Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЮГ РОССИИ (2008-2012 ГОДЫ)" В 2009-2012 ГОДАХ

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа. Анализ социально-экономического положения Республики Северная Осетия-Алания


Республика Северная Осетия-Алания входит в состав Южного федерального округа Российской Федерации.

Площадь - около 8 тыс. кв. км (0,05 % от площади Российской Федерации), 48 процентов которой приходится на долю ее горной части.

Население - 709 тыс. человек (0,5 % населения Российской Федерации). Она является одним из самых густонаселенных субъектов Российской Федерации. Плотность населения – 88,7 чел. на 1 кв. км (по РФ – 8,3).

Достигнутый в 2007 году уровень показателей социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания свидетельствует о позитивных изменениях в экономической ситуации в республике.

Валовый региональный продукт в 2007 году составил 51283,3 млн. рублей при темпе роста к соответствующему показателю предыдущего года 112,4%.

Индекс промышленного производства достиг 107,4%.

Отгружено промышленной продукции на сумму 23308,7 млн. рублей, что превышает уровень, достигнутый в предшествующем году, на 9,2%.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличились в 1,9 раза.

Индекс производства сельскохозяйственной продукции составил 108,5%.

Реальные денежные доходы населения выросли на 21,3%.

Средняя заработная плата по республике составила 7646,2 рубля и выросла на 27,0 % по сравнению с показателем предыдущего года, при этом реальная заработная плата увеличилась на 15,6%. Уровень средней заработной платы в целом по республике превысил уровень прожиточного минимума в 2,4 раза.

Несмотря на позитивные изменения, произошедшие за последние годы в экономической и социальной сферах, остаются нерешенными многие проблемные вопросы в социально-экономическом развитии Республики Северная Осетия-Алания как в сфере материального производства, так и в социальной сфере.

Производственный потенциал республики не может быть реализован без кардинального технологического обновления, структурных и инновационных изменений.

Наблюдается высокая степень изношенности основных фондов в коммунальном хозяйстве, которая по водозаборам и водопроводным сетям составляет около 70%. В первую очередь необходимость реконструкции и развития инженерной инфраструктуры проявляется в столице республики г.Владикавказе, а также в Алагирском, Ирафском, Моздокском и Правобережном районах.

Среди проблемных вопросов в социальной сфере наиболее острыми являются несоответствие существующих зданий образовательных учреждений и учреждений здравоохранения установленным стандартам, что отрицательно влияет на качество организации учебного процесса в общеобразовательных школах и оказания эффективной медицинской помощи населению.

При наличии благоприятных природных условий возможности туристско-рекреационного комплекса республики используются крайне неэффективно. Материальная база туристских учреждений характеризуется высокой степенью морального и физического износа, не соответствуют требованиям современной организации туризма коммунальная инфраструктура и состояние автомобильных дорог в горной зоне.

По итогам 2007 года валовый региональный продукт на душу населения по республике ниже среднего по Российской Федерации в 3 раза.

Рост реальной заработной платы составил 96,3% от соответствующего показателя по Российской Федерации.

Размер среднедушевых доходов населения республики среднемесячной номинальной начисленной заработной платы отстает от среднероссийских значений соответственно в 1,5 и в 1,7 раза.

Уровень бюджетной обеспеченности республики составляет 0,35, что соответствует 71 месту по Российской Федерации.

Высокая дотационность бюджета республики, низкий уровень доходов населения, высокая безработица, низкая инвестиционная привлекательность свидетельствуют об отсутствии собственных резервов для привлечения инвестиций и ускорения экономического развития.

В целях повышения благосостояния и качества жизни населения республик, входящих в состав Южного федерального округа, обеспечения сокращения их отставания от среднероссийского уровня, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 г. N 10 утверждена Федеральная целевая программа "Юг России (2008-2012 годы)".

Программа сформирована на основе следующих принципов:

концентрация ресурсов на экономически эффективных инфраструктурных объектах, обеспечивающих рост производства в регионе;

софинансирование из федерального бюджета инженерной инфраструктуры инвестиционных проектов, объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;

развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов;

выбор инвестиционных проектов с учетом экологической эффективности.

В рамках Программы намечается реализация значимых капиталоемких проектов, увязанных с задачами развития государственно-частного партнерства и преимущественно направленных на снятие инфраструктурных ограничений для развития бизнеса и социальной сферы.