Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА

3.1.1. Сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности


Исходное состояние

Общая кредиторская задолженность консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания по балансу на 1 января 2011 года составляет 1 681,0 млн. руб. Из нее с истекшими сроками погашения - 513,0 млн. руб., или 30,5 % от общего объема (источник информации: баланс на 01.01.2012 г.).

Просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2011 года в структуре, млн.руб.:

Объем
 (млн. руб.)

В структуре,
 ( % )

Расчеты с кредиторами -поставщиками товаров, работ и услуг

351,30

62,1

Расчеты с кредиторами  по платежам в бюджеты

161,70

28,6

Прочие расчеты с кредиторами

0,02

9,3

Всего

513,0

100

Просроченная кредиторская задолженность по платежам в бюджеты занимает 28,6% от общего объема. Момент ее образования приходится на период экономического кризиса конца 90-х годов, когда все субъекты Российской Федерации испытывали дефицит бюджета, а выделяемые из федерального бюджета трансферты обеспечивали покрытие только самых первоочередных, социально ориентированных расходов. Предоставление из республиканского бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности местным бюджетам осуществлялось только в объемах, достаточных для выплаты заработной платы, без учета отчислений во внебюджетные фонды. Собственными средствами, достаточными для осуществления расчетов с внебюджетными фондами, местные бюджеты на тот момент не располагали, в результате чего и образовался первоначальный долг по платежам во внебюджетные фонды. На протяжении всего периода с момента возникновения этого долга налоговыми органами осуществляется начисление штрафов и пени. В соответствии с данными годовой отчетности Республики Северная Осетия-Алания за 2010 год (форма N 469 "Сведения по кредиторской задолженности"), просроченная кредиторская задолженность по платежам во внебюджетные фонды с учетом начисленных штрафов и пени составляет 161,7 млн.руб. В соответствии с данными Справочной таблицы к месячному отчету об исполнении консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания на 1 января 2011 года, основной долг по платежам во внебюджетные фонды - 33,0 млн.руб. Таким образом, на начисленные штрафы и пени приходится 128,7 млн.руб. (161,7 млн.руб. - 33,0 млн.руб.), что почти в 4 раза превышает сам долг.

Просроченная кредиторская задолженность перед поставщиками товаров, работ и услуг имеет максимальный удельный вес в структуре общей просроченной кредиторской задолженности - 62,1%.

Причиной возникновения просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками товаров, работ и услуг является возникающий при исполнении бюджета дефицит на протяжении уже ряда лет. При планировании бюджета очередного бюджетного периода расходы бывают сбалансированы с доходами с учетом источников финансирования дефицита бюджета. Однако в процессе исполнения бюджета в силу ряда причин бюджетных средств оказывается недостаточно для исполнения уже принятых бюджетных обязательств. Из года в год неисполненные обязательства накапливались.

В свою очередь, кредиторы добиваются взыскания своих долгов через арбитражный суд. Решения, выносимые судебными органами, бывают, как правило, в пользу кредиторов. В результате на исполнение судебных исков отвлекаются бюджетные средства текущего бюджетного года, что подрывает ликвидность единого счета бюджета со всеми вытекающими из этого последствиями: неисполнение принятых бюджетных обязательств текущего бюджетного периода или увеличение государственного долга республики.

Просроченная кредиторская задолженность - серьезная проблема, наличие которой неизбежно влечет за собой финансовую нестабильность и ухудшение финансовых показателей публично - правового образования.

 

Просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания:

                                                                                                                           ( млн.руб.)

Наименование показателя

По состоянию

на 1 января 2008 года

на 1 января 2009 года

на 1 января 2010 года

на 1  января 2011 года

на 1 июля  2011 года

Просроченная кредиторская задолженность, млн. рублей

642,8

531,0

626,7

513,0

523,0

На протяжении последних пяти лет просроченная кредиторская задолженность не опустилась ниже уровня полумиллиарда рублей, что соответствует половине месячного расхода республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания 2011 года.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", показатель объема просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации входит в состав показателей, по которым оценивается деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по направлению "Организация государственного и муниципального управления" (показатель N 274).

Одним из условий Соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания, заключаемого между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия-Алания, в соответствии со статьей 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации является сокращение просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

 

План мероприятий

Учитывая "напряженность" бюджета Республики Северная Осетия-Алания, в целях повышения финансовой устойчивости бюджета за счет снижения рисков возникновения финансовых потерь единственно реальным путем для решения этой многолетней проблемы является реструктуризация кредиторской задолженности.

Собственными силами региона возможно проведение реструктуризации долгов перед кредиторами - поставщиками товаров, работ и услуг. Что же касается просроченных долгов перед внебюджетными фондами Российской Федерации, то это исключительно компетенция Правительства Российской Федерации. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ ( в ред. от 20.07.2011) "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Правительство Российской Федерации в 2011 году вправе принимать решение о реструктуризации задолженности по единому социальному налогу, образовавшейся у организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 января 2010 года, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность. Аналогичная реструктуризация проводилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации, по состоянию на 1 января 2001 года задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации".

Таким образом, последовательность решения задачи "Сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности" в 2012 году заключается в реализации следующих мероприятий:

проведение по состоянию на 1 января 2012 года инвентаризации кредиторской задолженности государственных учреждений Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 года N 196 "О повышении качества финансового менеджмента", приложение N 6;

проведение всех необходимых мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 года N 196 "О повышении качества финансового менеджмента", приложение N 5;

заключение с кредиторами соглашений о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности.