи и ребенка "семейный клуб", краткосрочное кризисное консультирование семьи, психолого-педагогическое сопровождение ребенка группы риска в образовательном и социальном пространстве "реабилитационный досуг";

  16) организация работы служб быстрого реагирования на ситуацию насилия в отношении детей и другие факторы неблагополучия "Скорая социальная помощь";

  17)  создание передвижной службы "Игровой автобус - доступная помощь семье и детям" с целью создания доступной социально-реабилитационной среды семьям и детям в удаленных населенных пунктах;

  18)  реализация на базе оздоровительных учреждений мероприятий  социально-психологической реабилитации детей и родителей, находящихся в социально опасном положении, у которых выявлены детско-родительские конфликты или риски возникновения насилия;

   19)  организация работы в учреждениях социальной поддержки населения семейных мастерских - творческих клубных объединений семей для профилактики семейного неблагополучия и создания условий для социально-культурной реабилитации;

  20) организация работы клубов для несовершеннолетних, склонных к проявлению агрессии к сверстникам на  базе учреждений  социальной поддержки населения;

  21) создание междисциплинарных команд специалистов по осуществлению патронатной работы с семьями и детьми на ранних этапах семейного неблагополучия и работы со случаем нарушения прав несовершеннолетних;

  22)  организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавших от жестокого обращения и насилия.

Сроки реализации

Начало срока реализации - 01.01.2013 год
 Срок окончания реализации - 30.12.2016 год

Объем и источники финансирования

Общий объем финансирования составляет  87164,47  тысяч рублей,  в том числе:
  средства республиканского бюджета Республики Алтай - 57741,49  тысяч рублей;

 средства Фонда поддержки детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации - 29422,98 тысяч рублей (справочно) .
 В  том числе по годам реализации:
 2013 год:  общий объем финансирования  24366,17 тысяч рублей, в том числе:
  за счет  средств республиканского бюджета Республики Алтай - 14528,29 тысяч рублей;

 за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации - 9837,88 тысяч  рублей (справочно).
 2014 год: общий объем финансирования  27442,7тысяч рублей, в том числе:
 за счет  средств республиканского бюджета Республики Алтай -  17449,4 тысяч рублей;

 за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации - 9993,3  тысяч рублей (справочно).
 2015 год: общий объем финансирования 27062,2 тысяч рублей, в том числе:
  за счет  средств республиканского бюджета Республики Алтай -  17470,4 тысяч рублей;

 за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации - 9591,8 тысяч рублей (справочно).
 2016 год: общий объем финансирования  8293,4 тысячи рублей , в том числе:
 за счет  средств республиканского бюджета Республики Алтай -  8293,4 тысячи рублей .

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа


В любом цивилизованном обществе насилие - явление совершенно недопустимое, особенно когда оно касается самых слабо защищенных членов общества - детей. Насилие подрывает не только основы семьи, но и разрушает общество изнутри.

С учетом сложившегося жизненного уклада жителей Республики Алтай, проблема насилия имеет свои особенности, в основе которых лежат исторические корни неравного и зависимого положения в семье женщин и детей. Существование в обществе проблемы насилия имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в этой атмосфере дети либо сами становятся жертвами насилия, либо в последствии подвергают насилию своих близких.

В начале 2010 года среди населения Республики Алтай проведено социологическое исследование по выявлению случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Общее количество опрошенных составило 3000 человек, из них 1620 детей.

Для взрослого и детского населения были составлены два вида анкет.

Анкетирование взрослых жителей Республики Алтай показало: 100% опрошенных граждан подтвердили, что их наказывали родители в детстве.

На вопрос: "Наказываете ли вы своих детей?" 95% - наказывают своих детей, и только 5% - нет.

По ответам детей выясняется, что у 77% родителей преобладающим методом воспитания детей является наказание и только 23% детей вообще не наказывают.

На вопрос "Будешь ли ты наказывать своих детей, когда станешь взрослым?" 24 % детей ответили утвердительно, т.е. насилие порождает насилие.

Кроме насилия в семье, анкетирование выявило и другие проблемы: насилию на улице подвергались - 30% опрошенных, в школе - 20%, в других местах - 32%.

По данным Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Алтай на начало 2010 года на учете состояло 85 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых находилось 188 детей, 388 семей "группы риска", в них 797 детей.

В 2009 году 136 родителей лишены родительских прав в отношении 187 детей, 11 родителей ограничены в родительских правах. Всего на учете в органах опеки состояло 1792 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых более 70% составляют социальные сироты.

