Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июня 2011 года N 108

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ГОУ РА "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ N 1 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ИМ. Г.К. ЖУКОВА" НА 2012-2014 ГОДЫ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 12.09.2013 N 251; НГР:ru02000201300672}

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальная адаптация и сопровождение выпускников ГОУ РА "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова" на 2012-2014 годы".

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай А.В. Бердников

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Алтай от 3 июня 2011 года N 108

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальная адаптация и сопровождение выпускников ГОУ РА "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова" на 2012-2014 годы"

I. ПАСПОРТ


Наименование республиканской целевой программы (далее - Программа)

Республиканская целевая программа "Социальная адаптация и сопровождение выпускников государственного образовательного учреждения Республики Алтай "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова" на 2012-2014 годы" (далее - Школа-интернат N 1)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";

 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года;

 Федер альный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

 Федеральный закон  от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

 Федеральный закон  от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

 Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

 Федеральный закон  от 6 октября 1999 года  N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

 Федеральный закон  от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы

Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай

Разработчик Программы

Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай

Цель и задачи Программы

Целью Программы является -  оказание различной помощи (социальной, юридической, психологической, профессиональной) выпускникам Школы-интерната N 1 через создание службы постинтернатного сопровождения .
 З адачами Программы являются:
 1.  Организация научно-методического обеспе-чения реализации социальной политики в области жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 2.  Организация информационно-просветитель-ской деятельности в сфере реализации социальной политики в области жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 3.  Организация социально-психологического, педагогического, медицинского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 4.  Создание и развитие системы постинтернатной адаптации, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жильём.
 5.  Совершенствование системы социальной адаптации выпускников Школы-интерната N 1, включая их социально-психологическое сопровождение,  обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот.
 6.  Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, профилактика безнадзорности, правонарушений

Сроки реализации Программы

2012-2014 годы

Перечень  основных мероприятий

Основными мероприятиями Программы являются:
 1.  Разработка  основных направлений деятельности.
 2.  Работа в группах, направленная  на  поиск  внутренних  ресурсов - психологическая  группа.
 3.  Социально-психологическое  сопровождение  выпускников  Школы-интерната N 1 (консультирование  специалистами центра, поддержка, работа по  запросу).
 4.  Организация работы по обучению, переподготовке и повышению квалификации специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 5.  Разработка общей базы данных, мониторинг  детей, оставшихся без попечения родителей:
 разработка системы показателей социального благополучия воспитанников Школы-интерната N 1;

 организация мониторинга порядка медицинского сопровождения ребёнка;

 разработка и применение классификатора показателей работы воспитателей (создание семьи воспитанником Школы-интерната N 1;
получение образования;
трудоустройство, карьера, жизненный путь;
отсутствие вторичного социального сиротства).
 6.  Формирование системы военно-патриотического воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (кадетский корпус Школы-интерната N 1), подготовка предложений по вовлечению детей, оставшихся без попечения родителей, к участию в мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию.
 9. Разработка основных программ личностного развития (спорт, культура, образование) детей, оставшихся без попечения родителей:
 подготовка программы спортивного развития детей, оставшихся без попечения родителей;

 подготовка программы культурного развития детей, оставшихся без попечения родителей;

 выработка предложений по развитию системы общего образования в плане поддержки личностного развития детей, оставшихся без попечения родителей.
 10. Сотрудничество с Центром карьеры выпускников Республики Алтай (ГОУ НПО РА "Профессиональное училище N 84") по трудоустройству для выпускников Школы-интерната N 1.
 Основными целями сотрудничества являются:
 помощь выпускникам Школы-интерната N 1 в выборе будущей профессии;

 помощь выпускникам Школы-интерната N 1 в выборе учебного заведения;

 правовая и информационная помощь выпускникам Школы-интерната N 1, разъяснение им гарантий, льгот при поступлении в высшее учебное заведение;

