ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 апреля 2010 года N 98
О ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ (ЗА СЧЕТ ВОЗВРАЩЕННЫХ ОСТАТКОВ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ СУБСИДИЙ, НЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В 2009 ГОДУ)
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия - Алания (за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий, не использованных в 2009 году).
2. Поручить республиканским органам исполнительной власти, рекомендовать органам местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций принять меры по обеспечению реализации Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия - Алания (за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий, не использованных в 2009 году).
3. Комитету Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения о ходе выполнения Программу дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия - Алания (за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий, не использованных в 2009 году) информировать Правительство Республики Северная Осетия–Алания по итогам работы за полугодие и год.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Такоева С.К.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания Н.Хлынцов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 6 апреля 2010 г. N 98
(за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий,
не использованных в 2009 году)
г. Владикавказ, 2010
Перечень характеристик | Содержание |
Наименование Программы | Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания (за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий, не использованных в 2009 году) (далее - Программа). |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти | Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения. |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; |
Срок реализации Программы | 2010 год |
Цель Программы | Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Республике Северная Осетия-Алания. |
Задачи Программы | Стимулирование создания рабочих мест в сфере предпринимательства. |
Основные мероприятия Программы | Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; |
Объемы и источники финансирования Программы | Объем финансирования Программы в 2010 году -20020,69 тыс. руб. за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий, не использованных в 2009 году. |
Показатели результативности Программы | Создание не менее 320 новых рабочих мест в сфере предпринимательства. |
Сроки предоставления отчетности о реализации Программы | Отчет о реализации Программы ежеквартально представляется в Правительство Республики Северная Осетия-Алания. |
1. Республика Северная Осетия-Алания относится к трудоизбыточным регионам Российской Федерации. Расчетная численность постоянного населения республики на 1 января 2009 г. составила 701,8 тыс. чел., из них 60,8% (426,4 тыс. чел.) - лица трудоспособного возраста. Доля городского населения составляет 64,3% (451,6 тыс. чел.) от общей численности населения, из них 61,4 % (277,4 тыс. чел.) - лица трудоспособного возраста, в сельской местности соответственно 35,7 % (250,2 тыс. чел.) и 59,5% (149,0 тыс. чел.).
2. Показатель, характеризующий уровень экономического развития республики, - индекс промышленного производства в январе - декабре 2009 г. по сравнению с показателем в соответствующем периоде 2008 г. составил 100,7%. Наиболее значительные последствия кризисных явлений проявляются в обрабатывающих производствах (70,1%), добыче полезных ископаемых (118,5%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (112,6%). Основные показатели социально-экономического положения и прогноз ситуации на рынке труда по Республике Северная Осетия-Алания на 2010 г. приведены в приложениях 6 и 7.
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения по сравнению с его величиной в соответствующем периоде прошлого года выросла на 9,1% и в IV квартале 2009 г. составила 3895,0 руб. Прирост стоимости продуктов питания потребительской корзины составил 1,1%, непродовольственных товаров - 17,2%, стоимость услуг увеличилась на 18,4%.
3. Общая численность безработных, по материалам обследования населения по проблемам занятости, за ноябрь 2008 г. - август 2009 г. составила 39,0 тыс. чел. (2008 г. - 35,6 тыс. чел., 2007 г. - 26,0 тыс. чел., 2006 г. – 26,0 тыс. чел.). Уровень общей безработицы - 10,8% (2008 г. - 10,1%, 2007 г. – 8,3%, 2006 г. – 8,5%).
Из общей численности населения 51,3% относится к экономически активному населению - 360,2 тыс. чел., из них 321,2 тыс. чел. занято различными видами экономической деятельности. Уровень занятости в республике составляет 60,1%.
