ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
{Утратило силу:
Постановление РСО-Алания от 20.11.03 N 307; НГР: ru15000200300163}
В соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания "Об охране окружающей природной среды" и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 943 и от 4 ноября 1993 года N 1108, в целях осуществления комплексного подхода к наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды, совершенствования информационного обеспечения республиканских органов государственного управления, а также общественности сведениями об экологической обстановке на территории республики, Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить Положение о Единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания, согласно приложению N 1.
2. Установить, что Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания (Вагин) осуществляет руководство деятельностью министерств и ведомств, предприятий, организаций и объединений, участвующих в реализации Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания, в пределах компетенции Министерства, согласно положению о Единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания.
3. Утвердить распределение функций в Единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания между республиканскими Министерствами и ведомствами, осуществляющими природоохранную деятельность, согласно приложению N 2.
4. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов обеспечить сопряжение соответствующих информационных структур министерств и ведомств, предприятий, организаций и объединений, участвующих в Единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания, со структурой Единой Государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации и соседних регионов.
5. Утвердить программы: мониторинга качества атмосферы воздуха и источников загрязнения атмосферы, мониторинга качества вод поверхностных водоемов и источников их загрязнения, мониторинга источников бытовых и промышленных отходов, мониторинга источников сбросов сточных вод в системы коммунальной канализации, мониторинга лесов, мониторинга земель, мониторинга диких охотничьих животных, в том числе рыбных запасов, согласно приложениям N N 3-9.
6. Государственному комитету по геологии и использованию недр Республики Северная Осетия-Алания (Бритаев) до 1 июня 1995 года разработать программу и механизм осуществления мониторинга недр (геологической среды), включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов в республике.
7. Горно-технической инспекции Республики Северная Осетия-Алания (Быхтин) в срок до 1 июня 1995 года разработать программу мониторинга геологических сред, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности, и программы мониторинга обеспечения безопасности на предприятиях республики.
8. Центру санитарно-эпидемиологического надзора Республики Северная Осетия-Алания (Воскобойников) в срок до 1 июня 1995 года разработать программу социально-гигиенического мониторинга факторов воздействия среды обитания на состояние здоровья населения республики.
9. Государственному комитету по геологии и использованию недр, горнотехнической инспекции и Центру санитарно-эпидемиологического надзора приступить к осуществлению разработанных программ с 1 июня 1995 года.
10. Предприятиям и организациям, привлекаемым к участию в Единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания:
разработать и согласовать в срок до 1 июня 1995 года с Государственной экологической инспекцией Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов методики наблюдения и графики предоставления информации о данных наблюдений по соответствующим программам мониторинга;
представлять необходимую информацию в информационно-аналитический центр Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов по формам и в сроки, согласованные с Государственной экологической инспекцией Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов.
11. Дополнить приложение N 12 к постановлению Совета Министров Республики Северная Осетия от 13 апреля 1993 года N 43 "Порядок и размеры административной ответственности за экологические правонарушения" разделом 10: "Административная ответственность за нарушения "Положения о единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия-Алания". Статья 10.1: "Ведомства, предприятия и организации, участвующие в программе мониторинга и не обеспечивающие ее выполнение, несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 3 до 20 минимальных зарплат для должностных лиц, в размере до 500 тыс. рублей - для юридических лиц".
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания Ю.Бирагов
ПОЛОЖЕНИЕ о единой системе экологического мониторинга Республики Северная Осетия
Единая система экологического мониторинга Республики Северная Осетия является формой организации службы наблюдения за состоянием окружающей; природной среды в соответствии со ст.60 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и ст.8 Закона Республики Северная Осетия "Об охране окружающей природной среды". Вопросы организации и функционирования Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия относятся к компетенции Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия как специально уполномоченного государственного органа Республики Северная Осетия в области охраны окружающей природной среды (постановление правительства РФ от 22 сентября 1993 г. и от 4 ноября 1993 г. N 1108).
Настоящее положение определяет основные цели, задачи и порядок функционирования Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия.
2.1. Под мониторингом окружающей природной среды следует понимать проводимые по определенной программе регулярные наблюдения за природными средами, природными ресурсами, растительным и животным миром, источниками антропогенного воздействия, которые позволяют выявить изменения состояния этих объектов, а также происходящие в них под влиянием антропогенной деятельности процессы;
2.2. Экологический мониторинг - это мониторинг антропогенного воздействия на окружающую природную среду, изменений в состоянии природной среды и экосистем, проводимый в целях оценки состояния окружающей природной среды, прогноза возможных изменений. На основании этой информации осуществляется выработка долгосрочных оперативных управляющих решений в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности.
2.3. Для достижения поставленных целей экологическим мониторингом решаются следующие задачи:
выделение объекта наблюдения, формирование концептуальной и информационной модели объекта наблюдения;
- обеспечение сбора, обработки, хранения полной, достоверной и сопоставимой информации о состоянии объектов наблюдения;
- комплексная аналитическая обработка данных;
- своевременное доведение до заинтересованных потребителей данных экологического мониторинга;
- согласованное методологическое и метрологическое обеспечение ведения различных видов мониторинга природной среды.
2.4. В системе экологического мониторинга следует выделить:
- мониторинг воздействия на окружающую природную среду, связанный с контролем источника;
- мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона).
