ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 года N 147
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКАНСКУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "ЗАЩИТА ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2013-2016 ГОДЫ"
{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 388 НГР:ru02000201300944}
Правительство Республики Алтай постановляет:
Внести изменения в республиканскую целевую программу "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2013-2016 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Алтай от 15 сентября 2011 года N 257 (Сборник законодательства Республики Алтай, 2011, N 81 (87), изложив ее в новой редакции, согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Алтай Ю.В. Антарадонов
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к постановлению Правительства
Республики Алтай от 20 июня 2013 года N 147
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2013-2016 годы"
ПАСПОРТ республиканской целевой программы
Наименование республиканской целевой программы (далее также - программа) | "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2013-2016 годы" |
Наименование государственной программы Республики Алтай | "Обеспечение социальной защищенности и занятости населения" |
Наименование подпрограммы государственной программы Республики Алтай | "Охрана семьи и детей" |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы | Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
Разработчик (разработчики) программы | Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
Цели и задачи | Цели: консолидация усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай, общественных объединений, граждан, направленных на раннее выявление семейного неблагополучия и нарушения прав ребенка, формирование среди населения нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям. |
Целевые показатели непосредственного результа та реализации мероприятий программы | Объединение в единую межведомственную информационную систему более 60 учреждений субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для оперативного обмена информацией по детям, подвергшимся жестокому обращению и преступным посягательствам; |
Перечень подпрограмм или основных мероприятий | В рамках программы предусмотрена реализация следующих основных мероприятий: |
Сроки реализации | Начало срока реализации - 01.01.2013 год |
Объем и источники финансирования | Общий объем финансирования составляет 87164,47 тысяч рублей, в том числе: |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
В любом цивилизованном обществе насилие - явление совершенно недопустимое, особенно когда оно касается самых слабо защищенных членов общества - детей. Насилие подрывает не только основы семьи, но и разрушает общество изнутри.
С учетом сложившегося жизненного уклада жителей Республики Алтай, проблема насилия имеет свои особенности, в основе которых лежат исторические корни неравного и зависимого положения в семье женщин и детей. Существование в обществе проблемы насилия имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в этой атмосфере дети либо сами становятся жертвами насилия, либо в последствии подвергают насилию своих близких.
В начале 2010 года среди населения Республики Алтай проведено социологическое исследование по выявлению случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Общее количество опрошенных составило 3000 человек, из них 1620 детей.
Для взрослого и детского населения были составлены два вида анкет.
Анкетирование взрослых жителей Республики Алтай показало: 100% опрошенных граждан подтвердили, что их наказывали родители в детстве.
На вопрос: "Наказываете ли вы своих детей?" 95% - наказывают своих детей, и только 5% - нет.
По ответам детей выясняется, что у 77% родителей преобладающим методом воспитания детей является наказание и только 23% детей вообще не наказывают.
На вопрос "Будешь ли ты наказывать своих детей, когда станешь взрослым?" 24 % детей ответили утвердительно, т.е. насилие порождает насилие.
Кроме насилия в семье, анкетирование выявило и другие проблемы: насилию на улице подвергались - 30% опрошенных, в школе - 20%, в других местах - 32%.
По данным Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Алтай на начало 2010 года на учете состояло 85 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых находилось 188 детей, 388 семей "группы риска", в них 797 детей.
В 2009 году 136 родителей лишены родительских прав в отношении 187 детей, 11 родителей ограничены в родительских правах. Всего на учете в органах опеки состояло 1792 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых более 70% составляют социальные сироты.
1352 человека привлечены к административной ответственности по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).
По статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к ответственности привлечено 14 родителей.
Отобрано детей при непосредственной угрозе жизни ребенка - 22 человека.
Несовершеннолетними и при их соучастии совершено 270 преступлений.
Формирование полноценной системы защиты детства в последние годы является одним из ключевых приоритетов социальной и демографической политики Российской Федерации. На совещании в Министерстве внутренних дел Российской Федерации по вопросам борьбы с преступлениями против детей, состоявшемся 16 марта 2009 года, Президентом Российской Федерации поставлены задачи по принятию системных мер в сфере борьбы с преступлениями против детей, обеспечению их безопасности, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении. "Борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер. Это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная реабилитация пострадавших. Нужны скоординированные действия госструктур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений" - сказал глава государства.