 организационная и информационная помощь (сопровождение) выпускникам Школы-интерната N 1 при проведении собеседований, предоставления  документов в приемные комиссии учебных заведений.
 11. Организация системы  кабинетов социальной и психологической помощи для выпускников Школы-интерната N 1.
 Основными целями создания системы кабинетов  являются:
 психологическая поддержка молодых людей, начинающих самостоятельную жизнь;

 помощь в социальной адаптации выпускников Школы-интерната N 1.
 12. Работа сайта "Социальная адаптация и социальное сопровождение" - информационное освещение на постоянной основе.
 Основными целями создания сайта являются:
 размещение информации о деятельности (ссылки на сайты) общественных организаций, потребностях Школы-интерната N 1

Объёмы и источники финансирования

1549 тыс. рублей

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом реализации  Программы осуществляют Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай с участием Министерства финансов Республики Алтай, Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай

Ожидаемые  показатели эффективности реализации Программы

В результате реализации Программы ожидается:
 создание Службы сопровождения и социальной адаптации выпускников Школы-интерната N 1;

 систематическое проведение мониторинга жизни детей после выхода из Школы-интерната N 1;

 разработка системы показателей социального благополучия ребёнка в Школе-интернате N 1 со стороны общества. Формирование типового социального "портрета" ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

 разработка и реализация системы постинтернатного сопровождения детей (система наставничества), поддержка при поступлении в вузы, ведение статистического  учёта  выпускников Школы-интерната N 1;

 формирование сетевой структуры волонтёрства (добровольческого движения) в Республике Алтай в помощь детям, оказавшимся без попечения родителей;

 внедрение программ информационного обеспечения жизни детей в Школе-интернате N 1 (сайты Школы-интернате N 1, социальная реклама);

 подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 внедрение новых реабилитационных и адаптационных технологий в работе с выпускниками Школы-интерната  N 1 и видов социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки детям, оставшимся без попечения родителей;

 создание условий для социального становления и самореализации детей-сирот, готовых к самостоятельной трудовой жизни

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Школа-интернат N 1 последние три года ежегодно выпускает более 25 детей-сирот. Из них около 62% поступают в учреждения начального профессионального образования, 25% - в средние специальные учебные заведения, 13% - в высшие учебные заведения.

Вхождение выпускников учреждений для детей-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильём, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другое.

Длительное пребывание в условиях институционализации нередко приводит к формированию у воспитанников учреждений для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.

В результате выпускники учреждений для детей-сирот зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность.

В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот является совершенствование системы работы этих учреждений по воспитанию и обучению находящихся в них детей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения.

Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является отсутствие действенных механизмов социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Именно поэтому такие дети не могут развиваться полноценно, а во взрослой жизни, как правило, не могут жить самостоятельно. Отсюда возникает еще одна большая проблема - вторичное социальное сиротство.

Выпускниками Школы-интерната N 1 становятся очень рано, в 16 лет детей отправляют в начальные и средние профессиональные образовательные учреждения, и это зачастую разрушает их безвозвратно. По статистике 90% выпускников детских домов погибают для общества, во всех смыслах этого слова.

Возможно, причина в том, что психологическое развитие этих детей не соответствует биологическому возрасту. Задержка психоэмоционального развития составляет в среднем от 3-х до 4-х лет. Они не способны жить самостоятельно, без помощи и наставления. В них глубоко и полно заложено умение выживать, к сожалению, в маргинальных слоях. Навыков успешной, социально одобряемой самостоятельной жизни у них нет. Зато есть взлелеянная государственной системой воспитания позиция иждивенчества и пассивности, страх, неуверенность в своих силах, незнание своих прав и обязанностей. Всё это не даёт возможности 16-летнему выпускнику Школы-интерната N 1 найти своё место в благополучном обществе, которое "выдавливает" его обратно, к родственникам, ведущим асоциальный образ жизни. И в скором будущем уже его дети пополняют дома ребёнка, социальные приюты, детские дома.