1352 человека привлечены к административной ответственности по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).

По статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к ответственности привлечено 14 родителей.

Отобрано детей при непосредственной угрозе жизни ребенка - 22 человека.

Несовершеннолетними и при их соучастии совершено 270 преступлений.

Формирование полноценной системы защиты детства в последние годы является одним из ключевых приоритетов социальной и демографической политики Российской Федерации. На совещании в Министерстве внутренних дел Российской Федерации по вопросам борьбы с преступлениями против детей, состоявшемся 16 марта 2009 года, Президентом Российской Федерации поставлены задачи по принятию системных мер в сфере борьбы с преступлениями против детей, обеспечению их безопасности, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении. "Борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер. Это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная реабилитация пострадавших. Нужны скоординированные действия госструктур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений" - сказал глава государства.

Реализация данных задач потребовала принятия на республиканском и муниципальном уровнях комплексных решений по усилению профилактической работы, обеспечению полноценной реабилитации жертв насилия, кардинального усовершенствования работы социальных служб и учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями.

В 2009 году Правительством Республики Алтай была утверждена республиканская целевая программа "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2010-2012 годы" (далее - РЦП), софинансируемая Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд).

При поддержке Фонда, в рамках РЦП, в республике созданы и функционируют: круглосуточная служба Телефон Доверия "Нет насилию" (далее - Служба), подключенная к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия 8-800-200-122. Значимость Службы в том, что впервые в республике любой обратившийся гражданин, и самое главное ребенок, оказавшийся в кризисной ситуации или пострадавший от жестокого обращения и преступных посягательств, получает экстренную психологическую помощь бесплатно в любое время суток, в доступном режиме. За период деятельности Службы с сентября 2010 года по декабрь 2012 года (включительно) количество обращений, поступивших на телефон доверия, составило 13501, из них 40% (5405) - детские и 60% (8096) взрослые.

По годам количество обращений распределилось следующим образом:

2010 год - 2511, из них 175 детских (7%);

2011 год -7600, из них 2993 детских (39%);

2012 год- 3390, из них 2217 детских (65%).

Удельный вес детских обращений увеличился с начала работы Службы с 7% до 65%. Ежегодный рост детских обращений показывает востребованность Службы среди детей и подростков, как способа получения психопрофилактической помощи в экстренных случаях, не терпящих отлагательств.

Деятельность данной Службы в дальнейшем будет продолжена за счет финансирования из средств республиканского бюджета Республики Алтай, кроме оплаты телефонного трафика в 2013 году, финансирование которого осуществляется за счет средств Фонда.

На базе учреждений социального обслуживания населения созданы Службы "Скорой социальной помощи" - быстрого реагирования на ситуацию насилия в отношении детей и другие факторы неблагополучия (далее - Службы "Скорая социальная помощь"). Профилактическое направление и социально-реабилитационная работа со случаем нарушения прав несовершеннолетних реализовывается через мобильную форму социального обслуживания: это патронажи, выезды на случай, профилактические групповые мероприятия, проводимые с взрослым населением и с детьми в учебных заведениях. В рамках данных мероприятий за три года охвачено 6459 человек, из них 3403 ребенка, 2918 взрослых, 1365 семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе неблагополучных семей и находящихся в социально-опасном положении.

Выезды Служб "Скорая социальная помощь" осуществлены в более чем 160 населенных пунктов муниципальных образований. Проведено 3046 рейдов и социальных патронажей "семей группы риска", семей, находящихся в социально-опасном положении, в том числе по случаям жестокого обращения с детьми, с целью оказания социально-психологической помощи, профилактики раннего неблагополучия семьи.

За три прошедших года, за помощью в Службу "Скорая социальная помощь" ("вызов на случай") обратилось более 300 человек, из них по случаям жестокого обращения с детьми поступило 57 обращений, отобрано у родителей при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка - 32 ребенка. Все эти дети прошли комплексную реабилитацию в социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних.

Более 800 семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказана социальная помощь в денежном и натуральном выражении.

Деятельность Служб "Скорая социальная помощь" осуществляется в сотрудничестве с субъектами системы профилактики на основе заключенных соглашений и договоров. Количество выездов, осуществленных службами в рамках рейдов и патронажей, с представителями ведомств и служб составило более 700.

Информационно-просветительское направление в деятельности Служб "Скорая социальная помощь" реализуется через распространения иллюстрированных материалов, организацию встреч, акций, марафонов, участия в родительских собраниях. Через деятельность служб в отчетном периоде распространено более 6000 информационных материалов.

