Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2011 года N 145

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2011-2015 ГОДЫ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 388 НГР:ru02000201300944}

Правительство Республики Алтай постановляет:

Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Республике Алтай на 2011-2015 годы".

Исполняющий обязанности

Председателя Правительства

Республики Алтай Ю.В. Антарадонов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Алтай от 28 июня 2011 года N 145

I. Паспорт республиканской программы


Наименование республиканской программы (далее  -программа)

Республиканская  программа "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Республике Алтай на 2011-2015 годы"

Основание для разработки программы

Федеральный закон от 6 октября 1999 года
 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
;

 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

 Закон Российской Федерации от  10 июля  1992 года N 3266-1 "Об образовании";

 Федеральный закон от 4 декабря 2007  года  N  329-ФЗ  "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

Государственный заказчик (государственный заказчик координатор) программы

Государственным заказчиком - координатором программы является Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
 Государственные заказчики целевой программы:
 Министерство здравоохранения Республики Алтай;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай;

 Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай

Разработчик  (разработчики)
 программы

Разработчиком - координатором программы является Министерство  труда  и  социального  развития Республики Алтай

Цель и задачи программы

Целью реализации мероприятий программы является :
 создание условий для повышения качества жизни детей и семей с детьми.
 Задачами реализации мероприятий программы являются :
 улучшение репродуктивного здоровья населения, в том числе детского;

  обеспечение беспрепятственного доступа детей, семей с детьми в кризисных ситуациях к услугам учреждений разной ведомственной принадлежности стационарных и нестационарных типов;

 всемерное укрепление института семьи, распространение системы семейных ценностей, здорового образа жизни;

 содействие формированию социальной ответственности в вопросах семьи и брака;

 государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 реализация комплекса мер по развитию дошкольного образования;

 профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 создание благоприятных условий  для  занятий  физической
 культурой и спортом детям и семьям с детьми по месту жительства;

 создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию в образовательный процесс детей-инвалидов

Сроки  и этапы (в случае разделения на этапы) реализации программы

Программа реализуется в один этап в течение 2011-2015 годов

Перечень подпрограмм или основных мероприятий

В рамках программы предусмотрена реализация мероприятий:
 организационного и материально-технического характера;

 по улучшению репродуктивного здоровья населения, сокращения уровня смертности;

 по улучшению качества жизни, всемерному укреплению семьи, распространению системы семейных ценностей, здорового образа жизни, содействию формированию социальной ответственности в вопросах семьи и брака;

 по государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 по реализации комплекса мер по развитию дошкольного образования;

 по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 по развитию физической культуры и спорта;

 по интеграции детей-инвалидов в общество

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования  программы составляет 1083964,4  тысяч рублей,  в  том  числе по источникам финансирования:
 за  счет  средств  республиканского бюджета Республики Алтай -  1004818,5 тысяч рублей;

 за счет средств федерального бюджета (справочно) - 47113,8 тысяч рублей;

 за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (справочно) - 31099,1 тысяч рублей

Система организации контроля над исполнением программы

Министерство труда и социального развития Республики  Алтай с участием Министерства финансов  Республики  Алтай, государственных заказчиков целевой программы, привлеченных независимых экспертов  осуществляют контрольные  проверки  за  ходом  реализации программы

Ожидаемые показатели эффективности реализации программы

Ожидаемыми результатами эффективности программы являются:
 сокращение доли неполных и неблагополучных семей от общей численности семей до 27 %;

 увеличение количества браков до 2500 в год;

 снижение количества разводов до 940 в год;

 снижение частоты заболеваемости по всем нозологиям среди детского населения Республики Алтай на 1,2%;

 увеличение количества детей, охваченных дошкольным образованием до 10846 чел.;

 увеличение численности населения Республики Алтай, систематически занимающегося спортом до 26500 чел.;

 доля семей с детьми, детей-инвалидов, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания от численности населения - 30%;

 доля детей с ограниченными возможностями здоровья с положительной динамикой от общего количества детей, прошедших социальную реабилитацию в учреждениях социального обслуживания - 85 %;

 сокращение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 17 %  ко всему населению

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа


Население республики составляет 210,6 тыс. человек, проживает 40,9 тыс. семей, в которых воспитывается 58,1 тыс. детей.

Из общего количества семей неполные семьи составляют 25%, многодетные семьи - 11%, 2,3% - семьи с детьми инвалидами.

Социально-экономические преобразования обусловили ослабление института семьи как в целом по России, так и в Республике Алтай.

Одним из важнейших показателей, характеризующих данную ситуацию, является уровень расторжения браков, который в Республике Алтай по сравнению с предыдущими годами не улучшается: на 1000 образовавшихся брачных пар приходится 511 распавшихся (в 2008 году - 436).

В результате разводов в 2010 году 727 детей и подростков в возрасте до 18 лет остались без одного из родителей. Брак перестает быть обязательным условием рождения и воспитания детей.

