Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 октября 2001 года N 249

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ И НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2002-2005 Г.Г.

{Утратило силу:
Постановление РСО-Алания от 06.05.05 N 123; НГР: ru15000200500095}

В целях стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки и предупреждения развития отрицательных факторов, влияющих на здоровье населения. Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболевании, снижения уровня преждевременной смертности населения Республики Северная Осетия - Алания на 2002-2005 г.г. (далее-Программа.

2. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев), Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев) включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета в 2002 г. и последующие годы.

3. Рекомендовать администрациям местного самоуправления г.Владикавказа и районов при формировании бюджетов на 2002 г. и последующие годы предусмотреть финансирование городской и районных программ неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, снижения уровня преждевременной смертности населения.

4. Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия-Алания (Демуров) предусмотреть возможность выделения денежных средств на финансирование отдельных мероприятии Программы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Такоева С.К.

Проект

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания

от 4 октября 2001 г. N 240

Республиканская программа неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, снижения уровня преждевременной смертности населения Республики Северная Осетия - Алания на 2002-2005 г.г.

г. Владикавказ 2001 г.

Паспорт

Республиканской программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, снижения уровня преждевременной смертности населения Республики Северная Осетия - Алания на 2002-2005 г.г.


Наименование Программы

- Республиканская программа неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благо-получия, профилактики инфекционных и неинфекци-онных заболеваний, снижения уровня преждевремен-ной смертности населения Республики Северная Осе-тия - Алания на 2002-2005 гг.

Документы о принятии решения о разработке Программы

- Постановление Правительства Российской Федера-ции от 28.02.94 г. N 158;

 - решение Совета безопасности Российской Федерации от 28.04.99 г.

Государственный заказчик Программы

- Центр госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия - Алания

Основные разработчики Программы

- Центр Госсанэпиднадзора в Республике Северная Осетия - Алания;

 - Министерство здравоохранения Республики Север-ная Осетия - Алания

Основные цели программы

- Стабилизация санитарно-эпидемиологической обста-новки, снижение уровня влияния на здоровье человека вредных и опасных факторов среды его обитания;

 - обеспечение безопасности питьевой воды;

 - обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшение качества и струк-туры питания;

 - обеспечение государственного надзора и контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

 - предупреждение инфекционной заболеваемости

Сроки и этапы реализации Программы

2002-2005 годы

Перечень основных мероприятий Программы

- Организационное, финансовое обеспечение меро-приятий по соблюдению санитарно-эпидемиологиче-ских требований по гарантиям безопасности среды обитания для здоровья человека;

 - обеспечение производственного лабораторного кон-троля за соблюдением санитарных правил и проведе-нием санитарно-противоэпидемических (профилакти-ческих) мероприятий при выполнении работ и ока-за-нии услуг, а также при производстве, хра-нении и реа-лизации продукции;

 - совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Основные исполнители Программы

- Министерства, ведомства, деятельность которых рег-ламентирована в области обеспечения санитарно-эпи-демиологического благополучия населения

Объемы и источники финансирования

- Внебюджетное финансирование;

 - республиканский бюджет
 (всего 47389 тыс. руб.)

Ожидаемые результаты реализации Программы

- Стабилизация, улучшение показателей качества среды обитания человека, снижение инфекционной, соматической заболеваемости

Система организации контроля за исполнением Программы

- Государс твенный заказчик Программы осуществляет непрерывный контроль за ее реализацией;

 - ход выполнения Программы обсуждается на заседа-ниях Правительства Республики Северная Осетия - Алания ежегодно, на Совете общественной безопасно-сти Республики Северная Осетия - Алания в 2003 -2005 г.г.

1. Обоснование необходимости принятия данной Программы.

В последние годы отмечается нарастание негативных тенденции в состоянии здоровья, факторов среды обитания населения. Снизилась рождаемость (10,6 против 11,1 в 1998 г.), повысилась смертность (12,7 против 12,3 в 1998 г.). Количество умерших от заболевании органов дыхания увеличилось на 100 тыс. населения - 24,8 в 1999 г. против 19,8 в 1998 г., от заболеваний органов пищеварения соответственно 124,5 и 104,8.

Отмечен значительный рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями. Интенсивный показатель на 100 тыс. населения составил 241,5 против 198,2 в 2000 г.

Рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями по результатам корреляционного анализа связан главным образом с грубыми нарушениями правил эксплуатации водопроводных сооружений и разводящей сети, что послужило причиной эпидемиологического подъема острых кишечных инфекций в с. Мичурино Ардонского района, где в результате использования для хозяйственно-питьевых нужд загрязненной воды заболело дизентерией 47 человек.

