Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2011 года N 273

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА, ЗАЩИТА И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ"

{Утратило силу:
Постановление Правительства РСО-Алания от 23.11.12 N 410; НГР: ru 15000201200353}

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации Правительство Республики Северная Осетия - Алания постановляет:

1.Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания на 2011 - 2015 годы".

2.Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания при формировании республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на соответствующий финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы.

3. Комитету лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания принять к исполнению утвержденную настоящим постановлением Республиканскую целевую программу "Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания на 2011 - 2015 годы".

4.Контроль исполнения настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Р.Т. Беликова.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия - Алания Н.А. Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 октября 2011 г. N 273

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА, ЗАЩИТА И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ"

г. Владикавказ

2011 год

ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания  на 2011-2015 годы

Основание для разработки Программы

Лесной кодекс Российской Федерации

Государственный заказчик Программы

Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания

Исполнители Программы

Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания

Основные цели Программы

Сохранение экологической, экономической и социальной ценности лесов, создание условий для рационального и неистощительного использования лесных ресурсов.
 Повышение эффективности  охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы.
 Улучшение качества воспроизводства лесов, повышение их продуктивности;
создание условий для комплексного и эффективного освоения лесных ресурсов

Основные задачи Программы

Обеспечение охраны лесов от пожаров, от незаконных рубок, от загрязнения и от иного негативного воздействия.
 Обеспечение защиты лесов от вредных организмов.
 Обеспечение воспроизводства лесов путем лесовосстановления и  обеспечения ухода за лесами.

Сроки реализации Программы

2011-2015 годы

Система программных мероприятий

Обеспечение охраны лесов от пожаров.
 Организация борьбы с лесными пожарами.
 Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров.
 Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров.
 Защита лесов от вредных организмов.
 Воспроизводство лесов.
 Обеспечение ухода за лесами
 Организационно-технические мероприятия.

Ресурсное обеспечение Программы

Средства субвенций из федерального бюджета - 143979,6 тыс. рублей.
 Средства субсидий из федерального бюджета - 63513,8 тыс. рублей.
 Средства республиканского бюджета - 16477,6 тыс. рублей.
 Средства иных источников  3775,1 тыс. рублей.
 Объемы финансирования  могут корректироваться исходя из возможностей республиканского бюджета.

Ожидаемые конечные результаты

Обеспечение мер пожарной безопасности в лесах на площади 172,5 тыс. га.
 Увеличение протяженности лесных дорог на 85,5 км.
 Улучшение санитарного состояния лесов на площади 1183 га.
 Увеличение площади лесов на 282 га.
 Улучшение качественного и породного состава насаждений на площади  6000 га.
 Сохранение подроста на площади 4500 га.
 Достижение показателя приживаемости лесных культур  82,5%.

Оценка эффективности реализации Программы

Экономия средств федерального бюджета в объеме 5,0 млн. рублей, предусмотренных на тушение лесных пожаров и предотвращение ущерба, причиняемого лесными пожарами.
 Увеличение объема заготовки древесины до 70 тыс. куб.метров и поступление платежей в федеральный и республиканский бюджеты от использования лесов до 12,0 млн. рублей.
 Сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Состав и сроки представления отчетности

Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания ежегодно готовит доклад  о ходе реализации Программы и представляет его в Правительство Республики Северная Осетия-Алания до 1 марта года следующего за отчетным.

Контроль за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Республика Северная Осетия-Алания обладает значительными запасами лесных ресурсов, однако экономический потенциал лесного сектора в последние годы используется недостаточно эффективно, имели место потери лесного хозяйства от пожаров, вредителей и болезней леса, незаконных рубок, снизились объемы лесовосстановительных и лесохозяйственных мероприятий, сохраняется низкий уровень материально-технического обеспечения лесного хозяйства.

На значительной площади лесов из-за неосвоения ежегодной расчетной лесосеки происходит нежелательная смена пород, накопление спелых и перестойных лиственных насаждений.

