ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2008 года N 51
О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2008-2011 ГОДЫ
Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2011 годы.
2. Поручить республиканским органам исполнительной власти, рекомендовать Северо-Осетинскому союзу потребительских обществ, органам местного самоуправления муниципальных районов республики и г. Владикавказа совместно с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания принять меры по своевременной реализации Программы развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2011 годы в части вопросов, относящихся к их компетенции.
3. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания готовить и ежеквартальную представлять на рассмотрение Правительства Республики Северная Осетия-Алания информацию о ходе реализации Программы развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2011 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия -Алания В.Т. Баликоева.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия - Алания Н. Хлынцов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2011 годы (далее - Программа) |
Основание для | Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 22 октября 2007 года N ВЗ-П9-10пр |
Государственный заказчик Программы | Правительство Республики Северная Осетия-Алания |
Разработчик Программы | Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания |
Основная цель Программы | Создание в Республике Северная Осетия-Алания условий для развития конкуренции на продовольственном рынке и контроль за динамикой цен |
Основные задачи Программы | Развитие конкуренции на продовольственном рынке республики на основе расширения предпринимательской активности, минимизации монополизма и роста предложения товаров и услуг на потребительском рынке. |
Сроки реализации Программы | 2008-2011 годы |
Перечень основных | Совершенствование нормативной правовой базы по улучшению регулирования торговли продуктами питания и разработка антиинфляционных мер. Увеличение объемов производства и расширение ассортимента социально значимой продукции местного производства и стимулирование торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами. |
Исполнители Программы | Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания совместно с другими республиканскими органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления городского округа г. Владикавказ и муниц ипальных районов (по согласованию), Торгово-промышленная палата Республики Северная Осетия-Алания (по согласованию) |
Финансирование Программы | В соответствии с бюджетными назначениями |
Ожидаемые | Снижение административных препятствий для входа на рынок продовольственных товаров и создание конкурентных условий. |
Организация контроля за | Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия- Алания. |
Обоснование Программы
Программа развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2011 годы разработана в соответствии с пунктом 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 22 октября 2007 года N ВЗ-П9-10пр.
Сфера торговли и услуг является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Республики Северная Осетия-Алания.
Потребительский рынок республики имеет устойчивое состояние и характеризуется как стабильный, с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с высокой предпринимательской активностью.
Процесс обновления стационарных торговых объектов и упорядочения уличной торговли продолжается, однако имеется и ряд проблем.
Характерной особенностью республиканского потребительского рынка является преобладание торговли на рынках (более 59%).
Несмотря на то, что оборот торговли и сферы услуг занимает до 50% в структуре валового регионального продукта, доля отраслей, входящих в состав потребительского рынка товаров и услуг, обеспечивает не более 10% от общего объема налоговых поступлений.
В ходе рыночных преобразований в значительной мере оказались утерянными рычаги государственного регулирования потребительского рынка. Было ослаблено внимание к решению общесистемных проблем развития потребительского рынка, прежде всего к формированию его инфраструктуры. Отсутствие эффективных систем информации и логистики сдерживает развитие конкурентных отношений, необходимых для установления обоснованных цен на товары и услуги. ,
Цели и задачи Программы
Основными целями и задачами Программы являются:
развитие конкуренции на продовольственном рынке республики на основе расширения предпринимательской активности, минимизации монополизма и роста предложения товаров и услуг на потребительском рынке;
защита прав потребителей на потребительском рынке;
обеспечение реализации заключенных соглашений между Правительством Республики Северная Осетия-Алания и хозяйствующими субъектами сферы производства и торговли продовольственными товарами о принятии мер по стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров;
преодоление региональных, ведомственных и посреднических барьеров' и монополизма в продвижении товаров;
улучшение государственного контроля за соблюдением в торговле требований законодательства и правил торгового обслуживания субъектами потребительского рынка.
Структура Программы
Программа включает 5 программных направлений, связанных с решением основных проблем повышения социальной и экономической эффективности потребительского рынка, развития конкуренции.
Первое направление - "Совершенствование нормативной правовой базы по улучшению регулирования торговли продуктами питания и разработка антиинфляционных мер".
Второе направление - "Увеличение объемов производства и расширение ассортимента социально значимой продукции местного производства и стимулирование торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами".
Третье направление - "Создание эффективной конкурентной среды в сфере торговли продовольственными товарами".
Четвертое направление - "Развитие системы защиты прав потребителей и осуществление социальных и экономических мер поддержки платежеспособного спроса со стороны малообеспеченных слоев населения".