В неменьшей степени причиной острых кишечных инфекций является употребление в пищу продуктов питания негарантированного качества, связанное с нарушениями правил реализации, транспортировки, условий и сроков хранения. Так в г. Ардоне зарегистрировано бытовое групповое заболевание острыми кишечными инфекциями, связанное с использованием в пищу недоброкачественных продуктов питания.

Замечен рост вирусных гепатитов. В 2000 г. интенсивный показатель на 100 тыс. населения составил 108,8 против 74,3 в 1999 г. 10% больных вирусным гепатитом А - в общем числе больных инфекционными болезнями. Отмечается изменение структуры заболеваемости на фоне высокого уровня гепатита А, причины которого аналогичны причинам, способствующим росту кишечных инфекций. В с. Кизляр Моздокского района вспышка гепатита с 74 заболевшими явилась результатом использования загрязненной питьевой воды. Весьма интенсивно растет заболеваемость гепатитами В,С,Д с парентеральным путем передачи инфекции. Низкий процент выявления носительства вирусного гепатита В,С из-за недостаточной организации лабораторной диагностики. Отсутствие диагностических препаратов затрудняет диагностику безжелтушных форм заболевания вирусным гепатитом А, являющихся нераспознанными источниками инфекций для других.

В республике не проводился иммунизация против вирусного гепатита А, а процент привитых против гепатита В незначителен, в то время как иммунизация населения является одной из важнейших мер защиты от возможного заболевания.

Республика Северная Осетия-Алания является неблагополучной по большинству природно-очаговых и особо опасных инфекций, что обусловлено напряженной эпизоотической обстановкой в природных очагах зоонозных

инфекции (сибирская язва, бруцеллез, лептоспироз, туляремия, бешенство), и туберкулезу.

Туберкулез в республике стал тяжелейшей медико-социальной проблемой и характеризуется как крайне опасная для жизни и здоровья населения болезнь.

За последние пять лет показатели заболеваемости туберкулезом в республике увеличились в 1,3 раза.

Уровень заболеваемости за 7 месяцев 2001 г. остается прежним. Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 49,4 против 50,0. Отмечается рост заболеваемости среди детского населения, в т.ч. бациллярными формами (5,2%).

Отрицательное влияние на эпидемиологическую обстановку оказывают потоки вынужденных переселенцев и непрекращающаяся миграция населения из соседних республик, неблагополучных по этой- инфекции.

На фоне удручающей ситуации с детским туберкулезом неудовлетворительно осуществляется иммунизация подлежащих контингентов. Годовой план выполнен на 50,7%. Охват населения профилактическим флюорографическим обследованием продолжает оставаться низким (33,6%), что связано с недостаточным финансированием фтизиатрической службы, не позволяющим обеспечить общую лечебную сеть флюоротехникой.

Серьезной проблемой для территориальных учреждений Госсанэпиднадзора является организация работ по заключительной дезинфекции в очагах туберкулезных инфекций, связанная с невыполнением мероприятий по развитию материально-технической базы в части оснащения центров ГСЭН дезкамерами.

Продолжается обострение эпизоотической и эпидемиологической обстановки по бешенству, которая в настоящее время носит чрезвычайный характер.

Зарегистрировано 45 очагов бешенства за 7 месяцев 2001 г. среди животных, что вдвое превышает количество очагов за предыдущий год.

Резко увеличилось число лиц, обратившихся за медицинской помощью в ЛПУ республики.

Зарегистрировано 4 смертных случая от бешенства среди людей, тогда как в целом по РФ их количество в 2001 г. достигло 10.

В течение последних лет отмечаются перебои в снабжении учреждений здравоохранения антирабическими препаратами, что сказывается на своевременном и качественном оказании антирабической помощи населению.

Не в полном объеме ввиду недостаточного финансирования выполняются профиммунизация лиц, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения вирусом бешенства (18,8%).

Не уменьшается число неблагополучных по бруцеллезу и туберкулезы населенных пунктов.

Ежегодно на территории республики регистрируются случаи заболеваний бруцеллезом, лептоспирозом.

Из-за недостатка ассигнований на приобретение средств профиммунизации не выполняется план вакцинации против природно-очаговых инфекции. Иммунизация против туляремии проводилась только в Кировском районе (показатель по республике - 3,2 процента). План вакцинации против лептоспироза выполнен на 2%, против сибирской язвы - 55,4% .

Рост заболеваемости зоонозными инфекциями с природной очаговостью связан со значительным сокращением работ по подавлению численности источников и переносчиков зоонозных инфекций, сокращением объемов санитарной очистки природных лесопарковых зон, сорванной вакцинацией населения из-за отсутствия финансирования.

Резко обострилась ситуация по ВИЧ-инфекции. Недостаточно финансируется Программа по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа на 1997-2000 г.г., пролонгированная и на 2001 год.

