ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 апреля 2004 года N 86

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЕ ПРЕСНЫХ ПОДЗЕМНЫХ ВОД

В соответствии с Федеральным законом от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ "О недрах", Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в целях урегулирования вопросов, связанных с бурением скважин на воду, мониторингом и охраной подземных вод от истощения и загрязнения, Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Временное положение о порядке получения лицензий на пользование недрами, предусматривающих проведение буровых работ на воду, проведения мониторинга подземных вод на участках недр, ликвидации и (или) консервации скважин на воду.

2. Рекомендовать Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания и администрациям местного самоуправления районов республики и г. Владикавказа усилить контроль за охраной подземных вод от истощения и загрязнения.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания - Министра финансов Республики Северная Осетия - Алания Уртаева К. Б.

Председатель Правительства

Республики Северная - Алания М. Шаталов

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства Республики Северная Осетия -Алания от 9 апреля 2004 г. N 86

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о порядке получения лицензий на пользование недрами, предусматривающих проведение буровых работ на воду, проведения мониторинга подземных вод на участке недр, ликвидации (или) консервации скважин на воду

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано с целью совершенствования механизмов реализации действующих нормативных актов в области изучения и эксплуатации подземных водных объектов на территории Республики Северная Осетия-Алания, для предотвращения воздействия хозяйственной или иной деятельности на подземные воды, которая может привести к ограничению их использования для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, а также оказывать влияние на здоровье населения.

1.2. Действие Положения распространяется на все организации, юридические и физические лица, имеющие водозаборные скважины, ведущие добычу и геологическое изучение подземных вод с применением буровых работ, для питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности , кроме случаев, предусмотренных статьей 19 Закона Российской Федерации "О недрах".

1.3. Положение регламентирует:

порядок подготовки и согласования документов для получения лицензии на пользование недрами, условиями которого предусматривается бурение эксплуатационных, разведочно-эксплуатационных, поисковых и наблюдательных скважин для геологического изучения и добычи питьевых и технических подземных вод (далее по тексту - скважины на воду), а также для внесения изменений в действующую лицензию с целью бурения новых скважин на воду;

порядок проведения недропользователями мониторинга подземных вод на эксплуатируемых месторождениях и участках водозаборов (объектного мониторинга);

порядок ликвидации и консервации эксплуатационных, разведочно-эксплуатационных, поисковых и наблюдательных скважин на воду.

2. Подготовка согласования документов для получения лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод с бурением скважин


2.1. Бурение эксплуатационных, разведочно - эксплуатационных, поисковых и наблюдательных скважин для целей добычи пресных подземных вод и геологического изучения подземных водных объектов может производиться только на основании лицензии на пользование недрами (Закон Российской Федерации "О недрах", ст. 6,7-11).

2.2 Недропользователям, имеющим лицензию на добычу подземных вод, запрещается бурение новых скважин на воду, не предусмотренных лицензионными условиями, в пределах горных отводов и за их пределами, без соответствующих согласований и внесения изменений в действующие лицензионные соглашения.

2.3. Предприятиям, проводящим на договорной основе буровые работы, запрещается строительство скважин при отсутствии у заказчика лицензии па право пользования недрами с целью геологического изучения или добычи подземных вод, предусматривающей проведение соответствующих работ.

2.4. Для получения лицензии на право пользования недрами для геологического изучения и добычи подземных вод с бурением скважин на воду, а также для внесения изменений в действующую лицензию с целью бурения новых скважин на воду предприятие должно представить в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов . России по Республике Северная Осетия-Алания (УПР по РСО-А) составленную в установленном порядке заявку. К заявке прилагаются:

проект на бурение скважины, разработанный в соответствии с требованиями Свода правил изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод (СП 11-108-98), кроме случаев, предусмотренных п. 2.5;

проект по организации зон санитарной охраны. согласно СанПин 2.1.4.1110-02;

сведения и документы, представляемые согласно действующим нормативным актам2 кроме тех, которые в соответствии с СП 11-108-98 приведены в проекте скважины.

2.5. При проведении геологоразведочных работ, связанных с бурением скважин, для получения лицензии на геологическое изучение недр в УПР по РСО-А представляется геологическое задание, утвержденный проект производства работ, согласованный с Территориальным центром мониторинга геологической среды, а также заключение государственной экологической экспертизы.

2.6. Для составления проекта бурения разведочно-эксплуатационной скважины недропользователь или организация, проводящая изыскания, должны получить справку об эксплуатационных запасах и ресурсах подземных вод, которая выдается Территориальным центром государственного мониторинга геологической среды (ТЦГМГС)3 по письменному обращению предприятия - заявителя. Порядок оплаты и стоимость справки определяются принятыми нормативными документами.