В последующие годы деятельность Служб "Скорая социальная помощь" будет продолжена за счет текущего финансирования учреждений социального обслуживания населения.

С целью оказания психологической помощи и реабилитации детей и членов их семей, пострадавших от насилия и жестокого обращения за три года созданы и функционируют сенсорные комнаты в учреждениях социального обслуживания населения в муниципальных образованиях.

Психологическую реабилитацию через индивидуальную и групповую работу психологов, прошли не только дети и члены семей, пострадавшие от насилия и жестокого обращения, но и семьи, где наблюдаются признаки социального неблагополучия. Выявление проблемных семей с детьми осуществлялось с помощью рейдов, проводимых Службой "Скорая социальная помощь", личных обращений граждан и ближайшего социального окружения проблемных семей с детьми.

За три прошедших года прошли социально-психологическую реабилитацию 638 детей, 470 семей. У 73% - психологическая реабилитация успешна.

С целью привития нравственных основ семейной жизни и семейных ценностей, здорового образа жизни неблагополучным семьям с детьми при учреждениях социального обслуживания населения в муниципальных образованиях созданы семейные клубы.

В работе клубов задействовано свыше 200 семей с детьми, находящихся на этапе раннего семейного неблагополучия и трудной жизненной ситуации.

Работа клубов проводится не только с семьями, ведущими асоциальный образ жизни, состоящими на учете, но и такими семьями, как многодетные, малообеспеченные, семьи "группы риска". Семьям оказываются разносторонние услуги с целью гармонизации внутрисемейных отношений, устранения семейных конфликтов, укрепления института семьи через различные формы работы: консультации, тренинги, ролевые сюжетные игры, конкурсы, культурно-досуговые мероприятия. Всего семьям оказано свыше 1,2 тысяч различных видов услуг.

В результате деятельности созданных клубов у 63 % семей улучшились внутрисемейные отношения, у 52% детей снизилась мотивация к антиобщественным действиям.

В 2012 году с целью оптимизации бюджетных расходов в Республике Алтай проведена ликвидация муниципальных отделов (управлений) социальной поддержки населения и муниципальных комплексных центров социального обслуживания населения (семьи и детей) с созданием бюджетных учреждений в сфере социальной поддержки населения. Вновь созданные учреждения исполняют полномочия по социальной поддержке и по социальному обслуживанию населения.

Большая работа проведена по обучению специалистов, работающих с детьми. Проведены циклы образовательных семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации для специалистов социальных, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и правоохранительных органов, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу с детьми, всего за три года проучено 125 человек.

Активно осуществляется информационная деятельность, освещающая проблемы насилия, нравственные основы семейной жизни, правила безопасного поведения в обществе через средства массовой информации и распространение иллюстрированных изданий, изготовленных в мини-типографии, приобретенной на средства Фонда.

Координирующим органом организации деятельности всех субъектов системы профилактики по защите детей от жестокого обращения является Координационная правительственная комиссия по профилактике и предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми в Республике Алтай, созданная постановлением Правительства Республики Алтай в 2010 году.

В результате реализации РЦП, софинансируемой Фондом:

повысилась эффективность межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики по защите детей от жестокого обращения, профилактике семейного неблагополучия;

созданы новые службы, внедрены новые технологии, направленные на профилактику и защиту детей от жестокого обращения и насилия;

обучены специалисты, работающие с семьями и детьми, новым методам и технологиям работы;

улучшилась материальная база социальных учреждений, приобретено реабилитационное оборудование, что позволило значительно улучшить качество предоставляемых социальных услуг семьям с детьми и несовершеннолетним.

Вследствие чего за период 2010-2012 года:

сократилось количество семей, находящихся в социально опасном положении на 55% (с 85 в 2009 г. до 55 в 2012 г.);

снизилось количество родителей, лишенных родительских прав, на 39% (с 136 в 2009 г. до 98 в 2012 г.);

увеличилась численность родителей (законных представителей), привлеченных к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ на 2% (с 1352 в 2009 г. до 1378 в 2012 г.), а по статье 156 УК РФ снизилась на 7,7 % (с 14 в 2009 г. до 13 родителей в 2012 г.);

сократилось количество случаев отобрания детей при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка на 26% (с 187 в 2009 году до 138 в 2012 году);

До настоящего времени основные усилия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних республики по защите детей от жестокого обращения направлялись на ликвидацию последствий жестокости и насилия в отношении детей, не уделяя должного внимания их первопричинам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»