ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2009 года N 362
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2009-2011 ГОДЫ
В целях обеспечения развития системы образования Республики Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2011 годы.
2. Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Республиканской целевой программой развития образования Республики Северная Осетия - Алания на 2009-2011 годы.
3. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания обеспечить финансирование мероприятий Программы в 2009 году в пределах бюджетных назначений, утвержденных Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, в последующие годы предусматривать ассигнования в соответствии с Республиканской целевой программой развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2011 годы.
4. Рекомендовать главам администраций местного самоуправления г.Владикавказа и районов Республики Северная Осетия-Алания предусматривать в местных бюджетах финансирование мероприятий Республиканской целевой программы развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2011 годы и обеспечить ее выполнение за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных средств.
5.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.С. Таболова.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Н.Хлынцов
Республиканская целевая программа развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2011 гг.
г. Владикавказ 2009 г.
Паспорт Программы
1. Содержание проблемы
2. Основные цели и задачи программы
3. Сроки и этапы реализации Программы
4. Программные мероприятия
5. Ресурсное обеспечение Программы
6. Механизм реализации Программы
7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
8. Контроль и управление Программой
Приложение N 1
Приложение N 2
Приложение N 3
Полное наименование Программы | Программа развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2011 годы |
Основание для принятия решения о разработке Программы | Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; |
Государственный заказчик Программы | Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания |
Основной разработчик Программы | Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания |
Основные исполнители Программы | Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Северо-Осетинский государственный педагогиче ский институт, Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований, государственные и муниципальные учреждения образования. |
Цели и задачи Программы | Стратегическая цель Программы - повышение качества образования как ключевого фактора социально-экономического развития республики. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Направления деятельности | Наименование показателя | Индикаторы | ||
2009 г . | 2010 г . | 2011 г. | ||
1. Достижение оптимального баланса затрат на образование и получаемого социально-экономического эффекта, гарантирующего положительную динамику в развитии систе мы образования республики | Рост абсолютного значения средней зарплаты учителей за счет введения НСОТ по отношению к ее уровню в 2006 году (в %) | 53 | ||
Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на новую систему оплаты труда и получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ (в %) | 100 | 100 | 100 | |
2. Обеспечение модернизации образования, адекватной планируемому периоду | Доля выпускников общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ в установленных нормах | 100 | 100 | 100 |
Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям (в %) | 71 | 72 | 73 | |
Создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения (в %) | 47 | 72 | 100 | |
Число учащихся, задействованных в эксперименте по полилингвальному образованию | 500 | 500 | 500 | |
Доля общеобразовательных учреждений, и муниципальных образований, обеспечивающих расширение общественного участия в управлении образованием (в %) | 100 | 100 | 100 | |
Число учреждений образования, имеющих доступ локальных сетей к глобальным информационным ресурсам и в которых осуществлена комплексная информатизация (в %) | 50 | 75 | 100 | |
Среднее количество учащихся общеобразовательных учреждений на один персональный компьютер (ПК) с процессором не ниже Pentium III или его аналога | 16 | 15 | 14 | |
Доля общеобразовательных учреждений, использующих в учебно-образовательном процессе компьютерные обучающие программы и электронные образовательные ресурсы по основным предметам общеобразовательной программы | 60 | 75 | 100 | |
Доля общеобразовательных учреждений, в которых используются информационные технологии для автоматизации процессов управления общеобразовательным учреждением | 60 | 85 | 100 | |
Доля учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и переподготовку в сфере использования ИКТ | 50 | 85 | 100 | |
Доля обучающихся на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих современные ПК, | 18 | 20 | 25 | |
Доля учреждений дополнительного образования детей | 58 | 58 | 58 |
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Рост бюджета общего образования за счет интеграции федеральных, республиканских и муниципальных средств и концентрации ресурсов; |
Система организации контроля за исполнением Программы | Ежегодный отчет Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания перед Правительством Республики Северная Осетия-Алания о ходе реализации Программы. |
Проблемы развития образования Республики Северная Осетия-Алания рассматриваются с учетом баз данных внешних и внутренних условий его функционирования за последние 5 лет и с учетом тенденций государственной политики в области образования. Анализ проведен по 20 направлениям, включающим 232 параметра, основными из которых являются: демографическая ситуация, система расселения, рынок образовательных услуг, транспорт и коммуникации, экономическое развитие, состояние учебно-материальной базы, кадровое обеспечение качества образования и другие.