2.7. Проект бурения разведочно-эксплуатационной скважины содержит раздел с обоснованием возможности добычи заявленного количества воды на лицензируемом участке недр. Указанный раздел рассматривается Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых при УПР по РСО-А (секция подземных вод). Протокол рассмотрения (апробации ресурсов и запасов) прилагается к проекту.

2.8. Местоположение эксплуатационных, разведочно-эксплуатационных. поисковых скважин4 должно быть предварительно (на стадии проектирования) согласовано с:

государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора;

органом государственного управления земельным фондом;

Территориальным центром государственного мониторинга геологической среды;

администрацией местного самоуправления;

отделом государственной экологической экспертизы УПР по РСО-А.

С этой целью заказчик или по его поручению предприятие, выполняющее изыскания, формирует и организует работу комиссии, состоящей из представителей вышеуказанных организаций. По результатам работы комиссии составляется акт заложения скважины (скважин) на воду и санитарно-эпидемиологическое заключение по выбору площадки водозабора. К акту прикладывается крупномасштабный план местности с указанием точек заложения скважин и границ зон санитарной охраны. Акт прилагается к проекту скважины.

2.9. Согласование проекта бурения скважин(ы) и других документов (п 2.4) осуществляется:

территориальным центром государственного мониторинга геологической среды;

органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора (санитарно-эпидемиологическое заключение, Ф1У);

администрацией местного самоуправления5.

2.10 Согласованные документы вместе с заключением водной службы УПР по РСО-А по лимитам водопотребления и водоотведения подвергаются в установленном порядке государственной экологической экспертизе.

2.11. По заключению государственной экологической экспертизы материалы передаются в УПР по РСО-А для оформления лицензии или внесения в нее изменений.

3. Проведение специальных работ при бурении скважин

Специальные работы по изоляции водоносных горизонтов, цементации затрубных пространств, гравийная обсыпка и др., сопровождаемые актами на скрытые работы, производятся в присутствии представителей заказчика,

Территориального центра государственного мониторинга геологической среды и территориального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). По окончании работ составляется акт на скрытые работы, который передается заказчику, в Территориальный центр государственного мониторинга геологической среды и территориальным ЦГСЭН.

4. Документы, представляемые по окончании бурения скважин


4.1.По окончании работ предприятие, проводившее бурение и опробование скважин, обязано передать заказчику паспорта скважин, составленные по форме приложения Г к СП 11-108-98.

4.2 Копии паспортов скважин представляются недропользователем в УПР по РСО-А, ЦГСЭН в РСО-А и Территориальный центр государственного мониторинга геологической среды.

Результаты лабораторных исследований качества воды передаются в ЦГСЭН в РСО-А.

Обязанности недропользователя по представлению указанных материалов в УПР по РСО-А и Территориальный Центр государственного мониторинга геологической среды, а также сроки проведения буровых работ указываются в лицензионных условиях.

5. Объектный мониторинг подземных вод


5.1.Все недропользователи, ведущие добычу подземных вод или имеющие законсервированные скважины, обязаны проводить объектный мониторинг подземных вод - регулярные наблюдения за состоянием подземных вод, водозаборных сооружений, зон санитарной охраны на участке водозабора или месторождения.

5.2. Недропользователи, владеющие лицензией на добычу подземных вод, проводят мониторинговые работы в соответствии с лицензионными условиями. При этом:

требования по ведению мониторинга на участках недр эксплуатируемых одиночными скважинами или небольшими групповыми водозаборами формулируются в лицензионных условиях на добычу подземных вод;

объектный мониторинг на месторождениях подземных вод, эксплуатируемых групповыми водозаборами, проводится в соответствии с программой, согласованной с Территориальным центром государственного мониторинга геологической среды, в лицензионных условиях формулируются общие требования к программе мониторинга;

в состав требований к ведению мониторинга подземных вод (программы мониторинга) входит программа производственного контроля качества добываемой воды, согласованная ЦГСЭН в РСО-А.

5.3. Организации, эксплуатирующие групповые водозаборы на участках с неутвержденными запасами или на месторождениях, запасы которых подлежат переоценке, проводят объектный мониторинг по временной программе, согласованной с Территориальным центром государственного мониторинга геологической среды, до утверждения разведанных эксплуатационных запасов. Копия программы передается в территориальный центр санитарно-эпидемиологического надзора.

Исследования качества воды для мониторинга выполняются в лабораториях, аккредитованных и аттестованных в установленном порядке.

Предприятия, эксплуатирующие групповые водозаборы, не согласовавшие программы мониторинга с Территориальным центром государственного мониторинга геологической среды и территориальным ЦГСЭН, обязаны это сделать.