Контроль за качеством воды, подаваемой населению республики, проводимый в 2000 г. лабораториями центров Госсанэпиднадзора показал, что в течение года имели место случаи подачи населению недоброкачественной воды как по химическому, так и по бактериологическому составу.

Удельный вес нестандартных проб воды из разводящих сетей по санитарно-химическим показателям в 2000 г. составил - 1,01% (в 1999 г. -0,4%, в 1998 г. -0,58%, 1997 г. - 0,26%), а по микробиологическим показателям - 7,4% (в 1999 г. - 8,3%, в 1998 г. - 9,2%, 1997 г. - 8,7%), причем качество воды из разводящих сетей коммунальных водопроводов не соответствовало нормативам по санитарно-химическим показателям на 0,3% (в 1999 г. -0,39%, в 1998 г.-0,46%).

Наличие нестандартных проб воды объясняется неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием разводящих сетей водопроводов, инженерных сооружений на них, запорной арматуры, несвоевременным проведением планово-предупредительных, ремонтов и заменой устаревших, изношенных сетей, устранением аварий и утечек, отсутствием генеральных схем подачи воды в населенных пунктах, строгого учета водопотребления, организации ведомственного контроля за качеством подаваемой воды.

Качество воды открытых водоемов в 2000 г. по санитарно-химическим показателям не соответствовало требованиям ГОСТа "Зона рекреации" в 44% случаев, по микробиологическим показателям - в 60%, тогда как в 1999 г. по санитарно-химическим показателям - в 10,3 % случаев, а по микробиологическим - в 50%. Всего предприятиями республики сброшено в водные объекты 40,1 тыс. т. загрязненных веществ, что несколько ниже, чем в предыдущем году, однако это не привело к улучшению качества поверхностных вод. Наоборот, в г. Беслане индекс загрязнения воды в р. Терек увеличился в 2,5 раза, в р. Камбилеевка - 5-8 раз.

В 2000 году общее водоотведение составило 128,2 млн. м3, из них в поверхностные водные объекты сброшено 120,1 млн. м3, на рельеф местности - 8,1 млн. м3 сточных вод. По сравнению с предыдущим годом произошло снижение объемов сбрасываемых сточных вод на 15,4 млн. м3, в то же время на 9,7 млн. м увеличились сбросы загрязненных стоков. Основными загрязняющими веществами стоков предприятий промышленности, коммунального хозяйства, перерабатывающих предприятий остаются тяжелые металлы и их соединения, нефтепродукты, аммонийный и нитратный азот.

Продолжающееся загрязнение атмосферного воздуха остается наиболее острой экологической проблемой в республике. В связи с некоторым подъёмом промышленного производства и ростом автомобильного парка произошло увеличение объёмов загрязнения воздуха. Увеличение выбросов составило 3594 т/год или 3,0% при росте производства на 13,9%.

В настоящее время в республике 1105 предприятий и учреждений имеют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, количество таких источников составляет 8150; из них организованный выброс имеют 5590 источников, а 2255 источников не оборудованы устройствами для организованного пылевыделения. Из организованных источников выбросов 1525 оснащены газо-пылеулавливающими установками, что составляет 27,5% от общего количества.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от всех имеющихся в республике стационарных источников их образования составили 14891 тыс. т., в том числе твёрдые - 2461 тыс. т., из них свинец и его соединения - 0,017 тыс. т., цинк -0,089 тыс. т., газообразные и жидкие - 12,43 тыс. т., из них: диоксид серы -3,515, тыс. т., оксид углерода - 6,348 тыс. т., оксиды азота - 1,23 тыс. т., углеводороды - 0,227 тыс. т., серная кислота -0,128 тыс. т., аммиак -0,072 тыс. т., углеводороды - 0,228 тыс. т., соляная кислота - 0,003 тыс. т.

Неблагоприятное состояние условий труда сохраняется практически во всех отраслях экономики, несмотря на сокращение объемов производства, и влечет за собой ухудшение состояния здоровья работающих.

По данным Государственного комитета Республики Северная Осетия -Алания по статистике, в республике трудятся 140909 человек. Во вредных условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, - 11,6% от общей численности работающих.

Состояние рабочих мест по отдельным физическим факторам остается неудовлетворительным, как и в целом по объектам надзора.

- 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

% охвата лабораторными исследованиями по физическим факторам 26,7 24,5 25 19,8 20,6

Доля рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам:- по шуму (%) 35,3 55,2 26,8 8,9 46,1

- по микроклимату (%) 28,6 30 43 36 29,8

- по освещенности (%) 11,4 10,3 12,2 13,7 27,6

Удельный вес рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, составил:

1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»