ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

от 15 марта 2000 года N 4-рз

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


{Изменения и дополнения:

Закон РСО-Алания от 12.03.13 N 9-рз; НГР: ru 15000201300089}

Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, Кодексом законов о труде Российской Федерации и Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем законе используются следующие основные понятия:

охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников и процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека;

опасные условия труда - условия труда, характеризующиеся уровнями производственных факторов, воздействие которых в процессе трудовой деятельности создает угрозу для жизни и здоровья работников;

безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают установленных нормативов;

рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с выполнением им обязанностей по трудовому договору и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья;

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию или снижению работоспособности. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

производственная деятельность - совокупность действии людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающая в себя производство и переработку различных видов сырья, строительства, оказание различных видов услуг;

государственная система управления охраной труда - совокупность организационных форм и методов совместных действий органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профсоюзов и иных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Объединения работодателей, акционерные общества, компании обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на предприятиях и в организациях во взаимодействии с государственными органами управления, надзора и контроля за охраной труда.

Статья 2. Законодательство об охране труда в Республике Северная Осетия- Алания и сфера его применения


1. Законодательство Республики Северная Осетия-Алания об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации. Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Кодексе законов о труде в Российской Федерации, состоит из Конституции Республики Северная Осетия-Алания. настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания.

2. Действие настоящего Закона распространяется на:

работодателей (физическое либо юридическое лицо) независимо от сфер хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и форм собственности Республики Северная Осетия-Алания;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

военнослужащих, направляемых на работу в организации;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях;

На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда


1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания об охране труда, устанавливаются правила, процедура и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в п. 2 статьи 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия-Алания в пределах своей компетенции.

Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда


1. К основным принципам и направлениям государственной политики в области охраны труда в Республике Северная Осетия-Алания относятся:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работника;

реализация федеральных законов и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, принятие и реализация республиканских законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания об охране груда, а также отраслевых целевых и территориальных целевых программ;

государственное управление охраной труда, надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и общих материальных последствиях;

установление компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда и профилактике заболеваемости работающих;

подготовка специалистов и повышение квалификации специалистов но охране труда;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями, устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателя согласно существующим нормам;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании с принятием конкретных мер по их предотвращению в дальнейшем;

запрещение или ограничение производственных процессов, веществ и материалов, представляющих опасность для жизни и здоровья работников, в соответствии с заключением уполномоченных на то органов;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

содействие общественному контролю за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемом) профессиональными союзами и другими представительными органами;

содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и от профзаболеваний.

2. Реализация государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений и липе их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в области охраны труда


1. К полномочиям органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в области охраны труда относятся:

реализация государственной политики в области охраны труда на территории Республики Северная Осетия-Алания;

разработка и принятие республиканских законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания об охране труда;

государственное управление охраной труда на территории Республики Северная Осетия-Алания;

участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разработка и утверждение республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания;

разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;

организация государственной экспертизы условий труда работников;

сертификации работ по охране труда в организациях;

передача в установленном порядке в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;

другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда;

обеспечение взаимодействия органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления, объединений работодателей, а также профсоюзов и их объединений и иных уполномоченных работников представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления г.Владикавказа и районов республики в области охраны труда


Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда во взаимодействии с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда и в этих целях создают в своих структурах соответствующие службы охраны труда, которые:

осуществляют координацию и методическое руководство работой служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципального образования;

принимают участие в расследовании групповых несчастных случаев с тяжелым исходом, несчастных случаев со смертельным исходом;

содействуют организации работ по проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях;

содействуют обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний;

содействуют организации обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций муниципального образования, включая руководителей и специалистов;

совместно с заинтересованными организациями участвуют в проведении семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;

информируют общественность через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования.

ГЛАВА II. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 7. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда


Каждый работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации. Категории работников, занятых в условиях производства повышенного риска (опасные и вредные условия труда), могут дополнительно подлежать личному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодателем в размерах страховых сумм, определяемых коллективным договором или соглашением между работодателем, профсоюзным комитетом или другой представительной организацией работников предприятия;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»