Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 1995 года N 59

О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

{Утратило силу:
Постановление РСО-Алания от 20.11.03 N 307; НГР: ru15000200300163}

В соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания "Об охране окружающей природной среды" и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 943 и от 4 ноября 1993 года N 1108, в целях осуществления комплексного подхода к наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды, совершенствования информационного обеспечения республиканских органов государственного управления, а также общественности сведениями об экологической обстановке на территории республики, Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить Положение о Единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания, согласно приложению N 1.

2. Установить, что Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания (Вагин) осуществляет руководство деятельностью министерств и ведомств, предприятий, организаций и объединений, участвующих в реализации Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания, в пределах компетенции Министерства, согласно положению о Единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания.

3. Утвердить распределение функций в Единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания между республиканскими Министерствами и ведомствами, осуществляющими природоохранную деятельность, согласно приложению N 2.

4. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов обеспечить сопряжение соответствующих информационных структур министерств и ведомств, предприятий, организаций и объединений, участвующих в Единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания, со структурой Единой Государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации и соседних регионов.

5. Утвердить программы: мониторинга качества атмосферы воздуха и источников загрязнения атмосферы, мониторинга качества вод поверхностных водоемов и источников их загрязнения, мониторинга источников бытовых и промышленных отходов, мониторинга источников сбросов сточных вод в системы коммунальной канализации, мониторинга лесов, мониторинга земель, мониторинга диких охотничьих животных, в том числе рыбных запасов, согласно приложениям N N 3-9.

6. Государственному комитету по геологии и использованию недр Республики Северная Осетия-Алания (Бритаев) до 1 июня 1995 года разработать программу и механизм осуществления мониторинга недр (геологической среды), включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов в республике.

7. Горно-технической инспекции Республики Северная Осетия-Алания (Быхтин) в срок до 1 июня 1995 года разработать программу мониторинга геологических сред, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности, и программы мониторинга обеспечения безопасности на предприятиях республики.

8. Центру санитарно-эпидемиологического надзора Республики Северная Осетия-Алания (Воскобойников) в срок до 1 июня 1995 года разработать программу социально-гигиенического мониторинга факторов воздействия среды обитания на состояние здоровья населения республики.

9. Государственному комитету по геологии и использованию недр, горнотехнической инспекции и Центру санитарно-эпидемиологического надзора приступить к осуществлению разработанных программ с 1 июня 1995 года.

10. Предприятиям и организациям, привлекаемым к участию в Единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания:

разработать и согласовать в срок до 1 июня 1995 года с Государственной экологической инспекцией Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов методики наблюдения и графики предоставления информации о данных наблюдений по соответствующим программам мониторинга;

представлять необходимую информацию в информационно-аналитический центр Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов по формам и в сроки, согласованные с Государственной экологической инспекцией Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов.

11. Дополнить приложение N 12 к постановлению Совета Министров Республики Северная Осетия от 13 апреля 1993 года N 43 "Порядок и размеры административной ответственности за экологические правонарушения" разделом 10: "Административная ответственность за нарушения "Положения о единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания". Статья 10.1: "Ведомства, предприятия и организации, участвующие в программе мониторинга и не обеспечивающие ее выполнение, несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 3 до 20 минимальных зарплат для должностных лиц, в размере до 500 тыс. рублей - для юридических лиц".

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Ю.Бирагов

Приложение N 1
к Постановлению Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 14 апреля 1995 г. N 59

ПОЛОЖЕНИЕ о единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Единая система экологического мониторинга Республики Северная Осетия является формой организации службы наблюдения за состоянием окружающей; природной среды в соответствии со ст.60 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и ст.8 Закона Республики Северная Осетия "Об охране окружающей природной среды". Вопросы организации и функционирования Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия относятся к компетенции Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия как специально уполномоченного государственного органа Республики Северная Осетия в области охраны окружающей природной среды (постановление правительства РФ от 22 сентября 1993 г. и от 4 ноября 1993 г. N 1108).

Настоящее положение определяет основные цели, задачи и порядок функционирования Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия.

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


2.1. Под мониторингом окружающей природной среды следует понимать проводимые по определенной программе регулярные наблюдения за природными средами, природными ресурсами, растительным и животным миром, источниками антропогенного воздействия, которые позволяют выявить изменения состояния этих объектов, а также происходящие в них под влиянием антропогенной деятельности процессы;

2.2. Экологический мониторинг - это мониторинг антропогенного воздействия на окружающую природную среду, изменений в состоянии природной среды и экосистем, проводимый в целях оценки состояния окружающей природной среды, прогноза возможных изменений. На основании этой информации осуществляется выработка долгосрочных оперативных управляющих решений в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности.

2.3. Для достижения поставленных целей экологическим мониторингом решаются следующие задачи:

выделение объекта наблюдения, формирование концептуальной и информационной модели объекта наблюдения;

- обеспечение сбора, обработки, хранения полной, достоверной и сопоставимой информации о состоянии объектов наблюдения;

- комплексная аналитическая обработка данных;

- своевременное доведение до заинтересованных потребителей данных экологического мониторинга;

- согласованное методологическое и метрологическое обеспечение ведения различных видов мониторинга природной среды.

