ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2003 года N 313

О ВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ, ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ ВСЕХ ТИПОВ, СКЛАДОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ, НЕФТЕБАЗ, НЕФТЕПРОМЫСЛОВ, ОБЪЕКТОВ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И ТРАНСПОРТИРОВКЕ СЫРОЙ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ АЛАНИЯ

В целях обеспечения повышения эффективности охраны окружающей среды, экологической безопасности и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить предложенные Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания прилагаемые Временные экологические требования при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации автозаправочных станций всех типов, складов нефти и нефтепродуктов, нефтебаз, нефтепромыслов, объектов по переработке и транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов по обеспечению экологической безопасности территории Республики Северная Осети - Алания (далее Временные экологические требования).

2. Обязать министерства и ведомства Республики Северная Осетия - Алания и рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и администрациям местного самоуправления в своей практической работе, касающейся принятия решений по объектам, указанным в пункте 1, руководствоваться, как действующими нормативными документами, так и настоящими Временными экологическими требованиями.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания - Министра экономики Республики Северная Осетия-Алания В.Т.Баликоева.

Председатель Правительстве

Республики Северная Осетия - Алания М. Шаталов

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21 ноября 2003 г. N 313

ВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации автозаправочных станций всех типов, складов нефти и нефтепродуктов, нефтебаз, нефтепромыслов, объектов по переработке и транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов по обеспечению экологической безопасности на территории Республики Северная Осетия - Алания г. Владикавказ, 2003 г.

1. Назначение и область применения


1.1. Настоящие Временные экологические требования при проектировании, строительстве, эксплуатации автозаправочных станций всех типов, нефтебаз, нефтепромыслов, объектов по переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов (в дальнейшем - объекты нефтепродуктообеспечения) формируют основные требования экологической безопасности, направленные на предупреждение и снижение неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду от хозяйственной деятельности по эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения.

1.2. Временные экологические требования предназначены для использования должностными лицами государственных органов, специально уполномоченных в области охраны окружающей природной среды, экологической экспертизы, землеустройства, экологического контроля, а также проектными организациями, осуществляющими разработку проектов строительства, реконструкции, техперевооружения промышленных объектов, сооружений, установок и т.д..

1.3. Настоящие Временные экологические требования предназначены и являются обязательными для соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, должностными лицами и гражданами, в т.ч. иностранными и лицами без гражданства, осуществляющими на территории Республики Северная Осетия - Алания хозяйственную или иную деятельность и имеющими в эксплуатации объекты нефтепродуктообеспечения на территории Республики Северная Осетия - Алания.

2. Основные экологические термины и определения


Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей природной среде (ГОСТ Р 22.0.05-94).

Вредное воздействие - воздействие хозяйственной и иной деятельности на природный объект, в результате которого происходят нарушения устойчивого состояния экосистемы, ее естественного развития и ухудшение условий использования объекта или его части (участка).

Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

Загрязняющее атмосферу вещество - примеси в атмосфере, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье людей и (или) на окружающую среду.

Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки, бытовой мусор и др.).

Земли, расположенные в границах водоохранных зон - земли (территория), примыкающие к акватории поверхностных водных объектов, на которых установлен специальный режим хозяйственной и иной деятельности.

Инвентаризация выбросов - систематизация сведений о распределении источников загрязнения атмосферы на определенной территории, количестве и составе выбросов.

Источник загрязнения атмосферы - объект, распространяющий загрязняющие атмосферу вещества.

Канализационная сеть - система трубопроводов, каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод, транспортировки сточных вод на очистные сооружения водные объекты и т.д.

Плата за загрязнение окружающей природной среды - плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие загрязнения в пределах установленных лимитов, а также сверх установленных лимитов по ставкам, установленным действующими законодательными актами РФ.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие неприятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющего вещества в атмосферном воздухе - максимальная концентрация примеси в атмосфере, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного воздействия, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) - масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника пли совокупности источников загрязнения атмосферы города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающая приземную концентрацию, не превышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира.

Предельно-допустимый сброс (ПДС) - масса сбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения в водные объекты или рельеф местности, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта (рельеф местности) в единицу времени.

Разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду - документ, устанавливающий нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровья человека.

Риск экологический - количественная характеристика экологической опасности объекта, оцениваемая произведением вероятности возникновения на объекте аварии (инцидента, происшествия) на ущерб, причиненный природной среде этой аварией и ее непосредственными последствиями.

Самовольное занятие земель - пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

Сточные воды - воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека, а также организованного удаления с территории атмосферных осадков.

Углеводородное сырье - сырая нефть, природный газ.

Углеводородное топливо - продукт переработки углеводородного сырья.

Ущерб - выражение в денежной форме результатов вредного воздействия аварии и ее последствий на окружающую природную среду.