Недостаточная самостоятельность, инфантилизм, порой стихийная подчиняемость, некритический альтруизм сочетаются с переоценкой собственных возможностей, что и приводит выпускников учебных заведений для детей-сирот в группы социального риска. В значительной степени это обуславливается организацией жизнедеятельности Школы-интерната N 1: отсутствие личного пространства, круглосуточное нахождение в коллективе, жесткая регламентация режима проживания; массовый, "тотальный" характер воспитания, отсутствие свободы выбора и "свободных зон развития" ребенка; однообразие форм общения, преобладание отрицательных оценок, чаще всего смещенных в сферу дисциплинарных моментов и др.

III. Основная цель и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Целью Программы является - оказание различной помощи (социальной, юридической, психологической, профессиональной) выпускникам Школы-интерната N 1 через создание службы постинтернатного сопровождения.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

1. Организация научно-методического обеспечения реализации социальной политики в области жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Организация информационно-просветительской деятельности в сфере реализации социальной политики в области жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Организация социально-психологического, педагогического, медицинского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Создание и развитие системы постинтернатной адаптации, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жильём;

5. Совершенствование системы социальной адаптации выпускников Школы-интерната N 1, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильём, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в Школе-интернате N 1.

6. Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно - личностных отношений).

7. Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, профилактика безнадзорности, правонарушений.

Сроки реализации Программы - 2012-2014 годы. Программа реализуется в один этап.

IV. Система программных мероприятий Программы


Все программные мероприятия, направленные на реализацию Программы, отражены в приложении к Программе.

V. Финансовое обеспечение Программы


Объёмы финансирования мероприятий Программы из средств республиканского бюджета Республики Алтай носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период.

VI. Механизм реализации Программы


Государственным заказчиком выступает Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай.

Государственный заказчик несёт ответственность за своевременную реализацию Программы, а также обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию, проводит мониторинг эффективности реализуемых мероприятий Программы, ежегодно уточняет показатели и размеры затрат на выполнение мероприятий Программы с учетом выделяемых средств, в случае необходимости в установленном порядке подготавливает предложения по внесению изменений в перечень мероприятий Программы на очередной финансовый год.

VII. Управление Программой и контроль над ходом её реализации


Обязанности по реализации Программы, достижению конечного результата и эффективному использованию финансовых средств, выделяемых на выполнение Программы возлагается на Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай.

Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай, с учётом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели, согласовывает сроки и размеры затрат по программным мероприятиям, объёмы и источники финансирования.

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай с участием Министерства финансов Республики Алтай, Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай осуществляют контроль за ходом реализации Программы.

VIII. Эффективность реализации Программы


В результате реализации Программы ожидается:

создание Службы сопровождения и социальной адаптации выпускников Школы-интернате N 1;

проведение мониторинга жизни детей после выхода из Школы-интерната N 1;

разработка системы показателей социального благополучия ребёнка в Школе-интернате N 1 со стороны общества;

разработка и реализация системы постинтернатного сопровождения детей (система наставничества);

формирование сетевой структуры волонтёрства (добровольческого движения) в Республике Алтай в помощь детям, оказавшимся без попечения родителей;

внедрение программ информационного обеспечения жизни детей в Школе-интернате N 1 (сайты Школы-интерната N 1, социальная реклама);

подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

внедрение новых реабилитационных и адаптационных технологий в работе с выпускниками Школы-интерната N 1 и видов социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки детям, оставшимся без попечения родителей;

создание условий для социального становления и самореализации детей-сирот, готовых к самостоятельной трудовой жизни. Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих приоритеты развития образования в Республике Алтай.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к республиканской целевой программе "Социальная адаптация и сопровождение выпускников ГОУ РА " Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова" на 2012- 2014 годы"

СИСТЕМА программных мероприятий республиканской целевой программы " Социальная адаптация и сопровождение выпускников ГОУ РА " Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова" на 2011-2014 годы"


N
 п\п

Наименование
 мероприятий Программы

Стоимостное выражение мероприятия
 (приобретение продукции, выполнение
 работы (услуги),
 тыс. рублей