Пятое направление - "Развитие системы подготовки и переподготовки кадров для отраслей потребительского рынка".
Программное направление 1
"Совершенствование нормативной правовой базы по улучшению
регулирования торговли продуктами питания и разработка
антиинфляционных мер"
Для формирования единой нормативной правовой базы для осуществления торговой деятельности, обеспечения здоровой конкурентной среды, баланса интересов крупных, средних и малых предпринимателей, а также удовлетворения потребностей всех слоев населения разработан проект закона "О торговой деятельности в Республике Северная Осетия-Алания".
Целью совершенствования нормативной правовой базы по реализации мер, направленных на улучшение торговли продуктами питания является стабилизация цен на продовольственные товары первой необходимости и защита интересов наиболее незащищенных слоев населения.
Одним из действенных механизмов, способных стабилизировать ситуацию на потребительском рынке, является возможность регулирования цен на договорной основе, закрепленная в постановлении Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости", с учетом ограничений, установленных антимонопольным законодательством.
Основанием для заключения соглашений является положение пункта 1 названного постановления Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Соглашения заключаются на определенный срок.
В обязательствах сторон по соглашениям рекомендуется отражать следующие вопросы:
для исполнительных органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания:
определение перечня социально значимых продовольственных товаров, на которые такие соглашения распространяются;
создание и использование резервных фондов по продовольственным товарам первой необходимости в случае возникновения острого дефицита таких товаров или их резкого подорожания;
выделение торговых площадей с целью расширения возможности реализации продуктов питания населению непосредственно сельхозпроизводителями, в том числе путем расширения ярмарочной торговли;
поддержка малообеспеченных слоев населения;
государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей;
для сельхозпроизводителей и производителей продовольственных товаров:
обязательства по увеличению производства сельскохозяйственных и продовольственных товаров первой необходимости в ассортименте, повышение конкурентоспособности производимой продукции;
обязательства по осуществлению торговли сельхозпродукцией и продовольственными товарами на предоставляемых площадях;
принятие обязательств по снижению и поддержанию цен, а также обеспечению доступности цен и ассортимента сельскохозяйственных и продовольственных товаров первой необходимости;
оптимизация числа посредников в цепочке от производителя до розничного продавца;
для торговых организаций:
обязательства по предоставлению определенного процента торговых площадей сельхозпроизводителям;
сокращение и поддержание цен и торговых надбавок на продовольственные товары первой необходимости;
поддержание ассортимента товаров первой необходимости, с обязательствами восполнения взаимозаменяемых товарных групп в случае возникновения их дефицита;
обеспечение доступа к торговым сетям сельхозпроизводителей, поставщиков продовольственных товаров первой необходимости.
Соглашения должны включать обязательные условия обеспечения конкуренции.
Для анализа ситуации на рынке продовольствия сформирована система показателей, подлежащих мониторингу в связи с проведением анализа роста цен на всех стадиях производства и реализации продовольственных товаров, в том числе мониторинга торговых наценок.
В систему показателей, подлежащих мониторингу, включены следующие показатели:
розничные цены в регионах Южного федерального округа на основные продукты питания, включенные в минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
индекс потребительских цен на продовольственные товары, сложившийся в республике с начала года;
индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров; размеры торговых наценок, применяемые предприятиями торговли; динамика оптово-отпускных цен товаропроизводителей; стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц в республике в сравнении со стоимостью минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц в других регионах Южного федерального округа;"
соотношение среднедушевого денежного дохода и стоимости минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц в республике.
Высокие темпы роста потребительских цен, наряду с действием макроэкономических факторов, обусловлены факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной торговли.
К ним относятся высокие издержки обращения, наличие многочисленных посредников, большая часть из которых не является ни технологически, ни организационно необходимой, монопольное положение и недостаточная конкуренция между предприятиями на локальном уровне в случае низкой насыщенности торговой сети.
Наблюдается существенная (до 10-15%) дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости, по территориям муниципальных образований республики.
В целях сдерживания роста потребительских цен на региональном уровне будет предпринят ряд мер:
пролонгация до 30 апреля 2008 года Соглашения о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания;
стимулирование роста предложения товаров и повышение эффективности производства, особенно на предприятиях, выпускающих сельскохозяйственную продукцию;
развитие инфраструктуры торговли и товаропроводящей сети, направленное на сокращение посреднических звеньев и увеличение современных высокоэффективных форматов торговли;