5.6 Недропользователи, не имеющие по различным причинам документацию, регламентирующую объемы и содержание объектного мониторинга на эксплуатируемых водозаборах, форму и периодичность отчетности, обязаны получить ее в Территориальном центре государственного мониторинга геологической среды и ЦГСЭН в РСО-А

5.7. Документация по объектному мониторингу предоставляется безвозмездно недропользователям, эксплуатирующим скважины, пробуренные до 1 января 2003 г. Для этого необходимо в письменном виде обратиться в Территориальный центр государственного мониторинга геологической среды.

5.8. Работы по учету, систематизации и анализу результатов объектного мониторинга, проводимого недропользователями, осуществляются службой мониторинга подземных вод Территориального центра государственного мониторинга геологической среды и финансируются за счет средств республианского бюджета, что учитывается республиканской целевой программой, финансируемой из бюджета республики.

5.9. Сводные отчетные данные по объектному мониторингу в установленном порядке доводятся до сведения республиканских органов - власти, ЦГСЭН в РСО-А, УПР по РСО-А.

6. Ликвидация скважин


6.1.Ликвидация скважин на воду выполняется с целью охраны подземных вод от загрязнения и истощения путем тампонажа водонепроницаемыми материалами.

6.2. Недропользователи обязаны ликвидировать скважины на воду, дальнейшая эксплуатация которых не предусматривается или невозможна. В последнем случае необходимость ликвидации скважины устанавливается комиссией на основании фактических данных о состоянии водозаборного сооружения, качества воды, зон санитарной охраны. В состав комиссии входят представители госсанэпидем надзора территориального центра государственного мониторинга геологической среды и службы государственного контроля в сфере недропользования УПР по РСО-А. По результатам работы комиссии составляется заключение. Комиссия формируется по инициативе УПР по РСО-А, Территориального центра государственного мониторинга геологической среды или недропользователя.

6.3. Для ликвидации скважины составляется проект в соответствии с утвержденными правилами6 и согласовывается с органом санэпидемнадзора и Территориального центра государственного мониторинга геологической среды. Согласованный проект подвергается государственной экологической экспертизе.

6.4. Контроль проведения ликвидации скважин осуществляют представители службы мониторинга подземных вод Территориального центра государственного мониторинга геологической среды, санитарно-эпидемиологическом службы, подразделения УПР по РСО-А, осуществляющею государственный контроль в сфере недроользования, или Республиканской службы охраны окружающей среды.

6.5. По окончании ликвидационных работ составляется акт. в котором указываются номер, местоположение, конструкция ликвидированной скважины, причина ликвидации, состав проведенных работ и другие необходимые сведения. Акт подписывается ответственными представителями предприятия - недропользователя, Территориального центра государственного мониторинга геологической среды, санитарно-эпидемиологической службы, организации - исполнителя работ, службы госконтроля УПР по РСО-А и тверждается руководителем УПР по РСО-А. Экземпляры акта хранятся в УПР по РСО-А, в Территориальном центре государственного мониторинга геологической среды и у недропользователя. Копии могут быть переданы другим заинтересованным организациям.

6.6. Ликвидация скважин осуществляется за счет недропользователей. Скважины, не имеющие владельцев, ликвидируются за счет бюджетных средств.

6.7. Работы по ликвидации группы поисковых, разведочных, наблюдательных скважин осуществляются в соответствии с проектом, который составляется исполнителем, работ и согласовывается с Территориальным центром государственного мониторинга геологической среды, органом санитарно-эпидемиологического надзора и подвергается в установленном порядке государственной экологической экспертизе. По окончании работ составляется Геологический отчет в установленном порядке.

6.8. Ликвидация вновь пробуренной скважины вследствие отрицательных результатов опробования производится согласно проекту скважины, в котором определен способ ликвидации в указанном случае.

7. Консервация и расконсервация скважин


7.1. Консервация скважины - проведение комплекса специальных работ с целью временного прекращения эксплуатации скважин.

7.2. Работы по консервации скважины проводятся по согласованию с Территориальным центром государственного мониторинга геологической среды на основании результатов санитарно-технического обследования, в соответствии с Временными правилами консервации скважин на пресные подземные воды (Приложение).

7.3. Санитарно-техническое обследование скважины может проводиться предприятием, специализирующимся на гидрогеологических работах, с участием представителя Территориального центра государственного мониторинга геологической среды.

7.4. Не допускается консервация скважин, подлежащих ликвидации (п. 4.2). Срок консервации скважин не может быть более рекомендованного Территориальным центром государственного мониторинга геологической среды на основании проведенного санитарно-технического обследования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»