С 1 января 2007 года вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации, который предусматривает передачу субъектам Российской Федерации практически всех основных полномочий и прав в области лесных отношений, необходимых для обеспечения эффективной деятельности всех отраслей лесного сектора, улучшения качества и повышения продуктивности лесов.

Одним из инструментов достижения поставленных целей являются республиканские целевые программы. Настоящая Программа разработана в соответствии с основными положениями Лесного кодекса Российской Федерации и содержит комплекс системных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить устойчивое развитие лесного хозяйства республики, существенное улучшение состояния лесов, увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней, создание благоприятных условий для развития лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности.

Площадь покрытых лесной растительностью земель Республики Северная Осетия - Алания составляет 192,3 тыс. га, из них хвойные насаждения занимают 4,5%, мягколиственные - 25,1%, твердолиственные – 70,4%.

По группам возраста площади покрытых лесом земель лесного фонда распределены следующим образом:

2,7% - молодняки;

49,8% - средневозрастные;

10,8% - приспевающие;

36,7% - спелые и перестойные древостои.

Динамика изменения возрастной структуры характеризуется сокращением площади молодняков и увеличением площади спелых и перестойных насаждений.

Эти данные показывают, что лесные ресурсы Республики Северная Осетия - Алания в настоящее время используются недостаточно эффективно.

На значительной площади лесного фонда продолжается нежелательная смена пород, происходит накопление спелых и перестойных лиственных насаждений. Резкое снижение потребности в древесине твердолиственных пород лесоперерабатывающей промышленностью республики оказало негативное влияние на состояние лесного фонда.

Несмотря на то, что в Республике Северная Осетия-Алания накоплен существенный опыт по созданию искусственных лесных культур на значительной площади земель лесного фонда, воспроизводство лесов следует осуществлять путем комбинированного лесовосстановления и содействия естественному лесовосстановлению. Учитывая, что воспроизводство лесов является многоэтапным, длительным, последовательным процессом, выполнение мероприятий по воспроизводству лесов целесообразно в рамках долгосрочной республиканской целевой программы.

Леса Республики Северная Осетия - Алания относятся к средней степени природной пожарной опасности и нередко подвергаются негативному воздействию лесных пожаров. Только за последние пять лет возникло 9 лесных пожаров, а ущерб составил более 10 миллионов рублей, имеют место крупные лесные пожары.

Возникновение лесных пожаров происходит, как правило, по причине:

несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу;

проведения несанкционированного выжигания естественного травостоя;

сжигания растительного и бытового мусора;

нарушения правил пожарной безопасности сельхозпроизводителями на землях, прилегающих к лесам.

Проблема охраны лесов приобрела характер общегосударственной задачи.

Для организации борьбы с лесными пожарами необходимо осуществление целенаправленных скоординированных действий органов государственной власти и местного самоуправления, арендаторов лесных участков и других заинтересованных организаций, позволяющих создать систему охраны лесов от пожаров, способную адаптироваться к непрерывно изменяющейся лесопожарной обстановке.

За последние годы заметно снизился уровень материально-технического обеспечения лесохозяйственных работ и мероприятий по восстановлению лесов, остаются высокими потери лесного хозяйства от лесных пожаров, от незаконных рубок, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также от вредных организмов.

Главная причина сложившейся неблагоприятной ситуации - это недостаточное финансирование мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы лесной отрасли, отсутствие в республике лесопожарной техники и оборудования, недостаточное количество средств обнаружения и предупреждения очагов возникновения лесных пожаров, слабое оснащение подрядных организаций, выполняющих мероприятия по охране лесов от пожаров, современными средствами тушения лесных пожаров.

2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Целью настоящей Программы является повышение эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы, улучшения технического обеспечения; улучшение качества и продуктивности лесов, сохранение их средообразующих, водоохранных, оздоровительных функций, создание условий для комплексного и эффективного освоения лесов.

Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую и социально-экономическую направленность.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение задач по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров, своевременному обнаружению и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшению технического обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов, разработке и внедрению новых технологий и технологических средств воспроизводства лесов и их защиты.

