Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2008 года N 51

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2008-2011 ГОДЫ

Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2011 годы.

2. Поручить республиканским органам исполнительной власти, рекомендовать Северо-Осетинскому союзу потребительских обществ, органам местного самоуправления муниципальных районов республики и г. Владикавказа совместно с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания принять меры по своевременной реализации Программы развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2011 годы в части вопросов, относящихся к их компетенции.

3. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания готовить и ежеквартальную представлять на рассмотрение Правительства Республики Северная Осетия-Алания информацию о ходе реализации Программы развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2011 годы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия -Алания В.Т. Баликоева.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия - Алания Н. Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Северная Осетия-Алания от 21 марта 2008 г. N 51

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2008-2011 ГОДЫ


Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2011 годы (далее - Программа)

Основание для
 разработки
 Программы

Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 22 октября 2007 года N ВЗ-П9-10пр

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Северная Осетия-Алания

Разработчик Программы

Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания

Основная цель Программы

Создание в Республике Северная Осетия-Алания условий для развития конкуренции на продовольственном рынке и контроль за динамикой цен

Основные задачи Программы

Развитие конкуренции на продовольственном рынке республики на основе расширения предпринимательской активности, минимизации монополизма и роста предложения товаров и услуг на потребительском рынке.
 Защита прав потребителей на потребительском рынке.
 Обеспечение реализации заключенных соглашений между Правительством Республики Северная Осетия-Алания и хозяйствующими субъектами сферы производства и торговли продовольственными товарами о принятии мер по стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. Преодоление региональных, ведомственных и посреднических барьеров и монополизма в продвижении товаров.
 Повышение государственного контроля за соблюдением в торговле требований законодательства и правил торгового обслуживания субъектами потребительского рынка.

Сроки реализации Программы

2008-2011 годы

Перечень основных
 разделов
 мероприятий
 Программы

Совершенствование нормативной правовой базы по улучшению регулирования торговли продуктами питания и разработка антиинфляционных мер. Увеличение объемов производства и расширение ассортимента социально значимой продукции местного производства и стимулирование торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами.
 Создание эффективной конкурентной среды в сфере торговли продовольственными товарами. Развитие системы защиты прав потребителей и осуществление социальных и экономических мер поддержки платежеспособного спроса со стороны малообеспеченных слоев населения.
 Развитие системы подготовки и переподготовки кадров для отраслей потребительского рынка.

Исполнители Программы

Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания совместно с другими республиканскими органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления городского округа г. Владикавказ и муниц ипальных районов (по согласованию), Торгово-промышленная палата Республики Северная Осетия-Алания (по согласованию)

Финансирование Программы

В соответствии с бюджетными назначениями

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 Программы

Снижение административных препятствий для входа на рынок продовольственных товаров и создание конкурентных условий.
 Увеличение доли продукции местных товаропроизводителей на потребительском рынке республики к 2011 году в среднем до 60% от объемов потребления.
 Расширение и обновление ассортимента продовольственных товаров местных товаропроиз-водителей.
 Повышение качества производимой продукции. Среднегодовой прирост объемов производства продукции, выпускаемой сельхозтоваропроиз-водителями республики, за 2008-20 И годы - 5,6%. Увеличение к 2011 году доли собственного производства в формировании ресурсов мяса до 95%, молока - до 97% в результате роста объемов производства мяса и молока.
 Прирост оборота розничной торговли за 2008-2011 годы на 48,4%.
 Улучшение качества и безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Увеличение доли оборота розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка).

Организация контроля за
 исполнением Программы

Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия- Алания.
 Текущее управление реализацией программных мероприятий и мониторинг хода выполнения Программы обеспечивает координатор Программы -Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания.

Обоснование Программы

Программа развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2011 годы разработана в соответствии с пунктом 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 22 октября 2007 года N ВЗ-П9-10пр.

Сфера торговли и услуг является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Республики Северная Осетия-Алания.

Потребительский рынок республики имеет устойчивое состояние и характеризуется как стабильный, с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с высокой предпринимательской активностью.

Процесс обновления стационарных торговых объектов и упорядочения уличной торговли продолжается, однако имеется и ряд проблем.

Характерной особенностью республиканского потребительского рынка является преобладание торговли на рынках (более 59%).

Несмотря на то, что оборот торговли и сферы услуг занимает до 50% в структуре валового регионального продукта, доля отраслей, входящих в состав потребительского рынка товаров и услуг, обеспечивает не более 10% от общего объема налоговых поступлений.

В ходе рыночных преобразований в значительной мере оказались утерянными рычаги государственного регулирования потребительского рынка. Было ослаблено внимание к решению общесистемных проблем развития потребительского рынка, прежде всего к формированию его инфраструктуры. Отсутствие эффективных систем информации и логистики сдерживает развитие конкурентных отношений, необходимых для установления обоснованных цен на товары и услуги. ,

Цели и задачи Программы

Основными целями и задачами Программы являются:

развитие конкуренции на продовольственном рынке республики на основе расширения предпринимательской активности, минимизации монополизма и роста предложения товаров и услуг на потребительском рынке;

защита прав потребителей на потребительском рынке;

обеспечение реализации заключенных соглашений между Правительством Республики Северная Осетия-Алания и хозяйствующими субъектами сферы производства и торговли продовольственными товарами о принятии мер по стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров;

преодоление региональных, ведомственных и посреднических барьеров' и монополизма в продвижении товаров;

улучшение государственного контроля за соблюдением в торговле требований законодательства и правил торгового обслуживания субъектами потребительского рынка.

