ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2012 года N 479

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в целях дальнейшего совершенствования государственной политики по улучшению положения детей в Республике Северная Осетия - Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

Утвердить прилагаемую Республиканскую стратегию действий в интересах детей в Республике Северная Осетия-Алания на период до 2017 года.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания С.Такоев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2012 г. N 479

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА

I. Общие положения


Обеспечение благополучного и защищенного детства, практическое решение задач по дальнейшему улучшению положения детей, усилению социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечению доступного и качественного образования детей, защите прав и интересов детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране здоровья детей и, в целом, возрождению и укреплению института семьи, оздоровлению демографической ситуации, созданию благоприятной жизненной среды для детей и семей с детьми являются приоритетами социальной политики Республики Северная Осетия-Алания.

Данные приоритетные цели и задачи определены в рамках дальнейшего совершенствования государственной семейной и демографической политики, оздоровления демографической ситуации, всемерного повышения социального статуса и престижа семьи в Республике Северная Осетия-Алания, с учетом влияния национально-этнических, исторических, территориально-географических, миграционных и иных факторов и отражены в Конституции Республики Северная Осетия-Алания: "Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства", "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей", в Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания Алания до 2030 года, в принципах, сформулированных Главой Республики Северная Осетия-Алания Т.Д.Мамсуровым: "Мы и раньше говорили и не устанем повторять - ничто не имеет никакого значения, если это не делается для детей, для будущего".

В результате принятых мер в республике в последние годы наметились и укрепляются позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту, далеки от окончательного решения и требуют постоянного внимания.

Республиканская стратегия действий в интересах детей в Республике Северная Осетия-Алания на период до 2017 года (далее - Республиканская стратегия) определяет основные направления и задачи политики Республики Северная Осетия-Алания в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Реализацию Республиканской стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: "Семейная политика детствосбережения", "Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие детей", "Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни", "Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства", "Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия", "Комплексная безопасность детей", "Дети и молодежь - участники реализации Республиканской стратегии".

Республиканская стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих федеральных и международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, институтов и сегментов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее значимых и актуальных проблем детства.

Республиканская стратегия разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" (далее - Национальная стратегия), с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.

Основные меры социальной поддержки семей с детьми определены в рамках российского законодательства и установлены законами Республики Северная Осетия-Алания "О семейной политике в Республике Северная Осетия-Алания", "О Республиканской целевой программе "Улучшение демографической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания", "О социальном обслуживании населения в Республике Северная Осетия-Алания", "О прожиточном минимуме в Республике Северная Осетия-Алания", "Об оплате труда приёмных родителей и льготах, предоставляемых приёмной семье", "О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) денежных средств на содержание ребенка", "О государственном пособии гражданам, имеющим детей", "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Северная Осетия-Алания", "О начальном профессиональном образовании в Республике Северная Осетия-Алания", "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Северная Осетия-Алания", "О мерах по защите нравственности и здоровья детей в Республике Северная Осетия-Алания", "О целевой программе "Безопасность образовательного учреждения", "О государственных наградах Республики Северная Осетия-Алания" (учреждено почетное звание "Мать - героиня Республики Северная Осетия-Алания"), "О молодежной политике в Республике Северная Осетия-Алания", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций" "Об основах отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Северная Осетия-Алания"; указами Президента (Главы) Республики Северная Осетия-Алания от 17 декабря 1992 г. N 105 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", от 27 января 1994 года N ПР-01 "О мерах по усилению социальной защиты населения", от 12 апреля 2004 г. N 48 "О первоочередных мерах поддержки малообеспеченных семей и реализации срочных программ занятости трудоспособного населения в Республике Северная Осетия-Алания", от 16 мая 2005 г. N 89 "О мерах по улучшению медицинского обслуживания и материального положения молодых семей с детьми в г. Беслане Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания", от 21 января 2008 г. N 12 "О наделении Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Республике Северная Осетия-Алания".

