ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2011 года N 145
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2011-2015 ГОДЫ"
{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 388 НГР:ru02000201300944}
Правительство Республики Алтай постановляет:
Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Республике Алтай на 2011-2015 годы".
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Алтай Ю.В. Антарадонов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай от 28 июня 2011 года N 145
Наименование республиканской программы (далее -программа) | Республиканская программа "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Республике Алтай на 2011-2015 годы" |
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 6 октября 1999 года |
Государственный заказчик (государственный заказчик координатор) программы | Государственным заказчиком - координатором программы является Министерство труда и социального развития Республики Алтай. |
Разработчик (разработчики) | Разработчиком - координатором программы является Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
Цель и задачи программы | Целью реализации мероприятий программы является : |
Сроки и этапы (в случае разделения на этапы) реализации программы | Программа реализуется в один этап в течение 2011-2015 годов |
Перечень подпрограмм или основных мероприятий | В рамках программы предусмотрена реализация мероприятий: |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования программы составляет 1083964,4 тысяч рублей, в том числе по источникам финансирования: |
Система организации контроля над исполнением программы | Министерство труда и социального развития Республики Алтай с участием Министерства финансов Республики Алтай, государственных заказчиков целевой программы, привлеченных независимых экспертов осуществляют контрольные проверки за ходом реализации программы |
Ожидаемые показатели эффективности реализации программы | Ожидаемыми результатами эффективности программы являются: |
Население республики составляет 210,6 тыс. человек, проживает 40,9 тыс. семей, в которых воспитывается 58,1 тыс. детей.
Из общего количества семей неполные семьи составляют 25%, многодетные семьи - 11%, 2,3% - семьи с детьми инвалидами.
Социально-экономические преобразования обусловили ослабление института семьи как в целом по России, так и в Республике Алтай.
Одним из важнейших показателей, характеризующих данную ситуацию, является уровень расторжения браков, который в Республике Алтай по сравнению с предыдущими годами не улучшается: на 1000 образовавшихся брачных пар приходится 511 распавшихся (в 2008 году - 436).
В результате разводов в 2010 году 727 детей и подростков в возрасте до 18 лет остались без одного из родителей. Брак перестает быть обязательным условием рождения и воспитания детей.
Повышение показателя разводимости в Республике Алтай, как показывают многочисленные исследования, связано с материальной и жилищной неустроенностью молодых семей, что приводит к риску развода в первые годы совместной жизни. Следствием сложившейся ситуации в брачно-семейных процессах явилось распространение неофициальных браков, которые непосредственно повышают удельный вес внебрачной рождаемости. В 2010 году в республике вне зарегистрированного брака родилось 1446 детей, или 34,8% от общего числа родившихся.
Большое количество разводов наряду с ростом внебрачной рождаемости влечет за собой увеличение числа неполных и неблагополучных семей.
За период 2008 - 2010 годы численность неполных семей выросла на 6,6 % или на 697 семей и составила 25% от общего количества семей (10,5 тыс. семей).
В связи с тем, что каждый пятый ребенок в Республике Алтай воспитывается в неполной семье, это неблагоприятно влияет на внутрисемейные отношения. Для полноценного воспитания и развития ребенку необходимы как мать, так и отец. Мужчина и женщина, являясь противоположностями и своеобразно воздействуя на ребенка, образуют как раз ту "золотую середину", которая называется эмоциональной уравновешенностью. Только взаимодействие отца и матери могут обеспечить ребенку эмоциональное здоровье, интеллектуальную активность и адекватную социализацию.
Тенденции разрушения нравственных ценностей и основ семьи способствуют устойчивому снижению роли семьи в социализации детей.
В Республике Алтай свыше 500 семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями.
Это ведет к увеличению количества случаев насилия в отношении детей и приводит к совершению побегов подростков из дома. Ежегодно более 90 несовершеннолетних убегают из дома, и как следствие этого растет количество социальных сирот, беспризорных и безнадзорных детей. В среднем в год выявляется около 300 детей этой категории.