Структура Программы

Программа включает 5 программных направлений, связанных с решением основных проблем повышения социальной и экономической эффективности потребительского рынка, развития конкуренции.

Первое направление - "Совершенствование нормативной правовой базы по улучшению регулирования торговли продуктами питания и разработка антиинфляционных мер".

Второе направление - "Увеличение объемов производства и расширение ассортимента социально значимой продукции местного производства и стимулирование торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами".

Третье направление - "Создание эффективной конкурентной среды в сфере торговли продовольственными товарами".

Четвертое направление - "Развитие системы защиты прав потребителей и осуществление социальных и экономических мер поддержки платежеспособного спроса со стороны малообеспеченных слоев населения".

Пятое направление - "Развитие системы подготовки и переподготовки кадров для отраслей потребительского рынка".

Программное направление 1

"Совершенствование нормативной правовой базы по улучшению

регулирования торговли продуктами питания и разработка

антиинфляционных мер"

Для формирования единой нормативной правовой базы для осуществления торговой деятельности, обеспечения здоровой конкурентной среды, баланса интересов крупных, средних и малых предпринимателей, а также удовлетворения потребностей всех слоев населения разработан проект закона "О торговой деятельности в Республике Северная Осетия-Алания".

Целью совершенствования нормативной правовой базы по реализации мер, направленных на улучшение торговли продуктами питания является стабилизация цен на продовольственные товары первой необходимости и защита интересов наиболее незащищенных слоев населения.

Одним из действенных механизмов, способных стабилизировать ситуацию на потребительском рынке, является возможность регулирования цен на договорной основе, закрепленная в постановлении Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости", с учетом ограничений, установленных антимонопольным законодательством.

Основанием для заключения соглашений является положение пункта 1 названного постановления Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Соглашения заключаются на определенный срок.

В обязательствах сторон по соглашениям рекомендуется отражать следующие вопросы:

для исполнительных органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания:

определение перечня социально значимых продовольственных товаров, на которые такие соглашения распространяются;

создание и использование резервных фондов по продовольственным товарам первой необходимости в случае возникновения острого дефицита таких товаров или их резкого подорожания;

выделение торговых площадей с целью расширения возможности реализации продуктов питания населению непосредственно сельхозпроизводителями, в том числе путем расширения ярмарочной торговли;

поддержка малообеспеченных слоев населения;

государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей;

для сельхозпроизводителей и производителей продовольственных товаров:

обязательства по увеличению производства сельскохозяйственных и продовольственных товаров первой необходимости в ассортименте, повышение конкурентоспособности производимой продукции;

обязательства по осуществлению торговли сельхозпродукцией и продовольственными товарами на предоставляемых площадях;

принятие обязательств по снижению и поддержанию цен, а также обеспечению доступности цен и ассортимента сельскохозяйственных и продовольственных товаров первой необходимости;

оптимизация числа посредников в цепочке от производителя до розничного продавца;

для торговых организаций:

обязательства по предоставлению определенного процента торговых площадей сельхозпроизводителям;

сокращение и поддержание цен и торговых надбавок на продовольственные товары первой необходимости;

поддержание ассортимента товаров первой необходимости, с обязательствами восполнения взаимозаменяемых товарных групп в случае возникновения их дефицита;

обеспечение доступа к торговым сетям сельхозпроизводителей, поставщиков продовольственных товаров первой необходимости.

Соглашения должны включать обязательные условия обеспечения конкуренции.

Для анализа ситуации на рынке продовольствия сформирована система показателей, подлежащих мониторингу в связи с проведением анализа роста цен на всех стадиях производства и реализации продовольственных товаров, в том числе мониторинга торговых наценок.

В систему показателей, подлежащих мониторингу, включены следующие показатели:

розничные цены в регионах Южного федерального округа на основные продукты питания, включенные в минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

индекс потребительских цен на продовольственные товары, сложившийся в республике с начала года;

индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров; размеры торговых наценок, применяемые предприятиями торговли; динамика оптово-отпускных цен товаропроизводителей; стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц в республике в сравнении со стоимостью минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц в других регионах Южного федерального округа;"

соотношение среднедушевого денежного дохода и стоимости минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц в республике.

Высокие темпы роста потребительских цен, наряду с действием макроэкономических факторов, обусловлены факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной торговли.

К ним относятся высокие издержки обращения, наличие многочисленных посредников, большая часть из которых не является ни технологически, ни организационно необходимой, монопольное положение и недостаточная конкуренция между предприятиями на локальном уровне в случае низкой насыщенности торговой сети.

Наблюдается существенная (до 10-15%) дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости, по территориям муниципальных образований республики.

В целях сдерживания роста потребительских цен на региональном уровне будет предпринят ряд мер:

пролонгация до 30 апреля 2008 года Соглашения о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания;

стимулирование роста предложения товаров и повышение эффективности производства, особенно на предприятиях, выпускающих сельскохозяйственную продукцию;

развитие инфраструктуры торговли и товаропроводящей сети, направленное на сокращение посреднических звеньев и увеличение современных высокоэффективных форматов торговли;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»