Инструментом практического решения ряда вопросов в сфере детства стала реализация мероприятий, предусмотренных республиканскими целевыми программами "Здоровый ребенок", "Профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов в питании населения Республики Северная Осетия-Алания", "Молодежь Осетии", "Молодой семье - доступное жилье", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2011-2014 годы, "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 годы, "Гармония мира - миру детства", "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания " на 2012 - 2014 годы и др.

В республике в числе первых субъектов Российской Федерации был создан институт Уполномоченного по правам ребенка при Главе (Президенте) Республики Северная Осетия-Алания.

Только в 2012 году приняты законы Республики Северная Осетия-Алания "О республиканском материнском (семейном) капитале в Республике Северная Осетия-Алания", "О предоставлении многодетным семьям земельных участков на территории Республики Северная Осетия-Алания". Практически осуществляется Комплексный план мероприятий по реализации в 2011-2015 годах в Республике Северная Осетия-Алания Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".

В республике успешно развивается республиканская система учреждений социального обслуживания семей с детьми, включающая 18 учреждений различного типа.

Сложность, масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

1. Основные проблемы в сфере детства


Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия.

Недостаточная эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми.

Определенная степень социальной исключенности уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

2. Ключевые принципы Республиканской стратегии, основанные на базовых подходах Национальной стратегии


Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Республике Северная Осетия-Алания необходимо продолжить работу по созданию условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - принимать меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Защита прав каждого ребенка. Очевидна актуальность дальнейшего формирования и развития интегрированной республиканской системы ранней профилактики семейного неблагополучия, обеспечивающей оперативное реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, чьи права и интересы нарушены.

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Республике Северная Осетия-Алания, используя позитивный опыт и результаты в этой сфере, и в дальнейшем необходимо в большей мере обеспечивать создание различных условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации творческого потенциала ребенка в социально позитивных видах деятельности.

Сбережение здоровья каждого ребенка. Необходимо усиление и расширение спектра принимаемых в Республике Северная Осетия-Алания мер, направленных на формирование у семьи и детей мотиваций и потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной и доступной медицинской помощи в любых ситуациях.

Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Республике Северная Осетия-Алания необходимо шире внедрять эффективные технологии и методы социальной работы, предполагающие стимулирование и опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск как традиционных, так и нестандартных экономических решений.

Особое внимание уязвимым категориям детей. В республике во всех случаях и на качественно новом уровне особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к социально уязвимым категориям. Необходимо и в дальнейшем внедрять позитивный опыт деятельности республиканских детских учреждений социальной защиты, здравоохранения, образования, разрабатывать инновационные формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность, минимизировать изолированность семей с детьми-инвалидами, замещающих семей и содействующие абилитации, реабилитации и полноценной интеграции в социум.

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. При формировании и реализации политики в области детства в Республике Северная Осетия-Алания необходимо более масштабно внедрять и использовать достижения науки, органично сочетать проверенные методики и современные технологии, в том числе в социальной сфере. Необходимо и в дальнейшем развивать систему обеспечения условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.

Партнерство во имя ребенка. В Республике Северная Осетия-Алания политика в области социальной поддержки семьи и детства должна еще в большей мере опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием научного и бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на повышение качества и доступности и многосубъектности предоставления социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты законных прав и интересов детей.

II. Семейная политика детствосбережения

1. Краткий анализ ситуации


В последние годы в республике удалось сохранить и укрепить позитивные тенденции, отражающие возрастание внимания общества и государства к семье как фундаментальному социальному институту, изменения общественного сознания, восприятия таких базовых ценностей человеческого развития, как семейный очаг, ответственное материнство и отцовство, забота о детях, ориентация на многодетную семью.

Несмотря на комплекс сложных социально - политических, экономических проблем, ограниченность финансовых, материальных и иных ресурсов, удалось достичь снижения уровня смертности населения, стабилизации и роста рождаемости, улучшения условий, благоприятствующих рождению и воспитанию здоровых детей, сохранения позитивных тенденций в части улучшения репродуктивного здоровья женщин в последние годы.

