Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2009 года N 91

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2009-2011 ГОДЫ

В целях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Республике Северная Осетия - Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Одаренные дети" на 2009-2011 годы.

2. Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания при формировании проекта республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на соответствующий год включить Республиканскую целевую программу "Одаренные дети" на 2009-2011 годы в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.

3. Рекомендовать администрациям местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания принять участие в реализации Республиканской целевой программы "Одаренные дети" на 2009-2011 годы.

4. Контроль за исполнением Республиканской целевой программы "Одаренные дети" на 2009-2011 годы возложить на С.С.Таболова, заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания.

   Председатель Правительства
     Республики Северная Осетия-Алания
     Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 23 марта 2009 г. N 91


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ программа "Одаренные дети" на 2009-2011 годы


ПАСПОРТ Республиканской целевой программы "Одаренные дети" на 2009-2011 годы


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Одаренные дети" на 2009 - 2011 годы

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания

Государственные заказчики Программы

Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи физической культуры и спорта, Министерство культуры Республики Северная Осетия-Алания

Основной разработчик Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия - Алания

Цель Программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Республике Северная Осетия-Алания

Основные мероприятия Программы

Развитие и поддержка сети организаций по работе с одаренными детьми;

 осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей (включая целевую поддержку одаренных детей, проведение мероприятий республиканского значения);

 развитие системы подготовки кадров, работающих с одаренными детьми;

 осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми и по обеспечению реализации Программы

Срок и этапы реализации Программы

2009-2011 годы:
 1 этап реализации Программы -2009 год;

 2 этап реализации Программы - 2010 год;

 3 этап реализации Программы - 2011 год

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем затрат на реализацию Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания составляет:
 43 845 тыс. руб.,
 из них в 2009 году - 3 556 тыс. руб.,
 в 2010 году - 20 081 тыс. руб.,
 в 2011 году - 20 208 тыс. руб.

Исполнители мероприятий Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия - Алания;

 Министерство культуры Республики Северная Осетия - Алания;

 Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта;

 Межведомственная комиссия по организации летнего отдыха при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания;

 организации, привлекаемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение количества одаренных детей, которым оказывается поддержка со стороны Республики Северная Осетия-Алания;

 совершенствование системы работы с одаренными детьми;

 разработка и использование новых технологий по работе с одаренными детьми;

 повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;

 оснащение и материально-техническая поддержка учреждений, осуществляющих систематическую работу с одаренными детьми;

 организация летнего отдыха и оздоровления одаренных детей;

 создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Республики Северная Осетия-Алания по итогам осуществления каждого этапа Программы

Состав и сроки предоставления отчетности об исполнении Программы

Доклад о ходе реализации Программы представляется один раз в год (по итогам осуществления каждого этапа Программы) Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания в Правительство Республики Северная Осетия-Алания.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


Для динамичного развития социально-экономической и общественной жизни республики необходим высокий уровень развития интеллектуальных и творческих ресурсов общества, среди которых значительное место занимают одаренные дети.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (5 ноября 2008 г.) Президент Российской Федерации Д.Медведев определил как одну из важнейших задач, стоящих перед российской школой, создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Своевременная профессиональная диагностика, создание условий для стимулирования ребенка с раннего возраста к различным видам деятельности, поддержка одаренного ребенка не только в отношении его выдающихся способностей, но и в остальных аспектах развития и воспитания, создание благоприятных условий трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе его профессионального и личного становления могут и должны стать общегосударственной задачей, объединяющей для её решения семью, государственные институты, общественные организации, фонды, инициативы заинтересованных граждан.

Уровень развития общественного сознания требует изменения отношения государства к проблеме детской "нестандартности", разработки механизмов адаптации одаренного ребенка в современном обществе, реализации системы мер межведомственного уровня, которая позволит самореализоваться одаренным детям, а государству и обществу своевременно использовать творческие возможности и уникальные результаты их деятельности.

Создание развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, - одна из важнейших функций системы образования республики.

В 2009 году в системе образования республики функционируют 211 дошкольных образовательных учреждений, 202 школы, из них 6 - с углубленным изучением отдельных предметов, 4 гимназии, 2 прогимназии, 1 лицей, 4 начальные школы-детский сад.

Выявлять одаренных детей, привлекать внимание заинтересованных сторон к проблемам интеллектуального развития детей и молодежи позволяет система школьных олимпиад. Участниками олимпиад, проведенных по 17 предметам в 2008/09 учебном году, стали 839 школьников.

Благоприятная образовательная среда для развития творческих способностей ребенка создана также в учреждениях дополнительного образования республики. В настоящее время республиканская система дополнительного образования детей включает в себя 95 образовательных учреждений, находящихся в ведении органов образования, культуры, спорта, общественных организаций. Обучающиеся системы дополнительного образования республики являются победителями многих республиканских и всероссийских творческих конкурсов и соревнований.

Особое место в работе с одаренными детьми занимают специализированные учреждения, ориентированные на работу с одаренными детьми. В г.Владикавказе на протяжении ряда лет работает Центр творчества "Интеллект" (дир.Кулати А.К.), целью которого является развитие творческих способностей одаренного ребенка.