Из всех занятых в экономике 39,0% сосредоточено в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Число замещенных рабочих мест в январе-декабре составило 125,4 тыс., что на 2,0% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года, в т.ч. 3,6 тыс. рабочих мест занято внешними совместителями, 2,2 тыс. рабочих мест - выполняющими работы по договорам гражданско-правового характера. Ситуация с занятостью на этих предприятиях характеризовалась снижением среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) на 5,2 тыс. чел. и составила 119,6 тыс. чел. (2008 г. - 124,8 тыс. чел., 2007 г. - 131,0 тыс. чел., 2006 г. – 131,8 тыс. чел.).
Сокращение произошло в основных отраслях производственной сферы: сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, обрабатывающих производствах. В то же время увеличилась численность занятых в финансовой деятельности, здравоохранении, предоставлении социальных услуг и образовании.
4. Удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) составляет 13,9%.
Отмечается отрицательное сальдо приема и выбытия работников на крупных и средних предприятиях. C предприятий и организаций выбыло 24,3 тыс. чел., принято 20,7 тыс. чел. Уволено по собственному желанию 18,2 тыс. чел. Замещение выбывших работников принятыми составило 85,2%.
5. За январь-декабрь 2009 г. численность работников, занятых неполное рабочее время по инициативе администрации, по сравнению с показателем соответствующего периода 2008 г. увеличилась на 2,5 тыс. чел. и составила 3,9 тыс. чел., или 3,2% от списочной численности, а численность находящихся в отпусках по инициативе администрации - 3,1 тыс. чел., или 2,6% их среднесписочной численности. Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на предприятиях обрабатывающих производств: 74,7% работающих в режиме неполного рабочего времени и 82,5% находящихся в отпусках по инициативе администрации.
6. Влияние финансово-экономического кризиса повлекло появление негативных тенденций на рынке труда. Высвобождение работников предприятий и организаций на фоне снижения количества заявленных работодателями вакантных рабочих мест вызвало рост безработицы и напряженности на рынке труда.
7. За 2009 г. в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы обратилось 45,2 тыс. чел., признано безработными 34,0 тыс. чел., что на 52,4 % больше, чем в 2008 г. Относительно начала года численность безработных возросла на 18,2 % и на 1 января 2010 г. составила 13,0 тыс. чел.
8. Потребность в дополнительных доходах в условиях кризиса увеличила в составе граждан, обратившихся в органы службы занятости, число лиц, ранее не работавших и ищущих работу впервые. Из 13,0 тыс. безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, уволенные по собственному желанию составляют 5,6 тыс. чел., что на 46,2 % больше, чем в прошлом году. На 57,0% увеличилась численность уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников и составила 1,9 тыс. чел. (в составе обратившихся в поиске подходящей работы их численность увеличилась в 3 раза), на 44,2% увеличилась численность граждан, длительно не работающих.
9. Темп прироста регистрируемых безработных в январе-декабре в среднем в месяц составил 2,2%, уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2009 г. - 3,6%.
10. В органы службы занятости информация об увольнении работников в связи с ликвидацией, сокращением штата или численности работников, а также о введении режима неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели, приостановки производства на 24 марта 2010 г. поступила от 351 предприятия республики.
Численность заявленных к сокращению работников составила 5296 чел., уволено 3637 чел.
Численность работников, работающих неполное рабочее время, составила 2190 чел. Продолжительность неполного рабочего времени в среднем по организациям составила 19 часов в неделю. Численность работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы, увеличилась и составила 3719 чел., численность работников, находящихся в простое, - 524 чел.
Сокращение численности работающих в организациях и на предприятиях республики повлекло за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости.
Число вакансий, заявленных в службу занятости, сократилось на 22,2% и на 1 января 2010 г. составило 759 единиц против 975 единиц на начало 2009 г. (на 01.03.2010 г. - 537 единиц).
Напряженность на рынке труда республики присутствовала и до начала финансового кризиса. По состоянию на 1 января 2009 г. напряженность на регистрируемом рынке труда (без учета временных рабочих мест) составляла 11,4 чел. на рабочее место, на 1 января 2010 г. она увеличилась до 17,1 чел. (на 01.03.2010 г. - 31,4 чел.).
Увеличению численности безработных граждан способствовали рост экономической активности наиболее уязвимых категорий населения и проводимая информационная работа по реализации Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда.