В сложившейся системе социальной поддержки семьи и детства, профилактики безнадзорности и социального сиротства недостаточно эффективно действует межведомственная модель выявления и учета семей "группы риска", не в полной мере применяются стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, не развита система профессиональной подготовки кадров для оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства, слабо развито сопровождение замещающих (опекунских, приемных) семей.
В Республике Алтай показатель младенческой смертности снижается, но вместе с тем остается достаточно высоким - по статистическим данным в 2008 году он составлял – 10,6 промилле, в 2009 году - 11,4 промилле, в 2010 году - 9,6 промилле.
Наиболее высокий уровень младенческой смертности наблюдается от причин, во многом зависящих от репродуктивного здоровья женщин - 48% случаев смерти новорожденных приходится на состояния, возникающие в перинатальный период (28 недель беременности, включая роды и первые семь дней жизни ребенка).
Вместе с тем наблюдается рост заболеваемости беременных женщин: в 2010 году заболеваемость беременных женщин на 1000 законченных беременность составила 2440,3 промилле (в 2009 г.- 1343,1 промилле, в 2008 г. - 751 промилле). Заболеваемость беременных женщин вызвана как медицинскими (недостаток диагностического оборудования), так и социальными (плохое питание, жилищные условия, психологическая обстановка) причинами.
В связи с чем, одним из важнейших факторов в улучшении качества жизни семей с детьми является охрана здоровья женщин, особенно беременных.
Увеличивается заболеваемость детей: рост заболеваемости в 2010 году по сравнению с 2008 годом детей от 0 до 14 лет составил 6,3%, детей от 14 до 18 лет - 14,3%.
Ухудшение здоровья детей Республики Алтай обусловлено отсутствием мотивации здорового образа жизни у родителей, понимания значимости своего собственного здоровья и здоровья своих детей, слабое развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом.
В Республике Алтай показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курящих, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблем развития массового спорта. Только заболевших простудными заболеваниями в Республике Алтай за 2009 год составило 60300 человек, из них детей и подростков - 44257 человек. В 2008 году данные показатели составляли 46841 человек, из них 32905 детей и подростков. Сравнивая полученную статистику, видно, что увеличение количества заболевших простудными заболеваниями составило 13459 человек. Большинство наркологических больных в возрасте от 20 до 39 лет.
По данным федерального статистического наблюдения субъектов Российской Федерации "Сведения о физической культуре и спорте" за 2009 год Республика Алтай занимает 78 место среди субъектов Российской Федерации.
Согласно статистическим данным в области физической культуры и спорта количество занимающихся физической культурой и спортом в Республике Алтай за 2009 год составляет 23688 человек, что составляет 11,2 процента от общего количества населения. В 2008 году данный показатель составлял 9,2 процента от общего числа населения, проживающего в Республике Алтай.
В соответствии с показателями физической культуры и спорта в Сибирском федеральным округе в разрезе субъектов Российской Федерации за 2009 год Республика Алтай из 12 регионов занимает предпоследние места по следующим показателям:
по численности занимающихся физической культурой, спортом;
по финансированию физической культуры и спорта на 1 жителя (318,6 руб.);
обеспеченность населения Республики Алтай плоскостными спортивными сооружениями составляет 20,6%, спортивными залами 66,7%, бассейнами 1,3% от общего числа населения Республики Алтай.
Одной из самых неблагополучных категорий населения Республики Алтай, которым требуется дополнительная поддержка со стороны Правительства Республики Алтай являются дети-инвалиды.
Количество граждан с инвалидностью остается высоким, несмотря на уменьшение количества детей-инвалидов в 2008 году.
Высокий уровень инвалидности связан с неустойчивой социально-экономической ситуацией в целом по стране, неблагоприятной экологической обстановкой, высокой заболеваемостью и травматизмом населения и иными причинами.