Экологическая безопасность - состояние (степень) защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

Экологические требования - правила, условия, обязательные для выполнения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, с целью обеспечения устойчивого развития окружающей среды и ее компонентов.

3. Общие положения


3.1. Экологические требования при эксплуатации АЗС, нефтебаз, нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих комплексов на территории Республики Северная Осетия - Алании разработаны в соответствии с требованиями природоохранного законодательства с учетом действующих государственных экологических стандартов, нормативов качества окружающей природной среды, санитарных правил, гигиенических требований к компонентам природной среды, инструкций и правил технической эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения, а также других нормативно-технических документов.

3.2. Настоящим документом определены основные требования экологической безопасности, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности объектов, указанных в п. 1.1., на окружающую среду и здоровье населения региона.

3.3. Предприятия, учреждения, организации, юридические и частные лица, имеющие в эксплуатации объекты нефтепродуктообеспечения, обязаны принимать эффективные меры по выполнению требований экологической, санитарной и технической безопасности, оздоровлению окружающей природной среды, организовывать проведение производственного экологического контроля, обеспечивать регулярное прохождение учебы в учебных центрах лиц, назначенных ответственными за охрану окружающей природной среды, владельцев объектов.

3.4. Ответственность за организацию выполнения требований природоохранного законодательства, настоящих экологических требований при эксплуатации объекта несет руководитель предприятия, учреждения, организации (владелец объекта).

3.5. Ответственность за выполнение настоящих экологических требований, правил технической эксплуатации объектов, требований законодательных, инструктивных, разрешительных документов по охране природы непосредственно на каждом объекте должна быть возложена на должностное лицо, назначенное приказом руководителя предприятия, организации, учреждения (владельцем объекта).

3.6. Виновные в нарушении требований природоохранного законодательства и несоблюдении временных экологических требований при эксплуатации объекта предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания "Об охране окружающей природной среды" и иными законодательными актами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.

3.7. При эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения руководители предприятий, должностные лица предприятий, назначенные ответственными за осуществление природоохранных мероприятий, обязаны:

3.7.1. С целью государственного учета и нормирования выбросов, сбросов образования и накопления отходов разрабатывать и продлевать в установленном порядке срок действия экологического паспорта на основании:

а) инвентаризации источников выбросов - проводится не реже одного раза в пять лет, а также после проведения работ по реконструкции, техническому перевооружению объектов нефтепродуктообеспечения, при загрузке оборудования на 90-100% проектной мощности расчётным либо инструментальным (лабораторным) методом;

б) инвентаризации источников сбросов - проводится ежегодно инструментальным методом (лабораторные анализы качественного состава сточных вод на выпусках);

в) инвентаризации отходов производства и потребления - проводится ежегодно по всем источникам их образования расчётным, балансовым (материальный баланс) методом.

3.7.2. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, объемы образования отходов производства и потребления, имеющие место на объектах нефтепродуктообеспечения, должны учитываться в порядке, установленном Правительствами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания. Учет и нормирование выбросов, сбросов, образования отходов должны осуществляться на основании результатов инвентаризации источников загрязнения и образования отходов, мест складирования отходов.

3.7.3. Выброс и сброс загрязняющих веществ, размещение отходов на объектах нефтепродуктообеспечения допускается на основе разрешений, выдаваемых органом, уполномоченным в области охраны окружающей природной среды. В разрешениях устанавливаются нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, образования и условия размещения отходов, обеспечивающих экологически безопасное осуществление эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения.

Порядок рассмотрения в соответствующем подразделении органа охраны окружающей природной среды проектов нормативов ПДВ, ПДС, лимитов на размещение отходов, подготовки выдачи разрешений на выброс, сброс, размещение отходов определяется соответствующими распорядительными и нормативными документами, введенными в действие.

3.7.4. Обеспечивать разработку (при необходимости) нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ от принадлежащих им источников загрязнения объектов нефтепродуктообеспечения, а также лимитов предельного образования и размещения отходов производства и потребления.

(Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду источниками выбросов в целом разрабатываются на основании результатов инвентаризации источников выбросов, сбросов и образования отходов производства и потребления. В случае невозможности обеспечения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов (для их поэтапного достижения) могут устанавливаться временно согласованные выбросы (ВСВ) с поэтапным достижением нормативов ПДВ и временно согласованные сбросы (ВСС) с поэтапным достижением ПДС загрязняющих веществ. Снижение объемов выбросов и сбросов до предусмотренных предельных величин (ПДВ, ПДС), обеспечение утвержденного лимита образования и размещения отходов в установленные сроки является обязательным. Невыполнение поэтапных мероприятий плана в утверждённые сроки влечёт за собой приостановление производственной деятельности цехов, установок, аппаратов объектов нефтепродуктообеспечения. Работы по инвентаризации выбросов, разработке проектов нормативов ПДВ (ВСВ), ПДС, лимитов размещения отходов должны производиться строго в соответствии с действующими нормативно техническими документами, стандартами и инструкциями по охране природы за счет предприятий, организаций, частных лиц, эксплуатирующих объекты нефтепродуктообеспечения. Результаты инвентаризации источников выбросов и сбросов, расчеты нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов, лимитов на образование и размещение отходов должны согласовываться с подразделениями органа охраны окружающей среды, согласно действующему законодательству. Срок действия проектов нормативов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов не должен превышать сроки действия инвентаризации источников загрязнения. После проведения работ по реконструкции, модернизации или капитальному ремонту оборудования автозаправочной станции должна быть проведена корректировка проекта нормативов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов или разработка новых проектов).