Реализация данных задач потребовала принятия на республиканском и муниципальном уровнях комплексных решений по усилению профилактической работы, обеспечению полноценной реабилитации жертв насилия, кардинального усовершенствования работы социальных служб и учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями.
В 2009 году Правительством Республики Алтай была утверждена республиканская целевая программа "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2010-2012 годы" (далее - РЦП), софинансируемая Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд).
При поддержке Фонда, в рамках РЦП, в республике созданы и функционируют: круглосуточная служба Телефон Доверия "Нет насилию" (далее - Служба), подключенная к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия 8-800-200-122. Значимость Службы в том, что впервые в республике любой обратившийся гражданин, и самое главное ребенок, оказавшийся в кризисной ситуации или пострадавший от жестокого обращения и преступных посягательств, получает экстренную психологическую помощь бесплатно в любое время суток, в доступном режиме. За период деятельности Службы с сентября 2010 года по декабрь 2012 года (включительно) количество обращений, поступивших на телефон доверия, составило 13501, из них 40% (5405) - детские и 60% (8096) взрослые.
По годам количество обращений распределилось следующим образом:
2010 год - 2511, из них 175 детских (7%);
2011 год -7600, из них 2993 детских (39%);
2012 год- 3390, из них 2217 детских (65%).
Удельный вес детских обращений увеличился с начала работы Службы с 7% до 65%. Ежегодный рост детских обращений показывает востребованность Службы среди детей и подростков, как способа получения психопрофилактической помощи в экстренных случаях, не терпящих отлагательств.
Деятельность данной Службы в дальнейшем будет продолжена за счет финансирования из средств республиканского бюджета Республики Алтай, кроме оплаты телефонного трафика в 2013 году, финансирование которого осуществляется за счет средств Фонда.
На базе учреждений социального обслуживания населения созданы Службы "Скорой социальной помощи" - быстрого реагирования на ситуацию насилия в отношении детей и другие факторы неблагополучия (далее - Службы "Скорая социальная помощь"). Профилактическое направление и социально-реабилитационная работа со случаем нарушения прав несовершеннолетних реализовывается через мобильную форму социального обслуживания: это патронажи, выезды на случай, профилактические групповые мероприятия, проводимые с взрослым населением и с детьми в учебных заведениях. В рамках данных мероприятий за три года охвачено 6459 человек, из них 3403 ребенка, 2918 взрослых, 1365 семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе неблагополучных семей и находящихся в социально-опасном положении.
Выезды Служб "Скорая социальная помощь" осуществлены в более чем 160 населенных пунктов муниципальных образований. Проведено 3046 рейдов и социальных патронажей "семей группы риска", семей, находящихся в социально-опасном положении, в том числе по случаям жестокого обращения с детьми, с целью оказания социально-психологической помощи, профилактики раннего неблагополучия семьи.
За три прошедших года, за помощью в Службу "Скорая социальная помощь" ("вызов на случай") обратилось более 300 человек, из них по случаям жестокого обращения с детьми поступило 57 обращений, отобрано у родителей при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка - 32 ребенка. Все эти дети прошли комплексную реабилитацию в социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних.
Более 800 семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказана социальная помощь в денежном и натуральном выражении.
Деятельность Служб "Скорая социальная помощь" осуществляется в сотрудничестве с субъектами системы профилактики на основе заключенных соглашений и договоров. Количество выездов, осуществленных службами в рамках рейдов и патронажей, с представителями ведомств и служб составило более 700.
Информационно-просветительское направление в деятельности Служб "Скорая социальная помощь" реализуется через распространения иллюстрированных материалов, организацию встреч, акций, марафонов, участия в родительских собраниях. Через деятельность служб в отчетном периоде распространено более 6000 информационных материалов.
В последующие годы деятельность Служб "Скорая социальная помощь" будет продолжена за счет текущего финансирования учреждений социального обслуживания населения.
С целью оказания психологической помощи и реабилитации детей и членов их семей, пострадавших от насилия и жестокого обращения за три года созданы и функционируют сенсорные комнаты в учреждениях социального обслуживания населения в муниципальных образованиях.
