Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2009 года N 362

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2009-2011 ГОДЫ

В целях обеспечения развития системы образования Республики Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2011 годы.

2. Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Республиканской целевой программой развития образования Республики Северная Осетия - Алания на 2009-2011 годы.

3. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания обеспечить финансирование мероприятий Программы в 2009 году в пределах бюджетных назначений, утвержденных Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, в последующие годы предусматривать ассигнования в соответствии с Республиканской целевой программой развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2011 годы.

4. Рекомендовать главам администраций местного самоуправления г.Владикавказа и районов Республики Северная Осетия-Алания предусматривать в местных бюджетах финансирование мероприятий Республиканской целевой программы развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2011 годы и обеспечить ее выполнение за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных средств.

5.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.С. Таболова.

Председатель Правительства
     Республики Северная Осетия-Алания
     Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики
Северная Осетия-Алания
от 25 декабря 2009 г. N 362

Республиканская целевая программа развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2011 гг.

г. Владикавказ 2009 г.

Содержание


Паспорт Программы

1. Содержание проблемы

2. Основные цели и задачи программы

3. Сроки и этапы реализации Программы

4. Программные мероприятия

5. Ресурсное обеспечение Программы

6. Механизм реализации Программы

7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

8. Контроль и управление Программой

Приложение N 1

Приложение N 2

Приложение N 3

Паспорт Программы


Полное наименование Программы

Программа развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2011 годы

Основание для принятия решения о разработке Программы

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";

 Закон Республики Северная Осетия-Алания от 31 июля 2006 года N 42-РЗ "Об образовании";

 постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы";

 постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2007 года N 41 "О проекте комплексной модернизации образования в Республике Северная Осетия-Алания на период 2007-2010 годов".
 Президентская национальная образовательная  инициатива "Наша новая школа".

Государственный заказчик Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания

Основной разработчик Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания

Основные исполнители Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Северо-Осетинский государственный педагогиче ский институт, Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований,  государственные и муниципальные учреждения образования.

Цели и задачи Программы

Стратегическая цель Программы - повышение качества образования как ключевого фактора социально-экономического развития республики.
 Общая цель Программы - создание необходимых предпосылок, условий и механизмов, обеспечивающих динамическое целостное развитие системы образования республики, повышение его качества и эффективности, соотносящихся с запросами личности, общества и рынка труда.
   Задачи:
 1. Достижение оптимального баланса затрат на образование и получаемого социально-экономического эффекта, гарантирующего положительную динамику в развитии системы образования республики.
 2. Создание условий для введения обновленных образовательных стандартов.
 3. Актуализация личностно ориентированного обучения по всем уровням и категориям обучающихся, поддержка талантливых детей.
 4. Разработка и внедрение новой системы оценки качества образования, адекватной условиям опережающего развития.
 5. Развитие национального образования республики.
 6. Расширение общественного участия в управлении образованием.
 7. Развитие учительского потенциала.
 8. Развитие информационно-коммуникационной среды системы образования.
 9. Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений, здоровья обучающихся.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

     

Направления  деятельности

Наименование показателя

Индикаторы

2009 г .

2010 г .

2011 г.

1. Достижение оптимального баланса затрат на образование и получаемого социально-экономического эффекта, гарантирующего положительную динамику в развитии систе мы образования республики

Рост абсолютного значения средней зарплаты учителей за счет введения НСОТ по отношению к ее уровню в 2006 году (в %)

53

Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на новую систему оплаты труда и получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ (в %)

100

100

100

2. Обеспечение модернизации образования, адекватной планируемому периоду

Доля выпускников общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ в установленных нормах

100

100

100

Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям (в %)

71

72

73

Создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения (в %)

47

72

100

Число учащихся, задействованных в эксперименте по полилингвальному образованию

500

500

500

Доля общеобразовательных учреждений, и муниципальных образований, обеспечивающих расширение общественного участия в управлении образованием (в %)

100

100

100

Число учреждений образования, имеющих доступ локальных сетей к глобальным информационным ресурсам и в которых осуществлена комплексная информатизация (в %)

50

75

100

Среднее количество учащихся общеобразовательных учреждений на один персональный  компьютер (ПК) с процессором не ниже  Pentium III или его аналога

16

15

14

Доля общеобразовательных учреждений, использующих в учебно-образовательном процессе компьютерные обучающие программы и электронные образовательные ресурсы по основным предметам общеобразовательной  программы

60

75

100

Доля  общеобразовательных  учреждений, в которых используются информационные  технологии  для  автоматизации процессов управления общеобразовательным учреждением

60

85

100

Доля  учителей  общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и переподготовку в  сфере  использования  ИКТ

50

85

100

Доля обучающихся на  дому детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих современные ПК,
 периферийное оборудование и программное  обеспечение

18

20

25

Доля учреждений дополнительного  образования детей

58

58

58

          

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы -  2009-2011 годы.
   Первый этап (2009 год) - подготовка нормативных и организационных условий для реализации основных направлений развития образования республики, начало их последовательного внедрения в систему образования.
   Второй этап (2010 год) - последовательное осуществление программных направлений развития образования республики, постановка мониторинговых исследований по качеству реализации Программы.
 Третий этап (2011 год) - завершение выполнения основных мероприятий Программы, определение перспектив дальнейшего развития образования республики.

Объемы и источники финансирования  Программы

Общий объем финансирования:
 всего 295036,6 тыс. руб.
 В том числе:
 федеральный бюджет - 227181,4 тыс. руб.,
 республиканский бюджет - 64755,2 тыс. руб.,
 внебюджетные  источники - 3 100,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Рост бюджета общего образования за счет интеграции федеральных, республиканских и муниципальных средств и концентрации ресурсов;

 обеспечение инновационного развития образования республики, его модернизация как механизмы комплексного удовлетворения потребностей личности в качественных образовательных услугах;

 развитие системы финансово-экономических механизмов нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений и новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей в зависимости от качества и результативности их труда;

 создание в образовательных учреждениях республики единой информационной образовательной среды, обеспечивающей современ ные технологии обучения, в том числе с дошкольного периода;

 организация качественного предпрофильного и профильного образования для обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием;

 создание специальной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности;

 создание устойчиво функционирующей системы работы с детьми, требующими коррекционно-педагогического сопровождения и их социальной поддержки;

 реализация Концепции осетинского национального образования в ее полилингвальной и поликультурной модели;

   повышение качества патриотического воспитания школьников на основе духовных, нравственных и исторических ценностей;

 развитие системы общественного участия в управлении образованием как модели взаимной ответственности и взаимодействия субъектов образовательной политики;

 совершенствование программ дополнительного образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров, введение новых технологий их организации и финансирования;

 целесообразное взаимодействие направлений развития образования и национальных приоритетных социально-экономических программ республики;

 развитие современной инфраструктуры учреждений образования;

 приведение условий осуществления образовательного процесса в соответствие с современными требованиями;

 обеспечение здоровья школьников;

 сохранение и развитие системы дополнительного  образования детей, расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения;

 уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8-18 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях.

Система организации контроля за исполнением Программы

Ежегодный отчет Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания перед Правительством Республики Северная Осетия-Алания о ходе реализации Программы.

1 Содержание Проблемы


Проблемы развития образования Республики Северная Осетия-Алания рассматриваются с учетом баз данных внешних и внутренних условий его функционирования за последние 5 лет и с учетом тенденций государственной политики в области образования. Анализ проведен по 20 направлениям, включающим 232 параметра, основными из которых являются: демографическая ситуация, система расселения, рынок образовательных услуг, транспорт и коммуникации, экономическое развитие, состояние учебно-материальной базы, кадровое обеспечение качества образования и другие.