Повышение показателя разводимости в Республике Алтай, как показывают многочисленные исследования, связано с материальной и жилищной неустроенностью молодых семей, что приводит к риску развода в первые годы совместной жизни. Следствием сложившейся ситуации в брачно-семейных процессах явилось распространение неофициальных браков, которые непосредственно повышают удельный вес внебрачной рождаемости. В 2010 году в республике вне зарегистрированного брака родилось 1446 детей, или 34,8% от общего числа родившихся.

Большое количество разводов наряду с ростом внебрачной рождаемости влечет за собой увеличение числа неполных и неблагополучных семей.

За период 2008 - 2010 годы численность неполных семей выросла на 6,6 % или на 697 семей и составила 25% от общего количества семей (10,5 тыс. семей).

В связи с тем, что каждый пятый ребенок в Республике Алтай воспитывается в неполной семье, это неблагоприятно влияет на внутрисемейные отношения. Для полноценного воспитания и развития ребенку необходимы как мать, так и отец. Мужчина и женщина, являясь противоположностями и своеобразно воздействуя на ребенка, образуют как раз ту "золотую середину", которая называется эмоциональной уравновешенностью. Только взаимодействие отца и матери могут обеспечить ребенку эмоциональное здоровье, интеллектуальную активность и адекватную социализацию.

Тенденции разрушения нравственных ценностей и основ семьи способствуют устойчивому снижению роли семьи в социализации детей.

В Республике Алтай свыше 500 семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями.

Это ведет к увеличению количества случаев насилия в отношении детей и приводит к совершению побегов подростков из дома. Ежегодно более 90 несовершеннолетних убегают из дома, и как следствие этого растет количество социальных сирот, беспризорных и безнадзорных детей. В среднем в год выявляется около 300 детей этой категории.

В сложившейся системе социальной поддержки семьи и детства, профилактики безнадзорности и социального сиротства недостаточно эффективно действует межведомственная модель выявления и учета семей "группы риска", не в полной мере применяются стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, не развита система профессиональной подготовки кадров для оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства, слабо развито сопровождение замещающих (опекунских, приемных) семей.

В Республике Алтай показатель младенческой смертности снижается, но вместе с тем остается достаточно высоким - по статистическим данным в 2008 году он составлял – 10,6 промилле, в 2009 году - 11,4 промилле, в 2010 году - 9,6 промилле.

Наиболее высокий уровень младенческой смертности наблюдается от причин, во многом зависящих от репродуктивного здоровья женщин - 48% случаев смерти новорожденных приходится на состояния, возникающие в перинатальный период (28 недель беременности, включая роды и первые семь дней жизни ребенка).

Вместе с тем наблюдается рост заболеваемости беременных женщин: в 2010 году заболеваемость беременных женщин на 1000 законченных беременность составила 2440,3 промилле (в 2009 г.- 1343,1 промилле, в 2008 г. - 751 промилле). Заболеваемость беременных женщин вызвана как медицинскими (недостаток диагностического оборудования), так и социальными (плохое питание, жилищные условия, психологическая обстановка) причинами.

В связи с чем, одним из важнейших факторов в улучшении качества жизни семей с детьми является охрана здоровья женщин, особенно беременных.

Увеличивается заболеваемость детей: рост заболеваемости в 2010 году по сравнению с 2008 годом детей от 0 до 14 лет составил 6,3%, детей от 14 до 18 лет - 14,3%.

Ухудшение здоровья детей Республики Алтай обусловлено отсутствием мотивации здорового образа жизни у родителей, понимания значимости своего собственного здоровья и здоровья своих детей, слабое развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом.

В Республике Алтай показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курящих, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблем развития массового спорта. Только заболевших простудными заболеваниями в Республике Алтай за 2009 год составило 60300 человек, из них детей и подростков - 44257 человек. В 2008 году данные показатели составляли 46841 человек, из них 32905 детей и подростков. Сравнивая полученную статистику, видно, что увеличение количества заболевших простудными заболеваниями составило 13459 человек. Большинство наркологических больных в возрасте от 20 до 39 лет.

По данным федерального статистического наблюдения субъектов Российской Федерации "Сведения о физической культуре и спорте" за 2009 год Республика Алтай занимает 78 место среди субъектов Российской Федерации.

Согласно статистическим данным в области физической культуры и спорта количество занимающихся физической культурой и спортом в Республике Алтай за 2009 год составляет 23688 человек, что составляет 11,2 процента от общего количества населения. В 2008 году данный показатель составлял 9,2 процента от общего числа населения, проживающего в Республике Алтай.

В соответствии с показателями физической культуры и спорта в Сибирском федеральным округе в разрезе субъектов Российской Федерации за 2009 год Республика Алтай из 12 регионов занимает предпоследние места по следующим показателям:

по численности занимающихся физической культурой, спортом;

по финансированию физической культуры и спорта на 1 жителя (318,6 руб.);

обеспеченность населения Республики Алтай плоскостными спортивными сооружениями составляет 20,6%, спортивными залами 66,7%, бассейнами 1,3% от общего числа населения Республики Алтай.