2.4. В системе экологического мониторинга следует выделить:

- мониторинг воздействия на окружающую природную среду, связанный с контролем источника;

- мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона).

2.4.1. Мониторинг воздействий на окружающую природную среду, связанный с контролем источника - это вид наблюдений за состоянием природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов и экосистем, обусловленных определенным источником воздействия или видом антропогенной деятельности.

Измерения в рамках этого вида мониторинга проводятся в пределах территории, на которой имеется возможность в суммарном воздействии от всей действующей совокупности источников выделить влияние от конкретного рассматриваемого источника.

Основной задачей, решаемой в рамках этого вида мониторинга является подтверждение соблюдения экологических стандартов, норм и правил для определенного источника или вида деятельности.

2.4.2. Мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона), - это вид наблюдений за состоянием природной среды, природных ресурсов, природно-технических систем, природных комплексов, биообъектов и экосистем, а также антропогенных воздействий на них от всей совокупности действующих источников или видов деятельности без гарантированного выделения влияния в этом воздействии какого-либо источника или вида деятельности.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ


3.1. Цели создания и функционирования Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия подразделяются на общие, программные и социально-просветительские.

3.1.1. Общие цели связаны с обеспечением республиканских органов управления природоохранной деятельностью и органов власти необходимой, своевременной и достоверной экологической информацией, позволяющей:

- оценить показатели экологических условий обитания человека и функционирования экосистем;

- выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей в результате антропогенной деятельности;

- оценить угрозу таких изменений здоровью человека, социально-экономической системе общества и живой природе;

- определить корректирующие меры и средства предотвращения по снижению или ликвидации экологической угрозы, чрезвычайных экологических ситуаций для достижения устойчивого функционирования экономики республики и ее экологической безопасности.

3.1.2. Программные цели связаны с обеспечением необходимой информацией по разработке и реализации природоохранных программ и распределением функций между участниками их выполнения.

3.1.3. Социально-просветительские цели связаны с обеспечением экологической

формацией населения и общественности республики.

3.2. Для достижения поставленных целей в рамках Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия решаются следующие задачи:

- разработка и контроль выполнения программ наблюдения экологического состояния на всей территории Республики Северная Осетия;

- организация и выполнение измерений в рамках этих программ;

- обеспечение достоверности, полноты и сопоставимости измерений и оценок показателей экологической обстановки;

- управление данными измерений (сбор, обработка, передача, хранение и т.п.);

- организация и проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного, химического и биологического загрязнений природных сред в результате техногенных аварий и катастроф;

- прогнозирование экологической обстановки в результате аварий, оценка нанесенного ущерба природной среде;

- обеспечение интегрированной экологической информацией широкого круга потребителей, включая республиканские органы власти, население республики, различных общественных движений и организаций;

- разработка и реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга в республике.

4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ


4.1. Единая система экологического мониторинга Республики Северная Осетия является информационной системой и формируется на основе организационного, методологического и метрологического объединения информационно-измерительных систем и других средств наблюдения и контроля природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов и источников антропогенного воздействия на них, принадлежащих Министерствам, ведомствам, а также предприятиям, организациям и объединениям различных форм собственности.

4.2. Организационное объединение элементов Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия осуществляется на основе программ мониторинга всех сфер окружающей природной среды, а также источников антропогенного воздействия на нее.

4.2.1. Выполнение программ мониторинга осуществляется задействованными в Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия Министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями на основе разработанных ими методик наблюдений и графиков их проведения, согласованных с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия.

4.2.2. Информация по результатам наблюдений за состоянием окружающей природной среды и источников ее загрязнения представляется Министерствами, ведомствами в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия в сроки, указанные в согласованных графиках.

4.3. Методологическое объединение осуществляется на основе:

- единой научно-технической политики и единой методической базы в области измерений показателей состояния природной среды, природных ресурсов, биоо6ъектов, природно-технических систем, экосистем и источников антропогенного воздействия на них;

- внедрения унифицированных средств измерения;

- общих правил создания и ведения банков данных экологической информации.

4.4. Ответственность за организационное и методологическое объединение элементов Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия несет Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия, а также ведомства, предприятия и организации, средства измерений и информационно-измерительные системы которых являются элементами Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия.

4.5. Метрологическое объединение осуществляется на основе единой нормативно-технической и организационно-методической базы, обеспечивающей соблюдение единства и достоверности измерений во всех элементах Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Ответственность за метрологическое объединение возлагается на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия.

4.6. Функции системообразующего элемента Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия выполняет информационно-аналитический центр Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия.

Информационно-аналитический центр осуществляет:

- организацию информационного взаимодействия со всеми средствами и системами наблюдения и экологического контроля на территории Республики Северная Осетия;

- сбор, обработку, интеграцию и анализ данных о состоянии природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов, экосистем и источников антропогенного воздействия на них;

- оперативный контроль выполнения программ мониторинга природных сред, разработку и обобщение предложений по их корректировке, развитию и оптимизации;

- прогнозирование изменений экологической обстановки на территории Республики Северная Осетия, оценку ущерба, наносимого окружающей природной среде антропогенной деятельностью;

- информационное обеспечение о вероятности возникновения зон экологического бедствия, чрезвычайных экологических ситуаций, а также о возможных негативных изменениях природной среды в результате хозяйственной деятельности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»