Анализ подтверждает, что в республике существуют реальные условия для развития регионального образования и его дальнейшей модернизации. В целом состояние республиканской системы образования характеризуется устойчивым закреплением достигнутых в рамках реализации комплексного проекта модернизации институциональных изменений, относительной стабильностью и типовым и видовым разнообразием образовательных учреждений. Однако в ней существуют и значительные проблемы, решение которых должно стать содержанием предстоящего этапа развития.
В республике функционирует 212 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается 24 134 ребёнка. Охват дошкольным воспитанием составляет 55,5 %. За последние 15 лет в республике сеть учреждений сократилась на 24,8 %, а количество детей дошкольного возраста - на 23,2%. Тем не менее существует очерёдность по устройству детей в дошкольные учреждения, в основном в городской местности: на 1 июня 2009 года она составляет свыше 4000 заявлений. В связи с этим существует потребность в строительстве новых детских садов. 80 % дошкольных учреждений нуждается в капитальном ремонте. 29 % находится в приспособленных помещениях. 75 % испытывает недостаток в мягком и в твердом инвентаре. Есть необходимость в открытии коррекционных групп различной направленности. Особое значение в современных условиях приобретает работа по организации "предшкольной поры", которой сегодня охвачено 80,3 % детей. Все дошкольные учреждения укомплектованы педагогическими кадрами, но их значительная часть не имеет высшего педагогического образования, что не отвечает современным требованиям.
В целом перед дошкольным образованием республики стоят следующие задачи: обеспечение общедоступности образовательных услуг, в том числе для детей с особенностями развития; сохранение и оптимизация вариативной сети учреждений в целях обеспечения преемственности дошкольного и школьного образования; совершенствование материальной базы; повышение квалификации сотрудников; введение инновационных форм деятельности; формирование системы оказания квалифицированной помощи семьям, воспитывающим детей на дому.
Программы общего образования реализуются в 217 образовательных учреждениях. Из их числа около 47% (101) требует капитального ремонта. Все виды благоустройств имеют в городе только 81% школ, в селе - 48%. Несмотря на то, что учебно-материальная база образовательных учреждений несколько улучшилась за счет участия республики в федеральных целевых программах и за счет поставок оборудования в рамках приоритетного национального проекта "Образование", в том числе Комплексного проекта модернизации образования Республики Северная Осетия-Алания, все же в 46,7 % школьников обучается в условиях, не отвечающих современным требованиям.
Положение усугубляется тем, что 14% школ расположено в труднодоступных горных населенных пунктах. Большинство из них являются малочисленными, недостаточно оборудованными, но 42,9 % из них реализует программы среднего (полного) общего образования, что делает очевидной "затратность" системы сельских образовательных учреждений.
В связи с тем, что на долю республики приходится 30% от общей численности беженцев и вынужденных переселенцев, актуальна проблема создания благоприятных условий для обучения и воспитания их детей.
В соответствии с новыми требованиями к обеспечению образовательного процесса удалось повысить показатель оснащенности образовательных учреждений компьютерной техникой и программными продуктами. За последние 2 года в них было поставлено 2636 компьютеров и их общее количество доведено до 4715, что позволило снизить число обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, с 47 человек до 17. Однако процент "морально" устаревших компьютеров продолжает оставаться значительным - 41 (1944 компьютера). Только в 64 школах созданы локальные сети. Все общеобразовательные учреждения имеют широкополосный доступ к сети Интернет.
В действующей системе общего образования функционирует 42,4 % школ, реализующих программы начального общего образования на родном языке с постепенным переходом на русский язык обучения. Идет целенаправленная работа по повышению качества национального образования. Реализуется Концепция осетинского национального образования, по которой разработаны и апробируются учебники и учебно-методические пособия для учащихся 1-11 классов, не владеющих осетинским языком; разработаны учебные планы и номенклатура дидактических комплектов для всех возрастных групп дошкольного образования; программы, учебники и учебно-методические пособия для всех классов начальной национальной школы. Качество преподавания осетинского языка и литературы стало связываться с процедурой аттестации учителей на высшую категорию, что влияет на совершенствование их профессионального уровня и стимулирует его развитие. Важную роль играют и конкурсы среди учащихся и учителей, проводимые Министерством образования и науки республики.