3.7.5. Своевременно, в установленном порядке получать, продлевать разрешения: на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в природную среду, на объемы образования и согласование условий размещения отходов производства и потребления, а также лицензию на право пользования подземными и поверхностными водами (при наличии артезианских скважин и сбросов стоков в водные объекты и на рельеф местности).

(На основании положительного заключения специально уполномоченного органа в области охраны окружающей природной среды на проект нормативов ПДВ, НДС выдается разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ. Срок действия разрешения, объемы на выброс, сброс загрязняющих веществ устанавливаются в зависимости от уровня загрязнения природной среды на объектах нефтепродуктообеспечения и в санитарно защитной зоне. Продление разрешения осуществляется установленным порядком после проверки выполнения мероприятий по обеспечению нормативов НДС, ПДВ. Разрешение на размещение отходов выдается сроком на один год. В разрешении устанавливается объем (масса) образования и размещения отходов на территории объекта нефтепродуктообеспечения. Сроки хранения и разрешенное к размещению количество отходов устанавливаются с учетом утвержденных лимитов размещения отходов, планов мероприятий по их достижению).

3.7.6. Обеспечивать соблюдение разрешенных объемов выбросов в атмосферный воздух, сбросов от источников загрязнения в объекты окружающей среды, количеств размещаемых отходов и организовывать проведение инструментальных измерений выбросов и сбросов в сроки, определенные программой производственного контроля, планами - графиками, согласованными с органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

(В плане-графике должны быть определены источники загрязнения (выбросов, сбросов), сроки проверки, установленные нормативы ПДВ, ПДС и наименование методик, по которым осуществляется контроль выбросов, сбросов. Планы-графики контроля соблюдения нормативов ПДВ (контроль соблюдения ПДК загрязнителей на границе СЗЗ), ПДС (контроль концентраций сточных вод) разрабатываются для каждого объекта нефтепродуктообеспечения ежегодно на следующий год и представляются на согласование в орган, уполномоченный в области охраны окружающей среды, одновременно с результатами испытаний, проведенными в текущем году. Контроль за соблюдением установленных нормативов ПДВ (ВСВ), нормативов сбросов должен осуществляться предприятиями, организациями, лабораториями, имеющими аттестацию (аккредитацию Госстандарта РФ). Результаты инструментальных измерений фактических выбросов, сбросов (концентрации) и соответствие их установленным нормативам контролируются представителями органов государственного экологического контроля. При наличии разрешения на размещение отходов производства и потребления ежегодно должны проводиться работы по определению массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями).

3.7.7. Планировать и реализовать мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию загрязняющих воздух веществ, очистке сточных вод, снижению количества образуемых отходов производства и потребления.

(План мероприятий по охране природы составляется на каждый год и согласовывается с органами, уполномоченными в области охраны окружающей природной среды).

3.7.8. Обеспечивать соблюдение установленного режима санитарно защитных зон. (Контроль за загрязнением атмосферного воздуха в пределах СЗЗ и на её границах, особенно в районе жилой застройки, должен проводиться не реже двух раз в год согласно плану контроля, согласованному с органами государственного экологического контроля и органами санитарно-эпидемиологической службы. Результаты контроля и анализы загрязнения воздуха в районе размещения объекта нефтепродуктообеспечения должны ежегодно представляться в органы охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора).

3.7.9. Выполнять предписания представителей органов государственного экологического контроля и специалистов государственного санитарного надзора по устранению нарушений требований природоохранного законодательства и нормативно-технической документации по охране природы. (Предписания выдаются в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательств, санитарных правил, нормативно-технической документации по охране природы и должны выполняться в полном объёме и в установленные сроки.)

3.7.10. Согласовывать с органами охраны окружающей среды и санитарно эпидемиологического надзора все изменения технологического процесса и конструкций оборудования (увеличение производственной мощности, интенсификации процессов производства, другие отклонения от производственного проекта и согласованных природоохранных нормативов), а также материалы по реконструкции (расширению) объектов нефтепродуктообеспечения. Технологические процессы и оборудование должны соответствовать санитарным правилам организации технологических процессов и гигиеническим требованиям к производственному оборудованию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»