По статистическим данным в Республике Алтай по состоянию на 1 января 2010 года численность инвалидов составляла 27 682 инвалида, в том числе 949 детей (на 01.01.2009 г. - 28 736 инвалидов, в том числе 1 106 детей; на 01.01.2008 г. - 29 743 инвалида, в том числе 1 492 ребенка).
Учитывая, что различные этапы комплексной реабилитации инвалидов осуществляются в учреждениях различной ведомственной принадлежности, эффективное решение вопросов социальной поддержки инвалидов, в том числе детей-инвалидов, возможно только при консолидации усилий этих учреждений в рамках республиканской целевой программы.
Требуется совершенствование системы реабилитационной работы, улучшение качества медицинского и социального обслуживания, развитие системы образования и повышение уровня жизни инвалидов и их семей.
Важным моментом является укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения.
Эффективное решение данных проблем возможно только при активной государственной поддержке посредством межведомственного взаимодействия и сотрудничества с негосударственными и общественными организациями в рамках программы.
Таким образом, все неблагоприятные тенденции качества жизни детей и семей с детьми в республике требуют разработки качественно новых программных подходов для их преодоления, то есть принятия системных мер по обеспечению беспрепятственного доступа детей, семей с детьми в кризисных ситуациях к услугам учреждений разной ведомственной принадлежности, укрепление института семьи, распространение системы семейных ценностей, здорового образа жизни, создание условий, позволяющих обеспечить полноценную интеграцию в образовательный процесс детей-инвалидов, благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом детям и семьям с детьми по месту жительства.
Реализация данных задач требует принятия на республиканском и муниципальном уровнях комплексных решений, направленных на улучшение положения детей и семей с детьми в республике, на создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальное развитие, спорт), концентрации финансовых и материальных ресурсов. Актуальность этих решений особенно усиливается в связи с кризисными явлениями в экономике, ростом безработицы, усугубившимся положением многих семей.
В целях повышения результативности и формирования эффективных механизмов поддержки семей с детьми в Республике Алтай необходима разработка республиканской программы "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Республике Алтай на 2011-2015 годы", направленной на создание условий для повышения качества их жизни.
Принятие данного нормативного документа позволит в рамках реализации Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 7 января 2011 года N Пр-24 осуществлять комплексный анализ по улучшению условий и качества жизни семей с детьми на основе межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений населения в Республике Алтай.
Межведомственное взаимодействие позволит объединить усилия исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Алтай по решению проблем семей с детьми.
Основной целью реализации мероприятий программы является:
создание условий для повышения качества жизни детей и семей с детьми.
Задачами реализации мероприятий программы являются:
улучшение репродуктивного здоровья населения, в том числе детского;
обеспечение беспрепятственного доступа детей, семей с детьми в кризисных ситуациях к услугам учреждений разной ведомственной принадлежности стационарных и нестационарных типов;
всемерное укрепление института семьи, распространение системы семейных ценностей, здорового образа жизни;
государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реализация комплекса мер по развитию дошкольного образования;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом детям и семьям с детьми по месту жительства;
создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию в образовательный процесс детей-инвалидов;
Программа реализуется в один этап в течение 2011-2015 годов.
Все мероприятия программы сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей, подкреплены необходимыми источниками финансирования, объемами и отражены в приложении N 1 к программе.
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период.
Общий объем финансирования программы составит 1083964,4 тысяч рублей, в том числе по годам: 2011 год - 222538 тысяча рублей, 2012 год - 227698,6 тысяч рублей, 2013 год - 211918,3 тысяч рублей, 2014 год - 206403 тысячи рублей, 2015 год – 215406,5 тысяч рублей.
Объем финансирования мероприятий программы за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составит 1004818,5 тысяч рублей, в том числе: 2011 год - 191678,5 тысяч рублей, 2012 год - 206332,3 тысячи рублей, 2013 год -197688,2 тысячи рублей, 2014 год - 200043 тысячи рублей, 2015 год - 209076,5 тысяч рублей.