Одной из самых неблагополучных категорий населения Республики Алтай, которым требуется дополнительная поддержка со стороны Правительства Республики Алтай являются дети-инвалиды.

Количество граждан с инвалидностью остается высоким, несмотря на уменьшение количества детей-инвалидов в 2008 году.

Высокий уровень инвалидности связан с неустойчивой социально-экономической ситуацией в целом по стране, неблагоприятной экологической обстановкой, высокой заболеваемостью и травматизмом населения и иными причинами.

По статистическим данным в Республике Алтай по состоянию на 1 января 2010 года численность инвалидов составляла 27 682 инвалида, в том числе 949 детей (на 01.01.2009 г. - 28 736 инвалидов, в том числе 1 106 детей; на 01.01.2008 г. - 29 743 инвалида, в том числе 1 492 ребенка).

Учитывая, что различные этапы комплексной реабилитации инвалидов осуществляются в учреждениях различной ведомственной принадлежности, эффективное решение вопросов социальной поддержки инвалидов, в том числе детей-инвалидов, возможно только при консолидации усилий этих учреждений в рамках республиканской целевой программы.

Требуется совершенствование системы реабилитационной работы, улучшение качества медицинского и социального обслуживания, развитие системы образования и повышение уровня жизни инвалидов и их семей.

Важным моментом является укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения.

Эффективное решение данных проблем возможно только при активной государственной поддержке посредством межведомственного взаимодействия и сотрудничества с негосударственными и общественными организациями в рамках программы.

Таким образом, все неблагоприятные тенденции качества жизни детей и семей с детьми в республике требуют разработки качественно новых программных подходов для их преодоления, то есть принятия системных мер по обеспечению беспрепятственного доступа детей, семей с детьми в кризисных ситуациях к услугам учреждений разной ведомственной принадлежности, укрепление института семьи, распространение системы семейных ценностей, здорового образа жизни, создание условий, позволяющих обеспечить полноценную интеграцию в образовательный процесс детей-инвалидов, благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом детям и семьям с детьми по месту жительства.

Реализация данных задач требует принятия на республиканском и муниципальном уровнях комплексных решений, направленных на улучшение положения детей и семей с детьми в республике, на создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальное развитие, спорт), концентрации финансовых и материальных ресурсов. Актуальность этих решений особенно усиливается в связи с кризисными явлениями в экономике, ростом безработицы, усугубившимся положением многих семей.

В целях повышения результативности и формирования эффективных механизмов поддержки семей с детьми в Республике Алтай необходима разработка республиканской программы "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Республике Алтай на 2011-2015 годы", направленной на создание условий для повышения качества их жизни.

Принятие данного нормативного документа позволит в рамках реализации Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 7 января 2011 года N Пр-24 осуществлять комплексный анализ по улучшению условий и качества жизни семей с детьми на основе межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений населения в Республике Алтай.

Межведомственное взаимодействие позволит объединить усилия исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Алтай по решению проблем семей с детьми.

III. Основная цель и задачи, сроки и этапы (при разделении на этапы) реализации программы


Основной целью реализации мероприятий программы является:

создание условий для повышения качества жизни детей и семей с детьми.

Задачами реализации мероприятий программы являются:

улучшение репродуктивного здоровья населения, в том числе детского;

обеспечение беспрепятственного доступа детей, семей с детьми в кризисных ситуациях к услугам учреждений разной ведомственной принадлежности стационарных и нестационарных типов;

всемерное укрепление института семьи, распространение системы семейных ценностей, здорового образа жизни;

государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

реализация комплекса мер по развитию дошкольного образования;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом детям и семьям с детьми по месту жительства;

создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию в образовательный процесс детей-инвалидов;

Программа реализуется в один этап в течение 2011-2015 годов.

IV. Система программных мероприятий программы


Все мероприятия программы сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей, подкреплены необходимыми источниками финансирования, объемами и отражены в приложении N 1 к программе.

V. Финансовое обеспечение программы


Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период.

Общий объем финансирования программы составит 1083964,4 тысяч рублей, в том числе по годам: 2011 год - 222538 тысяча рублей, 2012 год - 227698,6 тысяч рублей, 2013 год - 211918,3 тысяч рублей, 2014 год - 206403 тысячи рублей, 2015 год – 215406,5 тысяч рублей.

Объем финансирования мероприятий программы за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составит 1004818,5 тысяч рублей, в том числе: 2011 год - 191678,5 тысяч рублей, 2012 год - 206332,3 тысячи рублей, 2013 год -197688,2 тысячи рублей, 2014 год - 200043 тысячи рублей, 2015 год - 209076,5 тысяч рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»