Психологическую реабилитацию через индивидуальную и групповую работу психологов, прошли не только дети и члены семей, пострадавшие от насилия и жестокого обращения, но и семьи, где наблюдаются признаки социального неблагополучия. Выявление проблемных семей с детьми осуществлялось с помощью рейдов, проводимых Службой "Скорая социальная помощь", личных обращений граждан и ближайшего социального окружения проблемных семей с детьми.
За три прошедших года прошли социально-психологическую реабилитацию 638 детей, 470 семей. У 73% - психологическая реабилитация успешна.
С целью привития нравственных основ семейной жизни и семейных ценностей, здорового образа жизни неблагополучным семьям с детьми при учреждениях социального обслуживания населения в муниципальных образованиях созданы семейные клубы.
В работе клубов задействовано свыше 200 семей с детьми, находящихся на этапе раннего семейного неблагополучия и трудной жизненной ситуации.
Работа клубов проводится не только с семьями, ведущими асоциальный образ жизни, состоящими на учете, но и такими семьями, как многодетные, малообеспеченные, семьи "группы риска". Семьям оказываются разносторонние услуги с целью гармонизации внутрисемейных отношений, устранения семейных конфликтов, укрепления института семьи через различные формы работы: консультации, тренинги, ролевые сюжетные игры, конкурсы, культурно-досуговые мероприятия. Всего семьям оказано свыше 1,2 тысяч различных видов услуг.
В результате деятельности созданных клубов у 63 % семей улучшились внутрисемейные отношения, у 52% детей снизилась мотивация к антиобщественным действиям.
В 2012 году с целью оптимизации бюджетных расходов в Республике Алтай проведена ликвидация муниципальных отделов (управлений) социальной поддержки населения и муниципальных комплексных центров социального обслуживания населения (семьи и детей) с созданием бюджетных учреждений в сфере социальной поддержки населения. Вновь созданные учреждения исполняют полномочия по социальной поддержке и по социальному обслуживанию населения.
Большая работа проведена по обучению специалистов, работающих с детьми. Проведены циклы образовательных семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации для специалистов социальных, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и правоохранительных органов, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу с детьми, всего за три года проучено 125 человек.
Активно осуществляется информационная деятельность, освещающая проблемы насилия, нравственные основы семейной жизни, правила безопасного поведения в обществе через средства массовой информации и распространение иллюстрированных изданий, изготовленных в мини-типографии, приобретенной на средства Фонда.
Координирующим органом организации деятельности всех субъектов системы профилактики по защите детей от жестокого обращения является Координационная правительственная комиссия по профилактике и предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми в Республике Алтай, созданная постановлением Правительства Республики Алтай в 2010 году.
В результате реализации РЦП, софинансируемой Фондом:
повысилась эффективность межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики по защите детей от жестокого обращения, профилактике семейного неблагополучия;
созданы новые службы, внедрены новые технологии, направленные на профилактику и защиту детей от жестокого обращения и насилия;
обучены специалисты, работающие с семьями и детьми, новым методам и технологиям работы;
улучшилась материальная база социальных учреждений, приобретено реабилитационное оборудование, что позволило значительно улучшить качество предоставляемых социальных услуг семьям с детьми и несовершеннолетним.
Вследствие чего за период 2010-2012 года:
сократилось количество семей, находящихся в социально опасном положении на 55% (с 85 в 2009 г. до 55 в 2012 г.);
снизилось количество родителей, лишенных родительских прав, на 39% (с 136 в 2009 г. до 98 в 2012 г.);
увеличилась численность родителей (законных представителей), привлеченных к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ на 2% (с 1352 в 2009 г. до 1378 в 2012 г.), а по статье 156 УК РФ снизилась на 7,7 % (с 14 в 2009 г. до 13 родителей в 2012 г.);
сократилось количество случаев отобрания детей при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка на 26% (с 187 в 2009 году до 138 в 2012 году);
До настоящего времени основные усилия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних республики по защите детей от жестокого обращения направлялись на ликвидацию последствий жестокости и насилия в отношении детей, не уделяя должного внимания их первопричинам.