Источники
 финансирования

Государственный заказчик

Целевой индикатор результативности выполнения мероприятия

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Всего

Материалы организационного и материально-технического характера

I. Мероприятия  по
 капитальным вложениям

II . Мероприятия по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам

III . Прочие мероприятия

3.1.Создание службы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации

Республиканский бюджет
 Республик и
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Профилактика бродяжничества среди выпускников

3.2.Разработка и реализация ГОУ РА " Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова" программы подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Всесторонняя практическая подготовка выпускников к самостоятельной жизни

3.2.1. Организация коррекционно-развивающей работы с выпускниками-
 разработка и реализация индивидуальных маршрутных листов

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Ликвидация социальной дезадаптации выпускников

3.2.2. Сопровождение выпускников специалистами на протяжении первого года обучения в учебном заведении:
  разрешение проблем учебной дезадаптации (консультирование, подготовка к сдаче ЕГЭ, обеспечение канцтоварами,
  оказание юридической, медико-социальной и психологической помощи;

 организация досуга и отдыха выпускников;

 консультирование по жилищным вопросам

200
 т.р.

200
 т.р.

200
 т.р.

600 т.р.

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Повышение учебной мотивации выпускников;
увеличение количества выпускников, продолжающих образование;
снижение числа выпускников, не имеющих жилого помещения

3.2.3. Проведение мониторинга успешности\ адаптации выпускников Школы- интерната N 1

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Выявление результативности внедряемых программ

3.2.4. Организация и проведение профессиональной диагностики, профориентационного тестирования, консультирования

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Формирование устойчиво- профессиональной направленности, снижение количества выпускников, не получивших проф. образование

3.2.5. Квотирование рабочих мест для выпускников Школы-инт ерната N 1

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Поддержка выпускников Школы- интерната N 1

IY . Создание фонда специализированной информации по проблемам жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Научно-методическое обеспечение работы специалистов сферы жизнеустройства выпускников Школы-интерната N 1

4.1. Разработка и издание научно-методических рекомендаций

15 т.р.

15
 т.р.

15 т.р.

45
 т.р.

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Методическое обеспечение реализации законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4.2. Подготовка буклетов для подростков по профилактике социально значимых болезней

5 т.р.

7
 т.р.

7
 т.р.

19
  т.р.

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Индивидуальное просвещение выпускников

4.3. Разработка со средствами массовой информации:
  разработка и трансляция роликов о жизнеустройстве выпускников;

 разработка и распространение социальной рекламы, баннеров

100
 т.р.

100
 т.р.

100
 т.р.

300 т.р.

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Просвещение населения по вопросам семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Формирование в обществе позитивного имиджа ребенка-сироты

4.4. Издание сборников действующих нормативно-правовых актов, комментариев законодательства

10 т.р.

10
 т.р.

10 т.р.

30
 т.р.

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Методическое обеспечение реализации законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

V . Подготовка кадров для организации работы по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождению семей, принявших детей на воспитание

60
 т.р.

60
 т.р.

60
 т.р.

180 т.р.

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Внедрение в практику новых педагогических технологий, способствующих семейному устройству детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
их социализация. Согласования  межведомственного сотрудничества

VI . Организация и проведение обучения, повышения квалификации специалистов в области социальной политики, органов внутренних дел, образования, здравоохранения (социальных педагогов, психологов, юристов) в сфере работы жизнеустройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе оплата обучения, командировочных расходов, оплата приглашенных специалистов из других субъектов РФ

100
 т.р.

100
 т.р.

100
 т.р.

300
 т.р.

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

VII . Организация и участие специалистов в региональных всероссийских и международных конкурсах, семи нарах, конференциях, стажировках, курсах повышения квалификации

25 т.р.

25
 т.р.

25 т.р.

75
 т.р.

Республиканский бюджет
 Республики
 Алтай

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Распространение накопленного трудового опыта. Поднятие престижа педагогической профессии

ИТОГО:

515
 т.р.

517
 т.р.

517
 т.р.

1549
 т.р.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»