Анализ подтверждает, что в республике существуют реальные условия для развития регионального образования и его дальнейшей модернизации. В целом состояние республиканской системы образования характеризуется устойчивым закреплением достигнутых в рамках реализации комплексного проекта модернизации институциональных изменений, относительной стабильностью и типовым и видовым разнообразием образовательных учреждений. Однако в ней существуют и значительные проблемы, решение которых должно стать содержанием предстоящего этапа развития.

В республике функционирует 212 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается 24 134 ребёнка. Охват дошкольным воспитанием составляет 55,5 %. За последние 15 лет в республике сеть учреждений сократилась на 24,8 %, а количество детей дошкольного возраста - на 23,2%. Тем не менее существует очерёдность по устройству детей в дошкольные учреждения, в основном в городской местности: на 1 июня 2009 года она составляет свыше 4000 заявлений. В связи с этим существует потребность в строительстве новых детских садов. 80 % дошкольных учреждений нуждается в капитальном ремонте. 29 % находится в приспособленных помещениях. 75 % испытывает недостаток в мягком и в твердом инвентаре. Есть необходимость в открытии коррекционных групп различной направленности. Особое значение в современных условиях приобретает работа по организации "предшкольной поры", которой сегодня охвачено 80,3 % детей. Все дошкольные учреждения укомплектованы педагогическими кадрами, но их значительная часть не имеет высшего педагогического образования, что не отвечает современным требованиям.

В целом перед дошкольным образованием республики стоят следующие задачи: обеспечение общедоступности образовательных услуг, в том числе для детей с особенностями развития; сохранение и оптимизация вариативной сети учреждений в целях обеспечения преемственности дошкольного и школьного образования; совершенствование материальной базы; повышение квалификации сотрудников; введение инновационных форм деятельности; формирование системы оказания квалифицированной помощи семьям, воспитывающим детей на дому.

Программы общего образования реализуются в 217 образовательных учреждениях. Из их числа около 47% (101) требует капитального ремонта. Все виды благоустройств имеют в городе только 81% школ, в селе - 48%. Несмотря на то, что учебно-материальная база образовательных учреждений несколько улучшилась за счет участия республики в федеральных целевых программах и за счет поставок оборудования в рамках приоритетного национального проекта "Образование", в том числе Комплексного проекта модернизации образования Республики Северная Осетия-Алания, все же в 46,7 % школьников обучается в условиях, не отвечающих современным требованиям.

Положение усугубляется тем, что 14% школ расположено в труднодоступных горных населенных пунктах. Большинство из них являются малочисленными, недостаточно оборудованными, но 42,9 % из них реализует программы среднего (полного) общего образования, что делает очевидной "затратность" системы сельских образовательных учреждений.

В связи с тем, что на долю республики приходится 30% от общей численности беженцев и вынужденных переселенцев, актуальна проблема создания благоприятных условий для обучения и воспитания их детей.

В соответствии с новыми требованиями к обеспечению образовательного процесса удалось повысить показатель оснащенности образовательных учреждений компьютерной техникой и программными продуктами. За последние 2 года в них было поставлено 2636 компьютеров и их общее количество доведено до 4715, что позволило снизить число обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, с 47 человек до 17. Однако процент "морально" устаревших компьютеров продолжает оставаться значительным - 41 (1944 компьютера). Только в 64 школах созданы локальные сети. Все общеобразовательные учреждения имеют широкополосный доступ к сети Интернет.

В действующей системе общего образования функционирует 42,4 % школ, реализующих программы начального общего образования на родном языке с постепенным переходом на русский язык обучения. Идет целенаправленная работа по повышению качества национального образования. Реализуется Концепция осетинского национального образования, по которой разработаны и апробируются учебники и учебно-методические пособия для учащихся 1-11 классов, не владеющих осетинским языком; разработаны учебные планы и номенклатура дидактических комплектов для всех возрастных групп дошкольного образования; программы, учебники и учебно-методические пособия для всех классов начальной национальной школы. Качество преподавания осетинского языка и литературы стало связываться с процедурой аттестации учителей на высшую категорию, что влияет на совершенствование их профессионального уровня и стимулирует его развитие. Важную роль играют и конкурсы среди учащихся и учителей, проводимые Министерством образования и науки республики.