2.4.1. Мониторинг воздействий на окружающую природную среду, связанный с контролем источника - это вид наблюдений за состоянием природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов и экосистем, обусловленных определенным источником воздействия или видом антропогенной деятельности.
Измерения в рамках этого вида мониторинга проводятся в пределах территории, на которой имеется возможность в суммарном воздействии от всей действующей совокупности источников выделить влияние от конкретного рассматриваемого источника.
Основной задачей, решаемой в рамках этого вида мониторинга является подтверждение соблюдения экологических стандартов, норм и правил для определенного источника или вида деятельности.
2.4.2. Мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона), - это вид наблюдений за состоянием природной среды, природных ресурсов, природно-технических систем, природных комплексов, биообъектов и экосистем, а также антропогенных воздействий на них от всей совокупности действующих источников или видов деятельности без гарантированного выделения влияния в этом воздействии какого-либо источника или вида деятельности.
3.1. Цели создания и функционирования Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия подразделяются на общие, программные и социально-просветительские.
3.1.1. Общие цели связаны с обеспечением республиканских органов управления природоохранной деятельностью и органов власти необходимой, своевременной и достоверной экологической информацией, позволяющей:
- оценить показатели экологических условий обитания человека и функционирования экосистем;
- выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей в результате антропогенной деятельности;
- оценить угрозу таких изменений здоровью человека, социально-экономической системе общества и живой природе;
- определить корректирующие меры и средства предотвращения по снижению или ликвидации экологической угрозы, чрезвычайных экологических ситуаций для достижения устойчивого функционирования экономики республики и ее экологической безопасности.
3.1.2. Программные цели связаны с обеспечением необходимой информацией по разработке и реализации природоохранных программ и распределением функций между участниками их выполнения.
3.1.3. Социально-просветительские цели связаны с обеспечением экологической
формацией населения и общественности республики.
3.2. Для достижения поставленных целей в рамках Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия решаются следующие задачи:
- разработка и контроль выполнения программ наблюдения экологического состояния на всей территории Республики Северная Осетия;
- организация и выполнение измерений в рамках этих программ;
- обеспечение достоверности, полноты и сопоставимости измерений и оценок показателей экологической обстановки;
- управление данными измерений (сбор, обработка, передача, хранение и т.п.);
- организация и проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного, химического и биологического загрязнений природных сред в результате техногенных аварий и катастроф;
- прогнозирование экологической обстановки в результате аварий, оценка нанесенного ущерба природной среде;
- обеспечение интегрированной экологической информацией широкого круга потребителей, включая республиканские органы власти, население республики, различных общественных движений и организаций;
- разработка и реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга в республике.
4.1. Единая система экологического мониторинга Республики Северная Осетия является информационной системой и формируется на основе организационного, методологического и метрологического объединения информационно-измерительных систем и других средств наблюдения и контроля природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов и источников антропогенного воздействия на них, принадлежащих Министерствам, ведомствам, а также предприятиям, организациям и объединениям различных форм собственности.
4.2. Организационное объединение элементов Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия осуществляется на основе программ мониторинга всех сфер окружающей природной среды, а также источников антропогенного воздействия на нее.
4.2.1. Выполнение программ мониторинга осуществляется задействованными в Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия Министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями на основе разработанных ими методик наблюдений и графиков их проведения, согласованных с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия.
4.2.2. Информация по результатам наблюдений за состоянием окружающей природной среды и источников ее загрязнения представляется Министерствами, ведомствами в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия в сроки, указанные в согласованных графиках.
4.3. Методологическое объединение осуществляется на основе:
- единой научно-технической политики и единой методической базы в области измерений показателей состояния природной среды, природных ресурсов, биоо6ъектов, природно-технических систем, экосистем и источников антропогенного воздействия на них;
- внедрения унифицированных средств измерения;
- общих правил создания и ведения банков данных экологической информации.
4.4. Ответственность за организационное и методологическое объединение элементов Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия несет Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия, а также ведомства, предприятия и организации, средства измерений и информационно-измерительные системы которых являются элементами Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия.
4.5. Метрологическое объединение осуществляется на основе единой нормативно-технической и организационно-методической базы, обеспечивающей соблюдение единства и достоверности измерений во всех элементах Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Ответственность за метрологическое объединение возлагается на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия.
4.6. Функции системообразующего элемента Единой системы экологического мониторинга Республики Северная Осетия выполняет информационно-аналитический центр Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия.
Информационно-аналитический центр осуществляет:
- организацию информационного взаимодействия со всеми средствами и системами наблюдения и экологического контроля на территории Республики Северная Осетия;
- сбор, обработку, интеграцию и анализ данных о состоянии природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов, экосистем и источников антропогенного воздействия на них;
- оперативный контроль выполнения программ мониторинга природных сред, разработку и обобщение предложений по их корректировке, развитию и оптимизации;
- прогнозирование изменений экологической обстановки на территории Республики Северная Осетия, оценку ущерба, наносимого окружающей природной среде антропогенной деятельностью;
- информационное обеспечение о вероятности возникновения зон экологического бедствия, чрезвычайных экологических ситуаций, а также о возможных негативных изменениях природной среды в результате хозяйственной деятельности;