Возможность получения субсидии на организацию собственного дела в рамках Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда республики привлекает в службу занятости предприимчивых граждан, нуждающихся в государственной поддержке.
Возможность открыть собственное дело стала причиной увеличения в численности безработных граждан, ранее не работающих, с 14,2% до 17,6%, длительно не работающих - с 33,6% до 40,0%. В числе безработных граждан, желающих организовать собственное дело, их доля колеблется от 30 до 90% (Моздокский р-н - 30%, Правобережный р-н - 80%, Дигорский р-н - 90%).
11. В сложившейся ситуации принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на республиканском рынке труда, будет осуществляться за счет возвращенных остатков целевых средств, не использованных в 2009 г. Общая сумма остатков субсидий на реализацию Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2009 г. составила 20020694,91 руб., в том числе кредиторская задолженность 1203764,79 руб., образовавшаяся вследствие возврата платежных документов 31 декабря 2009 г. и несвоевременного зачисления муниципальными финансовыми органами на счета работодателей-бюджетополучателей сумм возмещения расходов по организации стажировки безработных граждан.
Кредиторская задолженность образовалась по следующим мероприятиям:
организация опережающего обучения работников в случае угрозы массового увольнения - 426854,50 руб.;
организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, впервые ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений ,- 718110,29 руб.;
содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан - 58800,00 руб.
Численность участников мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан по республике установлена с учетом уровня безработицы, численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата.
Основными видами деятельности являются: ремонт квартир, ремонт и техническое обслуживание бытовой техники, услуги парикмахера, транспортные услуги, выращивание саженцев, цветов, разведение скота, птицы и др.
12. Потребность республики в 2010 г. в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками, сформированная по заявкам 20 работодателей, составила 860 чел. Минздравсоцразвития РФ приказом от 22 декабря 2009 г. N 1008н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу" определил для Республики Северная Осетия - Алания 860 разрешений.
В результате уточнения сведений о рабочих местах, на которые привлекаются иностранные граждане, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации произведена корректировка потребности в привлечении иностранных работников и объема квот на 2010 г. Уточненная потребность в привлечении иностранных работников в 2010 г. составляет 688 чел. (приложение 2). По сравнению с показателем в 2009 г. уточненная потребность в иностранных работниках снизилась на 27,7%
N /N п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ответственные исполнители |
Задача 1. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест | |||
1.1. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан | |||
1.1.1. | Регулярное обновление страницы "Открой свое дело" на сайте Комитета РСО-Алания по занятости населения www.trud15.ru | в течение года | Комитет РСО-Алания по занятости населения |
1.1.2. | Оказание информационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам самозанятости | в течение года | Комитет РСО-Алания по занятости населения, государственные учреждения центры занятости населения |
1.1.3. | Организация тестирования (анкетирования), направленного на выявление способностей и готовности к осуществлению самозанятости | в течение года | Комитет РСО-Алания по занятости населения, государственные учреждения центры занятости населения, Центр профориентации и психологической поддержки населения |
1.1.4. | Опред еление объема расходов на реализацию мероприятий | в течение года | Комитет РСО-Алания по занятости населения, государственные учреждения центры занятости населения |
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Республики Северная Осетия-Алания, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется за счет возвращенных остатков целевых средств, не использованных в 2009 г.
Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания перечисляет субсидии получателям бюджетных средств - государственным бюджетным учреждениям центрам занятости населения в соответствии с бюджетной росписью.
Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы устанавливает Правительство республики.
Реализация мероприятия "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения) и безработным гражданином. Субсидии безработным гражданам выделяются при условии положительной оценки независимой экспертизой бизнес-плана.
В отношении получателей поддержки, зарегистрировавших свое дело, обеспечивается выполнение требований статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части ведения реестров получателей поддержки.
Формирование данных о получателях поддержки на развитие самозанятости безработных граждан осуществляется на основе сверки реестра малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, позволяющей исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.