В 2011 г. общая численность населения в Республике Северная Осетия-Алания увеличилась на 12122 человек и составила 712980 человек. Численность детей в возрасте от 0 до 17 лет в республике увеличилась на 10236 человек и составила 159922 человек. Впервые за многие годы удельный вес детей в общей численности населения республики увеличился с 21,3 % в 2010 году до 22,4 % в 2011 году. Увеличение численности детского населения произошло как за счет детей в возрасте от 0 до 14 лет - на 8738 человек, так и за счет подростков от 15 до 17 лет - на 1498 человек.

Показатель рождаемости в республике за период 2009 - 2011 г.г. увеличился с 14,3 до 14,6 на 1000 человек населения.

Показатель смертности населения в республике за этот же период снизился с 11,5 до 10,8 на 1000 человек населения.

Достигнутые в последние годы определенная стабилизация экономики, рост среднедушевых денежных доходов населения позитивно повлияли на динамику доли малообеспеченного населения в общей его численности, позволили ослабить социальную напряженность в обществе, добиться некоторого улучшения положения детей, семей с детьми. За период 2009-2011 г.г. обозначился тренд снижения доли бедного населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 13,7 до 9,5 % к общей численности населения Республики Северная Осетия-Алания.

Деятельность в области социальной поддержки семьи и детства осуществляется в рамках реализации Закона Республики Северная Осетия-Алания "О семейной политике в Республике Северная Осетия-Алания", Комплексного плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах в Республике Северная Осетия-Алания Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Согласно Закону Республики Северная Осетия-Алания "О семейной политике в Республике Северная Осетия-Алания" многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами имеют право на следующие меры дополнительной социальной поддержки:

бесплатное обеспечение детей 1-2-го года жизни молочными продуктами детского питания;

бесплатное обеспечение детей в возрасте до 3-х лет лекарственными препаратами за счет средств республиканского бюджета;

бесплатное обеспечение больных детей дорогостоящими лекарственными препаратами по рецептам лечебно-профилактических учреждений;

бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

первоочередное обеспечение садово-огородными участками;

право первоочередного приема в детские дошкольные учреждения и выплаты компенсации части родительской платы;

бесплатная выдача лекарств по рецептам врачей детям-инвалидам до 18 лет;

компенсация в размере 50 % при оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемая семьям, имеющим детей - инвалидов;

бесплатный проезд детей-инвалидов и сопровождающих к месту лечения и обратно;

бесплатное, один день в месяц, посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Наряду с этим семьям с детьми уделяется первостепенное внимание:

в деятельности 18 учреждений республиканской системы социального обслуживания семьи и детей в предоставлении различных видов социальной поддержки, оказании комплексных услуг социально-экономического, медицинского, психолого-педагогического, правового и иного характера;

при оказании адресной материальной помощи семьям, оказавшимся в критической жизненной ситуации, детям из многодетных, неполных, замещающих семей, нуждающимся в высокотехнологичных видах неотложной медицинской помощи из средств резервного фонда Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания;

при проведении общереспубликанских и районных мероприятий, направленных на повышение социального престижа и авторитета семьи, материнства и детства, имеющих заметный позитивный общественный резонанс: новогодние и рождественские праздники, празднование Дня защиты детей, Дня матери Республики Северная Осетия-Алания, детских спартакиад, фестивалей творчества и др.;

в ходе организации и проведения детских оздоровительных кампаний;

при оказании адресной социальной, гуманитарной, натуральной помощи;

при назначении и выплате социальных стипендий студентам высших учебных заведений и учащимся средних специальных учебных заведений и др.

В республике своевременно и в полном объеме осуществляется выплата всех видов пособий гражданам, имеющим детей, установленных республиканским и федеральным законодательством.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»