Тем не менее анализ выявляет существующие серьезные проблемы в развитии национальной школы. Среди них - дальнейшая разработка и издание новых учебных программ, учебных и методических пособий современного поколения; формирование системы мониторинга оценки качества образования.
Анализ состояния образования в динамике социально-экономической и общественной жизни республики выявил возрастание интеллектуальных и творческих ресурсов общества, среди которых значительное место занимает детская одаренность. Результатом работы по этому направлению являются победы многих творческих объединений республики во всероссийских конкурсах и мероприятиях. Ведется целенаправленное привлечение одаренных детей к исследовательской деятельности. Совершенствуются и формы работы с одаренными детьми в летний период. Принимаются меры по повышению методического уровня педагогов в части работы с одаренными детьми.
Вместе с тем следует отметить, что целостная система работы по данному направлению в республике отсутствует. Нет подготовленных специалистов для инновационной работы с одаренными детьми, отсутствует их психологическое сопровождение. На низком уровне находится материальная база учреждений дополнительного образования, не выделяются специальные стипендии для одаренных детей.
Особое место в развитии образования и в его модернизации занимает система специального образования. В республике функционирует 8 учреждений, которые осуществляют коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Число учащихся с отклонениями в развитии в республике, по данным мониторинга, составляет 3159 человек, в том числе 1737 детей, из них 1621 воспитывается в дошкольных образовательных учреждениях, 80 обучается в специальных (коррекционных) учреждениях, 36 находится в Доме ребёнка. В дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида функционирует 41 группа компенсирующего обучения, где обучается 1528 детей. Республиканская политика в области специального образования совершенствуется: существенно изменена нормативно-правовая база; разработана концепция службы специальной психологии, переподготовки и повышения квалификации специальных кадров; продолжается внедрение инновационных моделей специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Однако республике необходимо развивать систему коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях общего типа, обеспечить целостную систему раннего выявления отклонений в развитии детей для проведения своевременной коррекции и реабилитации. Не хватает квалифицированных психологов, дефектологов, детских психиатров, что негативно сказывается на результатах системного изучения ребёнка. Данные мониторинга подтверждают, что республика отстаёт от многих регионов Российской Федерации по развитию сети специальных (коррекционных) учреждений и системы специального образования, что нарушает права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и на социальную интеграцию.
Материально-техническая база специальных (коррекционных) учреждений остаётся слабой. Большинство из них нуждается в капитальном ремонте. Износ основных фондов оборудования составляет 70-80%. Недостаточно сопровождение образования специальной литературой. Практически отсутствует профессиональное медицинское оборудование. Существующие логопедические кабинеты не в состоянии в полной мере оказать необходимую и своевременную помощь детям с речевыми нарушениями, не посещающими дошкольные образовательные учреждения. Это делает актуальным открытие логопунктов при общеобразовательных школах.
В целом для реализации задач развития специального образования необходима согласованная деятельность республиканских органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и граждан, действующих в пределах своих полномочий.
Республиканская система дополнительного образования располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в различных областях образовательной деятельности. В 58 учреждениях дополнительного образования обучается более 58 тысяч учащихся, что составляет 72% от общего количества школьников республики.
Вместе с тем изношенность материальной базы учреждений дополнительного образования составляет более 80%. Необходимо гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на материально-техническое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей.
С 1999 года в республике ведется работа по формированию системы независимой оценки качества образования. Предпринимаются меры по совершенствованию аттестации педагогических и руководящих работников. В порядке проведения аттестации повышена ее объективность. В состав аттестационных комиссий и экспертных групп включены представители общественных организаций, победители конкурсных отборов в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Введены новые формы процедуры государственной аккредитации учреждений образования, стимулирующие совершенствование их деятельности и профессиональный рост педагогических работников. Дает положительные результаты итоговая аттестация выпускников всех общеобразовательных уровней независимыми аттестационными комиссиями.