Специфичность данной проблемы в изменившихся социально-экономических условиях жизни республики вызывает необходимость решить ряд вопросов, ранее не стоявших перед лесной службой, а именно:

создание материально-технической базы (снабжение горюче-смазочными материалами, наличие необходимого инвентаря и оборудования, ремонт и обслуживание техники и т.д.);

создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны лесов от пожаров, стимулирование деятельности юридических и физических лиц, привлекаемых на борьбу с лесными пожарами и осуществляющих противопожарную деятельность.

Учитывая невозможность резкого увеличения капитальных вложений и текущих затрат, выделяемых на охрану лесов от пожаров, Программой намечается постепенное наращивание средств для поэтапного решения проблем.

За период действия Программы предусматривается решение следующих задач:

создание эффективной системы оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров;

предотвращение незаконной заготовки и оборота древесины;

обеспечение надлежащего содержания сил и средств пожаротушения;

проведение работ по профилактике лесных пожаров;

создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров;

обеспечение защиты лесов от вредных организмов;

обеспечение качественного воспроизводства лесов путем лесовосстановления;

обеспечение ухода за лесами;

создание специализированного учреждения, осуществляющего охрану лесов от пожаров, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров;

обеспечение финансирования профилактических противопожарных мероприятий;

разработка и внедрение комплекса организационно-технических мер для своевременного обнаружения и ликвидации лесных пожаров.

3. Система программных мероприятий


В целях улучшения качества и продуктивности лесов в рамках Программы планируется решить комплекс задач по обеспечению охраны лесов, защиты лесов от болезней и вредителей, качественного воспроизводства лесов, ухода за лесами. В целях создания условий для комплексного и эффективного освоения лесного ресурса планируется обеспечить организацию управления лесами, осуществление государственного лесного контроля и надзора, пожарного надзора.

Комплекс мероприятий Программы, а также сроки их реализации указаны в приложении к Программе.

3.1. Обеспечение охраны лесов от пожаров


Сохранение лесов от повреждения и уничтожения огнем является одной из главных задач лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания. Недостаточное внимание к охране лесов от пожаров может привести к гибели лесных насаждений, уменьшению биологической продуктивности лесов из-за разрушения коренных мест произрастания и замещения коренных типов леса вторичными лесами, усилению вспышек массового размножения насекомых - вредителей леса, возникновению негативных экологических последствий.

Охрана лесов от пожаров является сложной системой мероприятий, которая включает в себя три основных блока: предупреждение лесных пожаров, ликвидацию лесных пожаров и восстановление погибших лесных насаждений. Очевидно, что с экономической и экологической точек зрения лесные пожары предпочтительнее предупреждать, чем тушить и ликвидировать их последствия.

По лесорастительным условиям леса республики имеют средний класс пожарной опасности. Главная угроза в сфере охраны лесов от пожаров - это недостаточное финансирование мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы лесной отрасли, практический износ пожарной техники, недостаточное количество средств обнаружения и предупреждения очагов возникновения лесных пожаров, недостаточное обеспечение современными средствами тушения пожаров.

Программой предусматривается приобретение технических средств, строительство и ремонт дорог противопожарного назначения для формирования более эффективной системы борьбы с лесными пожарами.

В целях предупреждения возникновения лесных пожаров Программой предусмотрена реализация комплекса мероприятий по противопожарному обустройству лесов, в частности создание противопожарных барьеров (минерализованных полос) протяженностью 138,6 км за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций. Противопожарные барьеры служат для остановки продвижения кромки низовых пожаров, а также являются опорными линиями при тушении пожаров и транспортными путями, облегчают наземную охрану лесов от пожаров.

Профилактика лесных пожаров и их тушение требуют системного подхода, специфических методов и специальной организации. Организация работ по предупреждению пожаров и в случае возникновения борьба с ними невозможны без проведения тщательного анализа фактического состояния горимости лесов, определения класса пожарной опасности насаждений и планирования комплекса предупредительных противопожарных мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»