Тем не менее анализ выявляет существующие серьезные проблемы в развитии национальной школы. Среди них - дальнейшая разработка и издание новых учебных программ, учебных и методических пособий современного поколения; формирование системы мониторинга оценки качества образования.

Анализ состояния образования в динамике социально-экономической и общественной жизни республики выявил возрастание интеллектуальных и творческих ресурсов общества, среди которых значительное место занимает детская одаренность. Результатом работы по этому направлению являются победы многих творческих объединений республики во всероссийских конкурсах и мероприятиях. Ведется целенаправленное привлечение одаренных детей к исследовательской деятельности. Совершенствуются и формы работы с одаренными детьми в летний период. Принимаются меры по повышению методического уровня педагогов в части работы с одаренными детьми.

Вместе с тем следует отметить, что целостная система работы по данному направлению в республике отсутствует. Нет подготовленных специалистов для инновационной работы с одаренными детьми, отсутствует их психологическое сопровождение. На низком уровне находится материальная база учреждений дополнительного образования, не выделяются специальные стипендии для одаренных детей.

Особое место в развитии образования и в его модернизации занимает система специального образования. В республике функционирует 8 учреждений, которые осуществляют коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Число учащихся с отклонениями в развитии в республике, по данным мониторинга, составляет 3159 человек, в том числе 1737 детей, из них 1621 воспитывается в дошкольных образовательных учреждениях, 80 обучается в специальных (коррекционных) учреждениях, 36 находится в Доме ребёнка. В дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида функционирует 41 группа компенсирующего обучения, где обучается 1528 детей. Республиканская политика в области специального образования совершенствуется: существенно изменена нормативно-правовая база; разработана концепция службы специальной психологии, переподготовки и повышения квалификации специальных кадров; продолжается внедрение инновационных моделей специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Однако республике необходимо развивать систему коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях общего типа, обеспечить целостную систему раннего выявления отклонений в развитии детей для проведения своевременной коррекции и реабилитации. Не хватает квалифицированных психологов, дефектологов, детских психиатров, что негативно сказывается на результатах системного изучения ребёнка. Данные мониторинга подтверждают, что республика отстаёт от многих регионов Российской Федерации по развитию сети специальных (коррекционных) учреждений и системы специального образования, что нарушает права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и на социальную интеграцию.

Материально-техническая база специальных (коррекционных) учреждений остаётся слабой. Большинство из них нуждается в капитальном ремонте. Износ основных фондов оборудования составляет 70-80%. Недостаточно сопровождение образования специальной литературой. Практически отсутствует профессиональное медицинское оборудование. Существующие логопедические кабинеты не в состоянии в полной мере оказать необходимую и своевременную помощь детям с речевыми нарушениями, не посещающими дошкольные образовательные учреждения. Это делает актуальным открытие логопунктов при общеобразовательных школах.

В целом для реализации задач развития специального образования необходима согласованная деятельность республиканских органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и граждан, действующих в пределах своих полномочий.

Республиканская система дополнительного образования располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в различных областях образовательной деятельности. В 58 учреждениях дополнительного образования обучается более 58 тысяч учащихся, что составляет 72% от общего количества школьников республики.

Вместе с тем изношенность материальной базы учреждений дополнительного образования составляет более 80%. Необходимо гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на материально-техническое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей.

С 1999 года в республике ведется работа по формированию системы независимой оценки качества образования. Предпринимаются меры по совершенствованию аттестации педагогических и руководящих работников. В порядке проведения аттестации повышена ее объективность. В состав аттестационных комиссий и экспертных групп включены представители общественных организаций, победители конкурсных отборов в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Введены новые формы процедуры государственной аккредитации учреждений образования, стимулирующие совершенствование их деятельности и профессиональный рост педагогических работников. Дает положительные результаты итоговая аттестация выпускников всех общеобразовательных уровней независимыми аттестационными комиссиями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»