Работа по реализации национального проекта "Образование" способствовала дальнейшему развитию деятельности различных государственных органов по поддержке талантливой молодежи в республике. Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания предприняты усилия по координации деятельности различных учреждений по работе с одаренными детьми. В течение трех лет реализации проекта "Образование" 97 представителей молодежи республики получили премии по поддержке талантливой молодежи.

Совершенствовались формы работы с одаренными детьми в летний период. Увеличилось количество профильных лагерей при учреждениях дополнительного образования (в 2007 г. -12 лагерей, 2008 г. - 14 лагерей).

Ведется работа по повышению методического уровня педагогов в части работы с одаренным детьми.

Вместе с тем следует отметить, что в республике не сформирована система работы с одаренными детьми как различных государственных органов, работающих с этой категорией детей, так и образовательных учреждений. Нет преемственности в работе с одаренными детьми на различных уровнях образования. Недостаточно подготовленных специалистов для работы с этой категорией детей, отсутствует психолого-педагогическое сопровождение. На низком уровне находится материальная база учреждений образования, требует улучшения система поощрения творчески работающих педагогов и талантливых детей.

Принятие Республиканской целевой программы "Одаренные дети" обусловлено необходимостью поддержки и развития талантливых детей в республике. Программа будет способствовать созданию единого развивающего пространства для талантливого ребенка в течение всего периода его обучения в образовательных учреждениях различного уровня, типа, вида и различной ведомственной принадлежности. Теоретической базой для разработки такой системы стала рабочая концепция "Одаренность", разработанная авторским коллективом по заказу Министерства образования Российской Федерации в 2003 году, определяющая основные виды одаренности ребенка, направления работы с одаренными детьми, профессионально-личностную квалификацию педагогов для работы с этой категорией детей и т.д.

2. Цель и задачи Программы


Цель Программы:

создание условий для выявления и развития одаренных детей в Республике Северная Осетия - Алания.

Задачи Программы:

создание единого образовательного пространства для одаренного ребенка;

оказание методической поддержки одаренным детям, а также родителям (лицам, их заменяющим), специалистам, работающим с одаренными детьми;

организация психолого-педагогического сопровождения развития одаренного ребенка;

развитие системы подготовки кадров, работающих с одаренными детьми;

материальное обеспечение условий развития одаренных детей;

создание системы поощрения одаренных детей, а также педагогов и учреждений, работающих с одаренными детьми;

развитие системы мероприятий с одаренными детьми на межведомственном уровне;

формирование резерва кадров для промышленного производства, сельского хозяйства, социальной сферы республики из числа одаренных детей.

3. Основные мероприятия Программы


Программа предусматривает объединение усилий Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерства Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, Министерства культуры Республики Северная Осетия-Алания, образовательных учреждений, общественных организаций, родительской общественности для осуществления комплексного подхода в реализации следующих основных мероприятий:

развитие и поддержка сети организаций по работе с одаренными детьми;

осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей (выплата республиканских стипендий одаренным детям, организация индивидуально-группового обучения для этой категории детей, создание материальной базы для развития и обучения одаренных детей, проведение мероприятий республиканского значения);

развитие системы подготовки кадров, работающих с одаренными детьми;

осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми и по обеспечению реализации Программы;

организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Программа реализуется на основе принципов гласности, регулярного информирования общественности о ходе её выполнения, открытого доступа к материалам и базам данных, подготовленным в рамках Программы.

4. Механизм реализации Программы


Механизм реализации Программы: ежегодное уточнение целевых показателей и затрат по программным мероприятиям с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодное уточнение механизма реализации Программы и состава её исполнителей.

Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета ежегодно уточняется государственным заказчиком по согласованию с Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания, исходя из возможностей республиканского бюджета.

Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, государственными заказчиками Программы - Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, Министерство культуры Республики Северная Осетия-Алания.

Государственный заказчик Программы ежегодно направляет в Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий, предусмотренных для последующего учета при формировании республиканского бюджета на предстоящий год.

Государственный заказчик Программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы уточняет указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.

Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются государственным заказчиком на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Государственный заказчик Программы осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органами местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания.

Координация выполнения мероприятий осуществляется Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.

Государственный заказчик Программы обеспечивает в установленном порядке предоставление в Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания и Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания необходимой информации о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.

5. Сроки, этапы реализации Программы

     Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы. Этапы реализации Программы:

1 этап (2009 г.) - создание нормативной правовой базы для организации системы государственной поддержки одаренных детей, организация специализированного республиканского центра, работающего с одаренными детьми, создание реестра одаренных детей;

2 этап (2010 г.)- создание системы адресной поддержки одаренных детей;

3 этап (2011 г.) - распространение и обобщении опыта работы с одаренными детьми; создание устойчиво функционирующей системы поддержки одаренных детей.

Общий объем финансирования Программы в 2009-2011 годах составляет 43 845 тысяч рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 43 845 тысяч рублей.

Общий объем финансирования Программы в 2009 году (1 этап) составляет 3 556 тысяч рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 3 556 тысяч рублей.

Общий объем финансирования Программы в 2010 году (2 этап) составляет 20 081 тысячу рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 20 081 тысячу рублей.

Общий объем финансирования Программы в 2011 году (3 этап) составляет 20 208 тысяч рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 20 208 тысяч рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»